Произведение «Пасха на берегу Вселенной. X»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 42 +1
Дата:

Пасха на берегу Вселенной. X

На десерт за ужином Игорь, Саша и Серёжа кушают рассыпчатые куличи с изюмом и пьют красное вино. Кагор, конечно, какое ещё вино можно пить в православный пасхальный вечер? Сейчас классический церковный кагор – это десертное вино, ароматное, сладкое и креплёное, 16% спирта и 16 сахара. Но таким кагор стал не сразу.

- Первоначальный кагор производили на юге Франции, в долине реки Ло, в окрестностях города Каор. Так что правильное, точное название вина не Кагор, а Каор. Виноградную лозу там стали разводить со времён Древнего Рима, до новой эры, до Рождества Христова, - начал свой рассказ Игорь, - делали кагор тогда из винограда только одного сорта – Мальбек.

- В нём присутствовали многие нужные человеку витамины, органические кислоты и микроэлементы: калий, цинк, фосфор, рубидий… Вино содержит большое количество очень полезных для организма антиоксидантов – флавоноидов, которые и обеспечивают ему такой тёмно-красный цвет. В его состав входит ресвератол – мощное иммуностимулирующее, противовоспалительное и кардиопротективное средство, - дополняет Игоря врач Сергей, - то есть, вино, кроме всего прочего, представляло собой отличное лечебное средство. Ведь существует энотерапия - целая наука об использовании вина в медицинских целях. Знаменитый биолог Луи Пастер называл вино самым полезным и ценным напитком, великий философ Платон называл вино молоком стариков.

- Ты не дал мне договорить про Каор, - продолжает свою речь Игорь, - в романе Александра Дюма «Сорок пять» описывается осада и взятие города Каора армией Генриха IV Наварского. Знаменитый французский король, который изрёк: «Париж стоит мессы». Для совершения католической мессы необходимо вино, а монахи-бенедиктинцы стали тогда главными виноделами.
Сколько раз переходил Генрих Наварский из протестантизма в католицизм и обратно, знал, наверное, только он сам. Впрочем, французские религиозные споры и кровавые войны достойны отдельного неспешного рассмотрения, как наиболее яркий пример борьбы западноевропейских католиков с протестантами. Романы Дюма при этом в качестве серьёзного исторического источника использовать, конечно, не стоит.

В ХVI – XVII веках популярность кагора превосходила вина Бордо, понравился он и Петру Великому, который сам имел желудочно-кишечные проблемы. По его велению вино стали завозить в Россию, Священный Синод признал кагор единственным вином, пригодным для церковных служб.
А впервые на Русь вино привезли, конечно, византийские священники, до того здесь знали только мёд и пиво. В Греции до сих пор производится вино «нама», происхождение и рецепт изготовления которого возводят к временам становления там христианства.
На Кипре же считают, что библейской «наме» соответствует их знаменитое вино коммандария. Древнейшее из вин, которым в Средние века стали заниматься на пути к Иерусалиму и Гробу Господню рыцари-крестоносцы, орден госпитальеров.

- Давайте рассмотрим отношение к вину в христианстве в целом, - говорит Игорь.
- Вино в Библии окружено почётом и уважением, - отвечает Александр, - вино является божественным даром человеку, но чрезмерное увлечение вином опасно. Первый известный по Ветхому Завету винодел Ной попадает в опьянении в неприятную ситуацию, когда над его наготой насмехается сын Хам. Потом происходит гораздо хуже - дочери Лота опаивают отца вином и вступают с ним по очереди в преступную кровосмесительную связь.
И всё же Библия признаёт ценность вина и утверждает, что «вино веселит сердце человека».
- Иудейские священнослужители, левиты и коэны не пьют вино, которое по законам Талмуда мешает общению с Яхве, - говорит друзьям Сергей, - а вот на наших священников такой запрет, похоже, уже не распространяется.
- Царь Салимский, священник Всевышнего Мелхиседек встречает возвращающегося с победой над местными племенами праотца Авраама хлебом и вином, - делится своими знаниями Александр, - Мелхиседек – одна из самых таинственных личностей Библии, ветхозаветный предшественник Христа.
- В Новом Завете Иисус Христос на свадьбе в Кане Галилейской превращает воду в вино, - вспоминает Игорь, - да и сам Христос не отказывается от вина. Его ученик апостол Павел в послании к Тимофею советует тому употреблять вино для укрепления здоровья и бодрости духа.
- Кроме вина из плодов виноградной лозы на Ближнем Востоке изготавливали вино из фиников и гранатов, с древнейших времён там делали и пиво, - добавляет он.
- Но как символ христианской веры признавалось исключительно виноградное красное вино, - вставляет тут Сергей, - памятуем опять же Евангелие от Иоанна: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь».
- Если говорить о самом винограде, то на Русь он попал только в XVII веке из Персии через Астрахань. А сейчас есть сорта, которые отлично растут и плодоносят в средней России. Некоторые любители даже делают своё домашнее вино. Я виноделием заниматься не собираюсь, но несколько лоз в этом году нужно посадить, пусть обвивают беседку и дают вкусные ягоды, - сообщает друзьям Сергей.
- В Крыму виноград стали выращивать первые греческие поселенцы в VI –V веках до нашей эры. На Кавказе, в древней Колхиде виноградарством и виноделием люди стали заниматься ещё в каменном веке, в неолите. То есть армяне, а особенно грузины – одни из первых виноделов на планете.

- В отличие от Библии в Коране отношение к алкогольным напиткам резко отрицательное, - возвращается к религиозно - винной теме Саша, - и тут вспоминается выбор религии князем Владимиром в Киеве, его знаменитое «веселие Руси в питии есть». Сейчас не стану развивать тему, но мысли об исламском пути Руси интересны и парадоксальны.
- Крамольные или даже кощунственные мысли, которые, впрочем, не мешает обсудить при случае, а сейчас вернёмся к вину и Библии. Вино упоминается в Ветхом и Новом Завете десятки или даже сотни раз, поэтому все библейские отсылки к нему будут слишком обширны, стоит вернуться к одному конкретному вину – кагору, - говорит Сергей. - Сухое французское вино для хранения и перевозки подходило мало, оно быстро портилось. Да и его кислый вкус был на любителя и тонкого ценителя. Поэтому для экспорта в Россию кагор приобретал крепость и сладость, а привозили его к нам из Франции больше сотни лет.

В дальнейшем, много лет спустя, под руководством известного винодела князя Голицына отличный кагор стали производить в России на Крымском полуострове. Он получил признание и за пределами нашей страны. Для его изготовления с успехом применяют такие сорта винограда, как Мерло и Саперави, исключительность французского сорта Мальбек ушла в прошлое. Сейчас кроме Крыма кагор производят и в других регионах России, а также в сопредельных странах, но крымский – лучший из них.

Насыщенный тёмно-красный цвет кагора позволял, даже при его разбавлении водой, сохранять сходство с кровью, поэтому идеально подходил для Святого Причастия или Евхаристии. Как священный обряд Евхаристия (Благодарение) был установлен самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. На последней земной трапезе с двенадцатью апостолами Иисус подал им чашу с вином и сказал: «сие есть Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая».

Вкушая хлеб и вино Евхаристии, верующие приобщаются символически к Телу и Крови Христовой. В Евангелии от Иоанна читаем: «…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе Жизни». Евхаристия необходима для спасения от грехов, соединения с Богом и наследования Вечной Жизни. У православных, католиков и протестантов различные представления о таинстве Святого Причастия, но Кровь Христова имеет главный, определяющий смысл.

Сакральное значение крови христианство переняло от иудаизма. Но тут стоит внимательно подумать о значении темы «Кровь» не только в свете христианского вероучения. Кровь привлекала внимание человека с древнейших времён, задолго до христианства. Ещё у первобытного человека кровь стала воплощением и символом жизни. Кровь у всех племён и народов играет важнейшую роль в ритуалах, обрядах, символике.
Вино посредством финикийцев распространилось по всему Средиземноморью, а древние греки основали винный культ бога Диониса. Позже, с отречением от олимпийских богов и принятием Христовой веры, греки стали распространять объединённый христианский культ вина и крови по всему миру.

XI.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама