Произведение «Забытые цивилизации Африки» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Без раздела
Автор:
Баллы: 5
Читатели: 709 +2
Дата:

Забытые цивилизации Африки


По книге Бацалева и Варакина “Тайны археологии” (со стр. 207)
30 января 1885 года Фарини, его сын-фотограф и Герт Лоу сошли в Кейптауне с корабля “Рослин Касл”, наняли трех слуг-африканцев, на реке Оранжевой купили волов и устремились в пустыню. Вообще говоря, они искали алмазы. Но нашли нечто совершенно другое. О чем сделали доклад в Королевском географическом обществе в Лондоне.
Вот единственное описание их находки:
“Мы раскинули лагерь у подножия каменистой гряды, по своему виду напоминавшей китайскую стену после землетрясения. Это оказались развалины огромного строения, местами заваленного песком. Мы тщательно осмотрели эти развалины, протяженностью почти в милю. Они представляли собой груду огромных тесаных камней, и кое-где между ними были ясно видны следы цемента. Камни верхнего ряда сильно выветрились. В общем, стена имела вид полукруга, внутри которого на расстоянии приблизительно сорок футов друг от друга располагались груды каменной кладки в форме овала или тупого эллипса высотой полтора фута. Основание у них плоское, но по бокам шла выемка.  Некоторые из этих сооружений были выбиты из цельного камня, другие состояли нескольких камней, тщательно подогнанных друг к другу. Поскольку все они были в какой-то мере занесены песком, я приказал всем моим людям раскопать одно из них. Раскопки заняли целый день, так как африканцы не могли взять в толк, зачем понадобилось раскапывать старые камни... Я объяснил, что это остатки города или места поклонения, и ему, возможно, несколько тысяч лет. А может быть, это место кладбища великого народа.
Мы раскопали песок в средней части полукруга и обнаружили мостовую футов двадцать шириной, выложенную крупными камнями. Верхний слой был из продолговатых камней, поставленных под прямым углом к нижнему слою. Эту мостовую пересекала другая такая же мостовая, образуя мальтийский крест. Видимо, в центре его был когда-то алтарь, колонна или памятник, о чем свидетельствовало сохранившееся основание - полуразрушенная каменная кладка. Мой сын попытался отыскать какие-нибудь иероглифы или надписи, но ничего не нашел. Тогда он сделал несколько фотоснимков и набросков. Пусть более сведущие люди, чем я, судят по ним о том, когда и кем был построен этот город”, - так писал Фарини.
Итак, подведем некоторые итоги.
1. На землях Южной Африки оказывается, существуют огромные древние города.
2. Африканцы не только умели обрабатывать камень (кладки из тесаных камней, мощеные камнем мостовые), но знали и использовали цемент (?!)
3. Они воздвигали алтари в пересечении мостовых, образующих Мальтийский крест?!

