Произведение « Русский быт и обычаи»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 52 +1
Дата:

Русский быт и обычаи

Намереваюсь в коротких текстах изложить прочитанное о русском быте и обычаях.
Начну со времен, когда русские князья, по сути,  были старшими среди равных. 

Князя именовали "главою земли" и он осуществлял значение главного судьи и воеводы, хранителя правды и первого воина земли.  Если же  правда была нарушена поступками князя, он терял доверие, лишался княжества, а иногда и самой жизни.  

Князь  был  "стражем Русской земли" от врагов внутренних, домашних, и от врагов иноплеменных. За это земля его кормила, а он не претендовал на больший почет, чем  право на  кормление. 

Все  важные вопросы решались на вече. "А мы тебе кланяемся, княже, а по-твоему не хотим" - фраза, которою выражалось несогласие с княжескими требованиями и притязаниями.

"Братье! Братья моя милая!" - взывает к новгородцам древний Ярослав, прося помощи на Святополка.
 "Братья володимерцы!"  - взывает князь Юрий, прося защиты у владимирцев.  
"Братья мужи псковичи! Кто стар, то отец, кто млад, той брат!" - восклицает Домонт псковский, призывая псковичей на защиту отечества.  Это характеристика отношений земства и князей.

Слово "государь, осподарь, господин" обозначало  хозяина собственности, домовладельца. 

 Князь - хозяин своей волости, владыка  своей земли, самодержец. 

 Осподою называлась семья в смысле независимого, самостоятельного хозяйства. 

Господою называется самый Новгород в смысле правительственной, судной власти. 

Государь, государыня - наименование хозяина и хозяйки.  В свадебных песнях  величают государем батюшку, государынею - матушку.  Разумеется государь не может существовать без слуги, холопа.

Господином наша древность называла князя и вообще всякое почетное и почему-либо высшее лицо, а  государем она обозначала по преимуществу только лицо владеющее, самовластительное и самодержавное в отношении его хозяйства, его семьи и собственности. Вот почему к имени осподарь стали прибавлять и титул господина: господин государь Новгород Великий, господин государь князь великий Московский.

Со временем слово "господин" стало вежливым обращением к домовладельцам, а "государь" -  обращение к  царю.

В  XVII веке полностью закончены  несогласия с царской волей. Причиной этого  стали  связи с  Византией. Царь греческий представлялся  типом самодержавной, ничем не ограниченной власти. Доступ  к нему сопровождался торжественностью  и обстановкой несказанного блеска и великолепия. Обо всем  на Руси было известно  со времени варяжских походов на Царьград. И усугубилось  влиянием книжников и духовенством, повествующих о величии  Византийского сана  царя.

Княжеская жизнь проходила  в  вотчине, по сути  в помещичьей усадьбе. Это обширный  двор вотчинников, стоявший среди деревень и слобод, которые почти все имели какое-либо служебное назначение в вотчинниковом хозяйстве, в потребностях  княжеского  дома и домашнего обихода. 

Некоторые иностранцы, бывавшие с Москве в XVI и XVII ст.,  принимали весь  Кремль за царский дворец, обнесенный  каменной стеной. 

Действительно, первой основой Кремля, а стало быть всей Москвы, был княжий двор или княжий стан с необходимыми хоромами, или клетями, на случай приезда.

С ростом политической власти Московское княжество стало сильнейшим.    У великого московского князя Василия III и Елены Глинской родился долгожданный наследник Иоанн, в 1547 г. ставший первым русским царём, официально венчанным на трон.

Эпоха Ивана IV стала пиком развития Московского княжества, военным и дипломатическим путём завоевавшего более высокий статус царства.


Поговорим о жилищах, в которых существовали племена, населявшие современные территории России и Украины.

Основой и первообразом древнейшего русского жилища была клеть - связь бревен на четыре угла, строение, уцелевшее в своей первобытной простоте  до наших дней.

Кстати: о московском княжем дворе почти нет никаких известий в  летописях потому, что  до половины XIV века, Москва не имела собственных летописцев.  Все ее события этого времени записаны летописцами других городов: новгородскими, суздальскими.  Эти записи были случайными, не несли серьезной информации о Москве. 

 Все более или менее значительные события того времени сосредоточивались преимущественно около Владимира, Новгорода, Рязани и других сильнейших городов. 

Москва оставалась в глуши своих лесов малозаметною деревенькою; поэтому не только о княжем московском дворе, но даже и о самом городе  нет никаких  подробных записей.
 
 Клеть зимняя, приспособленная для тепла, отапливаемая  печью, в отличие от холодной клети,  именовалась истьбою, также истопкою, что и заставляет предполагать, что из этой истопки образовалось и самое слово изба, от глагола топить, истопить.

В летописях 10-го и последующих веков  встречаются записи типа:  "Пристрои Ратибор отрокы в оружьи истобку (истьбу, избу) пристави истопити им..."
 
 В первобытных времена люди  не умели строить клетей и жили в кущах, в шалашах и лачугах. Для сохранения тепла строились конусообразные округленные шалаши, обмазанные глиной.

В  историческое  время, то есть время когда уже велись  летописи,  в русских понятиях изба, истопка разумелась  клеть, отапливаемая печью. Она и теперь этим именем отличается от простой, холодной клети.  

Истопка, истьба, изба постоянно упоминается в летописях. Жилище княжего двора - та же самая истьба. В составе княжего двора упоминается также горенка (1152 г.), обозначающая горний, то есть верхний ярус постройки.

В княжем дворе, в отличие от боярских  клетей, существовала просторная постройка гридница.

В гриднице Владимир давал по воскресеньям пиры боярам,  сотским, десятским и "нарочитым мужам", следовательно, она служила приемною и была самым обширным покоем княжеского дворца.

 В "Слове о полку Игореве" упоминается о Святославли гриднице в Киеве. В древних песнях гридница называется  светлой, и в ней обыкновенно стоят столы дубовые.

 Столовая изба, также горница, а по способу постройки - светлица. Другие клети получали свои имена соответственно их назначению в княжеском обиходе, каковы были ложница или одрина - спальня, от слова одр - постеля.

Божницею назывался домовый храм князей, в котором они слушали церковные службы, почти всегда на полатях, то есть на хорах, соединявшихся с княжеским дворцом переходами.  Избы, клети  строились по одной, по две рядом, соединялись иногда переходами. Всё вместе назывались княжими хоромами, дворцами.

Князья, как потом цари, занимали всегда верхние ярусы дворца. В нижних этажах древних княжеских хором, под клетями, находились порубы или подклети.  В этих-то подклетах и вообще в нижних этажах жили княжии слуги, отроки, дети и все лица, составлявшие княжий двop и называвшиеся поэтому дворянами.

Таково происхождение  некоторых русских слов, которые мы употребляем.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама