Как летать, если крылья не держат?
Как летать, если крылья не держат?
Как спастись, когда выхода нет?
Если вдруг умирает надежда,
И внутри выключается свет.
Если люди, предавшие дважды -
В твое сердце попросятся вновь.
Эту реку, познавший однажды -
Не найдет, в ее водах любовь.
Как простить? Ведь обиды сильнее,
Вновь поверить тому, кто солгал.
Чтобы сделал и трижды больнее,
Тот, кто дважды уже предавал?
Как забыть? Убежать без оглядки,
И покинуть разрушенный мир?
Свою душу поставь на зарядку -
Вспомнив тех, кто когда-то любил.
_____________________________________
Вроде неплохое стихотворение… Но в наличии куча смысловых нюансов и технических моментов, вызывающих сомнения.
Как летать, если крылья не держат?
Как спастись, когда выхода нет?
Если вдруг умирает надежда,
И внутри выключается свет.
Кое-кто посетует на трафаретные фразы: «умирает надежда», «внутри выключается свет» и отчасти будут правы. Ведь любому притязательному читателю хочется воспринять новые мысли (или пусть старые, но в новом обличье), свежие метафоры и т.д.
Если люди, предавшие дважды -
В твое сердце попросятся вновь.
Эту реку, познавший однажды -
Не найдет, в ее водах любовь.
Вызывает сомнение вопрос «КАК СПАСТИСЬ […], если люди, предавшие дважды в твое сердце попросятся вновь». Если бы вопрос был поставлен так: «ЧТО ДЕЛАТЬ?», – ответить было бы затруднительно. Ведь там, где один простит, другой – ни в коем случае, … и решать в итоге литгерою (автору). Но вопрос здесь «КАК СПАСТИСЬ?», и ответ на него очевиден: «чтобы спастись, не следует пускать в сердце». Чтобы автору спастись от этой тривиальности, следует вопрос перефразировать по-иному.
Рифму «вновь - любовь» даже не обсуждаю.
Далее, сомнительный смысл в следующих строках:
«Эту реку, познавший однажды -
Не найдет, в ее водах любовь.»
Порассуждаем:
О какой реке идет речь? Очевидно, речь о реке-предательстве. То есть литгерой самостоятельно приходит к выводу: если раз напороться на предательство, то любви там не сыскать. Точка… Но тогда к чему лишние вопросы о том, как спастись и т.д., если предали уже дважды… Автор уже знает ответ и продолжает спрашивать: «Как простить?… и т.д.»
Допустим, автор вначале задаёт риторические вопросы или вопросы, на которые желает позже сам дать ответ. Тогда почему он продолжает спрашивать, когда ответ уже был дан: «эту реку, познавший однажды - не найдет в ее водах любовь».
Но по факту автор продолжает задавать вопросы:
Как простить? Ведь обиды сильнее,
Вновь поверить тому, кто солгал.
Чтобы сделал и трижды больнее,
Тот, кто дважды уже предавал?
Фраза «Ведь обиды сильнее (чего сильнее?), вновь поверить тому, кто солгал». Обиды «сильнее»? Чего/кого сильнее? Сильнее, чем поверить тому, кто солгал? - не по-русски.
Далее, повторение мысли о двойном предательстве. То есть смысловая тавтология. Зачем в одном стихотворении повторять дважды одну мысль?
Затем, «сделать больнее», «сделал больно» - это всё просторечия (делают табуретки). А просторечия - следствия многолетней привычки говорить «простым "домашним", нелитературным языком». Литературно не «сделать больно», а, например, «причинить боль, страдания».
Затем, о рифме «сильнее - больнее» (и о подобных: «моднее, краснее, ценнее, дурнее …»). Рифмы со сравнительными степенями прилагательных звучат почти столь же неблагозвучно, как и тривиальные глагольные рифмы (умываться, забываться, убиваться, заниматься). В этом случае даже употреблённая глагольная рифма «солгал - предавал» звучит удачнее.
Вопросы продолжаются.
Как забыть? Убежать без оглядки,
И покинуть разрушенный мир?
Свою душу поставь на зарядку -
Вспомнив тех, кто когда-то любил.
"мир - любил" - плохая рифма.
Странноватая концовка, неподготовленная. Опять же, зачем столько вопросов, если ответ известен?
С одной стороны всё понятно: душа истощена – значит её можно «поставить на подзарядку» и наполнить её позитивом. Но почему «любил в прошедшем времени»? Некто любил литгероя – и ...разлюбил, что ли? Некто любил и … покинул этот мир? С одной стороны воспоминания о лучших наших днях, когда кто-то тебя любил, «заряжает наши души»… Но, если разлюбил или умер, то эти факты предают наши души двойной печали. Такие воспоминания, может, и нужны душе, но "зарядка" от них сомнительная. Подзаряжаются обычно позитивными эмоциями.
Увы, я для себя не почерпнул в стихотворении свежих мыслей, чувств, заметил слабые места. Моя оценка 5 баллов.
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке. (зарезервированная оценка)
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________
| Помогли сайту Реклама Праздники |