Стихотворение «Река»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Гражданская лирика
Автор:
Оценка: 4.9
Оценка рецензентов: 10
Баллы: 247
Читатели: 1027 +2
Дата:
«Река»

Река

 
Мои следы лишь знаки на песке - 
Невнятный лепет жизненной науки, 
Мой сон на сокровенном языке 
Из тайных слов, где сладость в каждом звуке. 

Катись, катись спасительным клубком
Моя тропинка - узкая, кривая... 
Я прочь иду. Моя печаль о ком -
Не говорю. За слово - убивают. 

Я - точка в недописанной строке, 
Пугливый зверь и придорожный камень. 
Лежит мой путь к таинственной реке, 
Наполненной живыми родниками. 

Азъ, буки, веди - древней речи дым
Веками вьётся над тропинкой узкой, 
Где храм древесный замер у воды, 
И Бог со мною говорит по-русски.

Сквозь мыслей тьму и мира пестроту
Иду я, переполненная речью - 
В крови моей растворены навечно
Ледышки слов, растаявших во рту. 



#СветланаМолчанова
#Ренессанс
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Итак, рецензия на "десять":

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​Мои следы лишь знаки на песке -

Невнятный лепет жизненной науки,
Мой сон на сокровенном языке
Из тайных слов, где сладость в каждом звуке.

Катись, катись спасительным клубком
Моя тропинка - узкая, кривая...
Я прочь иду. Моя печаль о ком -
Не говорю. За слово - убивают.

Я - точка в недописанной строке,
Пугливый зверь и придорожный камень.
Лежит мой путь к таинственной реке,
Наполненной живыми родниками.

Азъ, буки, веди - древней речи дым
Веками вьётся над тропинкой узкой,
Где храм древесный замер у воды,
И Бог со мною говорит по-русски.

Сквозь мыслей тьму и мира пестроту
Иду я, переполненная речью -
В крови моей растворены навечно
Ледышки слов, растаявших во рту.

...потому что если таким стихам не ставить "10", кому же её вообще на этом сайте ставить?


Сложная образность, практически безупречная рифмовка с приятными и красивыми находками на фоне достаточно простого двусложного размера (не совсем простого - пятистопного) - сочетание такое же красивое, как древние узоры. В простоте линий - глубинный смысл, смысловая наполненность, точность формы. 
Впрочем, так ли просты эти линии, как мы хотим себе вообразить? 

Для начала скажу - очень приятно разбираться в образном ряду, в том, что сказал Автор, не отвлекаясь на недостатки формы - я их тут просто не вижу. Поэтому можно прямо переходить к тому, что Автор хотел сказать. О смысле этого стихотворения и поговорим...
О чём оно? Почему "Река"? Забегая вперёд и разбрасывая спойлеры, добавлю, что река - это речь, на протяжении всего стихотворения идёт это взаимодействие - природных линий и способности человека обозначить это словами. 

Мои следы лишь знаки на песке -
Невнятный лепет жизненной науки,
Мой сон на сокровенном языке
Из тайных слов, где сладость в каждом звуке.
(не у каждой реки - песчаное дно и берег. Песчаное дно говорит о волнах достаточно сильных, чтобы убрать всю грязь, весь ил, всё, что хотело бы замутить смысл. Но сама река спокойная, равнинная, иначе из-под песка на дне давно показались бы камушки. Но - сильная, и эта сдержанная сила, не сметающая всё на своём пути, но заставляющая с собой считаться - завораживает. И самое главное - в скрытом: "мой сон на сокровенном языке из тайных слов". А нам оставляют следы, знаки, которые мы можем попытаться прочитать)

Катись, катись спасительным клубком
Моя тропинка - узкая, кривая...
(здесь возникают сказочные мотивы... "Сказка - ложь, да в ней намёк")
Я прочь иду. Моя печаль о ком -
Не говорю. За слово - убивают.
(...но тут же сказка становится страшной. Точнее, реалистичной, поскольку "за слово убивают" - явная отсылка к вещам совершенно не сказочным. Это в сказке всё заканчивается хорошо, и клубок выводит героя из затруднительных ситуаций. В реальной жизни этого может и не произойти)

Я - точка в недописанной строке,
Пугливый зверь и придорожный камень.
Лежит мой путь к таинственной реке,
Наполненной живыми родниками.
(продолжается тема невысказанности, точнее, недосказанности, начатая ранее, но при этом - стремление к тому, чтобы выговориться, обозначить то, что на душе, через слово. Лирическая героиня продолжает свой путь, целью которого и является речь, разговор. "Я - точка в недописанной строке": разумеется, молчание - необходимая сторона владения речью, "пять лет человек учится говорить, и всю жизнь - молчать", как говорят знающие люди. Но речь-речка продолжает катить свои волны через лес, мимо песчаной отмели: богатый смыслами образ таинственной реки, "наполненной живыми родниками", тут не надо далеко ходить, чтобы возникла такая ассоциация. "А уж речь-то говорит - будто реченька журчит", - вполне по-сказочному сказал когда-то Пушкин)

Азъ, буки, веди - древней речи дым
Веками вьётся над тропинкой узкой,
(взаимосвязь образов: по этой тропинке мы уже шли за спасительным клубком)
Где храм древесный замер у воды,
И Бог со мною говорит по-русски.

На этом четверостишии хотелось бы остановиться особо, оно породило полемику под стихотворением и "рубку" на словарях. Соотносится ли "древесный" с храмом, или же это то, что изготавливают из дерева? Правомерен ли эпитет? Оппонент нашего Автора приводил малопоэтические примеры, такие, как "древесный уголь" и "древесный спирт". Скажу сразу - выстрел "в молоко". Если анализировать стихи "дословно", вне контекста общего образного ряда, то, конечно, и "древесный уголь" всплывет. В старинные времена деревянные поленья надо было долго жечь без доступа воздуха, чтобы образовался древесный уголь. А древесный спирт - одни химики знают, как он изготавливается, не будем об этом. 
Приведём другое определение слова "древесный": "связанный, соотносящийся по значению с существительным "дерево"; свойственный, характерный для него, как правило, принадлежащий деревьям, встречающийся у деревьев, произрастающий на них" (интернет-справочник). И сразу всё стало на свои места. Я прямо так себе и представила этот древесный храм, словно выросший среди деревьев, часть леса. Почему нет? Стихотворение-то сказочное, а не техническое. Почему бы не быть древесному храму в лесном обрамлении? Духовность Автор обозначает как неотъемлемую часть живого мира: если уж в нём есть человек, то именно речь и духовность помогают ему достичь гармонии, он любуется, а не грабит, и по "тропинке узкой" тоже идёт "за спасительным клубком", а не с топором - рубить дрова и делать древесный уголь. И храм - не построен, не срублен, а слово выращен и занял своё место в чарующем пейзаже. Нельзя же быть настолько буквальным, рассматривать слова как термины, вне контекста и авторского замысла, в рамках которого мы имеем право на свободу образов (мы - поэты, ведь мы же все тут поэты - и читатели, и писатели, и рецензенты). 

Сквозь мыслей тьму и мира пестроту
Иду я, переполненная речью -
В крови моей растворены навечно
Ледышки слов, растаявших во рту.



Для усиления финальной мысли меняется схема рифмовки - с перекрёстной на кольцевую. Технически оно совершенно: мне больше всего понравилась рифма "дым" - "у воды", очень элегантное решение. И в целом - не за что зацепиться взгляду в плане какой-либо недоработки, эта река плавно несёт свои волны. Смыслы вьются и перекликаются, как та самая узкая тропинка, по которой идёт лирическая героиня, поэтому так трудно данное произведение взять и разобрать на поэтические атомы - оно не атомарно, его надо воспринимать в целом, как взаимосвязь образов, сказочных и философских, духовных и вещественных.

Сквозная тема стихотворения - не только речь как способность выразить мысль, но и скрытые размышления, невозможность в моменте или же вообще это сделать, ведь есть тайны, которые сами себя стерегут. Мне почему-то вспомнился Фёдор Тютчев и его "Sillentium" - "Молчание": "Молчи, скрывайся и таи и чувства, и мечты свои, пускай в глубокой тишине восходят и встают оне". Почему же нельзя сказать? И надо ли? Понимание идёт на всех уровнях - и словесном, и невыразимом, на уровне ощущений, впечатлений, чувств, на фоне "скрытых родников" - невидимой поддержки большой реки. 

Завершающий образ прекрасен - ледышки слов как будто леденцы для маленьких детей, их ещё надо раскусить, над ними ещё надо потрудиться. Это как река: найти её трудно, а ещё сложнее обозначить словом "мыслей тьму" и "мира пестроту". 

Сказочно-философский подтекст этого стихотворения так богат, что я, скорее всего, обозначила не все грани. Но читать и перечитывать его можно долго. И увидеть можно своё. Я вижу речь как безграничную возможность, выражение человечности, которой ещё надо уметь воспользоваться и которая должна стать частью общей духовности, на что указывает лесной храм, в данном контексте связывающий природу и человека. 

Отдельного внимания заслуживает фраза "И Бог со мною говорит по-русски". Мотив духовности неотделим от мотива веры. А, кроме того, "узкая тропинка" напоминает нам известный образ - узких врат, которые находит не каждый, но за которыми ждёт спасение. Но почему "по-русски"? Наверное, потому, что мы читаем это стихотворение по-русски действуем в контексте этих образов. Нет сомнений, что Бог может говорить со всеми народами и на разных языках, лишь бы слушали и понимали. С нами - да, с нами - по-русски. Здесь упоминаются буквы старинного славянского алфавита: "Аз, Буки, Веди", каждая из них, кроме звука, обозначала ещё и образ, слово, некие над-вещественные понятия. Если продолжить смысловой ряд: "Аз Буки Веди Глаголь Добро Есть" - зная, ведая буквы, грамоту, грамотность, владея словом, "глаголю добро". 
Ведь, как известно, в начале было Слово. 

Оценка:

5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.

Здесь

10

- за поэзию, замысел и его воплощение.  

Оценка произведения: 10
Слово Автора 26.05.2024
     12:44 01.10.2024 (1)
Светлана, Ваши стихи, как сама река, живая вода для души!!! Хочется их пить…

Спасибо Вам!!!

«Где храм древесный замер у воды»  

«Сквозь мыслей тьму и мира пестроту»

«Ледышки слов, растаявших во рту» 

 
- такие ёмкие и безумно красивые образы.
     19:34 01.10.2024 (1)
1
Спасибо, Асия!) 
     20:32 01.10.2024
     16:01 24.08.2024 (1)
Прекрасное, душевное, глубокомысленное стихотворение.
Мне очень понравилось 🌷🌷🌷
     18:18 24.08.2024
1
Спасибо, Ирина. 
     14:18 03.08.2024 (1)
Замечательное стихотворение!
     15:10 03.08.2024
Спасибо! Рада что нравится. 
Гость      11:19 23.07.2024 (1)
Комментарий удален
     12:39 23.07.2024
Спасибо тебе.  Пишу мало. Не организовано у меня все как-то! 
     11:12 07.07.2024
     13:41 05.07.2024 (1)
Шикарное стихотворение. Браво вы талант. Желаю успехов 
     14:21 05.07.2024
Перехвалите... Спасибо за тёплый отклик. 
     09:22 26.06.2024 (1)

Замечательно!
Лёгкого пера!
     10:25 26.06.2024 (1)
Спасибо) 
     10:26 26.06.2024
     10:26 19.05.2024 (1)
... не знаю как кому, а мне понравилось.Как на душу легло...
Спасибо Светлана...
     10:27 19.05.2024
И вам спасибо, Владимир. 
     07:45 17.05.2024 (1)
Замечательно написали, Светлана! 
     15:44 17.05.2024
Спасибо! 
     18:32 10.05.2024 (1)
Очень проникновенно, философски глубоко... Здесь каждый найдет своё  Спасибо Вам, Светлана.В избранное.

Я прочь иду. Моя печаль о ком -
Не говорю. За слово - убивают. (с)
     18:49 10.05.2024
1
Спасибо Вам, Якутяночка. Для меня ваши слова много значат. 
Реклама