Жаль, не вспомнить мне Ваших стихов...
А своих – не припомню – не новость.
Раскачать бы ту чашу весов,
На которую брошена совесть.
Разлилась ночь, не зная краев,
Соблазняет извечным покоем
Подуставших от нервных боев,
Подкупая их звездным конвоем.
Зашагать бы навстречу, в окно,
Но меня в мир иной не пускала
Ваша фраза: «Не время! Грешно!»
Но, а как же начать жизнь сначала?
Отряхнуть окруженье, прозреть.
Не держите, не врите, что рано.
Захватить бы надежду да честь,
И, возможно, затянется рана.
Мне б над Вашим гнездом кружева
На прощанье сплести раньше срока.
Зацепиться за струнки родства
Уносящего к небу потока.
Мимолетно с былым бы прильнуть
К той бессоннице, в чьих Вы объятьях,
К той, читающей Вас наизусть,
Преклоненной, скорбя у распятья.
______________________________
Стихи определены автором в философскую лирику.
Попробуем понять философию, заложенную автором в стихи.
Жаль, не вспомнить мне Ваших стихов...
А своих – не припомню – не новость.
Эти две строки по смыслу не связаны с двумя следующими. И пока понятно, что есть некто ОН (литгерой), возможно, пишущий стихи, и есть ОНА (героиня), возможно, так же пишущая стихи. Из того, что героиня не помнит, ЕГО стихов пока ничего не следует. Но, может, потом.
Раскачать бы ту чашу весов,
На которую брошена совесть.
Поставлен вопрос о совести. А зачем раскачивать чашу весов? Чтобы они показали неверное значение? Пока так же неизвестно.
Чья совесть: его или её?
Читаем далее
Разлилась ночь, не зная краев,
Соблазняет извечным покоем
Подуставших от нервных боев,
Подкупая их звездным конвоем.
Зашагать бы навстречу, в окно,
Но меня в мир иной не пускала
Ваша фраза: «Не время! Грешно!»
Но, а как же начать жизнь сначала?
Очевидно, имеют место быть столь тяжкие переживания, что появляются суицидальные мысли. Неуказанно чему, кому "навстречу". Вероятно, "вечному покою" навстречу. А, может, "звездному конвою" (звёздам). К звёздному конвою, звёздам - это к новым познаниям (пусть даже потусторонним), а к вечному покою - это к отсутствию всего. Это совершенно разные цели. Но не суть важно, поскольку мысль о суициде довольна прозрачна, и это здесь, видимо, главное.
"Грешно" относится к области религии. Не знаю такой религии, которая лояльно или позитивно относится к суициду в определённое время.
Вероятно, слова героя "не время" содержат намёк на время естественной смерти, от старости, например.
Может, взамен "Не время. Грешно" использовать "Не стоит. Грешно"?
Отряхнуть окруженье, прозреть.
Не держите, не врите, что рано.
Захватить бы надежду да честь,
И, возможно, затянется рана.
"Отряхнуть окруженье"? - не понятно, что имеется ввиду. Может, "стряхнуть наваждение"? Правда, "стряхнуть" - теряется один слог в начале. А "отряхнуть наваждение" - не то. Наваждение - это не пыльный пиджак, чтобы его отряхивать.
"Захватить бы надежду да честь" - опять непрозрачная фраза. "Захватить" может быть синонимом "прихватить" (например, захватить с собой что-либо полезное в дорогу), а может быть "захватить" - это "отобрать" (например, захватить, отобрать у неприятеля его добро). Но при любом раскладе, с одной стороны, ясно, что героиня утратила надежду и честь, но непонятно при каких обстоятельствах и что имеется ввиду под словом "честь". Скажем, можно совершить подлость и, как следствие, утратить честь, а можно претерпеть насилие и утратить женскую честь. Это две совершенно разные "чести", и моральное отношение к утрате тоже разное.
К настоящему моменту у меня как рецензента сформировалась основная моя претензия к произведению: слишком много тумана, почти никакой конкретики. чтобы понять что произошло, когда и чему сочувствовать.
Мне б над Вашим гнездом кружева
На прощанье сплести раньше срока.
Вряд ли таинственный литгерой совершил насилие над героиней, поскольку насильникам не плетут кружева над гнездом.
"На прощание", "раньше срока" - подсказывает, что героиня, похоже, не прислушалась к уговорам и готова к суициду.
Повторяю, что так и неясен характер произошедших событий, и у читателей вряд ли найдутся правильные слова, кроме шаблонных (вроде "погоди, ты ещё так молода" или "только Бог имеет право лишать жизни"), чтобы попытаться виртуально отговорить героиню от опрометчивых шагов.
Зацепиться за струнки родства
Уносящего к небу потока.
Это вообще таинственная фраза. Вроде породниться со смертью, что ли?
Мимолетно с былым бы прильнуть
К той бессоннице, в чьих Вы объятьях,
К той, читающей Вас наизусть,
Преклоненной, скорбя у распятья.
Мне показалась сомнительна роль литгероя в принципе. Что он здесь вообще делает? Мимо проходил и остановился, чтобы отговорить?
К чему упоминания о том, что он поэт? Какую здесь это играет роль? Как он связан с депрессивными порывами героини?
Желание "с былым прильнуть к его бессоннице" оставляет меня в недоумении... "К бессоннице, читающей героя наизусть у распятья..."
Очень закручена мысль.
"С былым бы прильнуть" - звучит неестественно.
Остаётся неизвестной та, читающая наизусть.
Судя по всему, это некая "бессонница".
Маленькое отвлечение.
В детективах Агаты Кристи обычно до самого финала не понятно, кто является убийцей. Мастерица-писательница умеет до конца держать интригу. Но есть косвенные признаки, по которым читатели всё же могут догадаться, кто преступник... Обычно почти все главные герои имеют ту или иную причину, мотив быть убийцей, но настоящий преступник будет тот, на кого меньше всего падает подозрений. ;)) В этом А. Кристи почти всегда повторяется, поскольку в этом её традиционный литературный приём.
Но важно помнить одно: убийца всегда один из главных героев, а не кто-либо из посторонних или третьестепенных героев!
Почему? Потому что иначе теряется всякий интерес и послевкусие детектива.
Вот на чём я хочу сосредоточить внимание!
Появившаяся в самом конце "бессонница", эта непонятная, невесть откуда взявшаяся героиня - совсем постороннее лицо в данном повествовании. А, значит, малоинтересна читателю (как и в примере о романах Агаты Кристи). Начинаешь примерять этот образ к другим героям женского пола (а такая здесь одна - главная героиня) - и нет никакой корреляции. Поскольку "бессонница" читает стихи героя наизусть, а героиня стихов героя не помнит (следует из первых строк). А сказать, что вся трагедия этих стихов реальная бессонница (не аллегоричный образ, а обыкновенное расстройство сна), - значит сильно занизить планку произведения.
И совсем уж становятся далеки и непонятны читателю речи про честь, совесть и надежду, и скорбь у распятия.
Возможно, у автора за душой имеется некая сюжетная канва, объясняющая все эти страсти, но автор не донесла (например, до меня как читателя) логику событий и переживаний. Абстрактные переживания, оторванные от жизни – мало кого волнуют, кроме самого автора.
Низкой оценки не поставлю. Пусть будет 6 баллов.
Но пожелаю автору быть конкретней в своих стихах. Тем более, что они писались не для себя или, как говорится, "в стол", а предъявлены на суд читателей.
p.s.
Марте Гордеевой мой добрый привет! Желаю творческих находок!
До встречи на страницах Фабулы!
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
(оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
___________________________________________________________________________