Произведение «Милостыня судьбы» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 56
Читатели: 534 +1
Дата:
«Милостыня судьбы» выбрано прозой недели
15.08.2022

Милостыня судьбы

У недавно ушедшего от нас Александра Градского есть чудесная песня «»Чужой мотив». Речь идет в ней о том, что певцу предложили сочинить веселую песню про старый чердак, и он послушно берется за эту работу. Только вот мысли, которые возникли у него при посещении чердака, скорее ностальгически-нежные, чем веселые…

Но, лиха беда – начало! После третьего или четвертого прослушивания этой песни неясные обрывки воспоминаний нахлынули на меня. Они путались, рвались, но и создавали связи.
Поистине, ощущение было как в словах из романса:

Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.


Вспомнилась няня (да, разве забывала ли я когда о ней?!), и ее насмешливо-веселое:

- Ну-с, сегодня у нас по плану генеральная уборка этажерки!

Ах, уж эта нянина этажерка! Ни одна сокровищница мира не была для меня столь притягательна как она! Каждая из ее полок таила в себе несметные богатства.

Тут была старая подшивка журнала «Крокодил» с рисунками Кукрыниксов и Бориса Ефимова, стопка патефонных пластинок, старинные пудреницы с перламутровыми розами на крышках, фарфоровые статуэтки балерин, веера из китайского шелка, жестяные патрончики с помадой (непременно алого цвета), портрет Александра Блока в овальной рамке, деревянные флаконы болгарского розового масла, вышитые и вязаные салфетки и еще много разных чудес!

- Вот егоза!- добродушно поварчивала няня. – Ты мне помогать будешь, или картинки в журналах рассматривать? – Намочи тряпку и протри пыль. Смотри, вот так! – И осторожно вкладывала мне в руку малюсенькую тряпку.

Конечно, все это делалось только для вида. Никакой пыли я не протирала, да и что можно было вытереть крошечным обрезком ткани?! Няня со всем управлялась сама, но ворковала при этом так задушевно, что я и вправду думала: какая я молодец – нянина помощница! Сама все прибрала!

- Ах, ты моя умница-разумница, нянина помощница, - приговаривала няня, ловко расставляя предметы по местам. После няниных рук они блестели как новые, и всем своим видом говорили: «Смотрите, какие мы чистые, как за нами хорошо смотрят!» - Вот и порядок навели! А сейчас мы с тобой чаю попьем с пирожками, чайник-то на плите давно романсы поет!

Улыбаясь этой вкусной шутке, я опрометью мчалась на кухню, чтобы насладиться исполнительским искусством чайника. Особых вокальными  талантами, он, правда, похвастаться не мог, просто сопел, пыхтел и свистел, как сотни  других своих собратьев.

- Осторожно, - опережала меня няня. – Перевернешь чашки с кипятком. Возьми-ка лучше тарелку с пирожками и - марш в комнату! – Няня несла перед собой маленький поднос с двумя золотистыми чашками на розовых блюдцах, я важно вышагивала за ней, прижимая к себе блюдо с пирожками.

В комнате нас встречал стол, накрытый белой скатертью (И когда только успела? Я же на кухне была всего минутку!),  и льющийся невесть откуда голос:

Когда простым и нежным взором
Ласкаешь ты меня, мой друг,
Необычайным, цветным узором
Земля и небо вспыхивают вдруг.

- Это что? – вопросительно глядела я на няню и в ответ слышала:

- Голубчик! Козин, Вадим Алексеевич. Любимый певец мой. А это «Песня о дружбе». - И голос няни становился таким же бархатным и пленительным, как голос неведомого певца с патефонной пластинки. Да, что там голос – даже поблекшие глаза вновь расцветали небесной синью!

Веселья час придёт к нам снова
Вернёшься ты и вот тогда,
Тогда дадим друг другу слово,
Что будем вместе, вместе навсегда.

«Навсегда» – какое надежное и крепкое слово. И вместе с тем - какое печальное.

«Навсегда»  - это значит остается с нами наша любовь и нежность, преданность и уют.

«Навсегда» - это значит безвозвратно. Никогда больше не распахнутся двери приветливого няниного дома, не вспыхнут молодым голубым огнем ее глаза, не зазвучит звонкий ее смех. Да и бархатный голос любимого певца донесется не с патефонных пластинок, а с оцифрованных электронных версий. Конечно, звук будет чище, но едва ли очаровательней.
Хотя, очарование – вещь субъективная: мы любим что-то или кого-то не из-за него самого, а из-за тех чувств, которые они вызывают в нас. Как говорится, не по хорошу мил, а по милу хорош…

«Навсегда» - это значит, останется с нами память. Где-то со дна души будет мерцать она негасимым светом, как со дна ручья вдруг вспыхнет разноцветными бликами кусочек стекла или камень-голыш. И голос полузабытого певца накроет невидимыми волнами наше сердце. И захочется вспомнить о нем…

В 30-40-е года  20-го века имя Вадима Козина не сходило с афиш концертных залов Советского Союза, тиражи пластинок были колоссальными, а количество поклонников не уступало поклонникам Сергея Лемешева и Ивана Козловского.

И вдруг! Можно как угодно называть это вдруг. Рок, фатум, усмешка Судьбы. Но именно так и случилось в карьере певца. К изумлению публики, на пике творческого взлета он неожиданно перестал появляться на эстраде. И больше никогда не появился на столичной сцене. Чарующий голос остался только в записях.

Осень, прозрачное утро,
Небо как будто в тумане,
Даль из тонов перламутра,
Солнце холодное, раннее.

Где наша первая встреча?
Яркая, острая, тайная,
В тот летний памятный вечер,
Милая, словно случайная.

Он был действительно баснословно популярен. Все было в его руках: слава, почет, деньги. И такое оглушительное исчезновение в середине 40-х годов породило массу слухов. Как это может быть? Такая личность, но ни пластинок не выпускают, ни по радио не передают.

Судьба певца, как ни странно, так осталась тайной за семью печатями. Нестыковки начались буквально с его появления на свет. В паспорте годом рождения артиста был указан 1906, а сам Козин утверждал, что родился в 1903-м. Однако, по записи в церковной книге, будущий король романса был ровесником первой русской революции 1905 года. И такие неясности в биографии Козина повсюду.

Родился Вадим Алексеевич Козин 21 марта 1903 года в Петербурге. Его отец был богатым купцом, а мать – чистокровной цыганкой, певшей в ресторанном хоре. Среди друзей дома  были и великолепная Анастасия Вяльцева – исполнительница русских и  «цыганских» романсов и красавец Юрий Морфесси, обладатель чудесного баритона, "Баян русской песни", как называл его Ф.И.Шаляпин. Как вспоминал сам Козин, однажды Морфесси, усадив его на колени, произнес: «Вот, кто сменит меня!»

Часто Козин упоминал о дальнем родстве (может, и мифическом, но он верил в него искренне) с царицей «цыганского» романса, любимой певицей Николая 2-го – Варварой Паниной.

В революцию Козины потеряли все. А, когда в 1922 году умер отец, на плечи Вадима легла забота о пропитании матери и четырех сестер. Молодой человек стал подрабатывать тапером в кинотеатрах. Тогда было принято развлекать публику выступлениями артистов перед сеансами кинофильмов. Однажды директор синематографа попросил Козина заменить заболевшего артиста и исполнить несколько песен. Вадим, очень волнуясь, решился выйти на сцену и сорвал гром оваций!

В начале 30-х годов по  Ленинграду были расклеены афиши, в которых значилось: «Известный исполнитель цыганских песен Вадим Холодный». Это и был Вадим Козин. Он взял себе псевдоним в честь знаменитой звезды немого кино Веры Холодной.

Но через какое-то время у молодого певца появилась собственная аудитория. И стали ходить  именно на Козина. После этого в 1936 году Вадим Алексеевич приехал в Москву и покорил сердца столичной публики.

В 1989 году был снят  документальный фильм о творчестве певца. Эта лента стала единственным киноархивом, запечатлевшим Вадима Алексеевича для потомков. О своих приключениях давних лет Козин говорил с неподражаемым юмором. И таким же неподражаемым, воркующим голосом! А ведь было ему уже почти 90 лет!

«Работал я в Ленконцерте. И вместе с певцом Никифоровым (был у нас такой) получал 50 рублей в месяц. И вот, как-то написал певец Никифоров письмо начальству, мол, прошу повысить мою ставку до 70 рублей, а то уволюсь! Он написал – ему повысили ставку и не уволили. Я написал следом то же самое – меня уволили! Так я приехал в Москву. В парке культуры и отдыха, примерно через три дня меня вызвали в  дирекцию и говорят, что хотят записать меня на пластинку. «Вы сможете?»  Я ответил – «пожалуйста». Правда, у меня было уже тогда тяжеловато с деньгами. Питался я только хлебом и горячей водой из-под крана. А меня этот директор спросил: «Вам, может, нужны деньги?» Я ответил: «Нет, мне никаких денег надо!». И на четвертый день записали меня на пластинку. Много песен. И я до сих пор удивляюсь – как голос звучал, после такой диеты на хлебе и воде.»

Слава Вадима Козина была не на концертных подмостках, а именно в грампластинках. Выпускали их два завода: Апрелевский и Ногинский. Но есть одна интересная пластинка выпуска Бакинской (!) фабрики. Она на пластмассе, потрескавшаяся, покоробившаяся, проиграть ее практически нельзя. Но она содержит  очень хорошие и редкие записи под гитару: «Верная, манерная» и «Улыбнись, родная».

Сердце полно весной,
Выйдем, пройдёмся,
Вместе пойдём со мной.
Ну улыбнись, родная,
Ну не сердись, родная,
Ну помирись, родная,
Со мной.

Вторая половина 30-х годов – расцвет карьеры молодого певца. Публика любит его за необычный тембр голоса и большой репертуар цыганских песен и романсов.

Во время войны Вадим Алексеевич, как и другие артисты выступал перед бойцами на фронте. Но именно к военному времени относится еще одна загадка в биографии певца. Сам Вадим Алексеевич неоднократно и с удовольствием рассказывал эту историю, но о ее достоверности не может судить никто.

В 1943 году в Тегеране состоялась конференция с участием глав государств антигитлеровской коалиции. Присутствовали Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль. У Черчилля был день рождения, и он попросил Сталина сделать ему подарок: послушать вживую любимого певца – Вадима Козина.

Сталин тут же дал приказ: Козина срочно посадили в самолет и привезли в Тегеран. И он участвовал в концерте, где помимо него выступили и другие знаменитые артисты того времени – Марлен Дитрих, Морис Шевалье и Иза Кремер. После концерта Козина тут же посадили на самолет и доставили в Москву.

Но вот что странно: впоследствии никто и нигде об этом фантастическом концерте не вспоминал: ни артисты, участвовавшие в нем, ни сам Черчилль. Более того, по определенным причинам артисты, о которых говорил Козин, не могли выступать в Тегеране. Дитрих жила в Америке, Иза Кремер - в Аргентине, а Морис Шевалье вообще находился на оккупированной территории Франции. Но сам Козин рассказывал об этом так ярко и подробно, что им заинтересовались в НКВД.

Возможно за распространение недостоверных


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     09:11 31.10.2022
Спасибо, дорогая Ляман, за кружево воспоминаний, которые неизменно читаются
с большим интересом.
Спасибо, что вспоминаете об ушедших людях искусства.
     23:45 27.08.2022 (1)
Прекрасна Ваша работа, Ляман.
Очень интересно почитать и отзывы ваших друзей.
Спасибо за то, что поближе познакомили нас с вашей няней и с таким
замечательным артистом. 
     19:32 02.10.2022
Спасибор Вам огромное, Ирина.
Извините, что отвечаю с запозданием. Всегда в беготне.
Спасибо Вам огромное. Да, у Козина был удивительный проникновенный голос. Мягкий, вкрадчивый, бархатный. И вот что интересно - он никогда не пользовался микрофоном - попросту их боялся!
     14:52 02.10.2022 (1)
Какая сильная работа! Потрясающе... Хожу и пою про себя: "Давай пожмём друг другу руки, и в дальний путь на долгие года!"
Спасибо Вам за прекрасный экскурс в прошлое...
     19:28 02.10.2022
Спасибо Вам большое! Очень рада Вашим теплым словам!
     12:37 20.08.2022 (1)
1
"Навсегда" - это значит, останется с нами память! Память о ушедших...
     18:39 20.08.2022
Да, Анна, дорогая!
Спасибо!
     20:52 19.08.2022 (1)
1
Очень интересно, Я многие строки угадывал, вспоминал, но не помнил, что это был Козин. Спасибо!
     21:10 19.08.2022
Спасибо Вам огромное, Виктор Филиппович! Да, у него был чарующий, словно тающий голос...
     23:37 13.08.2022 (1)
3
Ах, Ляман, кудесница неповторимого калейдоскопа воспоминаний!
Так переплести образ няни, музыки и нашего драгоценного кумира!
Казалось бы, что еще можно о нём сказать такого нового, чего неизвестно широкому слушателю и любителю его творчества, 
чтобы всколыхнулась та старая мелодия на пластинке, 
от движения по кругу, подняв в воздух дымку пыли невостребованности.
Но получилось, и, не просто получилось рассказать, но и растревожить все старые воспоминания, 
от исполнения, и личной встречи с ним в 1989году.
Сердечное тебе спасибо, за твою удивительную несовременность слога, ума, памяти и внешнего очарования, 
сохранившего первозданность высокого нравственного значения - интеллигенция!


     14:05 14.08.2022 (1)
1
Наденька, дорогая, ты виделась с ним лично?! Ты просто обязана напис ать о нем воспоминания. Пожалуйста! Ведь ничто не сравнится с впечатлением от  общения.
Спасибо, дорогая! Твои комментарии - верх изысканности и доброго отношения!
     19:45 15.08.2022 (1)
3
Ляман, судьба певца Вадима Козина была полна загадочных недомолвок и в советское время и сейчас. 
И как это принято в любопытствующей обывательской среде давнего времени, и до сих пор, любопытство сводилось, и сводится 
к всевозможным домыслам, инсинуациям, циничной клевете, построенным на слухах, которые улавливались даже не двумя ушами, 
а так это… вскользь... одним ухом, и то мимо.

Вездесущая свора всех времен и народов  — жалкого подвида: лицемеров, клеветников, с любовью занимающихся наушничеством,
грязным подсиживаниями, без человеческой брезгливости, как шакалы, копающимися в полуправдах, подноготных, 
распространяя их в неустоявшихся сознаниях толпы, пошловатого бомонда, питающего свой скудный ум, 
тощими на правду информациями из газетёнок ( первой страницы).  

Эта горечь, в общем-то ( всеобъемлющее наречие содержит всю его сущность, отраженную только в дневниках), 
необиженного на свою судьбу достойного человека, навечно поселилась в разорванной надвое душе, 
и отражалась в ясном, пронзительном взгляде, который неспособен был лгать, тем более,  
далеко на склоне лет, когда я получила бесценный подарок судьбы — встречу с легендой.

И, как оказалось, делать самой себе такие подарки, довольно просто и вполне осуществимо, стоит только захотеть. 
С этим удивительным глаголом, сколько себя помню, я всегда была на дружеской ноге, а потому и стояние, им несущее, для меня было и есть привычное.
В 1989 году, я  еженедельно готовила на ТВ программу романсов, вокальных циклов, моно-опер,  в которых что-то исполняла сама,  
для создания же некоторых иных, как музыкальный редактор, приглашала артистов филармонии, актёров театра. 

Готовить Пуленка, Шумана,  романсы русских композиторов, это  ни с чем несравнимое удовольствие от погружения в существующую информацию тех далёких времен, 
изобилующих непревзойденными творческими союзами поэтов, музыкантов, живописцев, 
но мной давно уже владело желание прикоснуться к творчеству, ныне живущей легенды романса -Вадима Козина. 
Не утеряв этот хрупкий момент возможности, мерцающий как догорающий  трепетный огонёк свечи. 

Ему шел 89 год жизни.
На том моменте я уже много исполняла его музыки, но, как и всех обывателей, мной описанных выше, 
меня всевозможные информационные канала пытались нашпиговать противоречивыми побасенками  не связующими с его творчеством. 
Моя сущность мятежно протестовала, и я решила  съездить к нему в гости, хотя слышала, что он живёт очень уединённо и никого не принимает, тем более, с камерами и прочее... 
Но я поехала. Одна. Без записывающих устройств. Не стану долго рассказывать, как я получила от него разрешение прийти, скажу только, 
что мне помогла в этом, заранее подготовленная фраза, озвученная по телефону от директора Магаданской филармонии, легендарного Владимира Александровича Рубана.
 
С неизменной теплотой вспоминается это золотое время в Магадане, подарившего много по-настоящему интереснейших людей и встреч...  В 70-х годах Владимир Александрович Рубан, будучи директором Магаданской филармонии, при содействии Махмуда Эсамбаева, организовывал концерты знаменитого певца - Вадима Козина.
Если рассказывать об этом периоде, потребуется  формат большой повести об интереснейших людях, оставшихся в благодарных сердцах людей. 
Один Эдуард Авербах чего стоит, его первый аккомпаниатор, написавший впоследствии такое стихотворение о возвращении Козина:
Мир отчаянно встревожен,
   Отыскался «душка» Козин,
И не где-то на луне,
   А у нас... на Колыме.
Сердце нежное страдает,
   Одиночество съедает,
Никому и дела нет,
   Как бесславно гибнет цвет,
Гордость русского романса...
   Увядает блеск нюанса,
И талант за глыбой льда –
   Заморожен навсегда!
Кто поймет его страданья,
   Кто вернет рукоплесканий
И оваций звездный час?
   Кто ответственен из нас?

Я давно уже уехал
   Из заснеженной глуши,
Но осталась там частица
   Чудной козинской души...
Вспоминаю я об этом,
   И как будто виноват
В том, что музыку России
   Не сумел вернуть

 1974 г.

P. S. «Душка» – от слова душа, Козин использовал это слово (в его романсах оно также присутствует) и употреблял его в отношении людей, которых считал друзьями.

Лямаша, меня нельзя просить что-то рассказать о какой-либо из интересных встреч, иначе, стоит мне только начать, 
как они тут же разрастутся в такой широкий  диапазон воспоминаний, что не остановить это процесс, 
пока точка сама не попросится на законное место. Мы оба с ним тогда не не заметили, как пролетели почти три часа  нашего общения, 
хотя мне обещалось не более  двадцати минут. 
Столько курьёзных моментов от встреч, рассказанных им, из событий и ощущений  тех огненных для его судьбы лет, 
что невозможно передать в сокращенном варианте, а уж тем более, что касается его заключения и лживой информации вокруг него… 
Урванной кое-где, и кое-как горе-журналистами, не удосужившимися познакомиться  с дневниками самого обвиняемого во всех смертных грехах,
 на дешевую потребу публики, жаждущей крови и зрелищ.
В них ошеломительное откровение, раскрывающее ужасающую циничную  несправедливость, и трепетность чувств: 
глубокого, умного, внутренне аристократичного человека, с детским пронзающим взглядом широко распахнутых глаз, в которых затаился вечный вопрос... 

"Сегодня первый концерт в Хабаровске после 15-летнего перерыва. Настроение какое-то тревожное, неспокойное. 
Для чего, спрашивается, я пою? Не издевка ли это? Мне кажется, что да! 
"Тебе хочется петь, но ты будешь петь там, где мы укажем. Некоторых городов ты недостоин". 
На что отвечу: "Я хочу подработать небольшую толику деньжонок, чтобы свить себе под старость гнездо и положить на вас с прибором, получив законную пенсию за мой труд".
 Я вовсе не рвусь петь, пусть лижут зады все те, кто таким образом добивается прощения.
 Я больше ни в чем не виноват. 
Прежде всего, я чист перед самим собой, перед Богом и перед великим русским народом, он не считает меня виновным - я это понял, а правители приходят и уходят. 
Вот перед ними я не хочу распинаться, о чем-то просить и унижаться".

Дневники Вадима Козина дают редкую возможность заглянуть в советскую глубинку 1950-х годов.
 В сентябре 1955 года, находясь в Кемерово, он написал, что люди стоят в очередях за самым необходимым, продуктов не хватает: 
"Нет сомнения, что Советский Союз производит достаточно еды, только вот люди ее не получают".
Когда КГБ попали в руки выдержки из дневников артиста, Козина арестовали повторно.

"Если бы я чуть-чуть поступился своей честностью и сделался хотя бы временно лицемером, моя жизнь была бы совершенно другой.
 Но я хочу быть самим собой. Тот, кому достанутся эти записки, пусть будет честным человеком,
 и когда-нибудь что-нибудь скажет в мою защиту, когда и после моей смерти меня будут забрасывать камнями".

  
     00:49 16.08.2022 (1)
1
Надя, это изумительно!!!
Это срочно налдо оформит ь отдельным произведением, а не комментарием!
Прошу тебя! Сколько людей тебя прочитают, сколько будут благодарны. А для памяти певца ты сколько сделаешь!
     20:58 19.08.2022
Да, я тоже так считаю!
     16:21 17.08.2022 (1)
1
Ляман, огромнейшее спасибо!
     21:05 17.08.2022
Вам спасибо, Петр, дорогой, что прочитали.
Ваши произведения прочитаю непременно, только вот немного времени свободного будет у меня...
     09:46 16.08.2022 (1)
1
Эссе всполыхнуло чувства, вспомнились романсы Козина, спасибо огромное!
     21:04 17.08.2022
1
Спасибо Вам, Аленушка огромное!
     21:06 15.08.2022 (1)
2
Ляман, спасибо тебе огромное за это эссе. Получила истинное удовольствие. Я слышала Козина, но для меня это был просто голос, а теперь это человек.
     00:50 16.08.2022
Спасибо, дорогоя Галина. Рада, что понравилось.
Мне очень нравится в енгго исполнении романс "Пара гнедых".
И да, он никогда не пользовался усилительной аппаратурой. Просто боялся
     00:21 15.08.2022 (1)
1
Ляман, дорогая, спасибо за интереснейший экскурс!
     12:17 15.08.2022
Спасибо Вам огромное, Марина!
О многих можно написать, сколько забытых великих судеб, не перечесть...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама