Намереваюсь в коротких текстах изложить прочитанное о русском быте и обычаях.
Начну со времен, когда русские князья, по сути, были старшими среди равных.
Князя именовали "главою земли" и он осуществлял значение главного судьи и воеводы, хранителя правды и первого воина земли. Если же правда была нарушена поступками князя, он терял доверие, лишался княжества, а иногда и самой жизни.
Князь был "стражем Русской земли" от врагов внутренних, домашних, и от врагов иноплеменных. За это земля его кормила, а он не претендовал на больший почет, чем право на кормление.
Все важные вопросы решались на вече. "А мы тебе кланяемся, княже, а по-твоему не хотим" - фраза, которою выражалось несогласие с княжескими требованиями и притязаниями.
"Братье! Братья моя милая!" - взывает к новгородцам древний Ярослав, прося помощи на Святополка.
"Братья володимерцы!" - взывает князь Юрий, прося защиты у владимирцев.
"Братья мужи псковичи! Кто стар, то отец, кто млад, той брат!" - восклицает Домонт псковский, призывая псковичей на защиту отечества. Это характеристика отношений земства и князей.
Слово "государь, осподарь, господин" обозначало хозяина собственности, домовладельца.
Князь - хозяин своей волости, владыка своей земли, самодержец.
Осподою называлась семья в смысле независимого, самостоятельного хозяйства.
Господою называется самый Новгород в смысле правительственной, судной власти.
Государь, государыня - наименование хозяина и хозяйки. В свадебных песнях величают государем батюшку, государынею - матушку. Разумеется государь не может существовать без слуги, холопа.
Господином наша древность называла князя и вообще всякое почетное и почему-либо высшее лицо, а государем она обозначала по преимуществу только лицо владеющее, самовластительное и самодержавное в отношении его хозяйства, его семьи и собственности. Вот почему к имени осподарь стали прибавлять и титул господина: господин государь Новгород Великий, господин государь князь великий Московский.
Со временем слово "господин" стало вежливым обращением к домовладельцам, а "государь" - обращение к царю.
В XVII веке полностью закончены несогласия с царской волей. Причиной этого стали связи с Византией. Царь греческий представлялся типом самодержавной, ничем не ограниченной власти. Доступ к нему сопровождался торжественностью и обстановкой несказанного блеска и великолепия. Обо всем на Руси было известно со времени варяжских походов на Царьград. И усугубилось влиянием книжников и духовенством, повествующих о величии Византийского сана царя.
Княжеская жизнь проходила в вотчине, по сути в помещичьей усадьбе. Это обширный двор вотчинников, стоявший среди деревень и слобод, которые почти все имели какое-либо служебное назначение в вотчинниковом хозяйстве, в потребностях княжеского дома и домашнего обихода.
Некоторые иностранцы, бывавшие с Москве в XVI и XVII ст., принимали весь Кремль за царский дворец, обнесенный каменной стеной.
Действительно, первой основой Кремля, а стало быть всей Москвы, был княжий двор или княжий стан с необходимыми хоромами, или клетями, на случай приезда.
С ростом политической власти Московское княжество стало сильнейшим. У великого московского князя Василия III и Елены Глинской родился долгожданный наследник Иоанн, в 1547 г. ставший первым русским царём, официально венчанным на трон.
Эпоха Ивана IV стала пиком развития Московского княжества, военным и дипломатическим путём завоевавшего более высокий статус царства.
Поговорим о жилищах, в которых существовали племена, населявшие современные территории России и Украины.
Основой и первообразом древнейшего русского жилища была клеть - связь бревен на четыре угла, строение, уцелевшее в своей первобытной простоте до наших дней.
Кстати: о московском княжем дворе почти нет никаких известий в летописях потому, что до половины XIV века, Москва не имела собственных летописцев. Все ее события этого времени записаны летописцами других городов: новгородскими, суздальскими. Эти записи были случайными, не несли серьезной информации о Москве.
Все более или менее значительные события того времени сосредоточивались преимущественно около Владимира, Новгорода, Рязани и других сильнейших городов.
Москва оставалась в глуши своих лесов малозаметною деревенькою; поэтому не только о княжем московском дворе, но даже и о самом городе нет никаких подробных записей.
Клеть зимняя, приспособленная для тепла, отапливаемая печью, в отличие от холодной клети, именовалась истьбою, также истопкою, что и заставляет предполагать, что из этой истопки образовалось и самое слово изба, от глагола топить, истопить.
В летописях 10-го и последующих веков встречаются записи типа: "Пристрои Ратибор отрокы в оружьи истобку (истьбу, избу) пристави истопити им..."
В первобытных времена люди не умели строить клетей и жили в кущах, в шалашах и лачугах. Для сохранения тепла строились конусообразные округленные шалаши, обмазанные глиной.
В историческое время, то есть время когда уже велись летописи, в русских понятиях изба, истопка разумелась клеть, отапливаемая печью. Она и теперь этим именем отличается от простой, холодной клети.
Истопка, истьба, изба постоянно упоминается в летописях. Жилище княжего двора - та же самая истьба. В составе княжего двора упоминается также горенка (1152 г.), обозначающая горний, то есть верхний ярус постройки.
В княжем дворе, в отличие от боярских клетей, существовала просторная постройка гридница.
В гриднице Владимир давал по воскресеньям пиры боярам, сотским, десятским и "нарочитым мужам", следовательно, она служила приемною и была самым обширным покоем княжеского дворца.
В "Слове о полку Игореве" упоминается о Святославли гриднице в Киеве. В древних песнях гридница называется светлой, и в ней обыкновенно стоят столы дубовые.
Столовая изба, также горница, а по способу постройки - светлица. Другие клети получали свои имена соответственно их назначению в княжеском обиходе, каковы были ложница или одрина - спальня, от слова одр - постеля.
Божницею назывался домовый храм князей, в котором они слушали церковные службы, почти всегда на полатях, то есть на хорах, соединявшихся с княжеским дворцом переходами. Избы, клети строились по одной, по две рядом, соединялись иногда переходами. Всё вместе назывались княжими хоромами, дворцами.
Князья, как потом цари, занимали всегда верхние ярусы дворца. В нижних этажах древних княжеских хором, под клетями, находились порубы или подклети. В этих-то подклетах и вообще в нижних этажах жили княжии слуги, отроки, дети и все лица, составлявшие княжий двop и называвшиеся поэтому дворянами.
Таково происхождение некоторых русских слов, которые мы употребляем.
| Праздники 6 Мая 2024День святого Георгия Победоносца 1 Января 2025Новый год 7 Января 2025Рождество Христово Все праздникиРеклама |