Рецензия «Рецензия на стихи "Уходит" автора Александр Соловей»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Уходит
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 55 +2
Дата:

Рецензия на стихи "Уходит" автора Александр Соловей

Итак, пейзажная лирика - самое время:
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Обрывки серой пакли застилают
Глубокие небесные глаза.
Оклады золотые дотлевают...
Безликие деревьев образа...

На зеркалах туманное забвенье,
Размыто отраженье в серебре.
Прохлады неминуемо вторженье
Верхом на белоснежном скакуне.

С цепи сорвался ветер ошалелый,
Стенает, продираясь меж ветвей.
И лишь пожар рябинушки дозрелой
Разбавил серость дремлющих аллей.

Всё чаще перламутровые хлопья
Перемежают нити хрусталя.
Всё реже смотрит солнце исподлобья
На тусклые картины октября.

Сменила осень пёстрые наряды
На полинялый простенький подол.
Торжественности нет, и нет бравады,
Седою покидает свой престол...

Самое время сейчас окунуться в осень, пейзажную лирику, посвящённую этому времени года - с её промозглой стылостью и "пышностью увяданья". 
Чего больше в стихотворении нашего Автора, грусти или красок? 
Сейчас узнаем. 

Обрывки серой пакли застилают
Глубокие небесные глаза.
Оклады золотые дотлевают...
Безликие деревьев образа...

("дотлевают" здесь, безусловно, употреблено в значении "догорают", поскольку "тлеть" - это ведь не только гореть... Как говорится, всё пыль, всё тлен. Но не будем о грустном, хотя и осень. Тем не менее, начало печальное: "обрывки серой пакли" сразу же наводят на мысль о чём-то ненужном, разорванном и выброшенном. А по тому, что у неба есть глаза, да ещё и глубокие, мы понимаем, что эта "пакля" - серые осенние тучи)

"Золотые оклады деревьев" - безусловная находка. Оклад - декоративное (драгоценное) покрытие иконы или книжного переплёта. И вот это золото неожиданно сменяет собой "серую паклю" и сияет, как луч солнца, чтобы тут же уступить место "безликим образам" деревьев. Таким образом, иконописные мотивы "бьются" в пределах одного четверостишия: с одной стороны, золото листвы, с другой - безликость "образов" голых веток. Причём "образа" тоже имеют отношение к чему-то иконописному - это одно из названий икон. Вот и поди поспорь... 

На зеркалах туманное забвенье,
Размыто отраженье в серебре.
Прохлады неминуемо вторженье
Верхом на белоснежном скакуне.

(это стихотворение опечаловало меня небрежной рифмой: "серебре" и "скакуне". Жаль, жаль, жаль, потому что техника у Автора на уровне, он может и лучше. Ай-ай-ай. Но ничего, зато можно помозговать, какие зеркала покрыты "туманным забвеньем"? Озёра? Лужицы? Или, быть может, свои варианты? На белоснежном скакуне, безусловно, придёт снежная зима, но пока ещё туманные зеркала глядятся в осень...)

С цепи сорвался ветер ошалелый,
Стенает, продираясь меж ветвей.
И лишь пожар рябинушки дозрелой
Разбавил серость дремлющих аллей.

(начну с того, что менее сердцу мило: "рябинушки дозрелой". И одно, и другое слово явно пытаются втиснуться в размер, и им это удаётся, но неожиданно нежное и уменьшительно-ласкательное "рябинушки" рядом с таким матёрым "дозрелой" не смотрится. Однако рифма в этом четверостишии точная, за это поручусь! Яркая красная рябина - ещё один всплеск щедрой осенней палитры. Но, однако же, и он сверкает на серых аллеях, которые, по всей видимости, усиленно стараются отражать "серые куски пакли" осенних облаков. Грусть на земле и в воздухе, и только ветер яростно пытается вырваться из кроны. Он добавляет движения и жизни, но не добавляет красок...)

Всё чаще перламутровые хлопья
Перемежают нити хрусталя.
Всё реже смотрит солнце исподлобья
На тусклые картины октября.

(в первых двух строках - первые заморозки. И отдельное спасибо Автору за поэтическую чуткость - правильное употребление слова "перламутр" - в середине строчки, иначе пришлось бы в очередной раз рифмовать его с "утром". Вместе с образом хрусталя он создаёт что-то хрупкое, нежное и невесомое. Но, опять-таки, цвет - преимущественно прозрачный. Даже солнце начинает коситься и смотреть "исподлобья", удивляясь, а где же "в багрец и золото одетые леса"? Очевидно, осень уже достаточно глубока, чтобы немногие яркие пятна были заметны издалека. Вот и солнце, даже с угрюмым взглядом - отличный аналог золоту, почему бы ему и не украсить эту осень?) 

Сменила осень пёстрые наряды
На полинялый простенький подол.
Торжественности нет, и нет бравады,
Седою покидает свой престол...

(последнее четверостишие оставляет ощущение некоей недосказанности, незавершённости. У вас не так, нет? Во-первых, последнее предложение без подлежащего - надо полагать, подлежащее осталось в первых строчках, и это "осень". В целом осень Автор показал так, как видел - неброской, готовящейся к глубокому зимнему сну. И "простенький подол" - из этого же "ассортимента". Отдельные всполохи жизни на общую картину не влияют, и вот осень, растеряв свою "браваду и торжественность", уступает место зиме, сама изрядно "побелев". Когда я озвучиваю это другими словами, с "досказанностью" всё нормально. Но когда начинаю читать - ощущение, что Автор начал новое предложение и не закончил, слишком рано поставив точку. Почему-то хочется спросить - "а дальше"? А может быть, это потому, что образы очень хороши, свежи, последовательны и живописны, вот и хочется продолжения где-то на подсознательном уровне)

Почему бравады нет - я понимаю: куда ни кинь, всё выцвело. И деревья без листьев не пламенеют, и рябину скоро скушают прожорливые птички, и небо застилают тучи, и солнце закрывают они же. Но, однако же, образность есть, и картина угасающей природы вполне сложилась. Мастерская работа. 
Размер отдельно анализировать не буду, разве что для того, чтобы показать общую эрудицию - он прост, его задача - не затмевать образы, и он с ней отлично справляется. А Автор отлично справляется с образами, рифмами и размером. 

Вообще качественная, классическая пейзажная лирика - не такое уж и частое явление в наши дни. Если раньше это было "общим местом" поэзии, - мало у кого из признанных поэтов не найдётся условных "Времён года" в хрестоматиях: зимы, весны, лета и осени, - то сейчас она не так популярна. Почему? Может быть, потому, что в ней по определению мало места для сюжета, она описательна, мы не встретим здесь ярких страстей, зато столкнёмся с необходимостью быть немножко художником. А, с другой стороны, нужны новые средства выразительности, новые краски, новые нотки и новые образы для привычных и знакомых картин и явлений.
Вот с образами у Автора всё в порядке: он сумел создать настроение. И настолько в этом преуспел, что они зажили самостоятельной жизнью.
Лично для меня - но таковы уж мои капризные предпочтения - в любом описании природы важен человек, и не суть, находится ли он перед холстом, рисуя осень, или же помещает себя или другого в собственную картину. Художественное полотно не отделимо от художника - настроение создаёт не только природа, но и в первую очередь созерцающий её. Однако в этот раз картина оказалась так хороша, что сам Автор немножко отстранился от собственного повествования, оставив нас одних любоваться деревьями, тучами, облаками, солнцем и грустным осенним небом. 

Оценка:

5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.

Здесь:

9

- за осенние краски,
- за художественное слово.

Оценка произведения: 9

Реклама
Обсуждение
     21:01 02.11.2024 (1)
1
Отличный обзор, и спасибо критику за огромный труд - знаю, как это нелегко. Причём, критик ещё и добрый .
И очень ласково обошёл(шла) грамматические рифмы - они тут сплошь!  Ою-аю в окончаниях,  нье вместо ние и другое.
Спасибо, было интересно познакомиться с качественной рецензурой.
     00:35 03.11.2024 (1)
1
Ну, во всяком случае, рифмы точные, этого не отнять. 
Есть весьма разнообразные и интересные - "хлопья" - "исподлобья" и "наряды" - "бравады", тут существительные в разных числах и падежах. Да, есть и глагольная одна... Но вообще-то, в моём понимании, после обилия поэзии XIX века на тему "Времён года", это не такая уж и проблема. Стихотворение красиво. И мы не так уж далеко ещё утОпали от классиков золотого века, хотя, конечно, считаем, что утОпали... 
Важно, что пейзажи по-прежнему занимают свои места в сердцах поэтов 
     01:47 03.11.2024
1
Отличный разбор. Супер!
Книга автора
История обретения любви. Трилогия 
 Автор: Ашер Нонин
Реклама