Произведение «Проект "Библиогрань" ч.23» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 921 +1
Дата:
«В огне Фаренгейта»

Проект "Библиогрань" ч.23

После послесловия.  Экскурс в прошлое библеоклазм

Исследовательская работа Хелен Корри

Везде, где они сжигают книги, они также сжигают человеческое начало.
(Генрих Гейне)

Из того, что вы не знаете, получилась бы грандиозная книга
(Сидней Смит)

Мы не сжигаем книги. Мы сидим в интернете.
(Максим Демах )

Термины:
1. Библиотека —  от греческого  bibliothēkē, от biblíon — книга и thēkē — хранилище.
2.  Сожжение книг — уничтожение книг в огне. В прошлом это  происходило публично с целью продемонстрировать отрицательное отношение к сжигаемой литературе. 
3. Библеоклазм — китайский термин, обозначающий сожжение книг и погребение книжников. 

Недалёкое прошлое

  Рэй Брэдбери с 9 лет и до подросткового возраста проводил 2 дня в неделю в городской библиотеке в Уокигене штат Иллинойс. Он прятался за полками, вдыхая запах книг, которые пахли ароматами заморских специй. Когда подходило время идти домой, он выходил на улицу и шёл мимо красных пожарных машин, мимо пожарных, которые представлялись ему рыцарями без страха и упрёка.
  Рэй  представлял, как огонь пожирает дома, вещи, зажмурившись ему виделось огромное пламя, этакий гигантский ослепительный зверь, похожий на сказочного змея.  Он напишет роман "451 градус по Фаренгейту" (1). Роман, который  предвосхитит будущее, роман, который возьмёт на вооружение правительство, взяв для себя название правительства Фаренгейта. Но и он будет  сожжён также, как и другие книги.
  И запылают костры, в которых будут гореть книги. Книг не останется.  Но ничто не вечно! Придут новые люди, понимающие, что без книг у людей нет будущего.  Новое правительство Эленеума примет  проект "Библиогрань", который будет разрабатывать  новую версию  электронных книг.
  Небесная кара ждёт тех, кто  идёт против человечества, разум которого отражается в книгах!

  Небесная кара

    Один из самых  ранних «библеоклазмов» устроил по совету  своего министра Ли Сы китайский император Цинь Шихуанди.(2)
  В 213 году до н. э  император приказал сжечь все книги, за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине, гаданиях и  книги из императорского собрания, содержащие  хроники циньских правителей.
Императора беспокоили мысли о грядущей смерти. Конфуцианские учёные видели в поисках бессмертия пустое суеверие, за что жестоко поплатились, император велел закопать 460 из них живыми в землю.
  Но кара постигла и его.
    В  210 и 209 годах до н.э.  Цинь Шихуанди  направляет экспедиции в поисках эликсира бессмертия и даже участвует в странствиях.  Однажды он сам вышел в море и из лука убил огромную рыбу. Но вдруг Шихуанди  стало плохо, и он был вынужден вернуться на материк.     
  Во дворце  император  выпил несколько предложенных ему пилюль  эликсира бессмертия, но  оправиться от болезни так и не смог.  В пилюлях содержалось опасное для организма  количество ртути.
  Умер Цинь Шихуанди в 210 году до н.э.  Начальник канцелярии  Чжао Гао и министр Ли Сы около двух месяцев скрывали  смерть императора. Они поместили гроб с телом Цинь Шихуанди на повозку, носили еду и принимали письма императору, отвечая на них от его имени.
    Когда из-за большой жары тело стало разлагаться, Чжао Гао с согласия Ли Сы  обложил повозку солёной рыбой, чтобы перебить запах.
  Но всё скрытое когда-нибудь да становится явным. Когда всё открылось, началась  борьба за делёж императорского наследства, а династию свергли неграмотные «подданные» - простолюдины.  В  206 году всё  семейство Цинь Шихуанди было истреблено.
  Историк  Сыма Цянь (3) при написании  хроники «Ши цзи» испытал огромные сложности  из-за отсутствия многих  источников.

Против чародейства

  Прошло почти 250 лет,  и история повторилась.  В 35 году нашей эры  после проповеди апостола Павла в Эфесе «из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои сожгли пред всеми...» (Деян. 19:19).
  В каноническом праве, отражавшем право христианской церкви в целом,  существует 63-е правило, принятое  в 680 году на Шестом Вселенском Соборе:
«Повести о мучениках, врагами истины лживо составленные, дабы обесславить Христовых мучеников и слышащих привести к неверию, повелеваем не обнародовать в церквах, но предавать оные огню».
  В 787 году Седьмой  Вселенский  Собор постановил, что подобные сочинения «должно отдавать в епископию  Константинопольскую, дабы положены были с прочими еретическими книгами».
 
В буддизме

  Сожжение  сутр практиковалось в школе дзэн, одной из основных  китайских и восточно-азиатских  школ в буддизме, но это не было проявлением
фанатизма, а  стремлением учителей «вызвать в ученике прорыв к «просветлению». С помощью сожжения сутр учителя устраняли у последователей учения привязанности к символам и образам. Через некоторое время  ученики опять читали буддийские сутры, которые вновь подвергали огню, и так повторялось...
Сжигание сутр патриархами школы дзен  наиболее ярко проявилось в Китае в VIII—IX и  XII веках.

В  иудаизме

  В 1234 году инквизиция сожгла сочинения Маймонида. В XVIII веке в некоторых еврейских общинах сжигались обвинённые в ереси книги Моше Хаима Луцато и Моисея Мендельсона.
 
Раскол христианской церкви

    В 1054 году произошёл окончательный раскол в христианской церкви на западную – римско-католическую с центром в Риме и восточную – православную с центром в Константинополе. 
  В  русской православной  «Кормчей книге» (сборнике церковных и светских законов)  в 1284 году появляется следующая норма:
«Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь».
  Католическая  церковь в Средние века неоднократно устраивала публичные сжигания Талмуда.(4)  Талмуд в конце  XVI века был публично сожжён не менее шести раз.
    При диктаторе Флоренции  Джироламо Савонароле с 1494 по 1498  практиковался костёр тщеславия (итал. falò delle vanità) — сожжение светских книг.
  Савонарола организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные дома с целью следить за исполнением 10 заповедей. Они бегали по городу, отбирая у граждан  игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи, богатые наряды и зеркала. Потом все это предавалось торжественному сожжению.
  Самая пышная церемония  была проведена на городской площади в Жирный вторник 7 февраля 1497 года. В этот день  сгорели  «Метаморфозы», «Ars amoria» («Любовная наука»),  «Remedia amores» («Лекарство от любви»)  Овидия (43 г.до н.э. – 18 г.н.э.),  «Декамерон» Джованни Бокаччо (1313-1375).
    Существует предание, что  художник Сандро Боттичелли (1445 – 1510)  сам бросил в костёр несколько лучших своих полотен на мифологические темы.
  В 1499 году в испанской Гранаде кардинал-инквизитор Хименес де Сиснерос отдал приказ о сожжении всех арабских манускриптов, за исключением медицинских.
В 1690 году Вселенский Собор русской православной церкви  под председательством Патриарха Иоакима подверг анафеме «хлебопоклонническую ересь» и осудил на сожжение сочинение Феодора Медведева «Манна», в которой утверждалось, что в таинстве евхаристии (5) хлеб и вино претворяются в тело и кровь в момент произнесения священником слов Христа.
XX  век.

Гоголь сжигает 2 том "Мертвых душ"

Почему Гоголь это сделал? На этот вопрос ответил Юрий Манн,
доктор филологических наук, академик РАЕН,
исследователь творчества Николая Гоголя,
автор биографии Николая Гоголя в трех томах
Главный вопрос, на который следует прежде всего ответить, — было ли в действительности это сожжение? Существует несколько точек зрения на это событие.

Первая: Гоголь действительно сжег рукописи второго тома «Мертвых душ» — и сделал он это вполне осознанно.

Вторая: Гоголь уничтожил произведение случайно. Пожелав избавиться от ненужных бумаг, он совершил роковую ошибку: бросил в печь рукопись, над которой в это время работал, — второй том поэмы.

Третья: рукопись второго тома была спрятана реакционерами, которые окружали писателя в это время. В 1959 году в журнале «Октябрь» появилась статья Екатерины Смирновой-Чикиной под названием «Легенда о Гоголе». В ней говорилось, что Гоголь написал второй том «не так», как от него ждали критики и реакционная часть общественности — включая, например, графа Александра Толстого, в доме которого на Никитском бульваре жил Гоголь и где, собственно, и произошел этот трагический эпизод. Поэтому недоброжелатели спрятали рукопись, сочинив легенду о ее сожжении.
  Когда появилась эта статья Юрий Манн был начинающим литературным критиком, почитавшим за честь сотрудничать с журналом. Он пришел в редакцию с предложением выступить против упомянутой статьи. Александр Твардовский, главный редактор, одобрил эту мысль, а позже Александр Дементьев, бывший в ту пору заместителем главного редактора, передал мне свой разговор с Твардовским. Последний сказал буквально следующее: 
"Ишь, что она придумалааа! Они же дворяне, честные люди! Они писем чужих не читали, а тут — «рукопись украли». Как можно было такое написать?!» И действительно, люди вокруг Гоголя были разные, но, фигурально говоря, «писем чужих они не читали». И тем более не воровали рукописей. Обо всем этом Юрий Манн написалл в статье-опровержении «Пафос упрощения», которую вскоре напечатали: в «Новом мире» ей была предоставлена, можно сказать, «зеленая улица».

Юрий Манн назвает еще одну версию: рукопись спрятали люди, благоволившие Гоголю, — чтобы позже, в более счастливое с общественно-политической точки зрения время, явить ее миру. Особенно удачливой на «находки» утраченных текстов была юбилейная пора (например, 150-летие со дня рождения Гоголя), при этом неопубликованные фрагменты второго тома «Мертвых душ» обнаруживали не только в России, но и за границей. Однако в результате оказывалось, что это были тексты уже известные, лишь с незначительными вариантами.

Так, найденная после смерти Гоголя рукопись второго тома состояла из пяти глав в черновой редакции, с разной степенью завершенности. Литературный критик и историк литературы Степан Шевырев, работавший с этой рукописью, не скрывал ее от общественности, в результате чего возникли многочисленные списки, во многих из которых содержались неточности.

Рукопись «Мертвых душ», в которой наиболее полно был выражен авторский замысел, действительно была сожжена в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года в доме на Никитском бульваре, где в наше время находится мемориальный музей — Дом Н.В. Гоголя. И писатель сделал это добровольно и сознательно.

У этого события был один свидетель — слуга Семен. Когда он увидел, как Гоголь бросает в огонь свои рукописи, он пришел в ужас. На вопрос «Что вы делаете?!» писатель ответил: «Не твое дело» — и продолжил расправу. А завершив дело, горько вздохнул и заплакал.

Почему Гоголь так поступил — сложный вопрос. Скорее всего, на это его толкнули причины психологического, даже психопатологического характера. Но вместе с тем и причины творческого, эстетического свойства, причем полностью отделять одно от другого неправомерно.

Это был не первый случай, когда Гоголь уничтожал свои произведения. Первую рукопись второго тома


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:06 18.11.2015 (1)
Пока мы читаем книги
Всё в порядке на круглой и светлой Земле,
Населенной читателями планете.

И опять верные слова. Анечка, столько вандализма... бедные книги, бедные авторы... столько знаний, труда уничтожено..
Спасибо тебе, дорогая! Нужная работа. Мой поклон.
     18:35 18.11.2015 (1)
Спасибо, Танюша! Проект продолжается!
     18:36 18.11.2015
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама