Рецензия «Рецензия на стихи "Как летать, если крылья не держат?" от автора Анна Денисова»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Как летать, если крылья не держат?
Баллы: 6
Читатели: 364 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Как летать, если крылья не держат?" от автора Анна Денисова

Как летать, если крылья не держат?

Как летать, если крылья не держат?
Как спастись, когда выхода нет?
Если вдруг умирает надежда,
И внутри выключается свет.

Если люди, предавшие дважды -
В твое сердце попросятся вновь.
Эту реку, познавший однажды -
Не найдет, в ее водах любовь.

Как простить? Ведь обиды сильнее,
Вновь поверить тому, кто солгал.
Чтобы сделал и трижды больнее,
Тот, кто дважды уже предавал?

Как забыть? Убежать без оглядки,
И покинуть разрушенный мир?
Свою душу поставь на зарядку -
Вспомнив тех, кто когда-то любил.


_____________________________________

Вроде неплохое стихотворение… Но в наличии куча смысловых нюансов и технических моментов, вызывающих сомнения.

Как летать, если крылья не держат?
Как спастись, когда выхода нет?
Если вдруг умирает надежда,
И внутри выключается свет.


Кое-кто посетует на трафаретные фразы: «умирает надежда», «внутри выключается свет» и отчасти будут правы. Ведь любому притязательному читателю хочется воспринять новые мысли (или пусть старые, но в новом обличье), свежие метафоры и т.д.

Если люди, предавшие дважды -
В твое сердце попросятся вновь.
Эту реку, познавший однажды -
Не найдет, в ее водах любовь.

Вызывает сомнение вопрос «КАК СПАСТИСЬ […], если люди, предавшие дважды в твое сердце попросятся вновь». Если бы вопрос был поставлен так: «ЧТО ДЕЛАТЬ?», – ответить было бы затруднительно. Ведь там, где один простит, другой – ни в коем случае, … и решать в итоге литгерою (автору). Но вопрос здесь «КАК СПАСТИСЬ?», и ответ на него очевиден: «чтобы спастись, не следует пускать в сердце». Чтобы автору спастись от этой тривиальности, следует вопрос перефразировать по-иному.

Рифму «вновь - любовь» даже не обсуждаю.

Далее, сомнительный смысл в следующих строках:

«Эту реку, познавший однажды -
Не найдет, в ее водах любовь.»

Порассуждаем:
О какой реке идет речь? Очевидно, речь о реке-предательстве. То есть литгерой самостоятельно приходит к выводу: если раз напороться на предательство, то любви там не сыскать. Точка… Но тогда к чему лишние вопросы о том, как спастись и т.д., если предали уже дважды… Автор уже знает ответ и продолжает спрашивать: «Как простить?… и т.д.»

Допустим, автор вначале задаёт риторические вопросы или вопросы, на которые желает позже сам дать ответ. Тогда почему он продолжает спрашивать, когда ответ уже был дан: «эту реку, познавший однажды - не найдет в ее водах любовь».

Но по факту автор продолжает задавать вопросы:

Как простить? Ведь обиды сильнее,
Вновь поверить тому, кто солгал.
Чтобы сделал и трижды больнее,
Тот, кто дважды уже предавал?

Фраза «Ведь обиды сильнее (чего сильнее?), вновь поверить тому, кто солгал». Обиды «сильнее»? Чего/кого сильнее? Сильнее, чем поверить тому, кто солгал? - не по-русски.

Далее, повторение мысли о двойном предательстве. То есть смысловая тавтология. Зачем в одном стихотворении повторять дважды одну мысль?

Затем, «сделать больнее», «сделал больно» - это всё просторечия (делают табуретки). А просторечия - следствия многолетней привычки говорить «простым "домашним", нелитературным языком». Литературно не «сделать больно», а, например, «причинить боль, страдания».

Затем, о рифме «сильнее - больнее» (и о подобных: «моднее, краснее, ценнее, дурнее …»). Рифмы со сравнительными степенями прилагательных звучат почти столь же неблагозвучно, как и тривиальные глагольные рифмы (умываться, забываться, убиваться, заниматься). В этом случае даже употреблённая глагольная рифма «солгал - предавал» звучит удачнее.

Вопросы продолжаются.

Как забыть? Убежать без оглядки,
И покинуть разрушенный мир?

Свою душу поставь на зарядку -
Вспомнив тех, кто когда-то любил.

"мир - любил" - плохая рифма.

Странноватая концовка,  неподготовленная. Опять же, зачем столько вопросов, если ответ известен?
С одной стороны всё понятно: душа истощена – значит её можно «поставить на подзарядку» и наполнить её позитивом. Но почему «любил в прошедшем времени»? Некто любил литгероя – и ...разлюбил, что ли? Некто любил и … покинул этот мир? С одной стороны воспоминания о лучших наших днях, когда кто-то тебя любил, «заряжает наши души»… Но, если разлюбил или умер, то эти факты предают наши души двойной печали. Такие воспоминания, может, и нужны душе, но "зарядка" от них сомнительная. Подзаряжаются обычно позитивными эмоциями.

Увы, я для себя не почерпнул в стихотворении свежих мыслей, чувств, заметил слабые места. Моя оценка 5 баллов.

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке. (зарезервированная оценка)
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________


Оценка произведения: 5


Разное:
Реклама
Реклама