Многочисленные последующие экспедиции и исследования привели ученых к выводу: архитектура Зимбабве уникальна и принадлежит исключительно к африканскому типу. Самые крупные сооружения - замок на холме (“Акрополь”) и эллиптическое здание длиной 90 и шириной 60 метров. Охотник Рэндолс, побывавший здесь в 1868 году, и немецкий геолог Маух (1872 год) считали, что вся здешняя культура - копия чужой, заимствованной на севере. И археологи думали, что эллиптическое здание, выложенное из гранитных камней без какого-либо раствора, точная копия дворца царицы Савской, в котором она жила в Иерусалиме в Х веке до н. э..., а “Акрополь” - такая же точная копия храма Соломона на горе Мория. Кстати, европейцы, живущие и теперь в Африке, до сих пор не верят или верят с трудом, что все эти развалины имеют отношение только к местному населению.
Однако, лишь на первый взгляд эти развалины можно приписать кому-либо, кроме самих африканцев. Стены эллиптического здания из обработанного и подогнанного гранита достигают высоты 10 метров и толщины 6 метров. И поразительно напоминают стены другого ископаемого города-сказки - Гебель Ури (Западный Судан).
Обратите внимание: такие города обнаружены на большой территории - даже на значительном удалении друг от друга. (То есть это не уникальная местная особенность! - сост.)
Метод сухой кладки, берущий начало в Эфиопии и Центральной Африке, достиг в Зимбабве истинного совершенства. Причем, абсолютно ясно, что африканско-негритянские формы зданий - круглых и эллиптических, о которых, конечно же, не “с потолка” упоминал в отчете географическому обществу Фарини, - возникли из простой африканской архитектуры - шалашей или более основательных хижин из смеси глины и тростника, традиционных в здешнем строительстве. Лишь торговые города на Побережье испытали влияние арабской и индийской культур. Китайцы там тоже не были редкими гостями.
Обратите внимание: совершенно естественно - где города, там торговля. Крупные города - международная торговля. То есть удивительные цивилизации Африки существовали не изолированно. Они были включены в международные торговые связи!
В результате обмена не только богатством, но и стилями, воззрениями, технологиями и правилами возник неповторимый сплав, некое устойчивое равновесие в торговле, взаимоотношениях между народами. Дикость Африки - заблуждение! Побывавший здесь Васко да Гама в первую очередь обнаружил неотесанность и грубость... своих португальцев! А еще нашел, что размеры и оснастка его собственных кораблей - менее совершенны, чем у купцов Индийского океана. Более высокого класса были и навигационные приборы азиато-африканцев!
Ярко выраженные африканско-негритянские черты отличают и чисто исламские города средних веков. Например, город Геди, открытый в 1953 году Киркманом. То же с городами Тимбукту, Гао и Кумби Сале, царствами хауса, городами-государствами Ифе и Бенин.
Обратите внимание: ярко выраженные африканско-негритянские черты исламских городов.
Так что же мы вообще знаем о цивилизациях Африки?

Христианские храмы Эфиопии
Миссионер 16 века Альвареш проник в один из самых удаленных уголков Эфиопии и увидел там нечто, что описал такими словами: “Я прекращаю, чувствуя утомление от моего труда и пребывая в уверенности, что никто не поверит мне, если я напишу более, да и за то, что я написал, меня будут корить, как лжеца. Но клянусь именем господа, что все написанное здесь правда, я мог бы написать куда больше, если бы не боялся обвинений во лжи”. Потом, решив видно, что репутация его все равно погублена, миссионер все-таки не удержался и добавил: “Подобного ... не отыщешь во всем мире”.
Что же так поразило Альвареша? Игорь Можейко в книге “7 и 37 чудес” (Москва, ”Наука”, Главная редакция восточной литературы, 1980) описывает это так:
“Представьте, что вы идете по пологому склону горы, между редкими коренастыми деревьями и вдруг оказываетесь на краю обрыва - траншеи. В этом каменном колодце глубиной в 12 метров стоит церковь, крыша которой вровень со склоном горы. Учитывая необычность точки, с которой зритель может увидеть храм, строители сделали его в плане правильным крестом. Вот этот крест длиной в 12 метров с нанесенным на него геометрическим орнаментом и видишь у своих ног. Помимо четырех фасадов как у любого другого здания, церковь имеет и пятый - крышу - обращенный к небесам” (с. 203)
Самой знаменитой из этих уникальных произведений зодчества является Церковь Святого Георгия. Но она существует не одиноко, а в комплексе. “Из одиннадцати церквей десять построены при царе Лалибеле, одиннадцатая, в его честь, - вдовой царя. Церкви не повторяют друг друга, но все они эфиопские, и ни одна из них не могла быть построена в другом месте.” (с. 202)
“В склоне горы вырубалась траншея глубиной 10-15 метров, которая охватывала громадную глыбу породы, а из этой глыбы высекали церковь. Достигались сразу две цели. Во-первых, не надо было решать проблемы, стоящие перед обыкновенным строителем, так как автор получал уникальную возможность ваять целый храм, как статую. Во-вторых, что немаловажно в то тревожное время, церкви были потаенными: каждая из них стояла в яме. Между церквами в горе были проделаны подземные пещеры и ходы, по которым можно быстро и незаметно перейти в соседний двор.” (с. 202)
“Зодчим не надо было беспокоиться о таких деталях, как рамы или переплеты, поэтому возникли окна в виде крестов, квадратов, свастик, овалов...” (с. 203)
Строительство продолжалось 24 года и, если не считать повреждений, нанесенных некоторым статуям и барельефам мусульманскими завоевателями, храмы до наших дней сохранились практически в первозданном виде.
Небольшая заметочка на полях: Проницательные читатели, которые распознали в Игоре Можейко знаменитого фантаста, известного под псевдонимом “Кир Булычев” и не поверили, могут обратиться к более официальным источникам.
Признанные цивилизации Африки
По книге «Мировая история в датах» (Джеймс Чизхолм. Москва, «Росмен», 1994)
Ок. 500 г. до н. э. – 400 г. н. э Цари Нубии переносят свою столицу южнее Мероэ. Наступает новый период развития культуры, в котором явно ощущается египетское влияние. Строятся города, храмы, дворцы, пирамиды.
Итак, Нубийской цивилизации ученые отводят 900 лет.
Период с 500 г до н. э. – 200 г. н.э. называют временем культуры Нок.
531 г. Юстиниан посылает монаха Юлиана во главе группы монахов в Аксум. Они обращают Эфиопию в христианство.
543 г. Юлиан продвигается из Эфиопии в Нубию и обращает ее в христианство. Нубия разделяется на три христианских царства – Нобатию, Мукурру и Алодиа – каждое со своим царем и епископом. После завоевания арабами Египта онги были отрезаны от остального христианского мира.
Ок. 700 г. Арабские купцы и путешественники успешно развивают торговлю с богатыми торговыми центрами (!) в Сахаре. Торговля способствует росту сильных африканских государств и торговых империй (!), таких, как Гана и Канем-Борну.
Ок 700 – 1200 гг. Королевство Гана, богатое золотом, первая африканская торговая империя.
800- 1800 гг. Канем-Борну – великая торговая империя в Западной Африке.
Ок. 1100 г. Возвышение царства Ифе в Нигерии.
1190 г. Восшествие на престол эфиопского царя Лалибелы
Ок. 1200 г. Продолжается транссахарская торговля.
Ок. 1200 г. В Лалибеле (Эфиопия) сооружается церковь Святого Георгия.
Ок. 1300 г. Возникновение империи Бенин в Нигерии.
1324 г. Канку Муса, император Мали оправляется паломником в Мекку. Он посещает Каир и поражает всех своим богатством.
Ок. 1400 г. Китайские торговцы присоединяются к арабским и индийским купцам, ведущим торговлю в Восточной Африке.
В 1490 г. конголезский король Нзинга Нкву принимает христианство.
1493 г. – расцвет империи Сонгаи (Мали).
Непознанный мир Магриба
По книге Игоря Можейко «7 и 37 чудес»
Это таинственное название сразу пробуждает в памяти волшебные сказки “Тысячи и одной ночи”. Между тем, слово Магриб - вполне прозаическое и в переводе с арабского означает просто “запад”. В это, столь экзотически для нас звучащее понятие входят территории, находящиеся в границах современных Алжира, Туниса и Марокко. Воцарившаяся в них культура, именуемая ныне мавританской, охватила, помимо этих стран еще и южную часть Испании (Андалусию).
Самым знаменитым “древним” городом в этом регионе является, разумеется Карфаген. “Эта торговая республика, которой правили богатые торговые дома, кое в чем была сходна с Венецией средних веков. Ее корабли были хозяевами в Средиземном море, а караваны уходили из Карфагена вглубь Африки, достигая саванны, откуда в


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     12:50 10.02.2022 (1)
Интересно.
Но как-то сумбурно... 
И да, мы очень мало знаем...
     18:08 10.02.2022
Сумбурно, согласна. Просто вытаскивала информацию из источников, не особо заботясь о литературности изложения. Просто факты.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама