Произведение « Размышления о смерти»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 3
Читатели: 60 +1
Дата:

Размышления о смерти

Вот уж вопрос вопросов: смерть!  Понятен повод к этим размышлениям.

Никто не знает в какую минуту  она может  нагрянуть к нам.

Со    времени  осознания себя человек боялся смерти.  Наверное и философия возникла, как  повод для размышлений о ней. Франсуа  де Ларошфуко писал: "Ни на солнце, ни на смерть нельзя  смотреть в упор."

 По сути, наша жизнь детерминирована смертью.

Из всех живущих человек - единственный,  осознающий свою смерть.

Смерть вызывает страх. И страх самого процесса, и, самое главное, страх того, что ожидает человека за ее порогом.

Человек не понимает, где он был до рождения, и не знает, где будет, и будет ли, после смерти.

Пугают  непредсказуемость смерти, ее неподконтрольность. Она неизбежна и не управляема.

Человеку трудно принять факт неизбежности смерти, и поэтому сознание просто отбрасывает  эту мысль, даже у пожилых людей. С одной стороны исчезает травмирующий фактор, с другой -  человек не хочет осознавать конечность своего существования и ведет себя, порой,  весьма легкомысленно и по отношению к себе, к своему здоровью, и по отношению к окружающим.

Все эти страхи должны как-то купироваться, и человечество на всем протяжении истории бьется  над этой задачей. Единственное "лекарство" от страха смерти - вера в Бога.

Наверное нет философа, который не высказался бы на тему смерти.


"Смерть находится вне наших ощущений, значит ее не существует. Когда мы здесь, смерти нет, когда смерть здесь, нас уже нет " - говорил Эпикур.

Платон успокаивал современников: "Естественная смерть безболезненна и сопровождается, скорее,  удовольствием."

Кстати, именно Платон создал учение о двоичности человека: смертного тела и бессмертной души. И смерть  это высвобождение души.  Именно Платоновское учение было позже  заимствовано христианами.


Эпикур утверждал, что нужно использовать все  доступные и законные наслаждения при жизни, чтобы было не жаль умирать: смерть все равно неизбежна.


Сенека писал: "Причина страха смерти кроется не в самой смерти, а в умирающем".  "В смерти нет страдания, ведь необходимо, чтобы был субъект, испытывающий его."

Сенека был стоиком, учил не бояться смерти и говорил, что бояться  не стоит, ибо мы уже знакомы со смертью. Ведь смерть - это небытие, а мы все испытали его до рождения. Обратите  ВНИМАНИЕ на эту фразу!

Спиноза считал, что разумно рассуждать о жизни, а не о смерти.

Философы-материалисты Демокрит, Эпикур, Спиноза, Гельвеций, Гольбах, Фейербах, Маркс, Чернышевский, Монтень, Рассел не верили в бессмертие души.

Но отказ от веры в бессмертие, точнее, веры в Бога, ведет к серьезной этической проблеме: раз нет Бога, значит нет и наказания за преступления? И тогда нравственный закон должен  быть в самом человеке. А с этим всегда были неразрешимые вопросы.

Хорошо, что только очень небольшая часть людей способна исповедовать атеизм. Это  мужественные  люди, согласные, что смерть - финал всему. Основной массе людей такая мысль нестерпима, и они, так или иначе, приходят к религии, ибо религия обещает продолжение жизни хотя бы души, коль уж тело смертно.

Философы ХХ века Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс  говорили, что в критических  ситуациях, на пороге смерти, люди переосмысливают свои поступки. Освобождаются от ложных и мелких целей. Приобретают новые качества, если жизнь продолжается. Человек становится более духовным, но  не обязательно  в смысле  прихода  к  религии. Таким образом,  они видят несомненную ценность смерти и критических ситуаций.

Древние люди  создавали массу самых разных обрядов, провожая  в последний путь. Помните, даже жен убивали и клали в могилу к мужчине. Снабжали  покойника  красивой одеждой, едой, всем необходимым. Женщинам клали косметические принадлежности.

Древние верили: после смерти покойники охраняют живых, а потому требуют почтительного с ними обращения.

У каждого народа есть свои установленные временем традиции и обряды  в отношениях с мертвыми.  Как правило, эти обряды сохраняются в народе  и являются частью культуры.

Везде к покойнику относятся с почтением и неким страхом. Считают, что нельзя его прогневить, иначе он будет "мстить". Если есть традиция трапезы после похорон и в определенные дни, то эти трапезы бывают очень обильными, чтобы покойник "не обиделся". И даже по прошествии многих лет семья, как правило, присматривает за могилой, обновляет памятники и ограды, если они есть.

Смерть не есть завершение всего в представлении людей. До сих пор бытует мнение, что миры мертвых и живых взаимосвязаны.  От мертвых мы ожидаем защиты и помощи. И помогаем им своими молитвами, памятью.

У евреев есть обычай: перед важными решениями люди идут на могилы любимых покойников: родительские, к бабушкам-дедушкам. Они просят помочь в решении или  выполнении каких-то важных дел.

Моя знакомая рассказывала, что ее отец в таких ситуациях всегда навещал могилу своей бабушки. И всегда все его дела были удачны. Только один раз он не пошел, просто поленился, и то, что он задумал, принесло ему большие неприятности.  Он был материалист и подумал, что это совпадение.  Стал экспериментировать: в некоторых случаях не ходил. Статистика была убедительной: после посещения могилы самые маловероятные дела  заканчивались успешно. И, казалось бы, стопроцентная уверенность в успехе нового дела оборачивалась жутким разочарованием, если не приходил к бабушке за благословением.

Можно как угодно выражать скептицизм, но я была тому  эксперименту  свидетелем.

Удивительно, как люди готовят себя к переходу в небытие. Знаете ли вы, что Сара Бернар  перед смертью спала в гробу? А Серафим Саровский заранее, своими руками, изготовил себе гроб. Хотя в России так заботились о себе многие старики и старухи. Пусть  не своими руками строгали, но у многих в сараях стояли заготовленные домовины.

И как анекдот  из детства вспоминаю большой скандал у  двух стариков -соседей.  Дед, как положено, смастерил себе гроб, и он стоял в сарае, рядом, понятно, крышка. Как-то дед споткнулся, гроб и крышка упали, и дед обнаружил, что крышка вся  изуродована. С воплем помчался к бабке, и та призналась,  что с крышки гроба давно приспособилась добывать лучину для самовара. Во-первых, дерево сухое, прекрасно горит. Во-вторых, удобно: резала на уровне груди  и выковыряла кусок. А крышку поворачивала так, чтобы дед не заметил.

Огребла тогда бабка  в полной мере. При этом дед орал, что бабка в душу ему наплевала и любимый гроб "спортила"! Как будто у него был еще и нелюбимый!

Единственная  возможность  человеку  победить смерть - это  оставить свой след в искусстве. По-моему, искусство - это способ преодоления страха смерти. Но нам всем вряд ли грозит надолго остаться в памяти потомков своей писаниной. Или я ошибаюсь?

А закончить хочу словами Л.Н. Толстого:

"Если бы мы помнили то, что мы умрем, вся жизнь наша получила бы совсем другое назначение. Человек, зная, что он умрет через полчаса, не будет делать ни пустого, ни глупого, ни, главное, дурного в эти полчаса. Но полвека, которые, может быть, отделяют тебя от смерти, разве не то же, что полчаса? Перед смертью и перед настоящим времени нет."

Толстой идеализировал человека. Так мне кажется. За полчаса до своей смерти некоторые особи рады прихватить с собой весь мир.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:07 01.02.2024

Спасибо за глубокое размышление на эту тему. А с могилой бабушки всё просто - это скрытое самовнушение на неудачу.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама