Рецензия на стихи "Душа" от автора Анна Денисова
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Душа.
Баллы: 12
Читатели: 57 +3
Внесено на сайт:

Рецензия на стихи "Душа" от автора Анна Денисова

Душа.

Однажды мне душа сказала:
"Прости меня, но я устала!"
Устала плакать и страдать,
И от любви, вновь трепетать.

Я на себе заплаты ставить,
Впредь не хочу, прошу избавить -
Меня от боли и тоски,
Чтобы не рваться на куски.

Ведь всякий раз, когда ты любишь -
Меня ты, той любовью губишь.
И тот, кто рядышком с тобой,
Вновь причиняет злую боль.

А я по сути - часть тебя,
Ведь я живая! Я твоя.
Ты пожалей меня, пойми -
Я не из танковой брони.

Я так хрупка и так ранима,
А боль опять невыносима.
Ты мне прошу, даруй покой -
Живя в гармонии с собой.


_________________________

Итак...

По всем ощущениям передо мной стихи новичка... Как сказал бы герой из кинофильма "Мимино": "Я так думаю!"

Для начала, новичка выдаёт засилье глагольной рифмы: "сказала-устала", "страдать-трепетать", "ставить-избавить ", "любишь-губишь". Есть и иные проблемы с рифмой, с её подбором: "тебя-твоя", "пойми-брони". Да и "тобой-боль" далека от идеала. Затем, уже много сказано про качество рифм из местоимений вроде "себя-тебя". Нет, это не заговор поэтов с целью внести несколько условных-правил для выявления тех, кто их ещё не прочёл. Поверьте, что для любого поэта  с натренированным слухом такая рифма выгрызает часть мозгового вещества.

Далее новичка выдаёт засилье местоимений:

Однажды мне душа сказала:
"Прости меня, но я устала!"
Устала плакать и страдать,
И от любви, вновь трепетать.

Я на себе заплаты ставить,
Впредь не хочу, прошу избавить -
Меня от боли и тоски,
Чтобы не рваться на куски.

Ведь всякий раз, когда ты любишь -
Меня ты, той любовью губишь.
И тот, кто рядышком с тобой,
Вновь причиняет злую боль.

А я по сути - часть тебя,
Ведь я живая! Я твоя.
Ты пожалей меня, пойми -
Я не из танковой брони.

Я так хрупка и так ранима,
А боль опять невыносима.
Ты мне прошу, даруй покой -
Живя в гармонии с собой.

От этой привычки следует избавляться скорейшим образом!
Там где опытный литератор обойдётся максимум одним местоимением. начинающий писатель напихает великую кучу. Местоимения - они, как водные слова, липнут к речи и прикидываются родными. А там, где начинающему стихотворцу не хватает для корректного ритма дополнительного слога (или пары), местоимения становятся необходимы, как заполнители речи или, проще говоря, "костыли".

Далее новичка выдает отсутствие лапидарности, растянутость изложения, смысловые повторы. Неумение или даже нежелание писать кратко. И дело даже не в том, что я призываю уместить данные стихи в три строфы. Я совсем не против длинных стихов. Но высказав одну мысль поэт должен переходить к следующей, а не перетирать её снова и снова.
В данном стихотворении я наблюдаю частные и общие повторы. Мысль о любовных страданиях, например, красной нитью повторяется от начала и до конца с небольшими вариациями. Вариации пытаются спасти эти стихи, но недостатки, уже перечисленные выше, сопротивляются этому процессу. То есть плюсам мешают минусы.
Примером частного повтора могут служить строки:

я по сути - часть тебя,
Ведь я живая! Я твоя".

Если сказано "я - часть тебя", то зачем повторять эту же мысль иначе: "я - твоя".
Слово "боль" употреблено аж три раза, а "вновь" два раза. Причём, в одном случае вызвало улыбку. Объяснюсь:

Дело в том, что "любовь" - это главная тема поэзии, но, к великому сожалению, приличных рифм на это слово маловато: "вновь", "кровь, "морковь", "бровь", "свекровь", ряд глаголов повелительного наклонения и всё. Поэтому невыносимыми бестселлерами в поэзии по понятным причинам стали "вновь" и "кровь". Такими бестселлерами, что поколения читателей уже тошнит от  соседства этих слов. Так, что в поэзию вошёл неписаный закон: не рифмовать "любовь", "вновь" и "кровь".
А тут у автора совершенно невинным, невынужденным образом, не подразумевая рифму, стоят эти воробышки рядом:

Устала плакать и страдать,
И от любви, вновь трепетать.

Так же новичка выдают пиррихии (отсутствие ударений в двусложной стопе), целиком совпадающие с отдельными двусложными словами. Например:

"Чтобы не рваться на куски".

Поскольку стихотворение писано ямбом, то ударение в первом слове "чтобы" просится на слог "бЫ", что противоречит правильному ударению "чтОбы". Приходится читать всё слово "чтобы" так, как будто на нём вовсе нет ударений. Это не критическая ошибка, но это то, что опытные поэты пытаются избежать.

Далее новичка выдают так называемые "инверсии". Другими словами - неестественный порядок слов с точки зрения литературной речи.

"Ты мне, прошу, даруй покой -
Живя в гармонии с собой".

Слово "прошу" вбито клином в естественную фразу "Ты мне даруй покой". И неестественны все варианты вроде:

"Ты, прошу, мне даруй покой"
"Ты мне, прошу, даруй покой"
"Ты мне даруй, прошу, покой"

Ещё и два личных местоимения мешаются.
"Прошу" следует ставить перед или после указанной фразы.

И, наконец, смысловая загвоздка, на которую мало кто обратит внимание. Итак: чей диалог описан в стихотворении? Ответ: разговор души с собой. То есть душа условно разделена на две личности: Эго и Альтерэго. И, скажем Эго обращается к Альтерэго:

"Ты мне, прошу, даруй покой -
Живя в гармонии с собой".

То есть Альтерэго должно жить в гармонии (с кем?) с собой!
Получается, что у Альтерэго есть ещё некто Альтер-альтерэго, с которым нужно жить в гармонии. То есть личность уже как бы расщепляется не на две сущности, а на три! ;)
Если бы разговор шёл о двух сущностях (Эго и Альтерэго), то фраза должна была закончиться: "Живя в гармонии с МНОЙ".

Как-то так.

Надеюсь, я своим разбором никого не обидел? (намекаю на автора)
ИМХО, вроде всё было вполне корректно... и, возможно, полезно.

Моя оценка =4

Что касается оценки редколлегии в 7 баллов - не следует обманываться. Они излишне добры и щедры. А я - критик, у меня цель другая: выдернуть гнилой зуб и подлечить больной. Всё это больно, но бывает нужно. Жизнь она такая: кого-то я подлечу, кто-то меня подлечит. :)

И поймите правильно, только обилие глагольных рифм снижает впечатление до 6 баллов. Обилие местоимений уже до 4-ёх. Поэтому остальные недостатки я даже и не учёл.
Однако, если после самоанализа автор согласится хотя бы с частью замечаний, и постарается в дальнейшем избавить стихи от ряда недостатков путём работы над произведением, то существенный прогресс будет обеспечен. А оценка - это же весьма условный параметр.


Оценка произведения: 4


Разное:
Обсуждение
     02:11 03.05.2021 (2)
1
Я, канеш, понимаю, что многоуважаемый критик жентельмен и проч... но зачем извиняться? Критика должна быть не только точной, но и жёсткой. Поскольку она ни разу не пирожное.  Если извиняться перед авторами разбираемых, и крайне неудачных, текстов (при том, что критика у Александра нежна как мать к дитяти), то у любого неумелого автора сложится впечатление, что он гений, а критик этот и сам понимает, что зря придирается, но у него, типа - работа такая...
Я вообще считаю, что критика должна оглоушить, так чтобы графоман понял всю ничтожность своих стихопопыток и - либо начал учиться, либо сменил занятие. Ну, скажем, на вышивание крестиком. А нежности тут только навредят.
Прошу прощения, Александро, очень приспичило вставить свой пятачок. 
     07:01 03.05.2021
Меня убивает другое. Я написал 166 рецензий и порой тратил по 4 часа на написание и анализ. Но редкий автор скажет спасибо или хотя бы ответит на рецензию, если она не хвалебная.

В том числе и этот автор, Анна Денисова. Одна из первых прочла. Уж хотя бы харкнула в мою сторону, чтобы обозначить своё присутствие. А то ведь заказывают мне рецензии, как будто я им задолжал денег. Но мне денег за это не платят, это лишь моя инициатива и желание помочь разобраться. И достаточным было бы простое спасибо.

Но видимо воспитание родительское хромает.
     06:53 03.05.2021 (1)
В период моих 22-24 лет у меня был кумир: Владимир Ланцберг. Педагог, поэт, автор песен, лауреат Грушинского, член многих жюри. Он и сейчас в моей памяти ярким пятном. Но тогда я ездил к нему в посёлок Туапсинский, где он проводил летние бардовские лагеря. Однажды я протянул ему 12-листовую тетрадь со своей любовной лирикой, где в конце приписал маленький философский стиш (чтобы заполнить оставшееся свободной место), и попросил его критики. В итоге он сказал, что не нашел для себя ничего интересного в моих любовных излияниях. Он читал много подобного и куда в более лучшем исполнении. А вот последний философский стишок ему как раз понравился... новизной мысли.
С тех пор я не пишу любовную лирику. Я отчего-то решил, что эта стязя не по мне. Я вообще надолго отошёл от любой лирики и решил, что мне ближе юмор. Хотя до этого много лирики читал, ещё со школы был победителем конкурсов и олимпиад чтецов.

Так что критика порой не лечит, но и убивает. Впрочем я Ланцбергу остался навсегда благодарен за его уроки. Он во многом повлиял на мои вкусы, предпочтения и понимание стихов.
Спустя много лет у меня таки прикопилось какое-то количество и лирических стихов. Я даже побывал дипломантом фестиваля (2-е место) Булата Окуджава с чисто лирическими стихами.

И всё же считаю, что автора надо поддержать в стремлении к совершенству, а не расстреливать перед кирпичной стеной. Это тоже из уроков моей жизни.
     18:14 03.05.2021 (1)
2
Я когда-то писала такую чушину про кровь-любовь-полюбила-разлюбила! Сейчас даже вспоминать противно. Меня на одном литсайте раскритиковала Лена Кабардина. Она профессиональный филолог, прекрасный поэт.  Но за язык, за качество литературного труда стоит насмерть, никого не жалея. Как она меня только ни называла! Самое ласковое было - ты пишешь как оленевод. Впоследствии мы стали друзьями, дружили более десяти лет.
Она меня просто обварила кипятком. Старая кожа сошла, не без боли, канеш. Потом я умудрилась нарастить новую. Не скажу, что я вдруг поталантлевела необыкновенно, но качество моих поделок несомненно возросло. Она показала мне разницу между поэзией и моими праизведенями. Мне стало неимоверно стыдно и захотелось доказать, что я  способна на большее. 
А вот если бы она пожурила меня ласково, я бы продолжала гнать ту же самую муть, что и раньше. Всегда найдутся люди, которые похвалят что угодно. Кто-то из жалости или из вежливости, а кто-то с кукухопетушьими целями. Мне ведь даже нравилось то дерьмо, которое я производила.
С одной стороны - да, доводить человека до самоубийства критикой не есть хорошо. Но ведь я и не агитирую унижать, насмехаться, вообще переходить на личность автора. Чётко и жёстко, сухим языком показать - где напортачил. Пара советов(возможно) и, собственно всё. А с другой - если человек на что-то способен, его это только подхлестнёт, мотивирует. 
Ну как-то так...
По поводу неблагодарности - я тоже заметила, что практически нет даже простого спасибо за Ваш труд. Поросята.
     00:49 04.05.2021 (1)
Кабардину знаю с 2003-2004 года. Вместе пребывали на литсайте Хи-хи.ру, встречались в Центральном доме литераторов. Скорее всего, она меня помнит.

Но я же не хвалю авторов. Честно ставлю порой низкие оценки.
Но, чтобы назвать оленеводом, до такого дело не доходило. :)
     00:54 04.05.2021
Это Ленкин фирменный стиль. ))
Книга автора
Корректор Желаний 
 Автор: Сергей Лысков
Реклама