Рецензия «Ни слащавости, ни жалоб, ни негодования»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: "Осторожно! Моя машина едет назад!"
Оценка: 4.8
Баллы: 33
Читатели: 365 +1
Дата:

Ни слащавости, ни жалоб, ни негодования

Автор Савельевна (Ирина Новикова, род. 1971) говорит о себе так: "Я не пишу - я рассказываю. О себе и о детском доме". То есть Савельевна пишет, в основном, автобиографические рассказы (1. И все-таки это детство...2. Семья; ... и другие).

Автобиографический литературный жанр нередко путают с мемуарами. Так, я сама на одном конкурсе рассказов получила резкие комментарии в духе: "Эти воспоминания, дорогие автору, - (и, надо понимать, не интересные читателю) - вовсе не рассказ, а мемуары". Поспорю ретроспективно с авторами сердитых комментариев и процитирую википедию.
Для автобиографии, в отличие от дневника, характерно ретроспективное, с высоты прожитых лет, стремление осмыслить свою жизнь... В отличие от мемуаров, автор сосредоточен на истории своей личности, а не на окружающем мире.
(Из википедии)

Рассказы Савельевны отличаются интересным, увлекательным сюжетом и написаны прекрасным русским языком. Меня они поразили больше всего правдивостью - без прикрас и преувеличений. Или нет, больше всего меня поразила сильная личность автора. Сила её личности - вот что поражает в рассказах Савельевны.

Рассказ "Осторожно! Моя машина едет назад!" - не о детстве Савельевны, но его название можно использовать как предупреждение для авторов, пишущих автобиографическую прозу. Нередко, когда пишем о себе, когда "наша машина (времени) едет назад", мы хвалимся своими талантами или жалеем самих себя, бессознательно стараясь вызвать в читателе восторг перед этими нашими талантами или сочувствие к нам и пережитым нами несправедливым обидам. В воспоминаниях о детстве - но и не только о детстве - мы умиляемся самим себе и стараемся умилить читателя. Авторы-женщины, как мне кажется, чаще грешат этим, расписывая, какой они видят саму себя, например: "Я снова позволила себе быть  нежным котёнком, хмурить бровки и изливать свои жалобы и эмоции по поводу этого жестокого мира... Я снова научилась пробуждать в муже давно забытое чувство нежности..." (Кризис у девочек 40+ - типичная "женская проза"). Это пример того, как не пишет Савельевна. В её рассказах полностью отсутствуют как умиление собой, так и всякого рода штампы.

Вспоминая своё прошлое, нужно быть осторожным, чтобы не начать индульгировать (используя термин из учения Кастанеды: "Индульгирование — от англ. indulge (потворствовать, потакать, удовлетворять свои желания), оставлен без перевода в связи со своей большой ёмкостью и трудностью точного перевода. Негативное состояние, в котором периодически бывают все люди и при котором они поддаются всему, что с ними происходит. Так человек, чувствующий боль, обыкновенно придает ей слишком большое значение и переживает даже после того, как боль прошла. При индульгировании человек погружается в самолюбование, испытывая удовольствие от своих слабостей или мнимых достижений").

Кто-то из нас, может быть, ещё помнит (я, во всяком случае, помню) нашумевшую в своё время автобиографическую повесть Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". В ней автор упивается жалостью к самому себе, описывая "жестокую" бабушку, у которой он жил до девятилетнего возраста. Людям, узнающим себя в повести Санаева или склонным к воспоминаниям о своём несчастливом прошлом, очень полезно было бы прочитать рассказы Савельевны. Не для того, чтобы сравнить беды (а их было слишком много) литературной героини её рассказов со своими пережитыми бедами, а чтобы увидеть, прочувствовать её отношение к своему прошлому. В нём совершенно отсутствует самолюбование и совершенно отсутствует жалость к себе.

Поражает также отсутствие обвинений кого-либо или обид на кого-то: нет ни намёка на это при рассказах о родителях, родственниках, воспитателях детдома и о детдомовских порядках, нет сетований на судьбу или на социализм, капитализм, соответствующее правительство. Нет зависти. Может быть, обиды - это другая сторона зависти? Ничего этого нет в рассказах Савельевны.

Вспоминаю один рассказ, сюжет которого заключался в обиде на мать, похвалившую поделку своей молодой коллеги и проигнорировавшую ещё лучшую поделку дочери, младшей школьницы, надеющейся на такую же похвалу. Сейчас я вижу в этом рассказе не равнодушие матери, причинившей дочери душевную травму на всю жизнь, а именно то, что дочь до сих пор испытывает зависть, с одной стороны, и обиду, с другой.

Или ещё один рассказ, о детдомовском детстве. Его автор писал, что детдом находился в бывшем помещичьем доме, печи в котором не могли достаточно отапливать все комнаты и дети мёрзли зимними ночами. Автор удивлялся своей тогдашней наивности: дети ругали помещика, а должны были бы ругать советскую власть. Тут удивилась я: неужели автор не в курсе, что до советской власти его в двенадцать лет отдали бы в ученики ремесленнику или на фабрику, и у него не было бы шанса жить в помещичьем доме, и не было бы шанса стать офицером, кем он стал при советской власти. 

Другая опасность в воспоминаниях о детстве - пересиропить их. Как будто воспоминания о детстве непременно должны быть ностальгией по "сладкой, безвозвратной детской поре". 

У Савельевны же нет переслащенности в воспоминаниях об Артеке и нет жалоб на тяжёлый физический труд в детском доме. Ни слащавости нет, ни жалоб, ни негодования, а есть благодарность.
Что-что,  а  пахать меня научили, и  я искренне за это благодарю.  Воспитание трудом, по моему убеждению,  является  самым эффективным, что бы по этому поводу ни говорили,  хотя в моем случае  получилось оно немного кособоким. Например, я легко нахожу  занятие в любых условиях и умею выполнять дело  максимально хорошо,  но совершенно не могу извлечь из этого выгоду для себя. Проще говоря – я умею работать на благо других. «В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает жизнь другого человека». Пусть слова  Диккенса  будут мне утешением.
(Савельевна. 40. Образование - среднее, воспитание высшее)


Оценка произведения: 10

Реклама
Обсуждение
     17:06 25.01.2024 (1)
С большим интересом чиваю Ваши рецензии.
Узнаю много полезного для себя.
Спасибо!
     17:47 25.01.2024
Спасибо! ❤️
     17:43 01.01.2024 (1)
Интересные рассуждения. Не уверен, что бесспорные, но к размышлениям побуждают, а это ценно. Я так понимаю, Вы считаете повесть Санаева образцом плохой автобиографической прозы?
     17:53 01.01.2024 (2)
1
Вы считаете повесть Санаева образцом плохой автобиографической прозы?

Вовсе нет.

Это не о качестве прозы. Я считаю вредной установку Санаева на жалость к себе. И очень возможно, что некоторые читатели начнут вспоминать свои детские травмы, когда их бабушка или мама обозвала или побила или что-то еще худшее, и начнут так же упиваться жалостью к себе и лелеять прошлые обиды.
     18:08 01.01.2024 (1)
А кстати, почему именно к себе? Когда я впервые читал "Похороните меня за плинтусом", я не знал, что повесть автобиографическая. Она могла ей и не быть, и мальчик мог оказаться просто вымышленным литературным героем. Получается, что дело не в автобиографичности и не в жалости к себе, а в способе подачи?
     18:19 01.01.2024 (1)
1
Даже если бы мальчик был вымышленным и пережил бы такие страшные издевательства со стороны бабушки (это сарказм с моей стороны), то тем не менее это могло бы побудить некоторых читателей к воспоминанию своих собственных детских обид и к жалости к себе.
     18:32 01.01.2024 (1)
Конечно, могло бы. И я считаю, что это хорошо. Детские травмы порождают комплексы у взрослого человека. И только осознание и проработка этих травм помогает обрести внутреннее равновесие и гармонию.
     18:38 01.01.2024 (1)
1
Ну, это утверждение далеко не бесспорное. Вы знаете кого-нибудь, кому проработка травм помогла хоть сколько-то? 
     19:44 01.01.2024 (2)
Конечно, знаю.
     19:55 01.01.2024
1
А я знаю только таких людей, которых жалость к себе из-за детских обид привела, в худшем случае, к застреванию в болоте и которые только деградировали.
     19:50 01.01.2024 (1)
И только осознание и проработка этих травм помогает обрести внутреннее равновесие и гармонию.

И не знаете никого, кто бы обрёл сравнимые внутреннее равновесие и гармонию без осознания и проработки своих детских травм? 
     20:12 01.01.2024 (3)
Алена, детство у всех разное и травмы разные. Не всякая обида приводит к травме. Бывают какие-то обычные трудности взросления, бывает и что-то гораздо хуже. Поэтому здесь было бы как-то неправильно сравнивать, кто обрёл равновесие, кто не обрёл. Люди изначально находятся в неравных условиях.
     20:33 01.01.2024
И жалость к себе и упоение жалостью к себе никогда не помогают, ни при мелких, ни при серьезных травмах, я в этом убеждена. 

Алёна Шаламина      18:19 
Даже если бы мальчик был вымышленным и пережил бы такие страшные издевательства со стороны бабушки (это сарказм с моей стороны), то тем не менее это могло бы побудить некоторых читателей к воспоминанию своих собственных детских обид и к жалости к себе.

Джон Маверик      18:32 
Конечно, могло бы. И я считаю, что это хорошо.

А я убеждена, что это плохо. 
     20:27 01.01.2024 (1)
Рассказы о детстве Савельевны как раз о том, что "гораздо хуже", и при этом нигде не проскальзывает жалость к самой себе. Или, скажем так, к литературной героине.
     20:35 01.01.2024 (1)
А можно ссылку на пример такого рассказа? Про то, что гораздо хуже, но без жалости к себе?
     20:42 01.01.2024 (1)

Савельевна пишет, в основном, автобиографические рассказы (1. И все-таки это детство...; 2. Семья; ... и другие).

Рабочие ссылки в первом абзаце моей рецензии.
     03:11 02.01.2024 (1)
Спасибо. Первые два рассказа прочитал. Автор хорошо пишет, крепко. Но, если судить по первым двум текстам, не скажу, что обстоятельства жизни героини более травматичные, чем у героя повести Санаева. Как раз наоборот. Герой повести подвергается постоянному психологическому насилию. И дело даже не в жалости к себе (я, кстати, не уверен, что она присутствует, автор просто описывает жизнь мальчика, как она есть), но что хорошего можно рассказать о насилии? В рассказах Савельевны девочки растут в условиях заброшенности и психологической запущенности, и это тоже плохо. Но насилию они не подвергаются. Правда, не знаю, что с героинями будет дальше, после попадания в детский дом. Еще не прочитал. 
     03:22 02.01.2024 (1)
Извините, но мне смешно. Про постоянное насилие, которому подвергался ЛГ Санаева. Точнее, сам Павел Санаев. Он и в повести писал о самом себе, и я помню его разговор о книге и о бабушке с Татьяной Толстой. О себе он писал и о своих родных.
Бабушка его подвергала постоянному насилию. Смешно. Даже с оговоркой, что это было "психологическое насилие", смешно.
     03:32 02.01.2024 (1)
Алена, извините, но "смешно" - это ни разу не аргумент. Обычно к подобному прибегают, когда по существу сказать нечего. И я уже писал, что ничего не знаю про жизнь самого Санаева, вполне возможно, что его детство было не таким или не совсем таким, как у его героя. Я говорю исключительно о литературном произведении, больше ни о чем.
     03:48 02.01.2024 (1)
Конечно, не аргумент. 

В самой рецензии я уже написала, как я отношусь к описанию обид со стороны бабушки в повести Санаева. 
Кто-то из нас, может быть, ещё помнит (я, во всяком случае, помню) нашумевшую в своё время автобиографическую повесть Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". В ней автор упивается жалостью к самому себе, описывая "жестокую" бабушку, у которой он жил до девятилетнего возраста. Людям, узнающим себя в повести Санаева или склонным к воспоминаниям о своём несчастливом прошлом, очень полезно было бы прочитать рассказы Савельевны. Не для того, чтобы сравнить беды (а их было слишком много) литературной героини её рассказов со своими пережитыми бедами, а чтобы увидеть, прочувствовать её отношение к своему прошлому. В нём совершенно отсутствует самолюбование и совершенно отсутствует жалость к себе.

Я не писала, что повесть плохая. Я и не считаю ее плохой. 

Я написала, что таким людям, как автор (не буду писать про его литературного героя, которому лет семь или восемь), полезно было бы прочитать рассказы Савельевны.

Но ошибалась я. 

Бесполезно им читать их.

Они бы сказали, что беды литературной героини Савельевны - никакие не травмы, никакое не насилие, а вот что их бабушка или мама обругала в их нежном возрасте - это было насилие. Они бы еще и позавидовали героине Савельевны. И еще глубже опустились бы в болото жалости к себе.
     03:57 02.01.2024
При чем тут "обругала". Всех ругают в детстве, это нормально. Там совсем в другом было дело. Бабушка в повести Санаева в добавок ко всему прочему страдала делегированным синдромом Мюнхаузена, то есть, придумывала внуку несуществующие болезни и "лечила" их, кстати, при этом разрушая его иммунитет. Это совсем не безобидно. Но мне вовсе не хочется анализировать сейчас повесть и поведение ее героев, да и что-то доказывать в данном случае незачем. Это литературный сайт, а не форум психологов.:) Алена, спасибо за беседу. 
     20:24 01.01.2024 (1)
А повесть Санаева, как я думаю, приводит некоторых читателей именно к смакованию детских обид, которые я считаю вообще не стоящими внимания. Вот именно, бывает и что-то гораздо хуже. Так что жалость к себе, вызванная воспоминаниями об обидах, сопоставимых с описанными в повести Санаева, приведет не к гармонии и не к внутреннему равновесию, а наоборот.
     20:29 01.01.2024
Герой повести Санаева (не знаю, как сам автор, да и не о нем речь) рос в очень токсичной обстановке. Конечно, бывает и гораздо хуже, но я бы не стал недооценивать вредное влияние окружающих его людей, в основном, конечно, бабушки. 
     18:01 01.01.2024 (1)
-1

Я считаю вредной установку Санаева на жалость к себе.

У Санаева есть такая установка?.. Это Вы самостоятельно обнаружили или Вам Павел Санаев сообщил?..
     18:05 01.01.2024 (1)
1


Жалостью к себе проникнута вся его повесть. Без установки на жалость к себе такого не напишешь.
     18:10 01.01.2024
-1
Что у Вас за манера приписывать автору своё читательское восприятие?..
Я уже в прошлый раз говорил Вам об этом.
И второе. Не нужно использовать в рецензиях дурацкий приём сравнения.
Рецензию считаю бестолковой (с какой горы в неё рухнул Кастанеда?.. Зачем?.. Ещё Блаватскую надо было процитировать), а творчество Савельевны - весьма толковым, ибо знаком с её произведениями давно.
     03:19 02.01.2024 (1)
     03:23 02.01.2024
     00:36 06.10.2023 (1)
Отлично написано. Много верных акцентов расставлено в тексте рецензии.
     00:41 06.10.2023
Спасибо, Владимир!
     15:19 31.08.2023 (1)
1
Интересная рецензия, заинтересовала, Алёна, рассказами автора. Значит, добилась нужного эффекта.
     15:22 31.08.2023
 Да, именно это и было целью этой рецензии.
Спасибо, Галя!
     06:17 31.08.2023 (2)
1

Очень грамотная, компетентная и доброжелательная рецензия, Алёна! 
     06:24 31.08.2023 (1)
Хотелось обратить на эти рассказы Савельевны всеобщее внимание, поэтому и рецензию написала.
     08:30 31.08.2023
Всё понятно теперь, Алёна! 
     06:21 31.08.2023
Спасибо, Лёша! Это даже не доброжелательность с моей стороны - я просто в восторге от рассказов Савельевны, особенно от 1. И все-таки это детство...2. Семья
     22:10 20.08.2023 (1)
Ой! Вот это да!  Спасибо! От всего сердца благодарю!
     22:45 20.08.2023
1
Спасибо Вам, Ирина, за Ваше творчество! 
     01:04 20.08.2023
Вау! Опять Алена поставила 10!
У Вас есть другие оценки?
Я уже заражаюсь Вашей болезнью ставить всем 10-ки.
Улыбаюсь).
     11:36 19.08.2023 (1)
Спасибо за интересную, в полном смысле этого слова, 
Рецензию! 
     11:40 19.08.2023
Спасибо, Надежда!
     09:42 19.08.2023 (1)
ЗдОрово разложено всё "по полочкам"! 
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​"​Я не ГАИ, чтобы алкотестер доставать".          В то время в стране ещё не было алкотестеров.

"Папа частенько бывал навеселе. Это было не заметно издалека..."                 незаметно

     09:59 19.08.2023 (1)
1
Спасибо, Георгий!

Вы еще и другие рассказы Савельевны почитайте 
1. И все-таки это детство...
2. Семья
... и другие. 
Они, правда, стоят прочтения!
     10:14 19.08.2023
Пожалуйста! 
Обязательно прочту!
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама