Итак, пейзажная лирика - самое время:
Самое время сейчас окунуться в осень, пейзажную лирику, посвящённую этому времени года - с её промозглой стылостью и "пышностью увяданья".
Чего больше в стихотворении нашего Автора, грусти или красок?
Сейчас узнаем.
Обрывки серой пакли застилают
Глубокие небесные глаза.
Оклады золотые дотлевают...
Безликие деревьев образа...
("дотлевают" здесь, безусловно, употреблено в значении "догорают", поскольку "тлеть" - это ведь не только гореть... Как говорится, всё пыль, всё тлен. Но не будем о грустном, хотя и осень. Тем не менее, начало печальное: "обрывки серой пакли" сразу же наводят на мысль о чём-то ненужном, разорванном и выброшенном. А по тому, что у неба есть глаза, да ещё и глубокие, мы понимаем, что эта "пакля" - серые осенние тучи)
"Золотые оклады деревьев" - безусловная находка. Оклад - декоративное (драгоценное) покрытие иконы или книжного переплёта. И вот это золото неожиданно сменяет собой "серую паклю" и сияет, как луч солнца, чтобы тут же уступить место "безликим образам" деревьев. Таким образом, иконописные мотивы "бьются" в пределах одного четверостишия: с одной стороны, золото листвы, с другой - безликость "образов" голых веток. Причём "образа" тоже имеют отношение к чему-то иконописному - это одно из названий икон. Вот и поди поспорь...
На зеркалах туманное забвенье,
Размыто отраженье в серебре.
Прохлады неминуемо вторженье
Верхом на белоснежном скакуне.
(это стихотворение опечаловало меня небрежной рифмой: "серебре" и "скакуне". Жаль, жаль, жаль, потому что техника у Автора на уровне, он может и лучше. Ай-ай-ай. Но ничего, зато можно помозговать, какие зеркала покрыты "туманным забвеньем"? Озёра? Лужицы? Или, быть может, свои варианты? На белоснежном скакуне, безусловно, придёт снежная зима, но пока ещё туманные зеркала глядятся в осень...)
С цепи сорвался ветер ошалелый,
Стенает, продираясь меж ветвей.
И лишь пожар рябинушки дозрелой
Разбавил серость дремлющих аллей.
(начну с того, что менее сердцу мило: "рябинушки дозрелой". И одно, и другое слово явно пытаются втиснуться в размер, и им это удаётся, но неожиданно нежное и уменьшительно-ласкательное "рябинушки" рядом с таким матёрым "дозрелой" не смотрится. Однако рифма в этом четверостишии точная, за это поручусь! Яркая красная рябина - ещё один всплеск щедрой осенней палитры. Но, однако же, и он сверкает на серых аллеях, которые, по всей видимости, усиленно стараются отражать "серые куски пакли" осенних облаков. Грусть на земле и в воздухе, и только ветер яростно пытается вырваться из кроны. Он добавляет движения и жизни, но не добавляет красок...)
Всё чаще перламутровые хлопья
Перемежают нити хрусталя.
Всё реже смотрит солнце исподлобья
На тусклые картины октября.
(в первых двух строках - первые заморозки. И отдельное спасибо Автору за поэтическую чуткость - правильное употребление слова "перламутр" - в середине строчки, иначе пришлось бы в очередной раз рифмовать его с "утром". Вместе с образом хрусталя он создаёт что-то хрупкое, нежное и невесомое. Но, опять-таки, цвет - преимущественно прозрачный. Даже солнце начинает коситься и смотреть "исподлобья", удивляясь, а где же "в багрец и золото одетые леса"? Очевидно, осень уже достаточно глубока, чтобы немногие яркие пятна были заметны издалека. Вот и солнце, даже с угрюмым взглядом - отличный аналог золоту, почему бы ему и не украсить эту осень?)
Сменила осень пёстрые наряды
На полинялый простенький подол.
Торжественности нет, и нет бравады,
Седою покидает свой престол...
(последнее четверостишие оставляет ощущение некоей недосказанности, незавершённости. У вас не так, нет? Во-первых, последнее предложение без подлежащего - надо полагать, подлежащее осталось в первых строчках, и это "осень". В целом осень Автор показал так, как видел - неброской, готовящейся к глубокому зимнему сну. И "простенький подол" - из этого же "ассортимента". Отдельные всполохи жизни на общую картину не влияют, и вот осень, растеряв свою "браваду и торжественность", уступает место зиме, сама изрядно "побелев". Когда я озвучиваю это другими словами, с "досказанностью" всё нормально. Но когда начинаю читать - ощущение, что Автор начал новое предложение и не закончил, слишком рано поставив точку. Почему-то хочется спросить - "а дальше"? А может быть, это потому, что образы очень хороши, свежи, последовательны и живописны, вот и хочется продолжения где-то на подсознательном уровне)
Почему бравады нет - я понимаю: куда ни кинь, всё выцвело. И деревья без листьев не пламенеют, и рябину скоро скушают прожорливые птички, и небо застилают тучи, и солнце закрывают они же. Но, однако же, образность есть, и картина угасающей природы вполне сложилась. Мастерская работа.
Размер отдельно анализировать не буду, разве что для того, чтобы показать общую эрудицию - он прост, его задача - не затмевать образы, и он с ней отлично справляется. А Автор отлично справляется с образами, рифмами и размером.
Вообще качественная, классическая пейзажная лирика - не такое уж и частое явление в наши дни. Если раньше это было "общим местом" поэзии, - мало у кого из признанных поэтов не найдётся условных "Времён года" в хрестоматиях: зимы, весны, лета и осени, - то сейчас она не так популярна. Почему? Может быть, потому, что в ней по определению мало места для сюжета, она описательна, мы не встретим здесь ярких страстей, зато столкнёмся с необходимостью быть немножко художником. А, с другой стороны, нужны новые средства выразительности, новые краски, новые нотки и новые образы для привычных и знакомых картин и явлений.
Вот с образами у Автора всё в порядке: он сумел создать настроение. И настолько в этом преуспел, что они зажили самостоятельной жизнью.
Лично для меня - но таковы уж мои капризные предпочтения - в любом описании природы важен человек, и не суть, находится ли он перед холстом, рисуя осень, или же помещает себя или другого в собственную картину. Художественное полотно не отделимо от художника - настроение создаёт не только природа, но и в первую очередь созерцающий её. Однако в этот раз картина оказалась так хороша, что сам Автор немножко отстранился от собственного повествования, оставив нас одних любоваться деревьями, тучами, облаками, солнцем и грустным осенним небом.
Оценка:
5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.
Здесь:
9
- за осенние краски,
- за художественное слово.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
И очень ласково обошёл(шла) грамматические рифмы - они тут сплошь! Ою-аю в окончаниях, нье вместо ние и другое.
Спасибо, было интересно познакомиться с качественной рецензурой.