Рецензия «Рецензия на произведение «Любовь, ненависть, страх» (автор Моряна (Галина Димитрова))»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Вечный спор
Оценка: 5
Баллы: 18
Читатели: 586 +1
Дата:

Рецензия на произведение «Любовь, ненависть, страх» (автор Моряна (Галина Димитрова))

Давным-давно, когда мы ещё были совсем маленькими, взрослые читали нам сказки. С нетерпением мы ждали, когда после слов: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» или «Жили-были…» начнётся повествование. Знакомые слова были способны погрузить нас в волшебную атмосферу чего-то неизведанного. Вот и здесь произведение начинается очень загадочно: «В причудливых горах между небом и землей живут те, что именуются чувствами».
 
Чувства… В каких же ещё горах, если не в причудливых, они могут жить? Одно только слово  - «причудливый» говорит о многом - и как оно в данном случае уместно! Наверное, потому и уместно, что корнем этого слово является «чудо». Как не вспомнить детство с его чудесными, волшебными сказками…
В этих сказках добро всегда противостояло злу, а в самом конце его непременно побеждало. Наверное, этот нехитрый сюжет является основой любой сказочной истории или истории с элементами сказки. По крайней мере, вряд ли кто-нибудь из читателей сможет вспомнить, что сказка заканчивалась победой злых сил.
Вот и здесь три человеческих чувства – Любовь, Ненависть и Страх поспорили меж собой: кто же из них сильнее? А дальше начинается то, о чём хотелось бы сказать более детально.

Наверняка, каждый слышал фразу о том, что театр начинается с вешалки. Верно! Но как театр начинается с вешалки, так же и любое произведение начинается… нет, не с первых строк. Оно начинается с ЗАГОЛОВКА! В данном случае, как ни жаль, но заголовок не оставляет читателю шансов: гадай не гадай, а победит одна из отрицательных сил.  Уже по заголовку можно сделать предположение, что закончится эта история не очень хорошо.
Во время первого прочтения произведения вспомнилась мне история не история, притча не притча – дело не в жанре. Называлось коротенькое произведение «Кто сильнее?» Поспорили две стихии – Солнце и Ветер – на ту же самую тему: кто из них сильней. И дело не в том, что предлагалась данная история для детей, которые могут сразу и не сообразить, кто же сильнее – дело в том, что персонажей было всего два. То есть силы уравновешивались, т.к. один собрат выступал против одного.
Почему в данном случае, можно сразу смело предположить, что читателя ждет в конце? Потому что отрицательных героев целых два, а вот положительный всего один. 

Возможно, что если бы чаши весов  были  более уравновешены между собой (например, к Любви добавилась бы Вера или Надежда, или против Страха на стороне Любви выступала бы Храбрость или Отвага) вот тогда  можно было бы поспорить и попытаться предположить, кто выиграет в этом споре. Споре, где, опять же подчеркну, воюют плохое и хорошее, добро и зло.
В  данном случае положительной главной героине – Любви – словно не остаётся выбора. Конечно, Ненависть и Страх – несколько разные вещи, но из них получается хорошая пара: если один человек любит – второй не может испытывать страх. Сама по себе любовь не позволяет сделать это. Любовь не может вызвать страха, она вызывает совершенно другие ответные чувства. А вот если один ненавидит – второй может испугаться: как бы ненависть не зашкалила.

Произведение можно условно разделить на  три маленьких части: первая – люди влюбляются (главную скрипку играет Любовь), вторая – со стороны мужа исходит агрессия (партия скрипки переходит в руки Ненависти), третья – влюбленного запугивают (Страх завершает этот спор).
Двое против одного: велики ли шансы у положительного героя, каким бы сильным он ни был? Вряд ли.
Чтобы Любовь не оставалась в одиночестве, можно ввести  нейтральную фигуру: муж давно разлюбил свою вторую половинку. Как показывает автор, он относится к ней как к собственности. Поэтому чтобы немного «уравновесить» ситуацию – ввести такое чувство, как Безразличие. Или Равнодушие – это уже на усмотрение автора. Равнодушие тоже может быть очень сильным. Ведь недаром говорится: «Не бойтесь друзей своих: в худшем случае они могут вас предать. Не бойтесь врагов своих: в худшем случае они могут вас убить. Но бойтесь людей равнодушных, ибо именно с их молчаливого согласия совершается на Земле и предательство, и убийство».
Поскольку равнодушно можно взирать как на что-то плохое, так и на что-то хорошее – Равнодушие могло бы выступить в качестве нейтрализующего  персонажа: оно  не поддерживает ни ту, ни другую сторону. И тогда  против Любви выступит только Ненависть. А когда силы уравновешены – показать, кто из них двоих сильнее, уже не так уж и сложно.
Правда, если автор поставил себе цель – показать, что как ни складывались бы жизненные ситуации, отрицательная сторона в любом случае возьмет верх – тогда вносить изменения не надо. Пессимистичность вряд ли может подействовать на читателя положительно – но здесь уже выбор остается за автором.   

Сильными сторонами произведения является то, что несмотря на «сказочность» сюжета, оно очень близко стоит к жизни. Да, в этой истории чувствам придаются человеческие качества, но, тем не менее, связь с жизненной ситуацией не заметить невозможно.
Небольшим минусом является следующее: автор начинает говорить о молодожёнах – и вдруг появляется предложение: «Конфетно-букетный период закончился слишком быстро». Конфетно-букетным периодом называют время, когда люди только-только начинают встречаться. Когда молодой человек или мужчина ещё не очень хорошо знает то, какие именно подарки можно сделать понравившейся даме, он выбирает беспроигрышный вариант – или конфеты, или цветы. Как правило, и то, и другое женщине приятно. Но говорить, что конфетно-букетный период закончился уже после того, как люди сыграли свадьбу – стилистическая ошибка. Получается, что автор как бы делает шаг назад. Напрашивается вопрос – зачем? Возможно, имелся в виду не конфетно-букетный период, а медовый месяц? Этот момент в произведении нужно проработать более детально, чтобы у читателя не возникла путаница.
А вот заканчивается произведение очень хорошо. Автор делает правильный вывод: каждый человек должен решить сам за себя, как в разных ситуациях ему следует вести – будет ли его чувствами править любовь. Или его будет по поводу и без оного душить ненависть? Или он поддастся страху и будет постоянно малодушничать?

С точки зрения стилистики, произведение нуждается в небольшой доработке.
С точки зрения изменения сюжетной линии – принятие решения остаётся за автором.

Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=128791


Оценка произведения: 8

Реклама
Обсуждение
     12:14 19.12.2022
Спасибо, Линочка, за твой труд! Было очень интересно прочитать.
По сюжету не согласна.
Сейчас квалифицируют 4 чувства: гнев, страх, радость и грусть. Радость и грусть я объединила в Любовь, гнев - это Ненависть. Но тут ведь о войне между ними нет ни слова, сюжет спора о том, какое чувство сильнее. Но спор этот бессмысленный, потому что все эти чувства сильные, и каждое в определённый момент может оказаться сильнее.

"Любовь не может вызвать страха, она вызывает совершенно другие ответные чувства".
Но страх бывает разным, а как же страх за любимого, как бы ничего не случилось? А как же страх неверности, ведь ревность - это тот же страх. А страх - вдруг разлюбит? И от любви до ненависти и обратно - один шаг.
Равнодушие же - это отсутствие всех этих чувств, поэтому оно сюда совсем не вписывается.

"Правда, если автор поставил себе цель – показать, что как ни складывались бы жизненные ситуации, отрицательная сторона в любом случае возьмет верх – тогда вносить изменения не надо".
Опять же, здесь нет речи об отрицательных или положительных сторонах - каждый из героев-чувств показывает на примере, на что он способен. Поэтому намеренно не показано, что дальше будет с героями-людьми. Можно допустить следующее: она возненавидит мужа, тот поймёт, что зря так себя повёл, и страх придёт к нему - страх потерять её, а к третьему персонажу придёт любовь, и он решит всё изменить. Есть и третий вариант. Поэтому нет никакой пессимистичности. Просто главные герои здесь - не люди, а чувства.

По поводу конфетно-букетного периода согласна, тут неувязка. Поправлю.

По поводу сюжетной линии остаюсь при своём мнении. А что имеется в виду под стилистикой?
Реклама