Произведение «Несостоявшаяся дуэль Есенина»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Баллы: 3
Читатели: 793 +1
Дата:

Несостоявшаяся дуэль Есенина

В 1977 году редакцию газеты «Пензенская правда» посетил известный журналист Николай Стор (настоящее фамилия Стороженко) и поделился с авторським активом газеты воспоминаниями о Сергее Есенина. Рассказ Стора я тогда не записал, поэтому дам здесь то, что сохранилось в памяти. 

В 1924-25 годах Стор был сотрудником газеты «Заря Востока» (Тбилиси), в который публиковался русский поэт. В это время Есенин имел намерение попасть в Персию, мекку русских поэтов.  Но осуществить задуманное ему не удалось. Ограничился Тбилиси и Баку. Однако и здесь поэт проникся атмосферой Востока и создал цикл стихотворений, который назвал «Персидскими мотивами».

Один эпизод из жизни Есенина на Кавказе старательно обходили биографы. Осенью 1924 года между поэтом и его другом Вержбицким должна была состояться дуэль. По словам Стора, приятель сказал Есенину: «Твоя Дункан – капкан». Поэт возмутился и вызвал друга на дуэль.

Оружие для поединка проблем не вызвало. По утверждению Стора, в то время каждый уважающий себя мужчина имел наган. Своим секундантом Есенин выбрал Стора. Ни свет ни заря следующего дня дуэлянты пешком отправились  за Тифлис к условленному месту. Но не успели они завершить  поход, как их догнал наряд конной полиции и препроводил в полицейский участок. Кто-то донёс. После непродолжительной разборки всех отпустили. Этим инцидент был исчерпан.

Секундант Есенина показывал ксерокопию то ли визитки, то ли  небольшой открытки, сейчас точно не могу сказать, с автографом поэта: «Стору на воспоминание о красных всадниках». «Красные всадники – это конная полиция», - пояснил Стор. Журналист дорожил оригиналом автографа, поэтому для своих выступлений сделал копию, которая ходила по рукам слушателей. Стор сказал, что неоднократно пытался опубликовать воспоминания об этом событии, но встречал неизменный отказ: «Есенин и дуэль в советское время? Опубликовать невозможно».

Стор сказал, что никакой Шаганэ, которой поэт якобы посвятил стихотворение, на самом деле не было. Есенин изложил чувства к редактору бакинской газеты, в которой публиковался. Когда показал ему стихотворение, тот удивился: «Да ты же меня прямо бабой сделал!». Есенин переделал стихотворение. Опубликовала «Шаганэ» газета «Бакинский рабочий».
Стор пошутил: «Сейчас десяток армянок утверждает, что они есть той самой Шаганэ».

В публикациях последних лет факт намерения Есенина стреляться с приятелем подтверждается. Но, скорее всего, предпринималась всего лишь инсценировка или, как сейчас говорят, пиар-акция. С предложениями стреляться на дуэли Есенин обращался ещё к двум поэтам – Леонидзе и Шаншуашвили и заранее смаковал шум, который поднимут газеты. Патроны для поединка предполагались холостые.

Подтверждения  о первоначальном адресате стихотворения «Шаганэ» в других источниках я не встречал. Это было бы весомым аргументом для тех, кто считает Есенина человеком с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Во время Второй мировой войны Стор был редактором «Совинформбюро». Но об этом периоде своей жизни он тогда поведал скупо, без каких-либо подробностей. Думаю, журналист был связан подпиской о неразглашении деталей этой работы.

2007 г.
Послесловие:
Перечитав сейчас статью, вижу, что в ней нет пояснения, почему редактор, которому Есенин предложил стихотворение, возразил: "Ты меня просто бабой сделал". 
Шаганэ - женское имя. Поскольку оно популярно у армян, поэт взял его для своей лирической героини. Но при чем здесь редактор и почему стихотворение вызвало у него возражение? Не исключено, что стихотворение было посвящено именно редактору газеты. У поэтов принято произведения с излиянием чувств к женщине мужчинам не посвящать. Переделка стихотворения затруднения не вызвала. Есенин просто убрал из него посвящение.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     16:43 24.04.2018 (1)
 Есенина еще и в нетрадиционной сексуальной ориентации  подозревали?
 Да уж, наш пострел везде поспел!
 Никогда не была фанаткой Есенина. Мне в его стихах все время мерещилась пьяная разухабистость, а я ее не люблю.
 В нем не было интеллигентности, интеллектуализма. Как-то немного топором срублено.
 Это мое восприятие.
     22:16 24.04.2018 (1)
Есенина еще и в нетрадиционной сексуальной ориентации  подозревали?

Подозрение вызывала его тесная дружба с Анатолием Мариенгофом.

Осенью 1919 года они поселяются вместе и на несколько лет становятся почти неразлучны. Вместе ездят по стране. Публикуют в печати письма друг другу, чем вызывают негодование критиков.
Есенин посвятил Мариенгофу стихи «Я последний поэт деревни», поэму «Сорокоуст», драму «Пугачев».
Прерывая в 1922 году близкие дружеские отношения с Мариенгофом, Есенин написал стихотворение:

Прощание с Мариенгофом

Есть в дружбе счастье оголтелое
И судорога буйных чувств —
Огонь растапливает тело,
Как стеариновую свечу.

Возлюбленный мой! дай мне руки —
Я по-иному не привык, —
Хочу омыть их в час разлуки
Я желтой пеной головы.

Ах, Толя, Толя, ты ли, ты ли,
В который миг, в который раз —
Опять, как молоко, застыли
Круги недвижущихся глаз.

Прощай, прощай.  В пожарах лунных
Дождусь ли радостного дня?
Среди прославленных и юных
Ты был всех лучше для меня.

В такой-то срок, в таком-то годе
Мы встретимся, быть может, вновь...
Мне страшно, — ведь душа проходит,
Как молодость и как любовь.

Другой в тебе меня заглушит.
Не потому ли — в лад речам —
Мои рыдающие уши,
Как весла, плещут по плечам?

Прощай, прощай.  В пожарах лунных
Не зреть мне радостного дня,
Но все ж средь трепетных и юных
Ты был всех лучше для меня.

1922 г.

     22:26 24.04.2018 (1)
 Не знала. Ну, оно и понятно: мне он, как поэт, не нравится, потому и не особо вникала в его личную жизнь.
 Если бы я написала такое:
 
Мои рыдающие уши,
Как весла, плещут по плечам?(с)
 - меня бы на Фабуле ногами затоптали и были бы правы.
 Нет,  фигня это, а не поэт для меня.
     22:30 24.04.2018 (2)
Как бы то ни было, Есенин - большой поэт.
Ходасевич написал о нём в своём "Некрополе". Написал очень точно и честно. Впрочем, Ходасевич иначе и не писал.
     13:16 25.04.2018 (1)
Иван Бунин на дух не переносил Есенина.
Просто издевался над такими строками поэта:

Кометой вытяну язык,
До Египта раскорячу ноги…
Богу выщиплю бороду,
Молюсь ему матерщиною…
Господи, отелись!

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали,
Первый раз я запел про любовь,
Первый раз отрекаюсь скандалить...

Чем тут, казалось бы, восхищаться? Этой лирикой мошенника, который свое хулиганство уже давно сделал выгодной профессией, своим вечным бахвальством, как и многими прочими своими качествами?

Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь,
Спит черемуха в белой накидке...

Дело происходит в мае, в саду, — откуда же взялась полынь, запах которой, как известно, сухой, острый, а вовсе не липкий, а если бы и был липкий, то не мог бы «веять»?
Дальше, несмотря на спящую черемуху, —

Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый»...

Желание луны понятно, — недаром Бальмонт утверждал, что даже «каждая ящерица ищет щемящих ощущений»; но опять: откуда взялись в этой заревой теплыни полыхающий пенным пожаром сад и такая неистовая луна? А кончается все это так:

Только я в эту тишь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Не могу ничего пожелать,
Все, как есть, без конца принимая...

Тут май оказался уже веселым и даже тальянкой; но и это не беда: восхищаются...


     13:34 25.04.2018
Ходасевич тоже не дифирамбы Есенину поёт. Но... Вот прочитайте его очерк.
Ходасевича считают желчным писателем. А я так не думаю. Вот Бунин - да. Желчи у него было - на десяток хватит.
Ходасевич мне симпатичнее Бунина.
     22:48 24.04.2018
 Согласна! И большой, и любимый для многих.  Скорее всего привлекает его, как бы народность, заземленность.
 Ну и у него нет выкрутасов Брюсова, Маяковского и прочих футуристов-акмеистов.
 Имажинизм Есенина - по-моему профанация.  Его можно уважать за то, что почти  не метался, а писал свои стихи  по схеме природа-человек.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама