Произведение «Геном писательства ( к 90-летию Юрия Трифонова)»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 5
Читатели: 435 +1
Дата:

Геном писательства ( к 90-летию Юрия Трифонова)

Опубликовано в номере 09-02-2015 литературного журнала ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ (Германия)

Сначала – официоз:

- Ю́рий Валенти́нович Три́фонов (28 августа 1925 года, г. Москва, РСФСР, СССР, — 28 марта 1981 года, г. Москва, РСФСР, СССР) — советский писатель, мастер «городской» прозы, бывший одной из главных фигур литературного процесса 1960-х—1970-х годов в СССР[1]. (конец цитаты) -

- Да, 28 августа 2015 года Юрию Трифонову исполнилось бы девяносто лет. Сегодня практически забытый (впрочем, как и большинство советских писателей), но ведь в «оттепельные» годы это была о-го-го какая ФИГУРА в нашей литературе! Вы согласны, Сергей Владимирович? - спрашиваю моего постоянного собеседника, культуролога С.В. Коновалова.

- Глупо спорить. Конечно, фигура. Конечно, знаковая для того времени. Не хочу говорить «дежурных» панегириков, я вот что вспомнил: в комментариях к его «Дневнику» прочитал удивительную фразу (попробую привести её по памяти): «31 августа тридцать четвертого года. Какая немыслимая даль! Почти никого из окружавших Юру уже нет. «А некоторые, хотя и живут, превратились в других людей». Юра — не превратился, и не потому, что умер нестарым, а потому, что неизменным, с самого детства до последнего дня, был ГЕН ПИСАТЕЛЬСТВА» (конец цитаты). Вот в чём дело-то! Не столько в ФИГУРЕ, сколько  в этом самом ГЕНЕ!

- Здесь, наверное, можно говорить уже не о гене, а о геноме, то есть, целой совокупности наследственного материала. Причём наследственного не столько по фамильной линии, сколько по самой атмосфере того «геномического» времени. Тридцатые годы прошлого века –действительно и  удивительные, и восхитительные, и непонятные, страшные, парадоксальные  времена. А ведь мальчик Юра, можно сказать,  родился с «золотой ложкой ао рту»: отец был видным  партийным и военным деятелем, одним из создателей Красной армии. Брат отца – командарм и герой гражданской войны. Бабушка - из «старой гвардии» большевиков. Про такие семьи сегодня принято говорить – номенклатурщики. То есть, люди куда как обестпеченные, обласканные властью…

- И вся эта обласканность рухнула в одночасье: в 37-м дядю и отца арестовали и вскоре расстреляли. Мать Юрия Трифонова была репрессирована и отбывала срок заключения в Карлаге. Будущий писатель и его сестра с бабушкой, выселенные из квартиры правительственного  и описанного им позже в одноименном романе Дома на набережной (кстати, они прожили-то в нём всего пять лет, с 1932-го по 37-й), вынуждены были скитаться и бедствовать. Началась война. Мальчик был эвакуирован в Ташкент, в 1943 году вернулся в Москву. Как «сын врага народа» не мог поступить ни в один вуз, поэтому устроился работать на военный завод. Получив необходимый рабочий стаж, в 1944 году, по-прежнему работая на заводе, всё-таки поступил в Литинститут. Закончил его в 1949-м (ещё при Сталине!) и написал повесть «Студенты». Константин Федин, который был у Трифонова руководителем семинара, порекомендовал рукопись Твардовскому, который тогда только-только возглавил «Новый мир». В конце 1950 года повесть была там напечатана.

-Мне нравится фраза самого Юрия Валентиновича: «влетел в литературу,как дурак с мороза».

- Да, за «Студентов» он был награждён Сталинской премией. Триумф? Несомненный! Жизнь изменилась в одночасье.

- Но ведь у него после этого был довольно большой, чуть ли не  в два десятка лет, перерыв…

- Не совсем перерыв, хотя да, творческий спад - несомненный. Трифонов даже пробовал себя в спортивной тематике ( к слову был азартнейшим футбольным болельщиком), написал сценарий фильма «Хоккеисты», ещё что-то… Так бывает у людей истинно творческих: потенциал копится-копится, нарастает внутри самого тебя - и вдруг прорывается! Причём даже без всякой объяснимой причины! Просто ПОДОШЁЛ МОМЕНТ! Вот так же и у Трифонова: с начала семидесятых — как прорвало! «Обмен», «Дом на набережной», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Старик». И заметьте: практически каждая книга – успех! Каждая – событие в тогдашней литературе! В библиотеках в очереди записывались!

- Вот поэтому хочу спросить: он же никогда не был явным  диссидентом, а за его книгами читатель гонялся как за самой настоящей «диссидентщиной». В чём причина?

- Думаю в том, что хотя Юрий Валентинович никогда не был противником Советской власти, но и к таким уж образцовым «подпевалам» тогдашнего режима его причислить тоже нельзя. Если проще: писал не так, как все. У него было своё неповторимое трифоновское видение мира. Вкупе с таким же неповторимым литературным трифоновским СТИЛЕМ это и давало такой вот совершенно притягательный эффект.
Была и ещё одна причина такой  устойчивой популярности. В то время как тогдашние «певцы соцреализма» писали героев труда и пропагандистов передовых коммунистических идей, героями тестов Трифонова были обыкновенные обыватели. То есть,  мы с вами. А эта категория, согласитесь, всегда ближе читателю, чем идеологизированные горьковские «данки» и гайдаровские «мальчиши-кибальчиши». Ближе, потому что ПОНЯТНЕЕ.

- Сергей Владимирович, вырисовывается  интересная ситуация: «классический» московский интеллигент писал о «классических» же московски обывателях. Тема для отдельного и литературоведческого и даже философского разговора! И кстати, о трифоновской аполитичности. Согласитесь, что за эту самую аполитичность цензура его время от времени хотя и слегка, но всё-таки «щипала»…

-  Да, это было. Случались какие-то мелочные придирки, но чтобы какую-то его книгу в те годы запретили – такого не было ни разу. Да и не за что было по большому счёту запрещать.

- Кстати, а как она сам относился к цензуре?

- Как это ни странно - неплохо. Даже говорил ( по-моему, всё-таки с юмором), что она помогает ему  оттачивать литературное мастерство.

- А что за история с Нобелевской премией?

- Здесь как раз всё по-житейски печально и ничего непонятного: в 1980 году по предложению немецкого писателя Бёлля Трифонов был выдвинут на соискание Нобелевской премии. Увы, не случилось – Трифонов скончался.

- Значит, шансы на получение «Нобелевки» были?

- И немалые.

- И всё же, Сергей Владимирович, меня не покидает странное ощущение, что Трифонов  выбивался из общего ряда тогдашних «преуспевающих»литераторов  не только литературным мастерством. В те годы мастеров литературного слова  хватало. Тогда чем?

- Думаю, что именно вот этим СОБСТВЕННЫМ взглядом на многие вещи. Опять же повторяю – взглядом не антисоветским, не диссидентским, а именно СВОИМ. Сиречь, отличным от т.н. общей массы, устоявшихся канонов. Он не принимал на веру предлагавшиеся постулаты. Говорил:«Для того чтобы понять сегодня, надо понять вчера и позавчера». Умно? Вполне.

- Вопрос, конечно, наивный, но всё же: сегодня время Трифонова ушло?

- Думаю, что да, и, к сожалению, безвозвратно. Нет, как писатель, как мастер литературного текста и слова, он по-прежнему интересен. Но читать его с таким же авторитетом, который был у его книг в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия, уже не будут. Совсем другие время, совсем другая страна. К радости или к сожалению – кто знает…

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     12:12 23.11.2015 (1)
Благодарю за хорошую интересную статью.
И мне тоже наболее интересным в наследии видится "Нетерпение".
Прежде всего уникальной степенью документальности 100% беллетристики - и сильной.
100% - и туда, и сюда:)
Вот Вам в ответ для развлечения:
http://fabulae.ru/Notes_b.php?id=20699
И приглашаю в свой лучший питерский лит.ежемесячник
С уважением
Александр
     12:24 23.11.2015 (1)
2
Спасибо за комментарий, спасибо за приглашение. А почему бы и и нет? Подберу тексты, вышлю.  Жму руку. С уважением.
     14:23 23.11.2015 (1)
Жму руку! Буду рад Вашему участию. Вы хорошо пишете
С уважением
Александр
Присылайте тексты: lado_d@mail.ru , журнал "Мост"
     17:51 23.11.2015
1
Увы, Питер, я поторопился. К сожалению, вынужден от вашего любезного приглашения отказаться. Причина самая банальная: я - на пенсии, а её размеры ТАКИЕ траты мне, увы, не позволяют. Желаю вам успехов.
     09:15 18.09.2015 (1)
-1
...как писатель, как мастер литературного текста и слова, он по-прежнему интересен. Но читать его с таким же авторитетом, который был у его книг в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия, уже не будут.

Это факт. Он мастер деталей. Точных и чётко привязанных к месту и времени. Но роман "Время и место", пожалуй, интересен и сейчас. Он, кстати, написал стоящую книгу о Желябове. Тогда Политиздат подкармливал диссиденствующих и не очень литераторов серией "Пламенные революционеры". В ней отметились почти все: и Аксёнов, и Войнович, и Окуджава, и Гладилин. Часть книг была литературным ширпотребом. А часть вполне книгами.
А начало книги Трифонова было лихое:
"В середине семидесятых годов современникам стало ясно, что Россия неизлечимо больна".
А книга и называлась "Нетерпение".
Конечно, сейчас это всё кажется смешным.
     10:11 18.09.2015 (1)
2
Александр, спасибо, что напомнили! Действительно, была такая серия! Издавалась, по-моему, в карманном формате. Или нет?
     10:20 18.09.2015
-1
Не карманный, но меньше, чем стандарт. Она была очень разного качества. Более ста книг.
     18:45 17.09.2015 (1)
-1
Здорово!!! Гарьке такое и не снилось.
     18:48 17.09.2015
1
А ему никогда ничего не снится. Он вообще спит БЕЗ СНОВ. И этим счастлив.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама