Мы говорили о строениях, в которых жили княжеские семьи.
Нужно отметить, что простой народ жил в курных избах. То есть в верхней трети стен были прорублены оконца высотой до 15 сантиметров. Они предназначались для выхода дыма. Потом они затворялись деревянными заслонками.
В хоромах князя и бояр были дымники. Это трубы для отвода печного дыма. Княжеские хоромы были трехэтажными: подклеть, клеть и терем.
Терем - всегда самый высокий этаж в доме. Потому встречаем в сказках: "Сидит девица в высоком терему."
Женские покои строились отдельно от государевых. Детские недалеко от женских покоев. Над клетью строились светелки. Это комнаты с большими окнами, предназначенные для женского труда: прясть, шить, вязать, вышивать.
Все дома строились из дерева. Это было дешево и быстро. Плотницкое мастерство русичей было неоспоримым. Москва располагалась в лесу, в бору. Боровицкие ворота - отзвук лесного края.
Дома часто выгорали целыми посадами, зато так же дешево и быстро отстраивались. Кирпичи на Москве делать не умели, точнее делали плохо.
Дворцы князя строились без всякого плана. Понятия "симметрия" не было в помине. Дома ставились по соображениям удобства. Потом они связывались переходами. Нынче сохранившийся Коломенский дворец построен в первой половине XVII века. Он сохранил и в плане, и в фасадах все типические черты древнейших построек и потому, может служить характеристикой как древних, так и современных ему деревянных построек. В этом убеждают также планы и фасады и других царских и боярских хором.
В конце XV века, на месте великокняжеского деревянного дворца, воздвигнут дворец каменный. Мысль построить каменный дворец возникла вследствие новых потребностей, вызванных новым политическим положением московского государя. В конце XV века великий князь Московский сделался самодержцем всея Руси.
Итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти в конце XV века призвали построить в Москве Успенский собор. Он счел, что в Москве плохо делают кирпич и обучил производству кирпича русских мастеров. С того времени, благодаря ему и другим итальянцам, научившим этому производству, каменные здания стали с каждым годом увеличиваться.
Но в начале XVII века царю пришлось опять вызвать кирпичного мастера из Голландии и снова учиться тому, чему учились почти полтораста лет назад.
Каменные здания не приживались на Руси из-за дешевизны деревянных строений.
Московский князь Иван III овдовел в 1467 году — его первая жена Мария Борисовна, княжна Тверская, умерла, оставив ему единственного сына, наследника — Ивана Молодого.
Римский Папа Павел Третий предложил в 1469 году вдовцу жениться на Софье, дочери морейского деспота Фомы, «православной христианке» (о переходе её в католичество умалчивалось). Наверное целью Папы было перевести Русь в католичество или сблизить православие с католичеством, восстановить флорентийскую унию.
Мотивы Ивана III, вероятно, были связаны со статусом, и недавно овдовевший монарх согласился жениться на греческой принцессе.
"Софья Фоми́нична Палеоло́г, она же Зоя Палеологиня ( ок. 1455 — 7 апреля 1503) — Великая княгиня Московская, вторая жена Ивана III Великого, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного. Происходила из византийской императорской династии Палеологов, племянница последнего императора Византии Константина XI Палеолога." (с)
С приездом греческой принцессы в Москву началось преображение Москвы, заимствуя многое от угаснувшей Византии.
Брак завязал тесные связи Москвы с европейскими государствами. Начались частые приезды иноземных послов, прием которых требовал большей церемониальности, большего великолепия. Появилась необходимость в новом роскошном дворце.
Конец XV века - блестящая эпоха не только в истории дворца государя, но и в истории всего Кремля, который, по сути, являлся дворцовой крепостью. Никогда, ни прежде, ни после, не было в Кремле такой напряженной деятельности в обновлениях и постройках.
| Праздники 6 Мая 2024День святого Георгия Победоносца 1 Января 2025Новый год 7 Января 2025Рождество Христово Все праздникиРеклама |