Произведение « Русский быт и обычаи 2»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 41 +2
Дата:

Русский быт и обычаи 2

Мы говорили о строениях, в которых жили княжеские семьи.

 Нужно отметить, что простой народ жил в курных избах. То  есть в верхней трети стен были прорублены  оконца высотой до  15 сантиметров. Они предназначались для выхода дыма. Потом они затворялись деревянными заслонками.

 В хоромах князя и  бояр были дымники. Это трубы для отвода  печного дыма.  Княжеские хоромы были трехэтажными:  подклеть, клеть и терем. 

Терем - всегда самый высокий этаж в доме. Потому встречаем в сказках:  "Сидит девица в высоком терему."

Женские покои строились отдельно от государевых. Детские недалеко от женских покоев. Над клетью строились светелки. Это комнаты с большими окнами, предназначенные для женского труда: прясть, шить, вязать, вышивать.
    
Все дома строились из дерева. Это было дешево и быстро. Плотницкое мастерство русичей было неоспоримым. Москва  располагалась в лесу, в бору. Боровицкие ворота - отзвук лесного края. 

Дома часто выгорали целыми посадами, зато так же дешево и быстро отстраивались. Кирпичи на Москве делать не умели, точнее делали плохо.
     
 Дворцы князя строились без всякого плана. Понятия "симметрия" не было в помине. Дома ставились по соображениям удобства. Потом они связывались переходами.  Нынче сохранившийся Коломенский дворец  построен в первой  половине XVII века. Он сохранил  и в плане, и в фасадах все типические черты древнейших построек и потому, может служить характеристикой как древних, так и современных ему деревянных построек. В этом убеждают также планы и фасады и других царских и боярских хором.
    
В конце XV века, на месте великокняжеского деревянного дворца, воздвигнут дворец каменный. Мысль построить каменный дворец возникла вследствие новых потребностей, вызванных новым политическим положением московского государя. В конце XV века великий князь Московский сделался самодержцем всея Руси.
   
 Итальянского архитектора  Аристотеля Фиораванти  в конце XV века призвали  построить в Москве Успенский собор.  Он счел, что в Москве плохо делают кирпич и обучил производству кирпича русских мастеров.  С того времени, благодаря ему и другим итальянцам, научившим  этому производству,  каменные здания стали с каждым годом увеличиваться.
    
Но  в начале XVII века  царю пришлось  опять вызвать кирпичного мастера из Голландии и снова учиться тому, чему  учились почти  полтораста лет назад. 

 Каменные здания не приживались на Руси  из-за дешевизны деревянных строений.
   
 Московский князь Иван III овдовел в 1467 году — его первая жена Мария Борисовна, княжна Тверская, умерла, оставив ему единственного сына, наследника — Ивана Молодого. 

Римский Папа Павел  Третий предложил в 1469 году  вдовцу жениться на Софье, дочери морейского деспота Фомы, «православной христианке» (о переходе её в католичество умалчивалось). Наверное целью Папы было перевести Русь в католичество или  сблизить православие с католичеством, восстановить флорентийскую унию.
   
 Мотивы Ивана III, вероятно, были связаны со статусом, и недавно овдовевший монарх согласился жениться на греческой принцессе.

"Софья Фоми́нична Палеоло́г, она же Зоя Палеологиня ( ок. 1455 — 7 апреля 1503) — Великая княгиня Московская, вторая жена Ивана III Великого, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного. Происходила из византийской императорской династии Палеологов, племянница последнего императора Византии Константина XI Палеолога." (с)
  
С приездом  греческой принцессы в Москву  началось  преображение Москвы, заимствуя многое от угаснувшей Византии. 

Брак завязал  тесные связи  Москвы с европейскими государствами. Начались частые приезды иноземных послов, прием которых требовал большей церемониальности, большего великолепия.  Появилась необходимость в новом роскошном дворце.
  

Конец  XV века  -  блестящая эпоха не только в истории  дворца государя, но и в истории всего Кремля, который, по  сути,  являлся дворцовой крепостью. Никогда, ни прежде, ни после, не было в Кремле такой напряженной деятельности в  обновлениях  и постройках.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама