Произведение «Со спичками (святочный рассказ)» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 20
Читатели: 1870 +1
Дата:
«Со спичками (святочный рассказ)» выбрано прозой недели
08.04.2019
Произведение «Со спичками (святочный рассказ)» участник на «Конкурс реалистического рассказа – 2013»
18.11.2013
Предисловие:
Вариация на тему "Девочки со спичками" Х.К.Андерсена

Со спичками (святочный рассказ)

1


В детстве Анатолий играл со спичками. Он не поджигал бумажки, ветки, всякий мусор, не коптил на огне жуков, как большинство детей – его завораживало волшебство, связанное с огнем. Он чиркал спичку о коробок, она  вспыхивала, и вспышкой озарялся весь мир. Ему казалось, что, если как следует присмотреться, в этой вспышке можно разглядеть что угодно; корабли в неизвестных морях, слонов, идущих по равнине далекой Африки, странные созвездия в такой близи, что можно дотянуться рукой. Еще долго перед его глазами плавал световой отпечаток, но ни он, ни ровное горение спички, ни последующий искривленный огарок не интересовали Анатолия. Он чиркал еще одну спичку, затем еще и еще, воздух в туалете (он воровал спички у деда, который там курил; на полке стояла забитая окурками консервная банка, служившая пепельницей, пачка плоских дешевых сигарет – и спички) наполнялся приятной резкой вонью, щекотавшей в носу, и так он мог сжечь весь коробок. Дед ругался, заметив пропажу спичек, бил кулаком по щеке, даже прижег ему как-то руки, «чтобы не баловался»; помогло.

2

Анатолий жил в ветхом облезшем от времени доме на окраине города, невдалеке от кладбища, в темной душной квартире на втором этаже, совершенно один. То есть, в той же квартире жила бабка, часто приходила сестра Наташа, там же жила ее маленькая дочь, дом был полон шумных жильцов, но Анатолий совсем не замечал их существования. Только изредка, по какой-нибудь надобности, они всплывали в сознании, но тут же пропадали в беззвучном небытии, окружавшем его.

Чтобы попасть домой, следовало подняться по лестнице – всегда грязной и скрипучей. На стенах что-то писали, но он не мог ничего разобрать; если в школе ему еще удавалось кое-как справляться с математикой – был элемент тайны в перипетиях чисел, - то чтение ему не удавалось никак, буквы путались, слова мешались, и, хотя дед бил резиновым шлангом, он так и не научился ни читать, ни писать. Поэтому для него существовали лишь числа, и даже улица 50-летия Октября была только «50».

А квартира была 8, в самом углу.

Там же была лестница, ведущая на чердак, и одно время люк не запирали, так что Анатолий часто ночевал на чердаке. Голуби со временем привыкли и перестали бояться. Потом повесили большой красивый замок, ключа у него не было, поэтому на чердак он ходить перестал.

Жива была бабка, дед давно умер. Она занимала самую темную дальнюю комнату, но все в доме пропиталось старушечьей вонью. Питалась она только хлебом, выедая мякоть из середины, а с остатками справлялся Анатолий. Он вообще не замечал, что ему приходилось есть. Однажды он съел дохлую мышь.

Сестра Наташа приходила раз в месяц, чтобы забрать старухину пенсию, изредка, впрочем, появляясь и в прочие дни, иногда не одна. Как-то раз она родила ребенка.

Во время ее беременности с Анатолием произошли странные изменения. Он как будто выпал из своего постоянного оцепенения и все его существо было поглощено заботой о животе сестры. Это выглядело столь необычно, что поговаривали даже, будто это его ребенок.

Дело было в том, что Анатолий почему-то решил, что в раздутом животе сестры находится он сам, и поэтому забота о нем была чем-то вроде инстинкта самосохранения. Он просил сестру раздеться и показать живот. Та посмеивалась и раздевалась, а Анатолий припадал к ее животу с уродливо выдающимся пупком, целовал, гладил, бормотал что-то бессвязное. Вскоре, однако же, родился ребенок, девочка. Ее появление Анатолий воспринял скорее с удивлением, на цыпочках подходил к ее колыбели, тормошил и гладил, будто пытаясь проверить – да настоящая ли? – но вскоре успокоился и потерял к ней интерес. Впрочем, он все-таки старался заботится о ней, по сути, он был единственным, кому она была почему-то нужна, это он стирал и гладил для нее, купал в ванночке, варил кашу на газовой плите, и все это могло бы сойти за любовь, если бы не то безразличное равнодушие, с которым Анатолий выполнял свои обязанности. Сестра совсем не занималась Кристиной, только иногда приходила за старухиной пенсией и тут же исчезала, часто даже не подходя к девочке.

Так и жил Анатолий в своей конуре, бесцельно и никого не тревожа. Шли годы, и Кристина росла, вот ей уже два, три, четыре года. В доме до Анатолия никому не было дела – все пили, по ночам поднимался вой и плач, сосед избивал каждый день жену и детей, так что для ребенка сожительство с Анатолием было не самой худшей участью. Его считали тихим и безопасным сумасшедшим, и только дети изредка кидали в него то снежками, то обломками шифера – смотря по сезону. Но Анатолий совсем не реагировал на них и вскоре им надоел. Он старался не выходить из дома, так как не чувствовал в этом нужды. Чаще всего он просто запирался в квартире, садился в кресло и так, смотря в какую-нибудь точку, просиживал до самой ночи, и никто в мире не знал, о чем он думает в эти часы и что творится в его голове.

3



Как-то раз Анатолию нашли работу; рыть могилы на кладбище. Оно было тут же, неподалеку. Страшноватые кладбищенские мужики удивлялись его способности рыть без усталости. Он мог работать по нескольку часов без остановки, но когда усталость все же одолевала и окружающий мир вдруг всплывал в его сознании из тьмы, он понимал, что ему нравится его работа, и продолжал кидать лопатой землю с двойным усердием.

Каждый день между рытьем могил кладбищенские пили возле костра и однажды не без опасений дали водки Анатолию. В тот день он едва не поубивал их лопатой, его еле скрутили, так что решено было «этому столику» больше не наливать. Чтобы он не обижался, ему наливали в стакан какой-нибудь газировки, и он пил.

Иногда они подшучивали над ним; вместо хлеба подсовывали глину, и Анатолий жевал ее, совсем не замечая разницы, и смеялся вместе с остальными.

Работы было, впрочем, достаточно; кладбище разрасталось, теснило городок, подступало к его окраинам. Иногда Анатолий прогуливался между могил, рассматривая где яркие, а где совсем выцветшие фотографии на надробиях и даты; со временем у него появились любимчики, с которых он иногда смахивал наваливший снег.

Зимой, в канун Нового года, Анатолий поднимался рано утром, брал топор и уходил в лес возле кладбища. Оттуда он возвращался с нарубленными молодыми елочками, такими маленькими и беспомощными, что, когда он волок их по снегу, казалось, он тащит за собой детские трупики.

- И не жалко тебе, мудаку, деревца рубить, твою душу мать?! – орал ему вслед кладбищенский, самый наглый из всех, тот, что отбирал у Анатолия половину денег.

Неизвестно, кто надоумил его на это, но Анатолий вставал со своими елочками на обочине дороги невдалеке от кладбищенских ворот и проходившие мимо часто уносили с собой одну или две, или загружали в машины, останавливавшиеся тут же. Такая деятельность даже приносила кое-какой доход. Дети вились вокруг его елочек, степенные отцы приценивались и выбирали, а Анатолию в моменты вынужденных пробуждений казалось, что одни дети забирают с собой других, мертвых. Он вообще не видел разницы между живой материей и неживой и все вокруг наделял таинственной полужизнью, и только смерть казалась ему чем-то несомненно существующим.

Снег ложился на елочки, укрывая их, как покрывало покойника, так что приходилось стряхивать его, чтобы покупатели могли оценить товар. Анатолий имел смутное представление о том, зачем люди покупают его елочки, так что в его воображении рисовались причудливые картины распиливания деревьев на куски, ритуального сожжения во дворе и прочие подобные, и он так никогда и не узнал их истинного предназначения, да и узнав, вряд ли нашел какое-то отличие с тем, что ему представлялось. Дома в его детстве не ставили елок, а праздники в школе или интернате совсем стерлись из памяти.

Со временем, чтобы не плодить лишних сущностей, Анатолий решил полностью отказаться от человеческой речи и изъясняться мычанием. Его принимали за глухонемого. Когда к нему обращались с вопросом, он с гулким, как будто из бочки, утробным звуком доставал из кармана пятидесятирублевую купюру, если спрашивали о маленькой елочке, и сторублевую, если о елочке побольше.

После Нового года Анатолий все-равно шел в лес и по прежнему вставал на обочине, и только через много дней, наконец поняв, что его елочки больше никому не нужны, уходил домой, отнеся остатки своего товара обратно в лес. А потом возвращался на кладбище.

- Ну что, бизнесмен?! Водки-то нам купишь? – кричали ему мужики, хохоча, и Анатолий давал им денег на водку.

А потом его не пустили на кладбище. Сначала Анатолий долго стоял у ворот или у ограды, его подолгу не выгоняли, но даже если бы накричали на него, он все-равно продолжал бы ходить. Он стоял неподвижно, как какой-то столб, и следил за работой мужиков. Наконец, в какой-то из дней он не пришел.

4


Времен года не было; был только дождь и снег. Одно сменяло другое, и этого было вполне достаточно.

Когда лил дождь, забрали Кристину. Ей уже шел пятый год. Приходило к ним в дом много каких-то людей в красивой форме и с папками, что-то записывали в блокноты. Одну из пришедших женщин Анатолий рассеяно потрогал за коленку; его лишь заинтересовала черная матовая поверхность колготок, облегавшая ее, но они подняли крик, начали его бить, обещали утащить куда-то. Сестра Наташа после этого совсем перестала заходить. Анатолий грустил без Кристины: он все-таки любил ее.

Когда падал снег, умерла бабка. Это случайно заметила соседка, зачем-то зашедшая. О ее похоронах хлопотала какая-то организация; пользуясь старыми знакомствами, Анатолий договорился о могиле и вообще проявил небывалую деятельность. Под общий гогот ему пообещали зарыть старуху «поглубже»; он знал, что перед рытьем могилы землю растопят колесными шинами, - вон, их целые горы на отшибе кладбища, - и видел в этом что-то ритуальное и даже порадовался за свою старуху (на самом деле, ей не копали могилу, а бросили в другую, где уже лежал свой покойник, «подселили»; так всегда делали, чтобы не работать лишний раз)
Так как Наташа не появлялась, он решил, что она тоже умерла, а заодно и Кристина, и даже хотел заняться и их могилами, но дело почему-то не пошло.

Тогда же, на счастье, пришла пора рубить елки.

Снова Анатолий просыпался затемно, снова брал топор и шел через кладбище в лес. Видимо, из-за морозов, деревца тогда особенно охотно поддавались его топору, будто сами стремились погибнуть. Снова ему казалось, что он волочет за собой детские трупики, и при этом имел такой свирепый вид, что прохожие невольно шарахались в сторону. Снова он вставал у кладбищенских ворот и разъяснялся мычанием. Только кладбищенских не было видно; видимо, запили раньше обычного.

В один из вечером, уже на исходе праздников, Анатолий пытался продать последнюю елочку, такую нежную и беспомощную, что невольно приходила мысль о Кристине. Снег тогда падал увесистыми хлопьями, и пространство вокруг единственного на всю улицу горящего фонаря, служившее для Анатолия и убежищем, и рабочим местом, окружала неприятная шевелящаяся мгла. Казалось, что, если как следует прислушаться, можно было расслышать, как падает снег. Покупатель у елки все же нашелся, это был


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Стержнем рассказа "Со спичками" служит антитеза. Идёт противопоставление по всем направлениям. И направления эти находятся в постоянном взаимодействии и противостоянии: мир молодых, только вступающих в жизнь (Наташка и Анатолий) и мир стоящих на пороге ухода (дед и умирающая бабка).  Мир детства, чистый, таинственный ( Кристина, Анатолий-малыш) и мир взрослых, грязный, полный ужаса (зарезанная жена соседа, покалеченные дети, вечное пьянство). Мир людей нормальных в плане физического здоровья (все герои, кроме Анатолия) и мир человека с умственными отклонениями (главный герой рассказа - Анатолий). Даже пояснение "святочный рассказ" вступает в противоречие с содержанием произведения.
По мере того, как мы знакомимся с жизнью героев, подсознательно возникает мысль, что мир устроен как-то неправильно. Люди нормальные, здоровые ведут себя иной раз как звери: беспробудное пьянство, потребительство и бытовая жестокость - вот их социальная норма. Например, Наташка появляется в квартире  больных бабки и Анатолия только в день выдачи пенсии, чтобы её забрать. А мысль, на что будут жить инвалиды, и в голову ей не приходит.
Даже животное никогда не бросит беспомощного дитёныша. На это способен только человек. Вот и Наталья бросает новорожденную Кристину на лежачую бабку и на больного брата.
А дом, как символ нашего расхристанного времени на всех парусах несётся в тартарары. Грязь, бедность, пороки, равнодушие - топливо для ускорения.
Автор рассказывает, как инвалид Анатолий вынужден идти работать на кладбище. Потому что иначе им не выжить. Становится просто страшно от описанной реальности. Здоровые сознательные люди лгут, изворачиваются, обманывают инвалида. Если он больной на голову, то они больные на душу.
И, может быть, не случайно Анатолий перестал употреблять человеческую речь. Для чего? Когда вокруг  не люди, а гуманоиды. Человеческого в них уже нет.
Не знаменательно ли, что "нищий духом" Анатолий один из всех способен на жертвенную любовь. Он не умеет выразить её словами. Она в его поступках: в животной радости, с какой он "слушает" сигналы жизни из живота беременной сестры,  в его трогательной заботе о родившейся Кристине. Пусть механически, с кажущимся равнодушием, варит он кашу. Пусть это инстинкт. Но... ребёнок выжил благодаря такой заботе.
Кристину забрали. И мне, как читателю, стало страшно от того, как это объяснил себе Анатолий: умерла.
Умерла для чистоты, для радости. Теперь детдом, скитания, возможно, повтор жизни матери: пьянство, проституция, равнодушие. Духовная смерть. И такой вариант нельзя исключить.
Но рассказ святочный. Должна быть радость, должно быть духовное очищение, возрождение. Надежда должна быть, что всё не зря. Ведь люди мы, подобие и образ Творца.
Как же разглядеть это подобие в себе? Как очиститься от скверны?
И ответ-аллегория есть. Автор не оставил без ответа духовные вопросы.
Странная тяга Анатолия к огню горящих спичек. Тепло и прозрение, настоящая жизнь там, по ту сторону освещённой стороны. Там дальние страны, синие моря, корабли и солнце. Там...
Где? Ну где, подскажите?
Подсказываем: вернитесь к истокам. В детство. Начните своё очищение оттуда. Вспомните, как вы воспринимали мир, а он вас. Вспомните, когда перестала гореть спичка добра, когда постепенно душа становилась обугленной головёшкой.
Вот. Вспомнили? А теперь постарайтесь запомнить, берегите тепло, делитесь им. И тогда снег на ёлочках не будет казаться саваном, мгла отступит, и даже одного фонаря хватит, чтобы осветить всё вокруг.
Оценка произведения: 9
Анна Калашникова 23.10.2013
     08:31 18.10.2013 (2)
Здравствуйте, я человек на сайте новый. Многого не знаю. Вчера написала на Ваш рассказ рецензию. А она уже вторые сутки висит у меня на странице и ждёт какого-то подтверждения. Поняла так, что рецензии писать не стоит, лучше комментарии. Может, мне её удалить и сделать комментом? Мне Ваш рассказ очень понравился. и я попробовала описать свои впечатления в виде рецензии. И вот такая неудача.((
     09:15 19.10.2013
почитал, спасибо
     08:54 18.10.2013 (1)
здравствуйте! я честно сказать сам не знаю, что и как, и ничего посоветовать не могу( а за рецензию спасибо!
     08:59 18.10.2013 (1)
До вечера подожду. И если не появится рецензия, то я её сюда перекопирую, а там удалю. Очевидно, литературный совет, который одобряет рецензии, собирается раз в неделю.))))
     16:18 18.10.2013
Нет! Комментарий быстро "канет в лету".
Лучше пришлите мне. И Ваша рецензия с упоминанием авторства будет опубликована как рецензия.
     20:08 16.10.2013 (1)
Я забыл Ваше имя!
Помню, Вы где-то сообщали его в комментариях, но - запамятовал.
     20:23 16.10.2013 (1)
Руслан Байсаев
     20:35 16.10.2013 (1)
2
         Это наигрустнейшей рассказ, Руслан.
         Читал и - временами - вроде как будто что-то совсем мамлеевское, а временами - совсем даже и не мамлеевское. Но это и не важно - читали Вы Мамлеева, не читали Вы Мамлеева. Совершенно не важно это. Вы написали замечательно печальную вещь. Вы умница.
          И я бы даже не сказал, что Ханс-Кристиан имел бы что-то предъявить Вам за снабжение идеей. Нет, по-моему, Ваше произведение совершенно иного рода.
          Я желаю Вам победы в "Дебюте" (это к тому, что в комментарии к Вашему сообщению об участии в нём я ничего не сказал, хотя и привёл ту цитату из Юнны Мориц, которая точнее всего передаёт моё ощущение от этой ситуации). Вы - молодец, что решились участвовать. Молодость и талант - это прекрасное сочетание. Надо всё успеть, пока молод.
          За рассказ спасибо. Жизнь человеческая временами невыносимо трагична. Но человек выносит всё.
     20:52 16.10.2013 (1)
вау, спасибо за такой развернутый комментарий! мне приятно)
Мамлеева ("Шатуны") с удовольствием читал
насчет "Дебюта" скажу, что соревноваться будет сложно, т.к. там учавствуют в основном люди 30-35-летние (против моих 25), для писателя это разница огромная (Набоков в 25 лет только начинал, а к 35 стал уже классиком)
и Вам удачи во всем!
     23:28 16.10.2013 (3)
Руслан, подскажи, где на сайте конкурса "дебют" почитать
конкурсные произведения. Не нашла. Хотела глянуть, что ты туда выставлял.
Здорово, что тебе 25. Мы, старпёры,  Набоковыми уже не станем,
а у тебя всё впереди.
     18:23 17.10.2013 (1)
а, так вот

я отправил на "Дебют" "Смерть Петра Петровича", "Машину возмездия", "Труп на дороге", "Похороны", "Историю с человечками" и "Автобус", т.е. все то, что ты наверняка уже видела
     18:34 17.10.2013 (1)
Что-то помню точно - "Труп на дороге", "Похороны", например.
Неудобно они как-то сделали. Хочется же сравнить работы, понять - из чего они выбирают.
Хотя, мне пофиг, я только за одного автора болею - Тролля.
     18:47 17.10.2013 (1)
спасибо=)

но все-равно - почитать-то надо, чтобы хотя бы сравнить
     18:53 17.10.2013 (1)
и я про то.   А про фабулянский-то конкурс слышал, Руслан? Сегодня, кстати, последний день подачи:
Конкурс реалистического рассказа – 2013.
Если не подавал, ещё не поздно. Не упускай шансов.
     19:09 17.10.2013 (1)
там критерий - никакой фантастики, это не про меня)
     19:12 17.10.2013 (3)
А у тебя разве есть фантастика?
"Мастер и Маргарита" - фантастика, к примеру?
     19:18 17.10.2013
спасибо за информацию!
     19:17 17.10.2013
все, отправил
     19:14 17.10.2013
кто-то определит это, как фантастику

а вот попробую, и этот рассказик вышлю - посмотрим, что получится
     18:18 17.10.2013
а там нет никаких текстов, только ссылки на личных страничках конкурсантов (мою еще не завели; а кроме как на свою здешнюю страницу у меня и ссылок-то нет). Сам ищу, где бы почитать лонг-листеров, но не всегда получается
     23:30 16.10.2013 (1)
Ну, не совсем уж так, но Иосиф Алексаныч, думаю, в нашем отношении прав: больше половины мы уже прожили.
     23:37 16.10.2013
Именно. Он-то свои стихи показал людям  в 19 лет,
если не ошибаюсь.
А мы... Но ещё вот что важно.
Учиться, хоть и говорят - никогда не поздно,
но всё же лучше это делать будучи молодым.
И ещё. Взрослеть вместе со временем - это здорово.
А мы-то, всё чаще назад оглядываемся, да брюзжим.
     23:21 16.10.2013 (1)
1
Руслан, Ваше мастерство растет от рассказа к рассказу! Вы – один из ярчайших авторов, пишущих прозу на Fabulae.ru. Святочный рассказ потрясающий!
     18:18 17.10.2013
спасибо)
     18:29 16.10.2013 (1)
а я вот мысли жгу спичками
     20:56 16.10.2013
нежгите.
лучше консервируйте уксусом или ацетилсалициловой кислотой они это ухкак  любят
страшно любят
Гость      19:53 16.10.2013 (2)
Комментарий удален
     20:00 16.10.2013 (1)
кстати, пятая главка, по моему, несколько хлипкой получилась, тебе не кажется?
     20:11 16.10.2013 (1)
В смысле - маленькой? Не, нормально.
     20:22 16.10.2013 (1)
плохо написанной! т.е., там много очевидных ляпов и пропусков, которые я само собой исправлю, но вообще мне кажется, эта часть вышла хуже, чем предыдущее. К тому же, она написана позднее, на скорую руку

(про "старичков" сделаю вид, что не видел, не слышал и не читал)
     20:26 16.10.2013
Значит, почистить надо. Я так обожаю свои "резать".
(И прально, я стебаюсь.)
     19:59 16.10.2013 (1)
спасибо)

я, кстати, думал, наоборот, раза бы в два текста больше надо написать, но если ты говоришь, что не стоит, значит, не стоит)
     20:06 16.10.2013
Не, я за краткость.
Но это можно к возрасту отнести.
Старичкам и старушкам большие расстояния уже с трудам даются.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама