Итак, рецензия на "десять":
...потому что если таким стихам не ставить "10", кому же её вообще на этом сайте ставить?
Сложная образность, практически безупречная рифмовка с приятными и красивыми находками на фоне достаточно простого двусложного размера (не совсем простого - пятистопного) - сочетание такое же красивое, как древние узоры. В простоте линий - глубинный смысл, смысловая наполненность, точность формы.
Впрочем, так ли просты эти линии, как мы хотим себе вообразить?
Для начала скажу - очень приятно разбираться в образном ряду, в том, что сказал Автор, не отвлекаясь на недостатки формы - я их тут просто не вижу. Поэтому можно прямо переходить к тому, что Автор хотел сказать. О смысле этого стихотворения и поговорим...
О чём оно? Почему "Река"? Забегая вперёд и разбрасывая спойлеры, добавлю, что река - это речь, на протяжении всего стихотворения идёт это взаимодействие - природных линий и способности человека обозначить это словами.
Мои следы лишь знаки на песке -
Невнятный лепет жизненной науки,
Мой сон на сокровенном языке
Из тайных слов, где сладость в каждом звуке.
(не у каждой реки - песчаное дно и берег. Песчаное дно говорит о волнах достаточно сильных, чтобы убрать всю грязь, весь ил, всё, что хотело бы замутить смысл. Но сама река спокойная, равнинная, иначе из-под песка на дне давно показались бы камушки. Но - сильная, и эта сдержанная сила, не сметающая всё на своём пути, но заставляющая с собой считаться - завораживает. И самое главное - в скрытом: "мой сон на сокровенном языке из тайных слов". А нам оставляют следы, знаки, которые мы можем попытаться прочитать)
Катись, катись спасительным клубком
Моя тропинка - узкая, кривая...
(здесь возникают сказочные мотивы... "Сказка - ложь, да в ней намёк")
Я прочь иду. Моя печаль о ком -
Не говорю. За слово - убивают.
(...но тут же сказка становится страшной. Точнее, реалистичной, поскольку "за слово убивают" - явная отсылка к вещам совершенно не сказочным. Это в сказке всё заканчивается хорошо, и клубок выводит героя из затруднительных ситуаций. В реальной жизни этого может и не произойти)
Я - точка в недописанной строке,
Пугливый зверь и придорожный камень.
Лежит мой путь к таинственной реке,
Наполненной живыми родниками.
(продолжается тема невысказанности, точнее, недосказанности, начатая ранее, но при этом - стремление к тому, чтобы выговориться, обозначить то, что на душе, через слово. Лирическая героиня продолжает свой путь, целью которого и является речь, разговор. "Я - точка в недописанной строке": разумеется, молчание - необходимая сторона владения речью, "пять лет человек учится говорить, и всю жизнь - молчать", как говорят знающие люди. Но речь-речка продолжает катить свои волны через лес, мимо песчаной отмели: богатый смыслами образ таинственной реки, "наполненной живыми родниками", тут не надо далеко ходить, чтобы возникла такая ассоциация. "А уж речь-то говорит - будто реченька журчит", - вполне по-сказочному сказал когда-то Пушкин)
Азъ, буки, веди - древней речи дым
Веками вьётся над тропинкой узкой,
(взаимосвязь образов: по этой тропинке мы уже шли за спасительным клубком)
Где храм древесный замер у воды,
И Бог со мною говорит по-русски.
На этом четверостишии хотелось бы остановиться особо, оно породило полемику под стихотворением и "рубку" на словарях. Соотносится ли "древесный" с храмом, или же это то, что изготавливают из дерева? Правомерен ли эпитет? Оппонент нашего Автора приводил малопоэтические примеры, такие, как "древесный уголь" и "древесный спирт". Скажу сразу - выстрел "в молоко". Если анализировать стихи "дословно", вне контекста общего образного ряда, то, конечно, и "древесный уголь" всплывет. В старинные времена деревянные поленья надо было долго жечь без доступа воздуха, чтобы образовался древесный уголь. А древесный спирт - одни химики знают, как он изготавливается, не будем об этом.
Приведём другое определение слова "древесный": "связанный, соотносящийся по значению с существительным "дерево"; свойственный, характерный для него, как правило, принадлежащий деревьям, встречающийся у деревьев, произрастающий на них" (интернет-справочник). И сразу всё стало на свои места. Я прямо так себе и представила этот древесный храм, словно выросший среди деревьев, часть леса. Почему нет? Стихотворение-то сказочное, а не техническое. Почему бы не быть древесному храму в лесном обрамлении? Духовность Автор обозначает как неотъемлемую часть живого мира: если уж в нём есть человек, то именно речь и духовность помогают ему достичь гармонии, он любуется, а не грабит, и по "тропинке узкой" тоже идёт "за спасительным клубком", а не с топором - рубить дрова и делать древесный уголь. И храм - не построен, не срублен, а слово выращен и занял своё место в чарующем пейзаже. Нельзя же быть настолько буквальным, рассматривать слова как термины, вне контекста и авторского замысла, в рамках которого мы имеем право на свободу образов (мы - поэты, ведь мы же все тут поэты - и читатели, и писатели, и рецензенты).
Сквозь мыслей тьму и мира пестроту
Иду я, переполненная речью -
В крови моей растворены навечно
Ледышки слов, растаявших во рту.
Для усиления финальной мысли меняется схема рифмовки - с перекрёстной на кольцевую. Технически оно совершенно: мне больше всего понравилась рифма "дым" - "у воды", очень элегантное решение. И в целом - не за что зацепиться взгляду в плане какой-либо недоработки, эта река плавно несёт свои волны. Смыслы вьются и перекликаются, как та самая узкая тропинка, по которой идёт лирическая героиня, поэтому так трудно данное произведение взять и разобрать на поэтические атомы - оно не атомарно, его надо воспринимать в целом, как взаимосвязь образов, сказочных и философских, духовных и вещественных.
Сквозная тема стихотворения - не только речь как способность выразить мысль, но и скрытые размышления, невозможность в моменте или же вообще это сделать, ведь есть тайны, которые сами себя стерегут. Мне почему-то вспомнился Фёдор Тютчев и его "Sillentium" - "Молчание": "Молчи, скрывайся и таи и чувства, и мечты свои, пускай в глубокой тишине восходят и встают оне". Почему же нельзя сказать? И надо ли? Понимание идёт на всех уровнях - и словесном, и невыразимом, на уровне ощущений, впечатлений, чувств, на фоне "скрытых родников" - невидимой поддержки большой реки.
Завершающий образ прекрасен - ледышки слов как будто леденцы для маленьких детей, их ещё надо раскусить, над ними ещё надо потрудиться. Это как река: найти её трудно, а ещё сложнее обозначить словом "мыслей тьму" и "мира пестроту".
Сказочно-философский подтекст этого стихотворения так богат, что я, скорее всего, обозначила не все грани. Но читать и перечитывать его можно долго. И увидеть можно своё. Я вижу речь как безграничную возможность, выражение человечности, которой ещё надо уметь воспользоваться и которая должна стать частью общей духовности, на что указывает лесной храм, в данном контексте связывающий природу и человека.
Отдельного внимания заслуживает фраза "И Бог со мною говорит по-русски". Мотив духовности неотделим от мотива веры. А, кроме того, "узкая тропинка" напоминает нам известный образ - узких врат, которые находит не каждый, но за которыми ждёт спасение. Но почему "по-русски"? Наверное, потому, что мы читаем это стихотворение по-русски действуем в контексте этих образов. Нет сомнений, что Бог может говорить со всеми народами и на разных языках, лишь бы слушали и понимали. С нами - да, с нами - по-русски. Здесь упоминаются буквы старинного славянского алфавита: "Аз, Буки, Веди", каждая из них, кроме звука, обозначала ещё и образ, слово, некие над-вещественные понятия. Если продолжить смысловой ряд: "Аз Буки Веди Глаголь Добро Есть" - зная, ведая буквы, грамоту, грамотность, владея словом, "глаголю добро".
Ведь, как известно, в начале было Слово.
Оценка:
5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.
Здесь
10
- за поэзию, замысел и его воплощение.
| Помогли сайту Реклама Праздники |