Произведение «Февраль» (страница 2 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 99
Читатели: 1138 +1
Дата:
«Февраль» выбрано прозой недели
30.01.2017

Февраль

неизменном облике сына, по злорадной усмешке судьбы похожим на ненавистного мужа любимой женщины, где-то живущей в своей тьмутаракани. Живущей ли?.. Где ты, Куничка?! Как неуютно на сердце…

- Анатолий Львович, вы встаете? – голос невестки был резким. – Дети умыться хотят, а тут у меня печенка жарится, отойти не могу!

И в сердце растрава,
И дождик с утра.
Откуда бы, право,
Такая хандра?

О дождик желанный,
Твой шорох — предлог
Душе бесталанной
Всплакнуть под шумок.

- Что? Анатолий Львович, вы меня слышите? Дети умыться хотят! Вы чего там бормочете?

- Я встаю, Нина. Это Верлен.

- Чего?

- Ничего, Нина. Встаю, встаю…

Откуда ж кручина
И сердца вдовство?
Хандра без причины
И ни от чего.

Хандра ниоткуда,
Но та и хандра,
Когда не от худа
И не от добра...


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:59 01.02.2017 (1)
Ляман! Перечитала.Чудная вещь!
     19:18 01.02.2017
Спасибо, Анночка! Да, это один из моих любимых рассказов. Эти люди и сейчас перед глазами...
     20:17 31.01.2017 (1)
Рассказ о потерянной жизни. Да и ее не было - иллюзия. 
Задумалась над сходством персонажей. Сын похож на мужа Кунички? Почему? 
Очень красивая находка 
Но медноволосая, темноглазая Ариадна так и лежала, свернувшись куничкой на донышке его сердца, и, уютно же было ей, чертовке, в этом живом гнезде! 
А  тут малюсенький сбой:
внимательная роскось миндалевидных глаз
Роскосость. Не так ли, Ляман? Очень похоже на опечатку: выпавший слог.
     20:45 31.01.2017 (1)
Нет, Лана, именно - роскось. Это старинное, редкое слово, его нет в гугле.И встречается оно в основном в исторической литературе и в поэзии. Но здесь оно уместно. Завтра напишу вам выдержку из словаря об этом слове!

А сын похож на мужа Кунички - так в этом-то и медленная боль... Он в обще-то похож на тестя, в тексте сказано об этом, но внешность тестя и мужа Кунички почти совпадают. Часто встречаются такие рыхлые, как бы мучнистые люди. И герой не видит в сыне тестя, он видит в нем ненавистное лицо мужа любимой женщины.
     20:47 31.01.2017 (1)
Спасибо. А что про сходство? Или оно мнимое? Его видит только Анатолий Львович?
     20:48 31.01.2017 (1)
Я ответила!


Сын похож был на тестя, т.е. на деда, но так как и тесть и муж Кунички каждый сам по себе, естественно независимо , были такими рыхлыми блондинами, но герой видел в сыне сходство не тестем, а с Павлом. В жтом и была злорадная своеобразная усмешка судьбы.
     20:57 31.01.2017 (1)
1
Почему-то сразу не заметила. Про боль все поняла. Думала, что есть какой-то еще скрытый подтекст. Ну, видимо, такой способ подчеркнуть, что Львович САМ свою жизнь ПРЕВРАТИЛ В АД. Страсть, особенно нереализованная, перерастает в манию. С маниакальным упрямством не хочет герой ничего видеть вокруг себя. Умел ли он любить? Думаю, нет! Потому и Куничка ушла из его жизни. 
Спасибо за рассказ. 
     21:23 31.01.2017 (1)
Спасибо вам за внимание и прочтение. Это ведь все реальные люди - я хорошо их знала. Предыдущий комменатор Авива Таль очень хорошо обозначила, что Галина - это февраль - "огрызок года", зажатый между Ариадной в прошло и Ниной в будущем. А Анатолий Львович... Думаю, что любил. Но потом, когда Ариадна так поступила с ним, любил уже не ее, а далекий ее образ. А это совсем не то, чем любить живого человека. Образ любить всегда легче...
     23:27 31.01.2017
Вот . Пока первые данные:
РоскОсистОй (прил.), (ж. р.) РоскОсиста, (ср. р.) РоскОсисто, (мн. ч.) РоскОсисты, (род. п. мн. ч.) РоскОсистых – имеющий косоватость в разные стороны, немного косоватый во всех направлениях (И.М. Дуров) (повс.) 
 РОскось  (сущ., ж. р.), (мн.ч.) РОскоси - Веками они (люди) ведут здесь ожесточённую трудовую борьбу против леса, отбивая себе  места для Пашни на РОздерях, РОсчистях, на РОскосях, на НОвотнях ( Вс. Н. Иванов. Чёрные люди. с. 38) 
Далее. В воспоминаниях Цветаевой о Пастернаке:
 «Внешнее осуществление Пастернака прекрасно: что-то в лице зараз и от араба и от его коня: настороженность, вслушивание, — и вот-вот… Полнейшая готовность к бегу. — Громадная, тоже конская, дикая и робкая роскось глаз. (Не глаз, а око). 

Беглый взблеск зеленых глаз, какая-то, я бы сказала звериная, роскось— в сторону: видит вас, но как будто смеясь, как будто прячась от вас (Воспоминания о Марине Цветаевой)
Именную структуру концепта глаза в нашем материале составляют следующие имена: глаза (177 употреблений), очи (33), взгляд (37), взор (25), веки (9), ресницы (4), слезы (3), брови (3), завитки ресниц (1), зрачок (1), зрение (1), зоркость (1), роскось глаз (1). Они связаны между собой отношениями смежности – как целое и часть (глаза – зрачок и др.), как предмет и его состояние (глаз – взгляд), предмет и его качество (глаз – роскось) и др.
     15:02 24.01.2017 (1)
2
Ляман, очень!
Сегодня! Жить сегодня! Жить и говорить добрые слова, и любить, и ценить!
Не вчера и не завтра, а сегодня!
Потому что завтра - уже может и не быть...
Да-да. Галина - это февраль - "огрызок времени", зажатый Ариадной в прошлом и Ниной в будущем.
Браво, Ляман!
     15:41 24.01.2017
1
Да, Авива! Вы правы. Замечательно сказали! Это - один из любимых моих рассказов.
     12:04 18.01.2017 (1)
1
Ничего не хочется говорить... даже не возникает желания... Один комок в горле. Браво!
     15:40 18.01.2017
Спасибо большое! Это один из моих любимых рассказов.
     16:38 17.01.2017 (1)
Интересно! У Анатолия Львовича было два выбора- переехать или отказаться. Переехать и помочь родным правильнее, а если ещё и не жалея себя, а с радостью, тогда самому лучше и легче жить дальше. Как и с женитьбой, уметь радоваться тому, что ты имеешь.
     18:00 17.01.2017
Вот-вот! Надо радоваться тому что имеешь.
Как в афоризме Толстого: Я не все имею, что люблю, но я люблю все, что имею
Спасибо вам огромное!
     19:56 29.10.2016 (1)
Мастер с зорким глазом, точным словом и глубокой мыслью, проникающей в читателя и вызывающей к жизни воспоминания о своем; нет этому цены!
     21:49 29.10.2016
Спасибо за эти слова вам, Ляля!Это один из моих любимых рассказов
Гость      12:47 31.05.2016 (1)
Комментарий удален
     14:48 31.05.2016 (1)
2
Дорогая Аделаида. Спасибо вам! Вы все правильно подметили. Совершенно правильно!
Не знаю, читали ли вы мой ответ на один из комментариев, но повторю его здесь вам, ибо он как мне кажется, точно подтверждает вашу мысль и стихотворение Пруткова.
Знаете, как-то я прочитала воспоминания дочери Жерара Филипа. Моя мама восторгалась им, его портрет был даже у нее с собой в больнице. И восторгалась книгой его жены Анн-Николь Филип "Одно мгновение", где она вывела безупречный образ мужа - чуть ли не символа Франции.
Это было не совсем так, но, к счастью, моя мама этого не узнала. Образ ее кумира остался незапятнанным.
Но я сейчас не об этом.
В своих воспоминаниях уже дочь Филипа рассказывала о своей матери. Оказывается после смерти Филипа, Анн-Николь действительно превратилась в безутешную вдову, причем в прямом смысле этого слова. Дочь писала, что если бы не бабушка (мать, мать!!! Филипа) они бы с братом и не выросли хорошими, преданными семье людьми. Мать только обеспечивала материально (да, и то, она сама не работала, у них было состояние, оставшееся после мужа, она могла позволить себе и не работать и хорошо содержать дом). Летом, как только начались каникулы, она отправляла детей на все 3,5 месяца в детский лагерь, а сама снимала крестьянский домик в местечке Раматюэль, где была могила Филипа и часами лежала, распластавшись на могиле под палящим солнцем.
Как выросли дети, как выучились, как они создали семьи - все прошло мимо нее. Она жила воспоминаниями. И только внук Габриэль трехлетний смог разломать ее кокон. Она стала смеяться, играть с ним на берегу моря. Но, к сожалению, недолго, вскоре умерла от сердечного приступа. И перед смертью сказала с горечью, что жизнь (более 20!!! лет) ушли в никуда. А теперь, когда она ожила для жизни, - наступает смерть.
Мне показалось, это очень важным,Аделаида. Нельзя жить воспоминаниями, какими бы прекрасными они не были. Живая лучше мертвого льва. Жесткое, даже жестокое выражение Соломона, но, мне кажется, верное.Самое главное в жизни -это сама жизнь, ее никто не вернет. И все, что ты делаешь в этой жизни(а в другую я не очень верю) ты делаешь, в конечном итоге, для себя.
Спасибо вам. Рада вам на своей страничке.
Гость      15:09 31.05.2016 (1)
Комментарий удален
     21:10 31.05.2016
Точно!!!
     09:54 26.03.2016 (1)
Написано великолепно,очень образно. Читала и все "видела".
Страшная картина:безвольный Анатолий Львович,сноха - диктаторша (всех сумела подчинить и мужа, и свекра), безропотная тихая Галина - она и не жила,а просто существовала. А Анатолий Львович?Жил одержимый своей мечтой "Ариадна", не давая счастья Галине.А сейчас,просто выброшен на кухню,доживать свои последние дни. Страшно! Неужели состарившись мы не будем нужны нашим детям? А почему бы не поселить мальчиков с дедом в одной комнате?! А теперь нет покоя старику. Но впрочем,он виноват сам! Так был воспитан его сын.Да и воспитывал ли он его,любил ли? Если видел в нем черты Галины( тестя).
Ляман,Вы чудо,убеждаюсь в этом не первый раз!Ваши рассказы  заставляют людей посмотреть на свою жизнь,задуматься,сопереживать.А это дорогого стоит. Значит написано не зря.Так и должно быть,для чего же тогда писать.
БРАВО!!!
     10:14 26.03.2016
Cпасибо дорогая Оленька! Дай вам Бог по сердцу вашему.
Ваши слова очень высоки, я не заслужила их, но, приятно, если мои строчки вызывают раздумья.
А по рассказу.
Я уже написала предыдущему автору и сейчс полностью повторю вам эти слова:
Вы знаете, Оленька, ведь все так и было. Еще в рассказе я Львовичу кровать сочинила для "блахородству"на самом деле, на скамье спал на кухне! Я помню это с детства, все удивлялась, спрашивала у бабушки, почему дедушка на кухне спит.
А невестка... В том-то и дело, что ее судить трудно. Да, мягко стелет, жестко спать, но ведь - Хозяйка - все в семью. Ой, Оленька, действительно, кулинарка была, до сих пор вкус ее маринованных опят во рту! Но и гоняла семью не слабо! Всех подчинила себе. Вот помните Васса Железнова у Горького? Такого типа. Только Вассу муж по молодости бил смертным боем, унижал, а Нина  с самого начала  управляла. Но! Это тоже надо признать. Старика не бросала, ухаживала за ним до самой смерти. Это еще не худший вариант. Сейчас могут и бросить и без разговоров отнять не то, что комнату, а и квартиру.
А вообще вы затронули очень важный момент, еще чеховский.
Помните в Трех сестрах есть эпизод, когда жена Андрея, Наталья приходит к младшей сестре Ирине и просит ее перейти в другую комнату, потому что племяннику нужно солнышко, а у Ирины комната самая светлая?
Ирина не понимает ее. Для нее это шок - как это ей перейти в другую комнату - ведь ее комната так ей дорога!!!
В критике все эту Наталью ругали на чем свет стоит. И мещанка, и ограниченная, и меркантильная. И чистые девицы-голубицы сестры маются-мечутся в затхлой мещанской атмосфере и т.д. и т.п.
Меня всегда это озадачивало. Что плохого сделала Наталья, что ПОПРОСИЛА Ирину перейти в другую комнату. Ведь это она не для себя, для ребенка, кстати единственного отпрыска рода Прозоровых. Ни  у кого из трех сестер детей нет. Ну по логике, Ирина - тетя, ведь сама могла бы догадаться, что ребенку необходима более светлая комната. Ну и ежу ясно, что лучшее надо отдавать детям. То, как они тебе потом отплатят, это уже другой вопрос, но ты же ведь не для платы это делаешь, а по любви, по заботе о маленьком.
Я никак не могла найти никакой вины Натальи. Более того, она соблюла все нормы приличия, попросила, всего лишь попросила Ирину пожить в комнате сестры, потому что ребенок часто болеет.
И делать из нее монстра мне кажется несколько необдуманно.
Хорошее дело: эти три сестры все в своих мечтах и трепетных желаниях, тоске и несказанной нежности все к чему-то стремятся, все их жалеют,а то, что жизнь, живая жизнь идет у них под боком, плохая/хорошая -неважно, но идет, а они все витают и тоскуют и поглощены собой  и не замечают ее, а невестка при этом меркантильна и ограниченна.
Не совсем справедливый расклад, как мне кажется.
     13:28 05.03.2016 (1)
Удивлен, как можно такой простой, в общем-то, сюжет, подать так высокохудожественно и интересно! Давно не читал такой качественной женской прозы. Классический(советский) стиль, богатый язык. Я читал с удовольствием!
По сюжету все естественно - невозможно любить двух женщин. Обязательно будешь несчастлив - тут законы духовного порядка и они жестки и однозначны. Самолюбие, эгоизм, а за ними глупые не просчитанные шаги приводят к серому скучному существованию, тоске по прошлым радостным временам, жизненной апатии. И что самое ужасное - превращают жизнь другого человека в душевные мучения.
Не знаю, как там долг перед детьми и т.д., но за этими догмами скрывается слабость характера, наплевательское отношение к своему счастью и тому, кого ты держишь своей глупой нерешительностью и детской инфантильностью...
А невестка... Все она правильно делала. И осуждать ее не за что, я считаю... А Львович мог бы и сам сообразить для внуков... Нет, погружен в собственный эгоизм. Никакой жалости к нему.
Вот, сиятельная Ляман, какие чувства и эмоции пробудил ваш рассказ! Спасибо!
С поклоном
Виктор
     14:20 05.03.2016 (1)
Виктор...
Уважаемый Виктор, сердечно Вас благодарю.
Видите ли, вы заглянули в самую суть моих работ. Да, я филолог, стараюсь работать со словом много и долго, обкатывая его как камешек на берегу.
Но я поражена, как вы поняли самую суть!  
Дело в том, что вы подметили совершенно верно - женская проза. У женщин априори все же меньше тем, чем у мужчины. И это естественно. У женщины, за небольшим исключением -  самое главное дом , привычный уклад жизни. Даже поговорка такая есть: Мужик и пес на дворе, баба и кошка в доме.
За кастрюлями, вареньями-соленьями, детишками, и проч. - все же тем не так много. Даже работы подразделяются на женские/мужские. Редко встретишь, к примеру, начальником убойного отдела - женщину, етс! А тем более в Баку, где гендерные различия очень сильно влияют на ментальность.
Если тем немного, женщине остется внутренние переживания, психологизм, язык и слог. Знаете, вот, например, у вас клубника, и хочется подать ее красиво, а вазы достойной нет, есть какая-то старая стеклянная миска. Но кто-то  эту миску с клубникой просто положит на стол, а кто-то постарается отмыть эту миску до  блеска и подать клубнику в тот миг, когда солнце вспыхнет в гранях, и старое стекло заиграет ярче хрусталя.

А по рассказу...
Вы знаете, Виктор, ведь все так и было. Еще в рассказе я Львовичу кровать сочинила для "блахородству"на самом деле, на скамье спал на кухне!
А невестка... В том-то и дело, что ее судить трудно. Да, мягко стелет, жестко спать, но ведь - Хозяйка - все в семью. И старика не бросала, ухаживала за ним до самой смерти. Это еще не худший вариант. Сейчас могут и бросить и без разговоров отнять не то, что комнату, а и квартиру.
А вообще вы затронули очень важный момент, еще чеховский.
Помните в Трех сестрах есть эпизод, когда жена Андрея, Наталья приходит к младшей сестре Ирине и просит ее перейти в другую комнату, потому что племяннику нужно солнышко, а у Ирины комната самая светлая?
Ирина не понимает ее. Для нее это шок - как это ей перейти в другую комнату - ведь ее комната так ей дорога!!!
В критике все эту Наталью ругали на чем свет стоит. И мещанка, и ограниченная, и меркантильная. И чистые девицы-голубицы сестры маются-мечутся в затхлой мещанской атмосфере и т.д. и т.п.
Меня всегда это озадачивало. Что плохого сделала Наталья, что ПОПРОСИЛА Ирину перейти в другую комнату. Ведь это она не для себя, для ребенка, кстати единственного отпрыска рода Прозоровых. Ни  у кого из трех сестер детей нет. Ну по логике, Ирина - тетя, ведь сама могла бы догадаться, что ребенку необходима более светлая комната. Ну и ежу ясно, что лучшее надо отдавать детям. То, как они тебе потом отплатят, это уже другой вопрос, но ты же ведь не для платы это делаешь, а по любви, по заботе о маленьком.
Я никак не могла найти никакой вины Натальи. Более того, она соблюла все нормы приличия, попросила, всего лишь попросила Ирину пожить в комнате сестры, потому что ребенок часто болеет.
И делать из нее монстра мне кажется несколько необдуманно.
Хорошее дело: эти три сестры все в своих мечтах и трепетных желаниях, тоске и несказанной нежности все к чему-то стремятся, все их жалеют,а то, что жизнь, живая жизнь идет у них под боком, плохая/хорошая -неважно, но идет, а они все витают и тоскуют и поглощены собой  и не замечают ее, а невестка при этом меркантильна и ограниченна.
Несправедливый расклад, как мне кажется.
Уф, долго можно говорить на эту тему. Но надо закругляться.
Спасибо вам,Виктор, за такое доброе отношение к моим работам. Заходите. Рада вам .
     15:21 05.03.2016 (1)
Спасибо за приглашение, Ляман! Обязательно буду заходить на вашу страничку. Насчет женской прозы вы правы. Я много ее перечитал на Прозе. Знаете, как бывает - сначала читают тебя, восторгаются. Потом просят свое прочесть, дать оценку, подкорректировать, подредактировать, а бывало, и макет книги сделать. Так что начитался... У кого хуже, у кого лучше. Но у Вас именно грамотно и ярко, в меру богато, и в то же время не вычурно. Естественно и реально. Можно наверное сказать - филологично. Для меня это важно.
Согласен с вашими суждениями о женских сюжетах. И, тем не менее, ведь пишут они и фэнтэзи, и детективы неплохие, и приключения... Меня в свое время поразила Иоанна Хмелевская необычностью сюжетных линий.
А тема отцов-детей, она актуальна и очень болезненна. Тем более на фоне тяжелого жилищного вопроса. Но, чтобы не допускать таких ситуаций, надо заранее об этом заботиться. Как молодым, так и пожилым. А не вздыхать всю жизнь о "кунечке". Вы описали типичную жизненную ситуацию, у меня у самого таких знакомых полно, которые не озаботились будущим своих детей, а потом невесток во всем обвиняют.
Вообще вопросы философские. Все ведь кроется в самом человеке, в его страстях, в его пороках... И если ты не понимаешь этого, не борешься с собой, не анализируешь своих поступков и чувств, а самое главное если ты не критичен к самому себе - тогда все виноваты вокруг тебя, а ты, такой замечательный, всю жизнь страдаешь и скулишь. И других мучаешь.
Я не для красного словца пишу об этом, Ляман. Тема животрепещущая, больная. Задевает многих и многих.
Но... Если после прочтения остаются размышления, поиск ответов, анализ поступков героев и делание правильных выводов - значит не зря мы пишем, не зря трогаем струны души читателя, не зря воплощаемся и переживаем сами. Может это и пафосно но... мы сеем семена, и оттого каким будет это семя, в какую почву оно ляжет, как созреет, взойдет, расцветет - и зависит будущее...
Извиняйте за "высокий штиль". Рад общению с умной, красивой женщиной...
     16:51 05.03.2016
Спасибо вам, Виктор. Вы правильно все говорите. И правильно мыслите!
Знаете, как-то я прочитала воспоминания дочери Жерара Филипа. Моя мама восторгалась им, его портрет был даже у нее с собой в больнице. И восторгалась книгой его жены Анн-Николь Филип "Одно мгновение", где она вывела безупречный образ мужа - чуть ли не символа Франции.
Это было не совсем так, но, к счастью, моя мама этого не узнала. Образ ее кумира остался незапятнанным.
Но я сейчас не об этом.
В своих воспоминаниях уже дочь Филипа рассказывала о своей матери. Оказывается после смерти Филипа, Анн-Николь действительно превратилась в безутешную вдову, причем в прямом смысле этого слова. Дочь писала, что если бы не бабушка (мать, мать!!! Филипа) они бы с братом и не выросли хорошими, преданными семье людьми. Мать только обеспечивала материально (да, и то, она сама не работала, у них было состояние, оставшееся после мужа, она могла позволить себе и не работать и хорошо содержать дом). Летом, как только начались каникулы, она отправляла детей на все 3,5 месяца в детский лагерь, а сама снимала крестьянский домик в местечке Раматюэль, где была могила Филипа и часами лежала, распластавшись на могиле под палящим солнцем.
Как выросли дети, как выучились, как они создали семьи - все прошло мимо нее. Она жила воспоминаниями. И только внук Габриэль трехлетний смог разломать ее кокон. Она стала смеяться, играть с ним на берегу моря. Но, к сожалению, недолго, вскоре умерла от сердечного приступа. И перед смертью сказала с горечью, что жизнь (более 20!!! лет) ушли в никуда. А теперь, когда она ожила для жизни, - наступает смерть.
Мне показалось, это очень важным, Виктор. Нельзя жить воспоминаниями, какими бы прекрасными они не были. Самое главное в жизни -это сама жизнь, ее никто не вернет. И все, что ты делаешь в этой жизни(а в другую я не очень верю) ты делаешь, в конечном итоге, для себя.
Спасибо вам. Рада вам на своей страничке.
     08:08 27.02.2016 (1)
Зачиталась! Как сложна жизнь. как жестока все-таки любовь
Ляман, умница.!Замечательный сюжет
     11:31 27.02.2016 (1)
Спасибо огромное, Кирочка. Мне очень дороги ваши слова, невероятно.Если будет время и желание загляните на другие мои любимые рассказы, потому что они как бы из одной серии, одной ниточкой связаны:
Любка, Кода, Зеленый. Голубой.Белый (но его по-моему вы читали), Базилевс, Девушка из маленькой таверны
А для света - Не будьте крохоборами, друзья мои.
Спасибо вам.
     12:46 27.02.2016 (1)
Чтаю непременно и с удовольствием, как только нахожу свободную минутку.  
     13:08 27.02.2016
Спасибо!!!
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама