Произведение «ГОРЫ НЕ ЛЮБЯТ ОДИНОЧЕК»
Тематика: Приключение
Произведение «НЕ ХОДИ ОДИН НА ПЕРЕВАЛ» участник на конкурсе
24.11.2014
«IMG_6083»

ГОРЫ НЕ ЛЮБЯТ ОДИНОЧЕК

Наш лагерь был в долине реки Турдесу. Здесь в горах наша экспедиция должна была подтвердить наличие промышленных залежей оптического флюорита. Мы уже собрали обнадеживающие данные. И вдруг связь с базой оборвалась. Еще вчера, как и раньше, было все окей, а сейчас тишина. Наш радист только беспомощно разводил руками и показывал на небеса.
– Возможно метеоритный дождь или на солнце вспышки, – говорил он.
             По графику вертолет должен прилететь через пять дней, а нам срочно нужен был разговор с базой. Решили, если к вечеру связь не наладится, то я пойду через перевал. Там в долине было селение, откуда и свяжусь с базой. Вечером связи не было. Раньше я бывал в горах в составе других экспедиций и считал, что горы я знаю.
             Неожиданно ко мне подошел Николай. Молодой парень, геолог, со сложным, заносчивым характером. Для него не было вопросов. Он все понимал, во всем разбирался и все время давал советы. Такие люди мне не нравятся. И вот он сказал, что хочет пойти со мной, так как в ближайшие дни он свободен, а переход туда и обратно займет 3-4 дня. Я ему отказал. Но, когда Николай сказал, что в этих горах он уже бывал, то я согласился, так как не хотелось терять время на поиск оптимального маршрута, хоть и было отчего колебаться: вон он перевал, почти рядом.
              Вышли утром рано. Сначала, все было знакомо и понятно, но через три часа я уже не узнавал местности. Это всегда так, когда идешь, вернее, когда тебя ведут. Николай же бодрым шагом шел без сомнения, и я полностью подчинился его темпу. А тропа то петляла между камней, то пересекала речушки и ручейки, то вдруг она ныряла в чащу леса и пропадала среди бурелома, кустов или высокой травы, а затем выскакивала из них и тянулась по краю обрыва или по берегу клокочущей внизу горной реки. Николай легко ориентировался на местности и своевременно предупреждал меня об опасных местах. Два раза мы пересекали след медведя. Да я бы и не заметил, если бы на них не показал Николай. Прав был начальник экспедиции, когда говорил, что я без Николая заблужусь.
              Время было уже далеко за полдень, и мы остановились на берегу горной реки. Несколько выше нас река, стесненная скалами, прорывалась и падала вниз небольшим водопадом, обдавая близлежащие скалы и валуны каскадом мелких брызг. Затем, как бы успокоившись, обмывая прибрежные валуны, река протекала мимо нас, а потом снова кидалась вниз. А над всем этим играла разноцветная радуга. И ко всему этому грохочущему и сверкающему чуду примыкала полянка, в окружении кустов и деревьев. Ну, разве не сказочное место! Я не сентиментальная какая-то девица, но меня охватило волнение. Я даже, не знаю, как выразить это чувство. И пока Николай сооружал костер и готовил что-то для ужина, я продолжал восторженно прыгать с камня на камень и разглядывать окружающую меня красоту. Во мне вдруг проснулась какая-то мальчишечья радость.
               И захотелось мне испить водицы. Я прыг, прыг и нагнулся над водой с валуна. Зачерпну рукой воды и хлебаю, зачерпну и хлебаю. Какое блаженство! А красота-то какая! Но валун был мокрый и скользкий. В какой-то момент моя правая нога соскользнула, и я мгновенно оказался в воде. Пока я барахтался, меня подхватило течение и понесло вниз. Я успел только вскрикнуть "Коля! Николай!", как наша поляна скрылась за поворотом.
              Дважды я хватался за прибрежные камни, но рука соскальзывала с их сглаженных и скользких боков. Ударяясь о дно ногами, я пытался встать. Один раз даже удалось. Мне было воды чуть выше пояса, но под ногами катились крупные и мелкие камни, все плыло, я не удержался, упал, и снова меня понесло как беспомощную щепку. Я попытался ухватиться за торчащий у берега валун, но, продержавшись несколько секунд, сорвался.
Я видел, как по берегу бежит Николай и что-то кричит, но из-за грохота летящей вниз воды, я ничего не слышал. Я старался удержаться на плаву, на поверхности, и сопротивлялся бурлящему потоку, который стремился закрутить меня вниз головой. Один раз меня вынесло на мелководье, и я почти стал на ноги, но тут же упал в стремительный поток, а ноги заелозили на проплывающих под ногами камнях. Я еще не успел испугаться, но чувство опасности завладело мной полностью. Только бы не запаниковать! Но где же Николай?
              Вдруг впереди показалась торчащая из камней палка. Она провисала над водой с полметра, а затем торчком уходила вверх. Я стал усиленно подгребать к ней и, проплывая мимо, схватился одной рукой, а затем подтянулся и другой. В это время Николай, бежавший по берегу, приблизился и кинул мне кольцо веревки. Промахнулся. Тут надо было ему исхитриться и не попасть на торчащую палку. Кинул он второй раз и, кольцо, пролетев голову, опустилось мне на плечи. Николай что-то кричал и показывал руками, изображая повешение. Я подумал, что это он так юморит. Вот зараза! У меня и сил уже нет висеть, а он…Ну, Коля! «Мать, мать!». Потом вижу, как он на свободном конце веревки сделал петлю, накинул себе на плечи, а затем быстро просунул в петлю руку. Хоть и было холодно и руки уже занемели, но я понял, что он хотел сказать.
              Прижимаясь левой рукой к палке, я быстро засунул правую руку в петлю и… сорвался. Меня снова понесло, Но Николай, потравив немного веревку, зажал ее в руке, и меня течением притянуло к береговым валунам. Дальше меня уже не несло. Вскоре подбежал Николай и помог мне вылезти на берег. Меня качало из стороны в сторону и ноги еле держали. Я упал, отлежался, отдышался и, все еще дрожа от холода, встал и пошел к костру. Я уже не обращал внимания на шутки и поговорки моего спасителя, который пытался изобразить, как я выглядел, когда висел на палке и на веревке.
               Мне хотелось одного - быстрее согреться у костра. Потом он мне сказал, что больше всего боялся, что я сорвусь раньше времени, и петля захлестнется на шее. И еще он сказал, что я оказался на удивление догадлив и поэтому нахожусь с ним рядом и даже жив. Затем Николай подал мне кружку с горячим чаем. Но я так нахлебался в реке воды, что смотреть на нее не мог, а только сжимал руками кружку и грелся. Вот тогда я окончательно убедился, что без Николая мне бы до перевала не дойти.

Солнце еще только золотило верхушки горных вершин, а мы уже шли по тропе вверх. Лес редел, постепенно перешел в кустарник, а потом под  ногами был только каменисто-травяной склон.
Когда мы шли, я спросил Николая, где он так ловко научился кидать аркан.
– А-а это еще в школьное время было, в восьмом классе. Я в каком-то фильме увидел, как на скаку всадник набрасывает на свою жертву аркан.      Мне почему-то захотелось тоже так ловко обращаться с веревкой. Стал пробовать - не получалось. Тогда в энциклопедии я нашел разделы «аркан» и «лассо». Там были описаны приемы бросков и методики обучения. Я уходил в безлюдные места парка и бросал аркан на пенек или палку. Причем я в какой-то момент начал бросать с разбега. Ну в кино же скачут на лошади и бросают, а я бегу метров 15-20 с арканом в руках, добегаю до определенного места и бросаю с хода. Так я научился бросать аркан и как видишь не зря.
– Да, действительно не зря. Ты спас меня!
– Ну, если бы и не умел бросать аркан, я бы что-нибудь придумал. Я бы не дал тебе утонуть, – сказал с улыбкой Николай.
– Но наглотался я воды с избытком. Так что спасибо тебе!
– Ой, да ладно! Сегодня я тебя вытащил, завтра ты меня вытащишь. Не пропадем! – проговорил Николай и дружески похлопал меня по плечу.

А перевал уже почти рядом! Вон он! Осталось еще метров 300. Уже четко просматривается седловина с торчащими тремя островерхими скалами на ней. Между двумя левыми и проходит перевальная тропа. Так сказал Николай.
Все! Мы на перевале! Я оглянулся назад. Где-то там были наши друзья, они уже проснулись и собираются выходить группами на маршруты. Ладно, у меня сегодня свой маршрут.
              Я еще раз глянул вниз, и мы начали спускаться вниз. Вскоре мы пересекли большую поляну, за которой начинался лес.
Через час нашего пути от перевала тропа значительно расширилась, и местами на ней просматривался колесный след от телеги. Вокруг шумел лес и, когда показалась большая поляна, мы даже обрадовались. Просто стало светлее и веселее. Впереди за поляной виднелась невысокая пологая гора, а наша дорога оббегала ее справа и уходила вниз. Чисто из любопытства или чтобы осмотреться, мы поднялись на гору. За ее вершиной разбежалась в разные стороны россыпь острозубых невысоких скал. Мы подошли к скалам, а за ними все обрывалось вниз метров на 50.
             Отсюда было видно далеко-далеко: как петляет дорога, исчезая между деревьями, как волнами падает вниз лес, за которым просматривалась местами долина. Раньше, когда я летал на самолетах, то думал, что лучше нет красоты, когда смотришь с высоты. Но там лес - зеленые пятна, речки - серебристые змейки, озера - блестящие блюдечки. Там, глядя на все сверху вниз, было ощущение какого-то могущества, какой-то силы, а здесь было ощущение жизни!
            Однажды, когда мы шли лесом, Николай знаками показал, чтобы я, молча и тихо шел за ним. Вот он поднял руку вверх, чтобы я остановился, и кивнул вправо. Там среди кустов на небольшой полянке паслись две косули. Они поминутно поднимали мордочки вверх и вслушивались в лес. Иногда они касались, телом, лбами, губами или просто смотрели, как бы любуясь друг другом. И было во всем этом столько доверия и любви, что у меня даже и мысли не возникало выстрелить в них или просто напугать. А сколько трелей, щебетанья, уханья и аханья, чириканья и кукованья, чмоканья и перестука я услышал на рассвете или закате в этот переход. Хорошо, что со мной пошел Николай!
             С нашего места было видно, как там справа внизу горная река с грохотом прорывается сквозь нагромождения скал и завалы вековых деревьев. Как она прыгает по камням, натыкаясь на скалы. Затем от досады, покрываясь пеной и взрывом брызг, она резко отскакивает от них в сторону и стремительно убегает вниз, сердито перебирая камнями.
             Николай тронул меня за плечо. Он улыбался. Он это уже видел и понимал меня. И я понял, что в горах он был свой, а я просто посетитель, хотя и хожу в экспедиции уже не один год. Я считал, что хорошо разбираюсь в людях. Переоценил я себя. Но я рад, что я ошибся и у меня появился такой друг. Ладно, пора идти дальше. Прошли еще часа два и все – лес кончился. Дальше дорога спускалась серпантином вниз уже по открытому пространству. Через три часа мы были в долине.

10:36 31.10.2020
Очень интересно, Виктор.
Вы уже знаете, что я занимался с портивным сплавам по горно-таёжным рекам. С горным туризмом, а, тем более,альпинизмом знаком понаслышке. Правда, для некоторых маршрутов бывает неободимость длительного подхода нк начальной точке сплава.
Если хотите узнать об основных элиментах водного туризма, то прочтите мой рассказ "Зачем это надо?".
     18:35 06.01.2019 (1)
Все правильно: горы проверяют человека  "на вшивость" и  на порядочность. Мне тоже не раз приходилось ходить в горы. У меня даже есть повесть, в которой я описала одно из путешествий. Называется повесть:  "Путешествие на Красную Поляну".
     20:05 06.01.2019 (1)
Спасибо! А вы какими маршрутами ходили и когда? Это так интересно. Виктор.
     20:51 06.01.2019
В своих путешествиях по горам я всегда была "дикарем". В юношеские годы работала в Пермской области. И там в составе туристической группы "Горизонт" ходила  по Уралу. Сначала маршрут по границе "Европа-Азия" Вильва, Вильвенские Камни, гора Благодать и  далее. Потом  мы перешли на сплав на плотах по речкам, притокам реки Чусовой (Вильва, Койва, Сылва, Усьва, потом Яйва). Сплавлялись весной по большой воде. Плотики делали сами. Уже в зрелые годы мне довелось побродить по горкам Северного Кавказа. Это были школьные маршруты, рассчитанные на учащихся старших классов, назывались "По партизанским тропам".  Водила в пешие походы как руководитель группы. Больше всего мне понравилось путешествие по хребту Аибга (это возле Красной поляны). Последний раз поднималась в гору на высоту  3000 метров (точнее, 3200) в возрасте 52 лет.  Сейчас уже в горы только езжу. В прошлом году  была в районе озера Рица. Я поведала вам исключительно только свои "горные" путешествия. Что касается вообще путешествий, то Россию я  достаточно видела не только на картинках и в кино. Многие города, села, станицы и хутора нашей необъятной страны стали для меня памятными и дорогими. Много раз бывала на Украине. Донбасс, Луганщина, Черкасщина - там жили и живут мои родственники. И эти места мне близки и дороги. У вас, Виктор, по всему видать, были более серьезные путешествия.
     13:51 26.03.2016 (1)
Какое Громадьё! Когда дошла до середины, смотрю, что-то знакомое, сразу не поняла, откуда. Да, это же "Полет...". Классно!
     14:52 26.03.2016
Там на фотке моя Настя! А для Конкурса нужно было рассказ срочно. Я и обработал срочно отрывок.
     22:17 18.04.2015
Хорошо, что хорошо кончается. Начало настроило на иной лад: "Молодой парень, геолог, со сложным, заносчивым характером. Для него не было вопросов. Он все понимал и во всем разбирался. Такие люди мне не нравятся".  Читаю и думаю: не туда выведет "знаток". Ан нет, очень полезным оказался товарищ. Без него экспедиция могла печально закончиться.
     15:34 25.12.2014 (1)
Великолепный рассказ.
Приглашаю опубликовать рассказы про природу у нас в Питере в самом лучшем лит.ежемесячнике - в январе 82-й том.
---- но походники - геологи - туристы меня постоянно удивляют. То Вам 300 кг мяса видится, то карты или хоть "рекогнсцировки" нет...
И здесь Вам повезло, и именно с этой верёвкой, а не с рекой и камнями...
     18:32 25.12.2014 (1)
НЕ возражаю, но у Вас за все это надо платить, а я на голой пенсии в свободной Украине.
     19:08 25.12.2014 (1)
Прорвёмся.
Я в могучей России на пенсию даже и не рассчитываю
     19:52 25.12.2014 (1)
Так что от меня требуется ? И от Вас?
     20:52 25.12.2014 (1)
не воевать, не верить
     20:55 25.12.2014 (1)
Это понятно. А как о участии в конкурсе или просто в публикации?
     22:18 25.12.2014
Буду рад Вашему участию и в жжурнале, и в конкурсе!
Однако за взнос автора\оргвзнос Вам не подходит?
Оргвзнос в конкурсе 500 р. В журнале 480 р страница, если страниц 10 или более, 280
Высылаем столько книг журнала, сколько в них Ваших страниц
С уважением
Александр
     21:19 03.12.2014 (1)
Вы правильно сделали, что взяли с собой попутчика, хотя, по технике безопасности, просто обязаны были сделать это. Впрочем, я сам много раз нарушал это правило, ходил один в длинные маршруты, даже на вулкан Тятя на Кунашире собирался в одиночку забраться, благо ещё, что пограничники завернули (см. Курильские страдания).
С уважением. ГБ
     22:23 03.12.2014
Обязательно посмотрю Ваши страдания. Вы бы зашли еще раз ко мне. У меня есть "Новогодняя скидка", могу поделиться.С уважением Виктор.
     16:48 29.11.2014
Понимаю Вас, как понял Ваш коллега Николай, как понял бы, прочитав это рассказ любой влюблённый в свою профессию "бродяга" - геолог, зоолог, геодезист, ... Да мало ли нас на свете?  Спасибо Вам за рассказ, он многое напомнил мне из собственной жизни.
     20:43 28.11.2014 (1)
Тема интересная, а исполнение - нет, не мое! Будто мысли автора, сидящего за компом, а не человека попавшего в реку. Нет ощущения опасности, сопереживания.
     21:01 28.11.2014 (1)
Да за компом такое не выскочить. Я сам несколько раз попадал в такие ситуации, правда висел на страховочной веревке. Но было и без. Так что извините. Как смог. У меня еще "Новогодняя скидка есть" . Может она Вас развеселит. Спасибо.

21:14 28.11.2014
Попадать самому и описать понятно для читателя - вещи разные.
Например восприятие. Быстрое действие передается короткими фразами. Неплохо свои ощущения, у Вас же - рассказ о событии, рассказанный много позднее.

Хорошо, почитаю Новогоднее.
     19:44 07.11.2014 (2)
Умеешь заинтересовать читателя, молодец!
Витя, твоя любовь к путешествиям по горам в каждой строчке прочитывается. Не каждому дано рассказать так, что, кажется, находишься с тобой рядом.
     23:43 12.11.2014 (1)
Света, скажи, а вот в рассказе"Умный в гору не пойдет", у тебя тоже было ощущение, "что, кажется, находишься с тобой рядом." Интересно, правда? Виктор
     23:55 12.11.2014
А ты знаешь, мне жутковато было  в некоторых местах, даже неприятно. Но это не твоя вина - я  просто трус.
Меня не переделать. Я сидела в 2000 году в августе  у "горячего камня" и просила: - Ребята, пришлите вертолет, не хочу спускаться. Представляешь?   А все смеялись, думали, прикалываюсь
     20:52 07.11.2014 (1)
Спасибо! Я с горами дружил больше 30лет. Так что не хочешь, а запоешь в их честь, что " лучше гор, могут быть только горы..."
     21:04 07.11.2014 (1)
я тебе завидую по-доброму.
Ты пиши, не отвлекайся, а мы в гости постараемся почаще заходить
     21:29 07.11.2014
Всегда рад! Заходите!
     23:19 08.11.2014 (2)
Читала с интересом и тревогой. Очень уж переживала за героя. рассказ понравился какой-то внутренней неспешностью, обстоятельностью Автор умело закрутил интригу, показав, как человек, который вначале был герою чем-то несимпатичен, впоследствии оказался его спасителем. автор любовно и подробно, как наблюдательный художник, описал нам красоты горного пейзажа. Альпийские луга сменились прохладными лесами, горная река явила путникам свой непростой характер. И это счастье, что для героя всё обошлось благополучно. Страшно подумать, что могло быть, не окажись с ним рядом его спутника.
Название рассказа гармонично сочетается с идеей произведения. Горы не любят суеты и легкомыслия. Горы проверяют друзей на крепость. Не зря в песне В. Высоцкого есть слова:
Парня в горы тяни - рискни!
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймешь, кто такой.
Дружба и взаимовыручка - вот главное, что ценится в горах во все времена. Очень понравилось
     23:29 12.11.2014 (1)
Полностью согласен со всем, что написала Анна. Читая рассказ тоже вспомнил песню Высоцкого про горы :)
     23:38 12.11.2014
Спасибо! ОН мне тоже нравится. Как будь-то сам там побывал.Виктор.
     09:21 09.11.2014 (1)
Я рад нашей встрече и спасибо за понимание! Это не коммент, а приятная сердцу миниатюра. Еще раз спасибо. Удачи Вам во всем и здоровья!
     09:29 09.11.2014
Будьте и вы благополучны и здоровы.))