Посещение Апостольской библиотеки было давней
мечтой Ольгерда, поэтому он был благодарен Паоло
за предоставленную возможность. Конечно, всех секретов
раскрыть не удалось, но даже сам процесс работы с древними
манускриптами, возможность прикоснуться к ним
и почувствовать ауру древней мудрости вокруг себя — того
стоило. В знак благодарности и, помня о незабываемой
ночи, проведенной в доме Паоло, после которой он пригла-
сил его в гости, Ольгерд за ужином подтвердил свое при-
глашение. Утром же они улетели в Киев, оттуда прямиком
во Львов на дачу, куда, кстати, уже прибыли из московской
командировки
Уицрик с компанией.
Леночка впервые почувствовала себя хозяйкой, принимавшей
гостей в семейном кругу. Она позаботилась
о том, чтобы удобно всех разместить и устроить торже-
ственный ужин в честь дорогих гостей. Все получилось
блестяще, как и все, за что бралась Лена. Ей важно было
уверить Ольгерда и в первую очередь себя, что она вполне
созрела для роли радушной хозяйки. После ужина всех
пригласили в каминную, где в уютной обстановке за чаш-
кой кофе и изысканными напитками продолжился вечер.
Разговор сам по себе перешел в уже привычную колею:
обсудили
поездку в Москву, Леночка с интересом выслу-
шала впечатление о балете, и тут Паоло, рассматривавший
библиотеку Ольгерда, спросил:
– А почему роман называется «Время, когда просыпаются
петухи»? Это какая-то аллегория?
– Это связано с монастырями, вернее с тем, что хотели
там исследовать Леночка с Олегом в ту скандальную поезд-
ку в Тоскану.
Беатрис громко рассмеялась:
– Дорогой Ольгерд, не стесняйтесь называть вещи сво-
ими именами. Вы имеете ввиду амурные дела в предрассветный
час в стенах монастыря? Так я могу вас заве-
рить — все это черный пиар и злые языки противников
веры. Уж поверьте мне, кто как не я знаю всю подноготную
монастырской жизни.
– Беатрис, здесь нет журналистов и нет посторонних
ушей. Придержите пламенные речи для них. Мы же можем
говорить откровенно и без обиняков. Я давно уже занимаюсь
изучением этой сферы и даже если не жил в мона-
стырских стенах, как вы, знаю о подноготной монастырской
жизни не меньше вас. Чтобы лечить болезнь, врачу не обя-
зательно самому переболеть ею. Не скрою, ваш опыт был
бы для моего романа бесценен, но только если б я мог услышать
откровенную правду, а не красивую ложь.
– Откровенность дорогого стоит.
– Назовите цену.
– Скажем, откровенность за откровенность. У меня
тоже немало вопросов, в которых вы более сведущи, чем я.
Мы могли бы обменяться ими.
– Согласен. Я мечтал о таком откровенном разговоре
именно с вами. Тем более, что мой роман — своего рода
исследование
монашества и уклада монастырей.
– Что вам известно?
– Многое, но не хватает деталей, которые могут быть
добыты только из личного опыта, как у вас, например.
Ольгерд сделал паузу, подбросил полено в огонь и про-
должил:
– Я изучаю христианство от самих его истоков. Такое
понятие, как монашество, отсутствовало в период его
становления.
Точкой отчета появления монашества можно
назвать четвертое столетия после Рождества Христова.
Именно в это время в римской империи начались гонения
на христиан, поэтому они, дабы сохранить свои жизни
и избавиться
от притеснений, были вынуждены бежать
в горы и леса. Затем некоторые из христиан, полагая, что
уединенная
жизнь способствует приближению к Господу,
начали навсегда отказываться от человеческого общества
и дозволенных благ. Они стали селиться в отдаленных и не
заселенных местах. Собираясь вместе, они взялись строить
монастыри. Появились мужские монастыри и женские.
Такимобразом
к десятому столетию монашество достигло
вершины своего развития.
Хочу заметить, что это сугубо христианское ноу-хау.
В исламе монашества нет, мусульмане этого не приемлют,
поэтому там нет предпосылок к порокам, которые были
заложены
уже в самой системе монашества.
– Вы имеете в виду «обет безбрачия»?
– Именно. Мужчины и женщины, решившие посвятить
свою жизнь «служению Господу», давали этот обет и на-
всегда лишали себя семейного счастья. Монахи и монахини
избирали себе затворничество, отдалялись от обществен-
ной жизни и переставали выполнять свои обязанности как
представители социума. Укрывшись в отдаленных кельях
и недоступных монастырях, они пошли против своей чело-
веческой природы, что повлекло за собой множество отри-
цательных последствий. Некоторые из монахов доходили
до того, что мысли и разговоры о лицах противоположен-
ного пола считали наущениями сатаны. Порой случалось,
что они отказывались приводить в монастырь или келью
животное женской особи — корову, телку, овцу и даже ку-
рицу, опасаясь того, что женское начало этих животных
подвержено дьявольским наущениям и может причинить
вред их возвышенным душам. Но, несмотря на эти выду-
манные запреты, во многих монастырях процветали грехи
и разврат, во многих из них находили пристанище различные
преступники, нечестивцы и любители разгульной
жизни. В какой-то из книг об истории средневековой Европы
я нашел высказывание одного из римских пап, объя-
вившим монастырь домом разврата.
– Справедливости ради необходимо сказать, что очень
многие монахи и монахини были высоконравственными
людьми и принесли много пользы больным, нуждающим-
ся и беспомощным людям. Множество монахов доносило
свою религию до язычников и многобожников. Некоторые
из них занимались исследовательской и научной деятель-
ностью. Монастыри служили центрами культуры и просве-
щения. В монастырских скрипториях рождались первые
рукописные книги, — вмешался Паоло.
– Однако, — возразил Ольгерд, — в сравнении с отрица-
тельными моментами монашества положительных сторон
в нем было намного меньше. Ведь для того чтобы помогать
людям, проповедовать религию и заниматься научной дея-
тельностью вовсе необязательно быть монахом. Принципы
христианского монашества находятся в вопиющем проти-
воречии с человеческой природой и ее потребностями, они
восстают против первозданной сути человека. Достаточно
упомянуть лишь несколько отрицательных сторон мона-
шества. Во-первых, человек является социальным суще-
ством, он всегда стремится жить рядом с людьми. Монаше-
ство же борется с этим стремлением, что негативно сказывается
на моральном и физическом состоянии человека.
По этой причине наступает деградация некоторых людей
и части общества.
Во-вторых, монашество в некоторых людях вызывает
множество негативных качеств, таких как лень, пессимизм,
высокомерие, тщеславие, надменность и т. д. В-третьих,
обет безбрачия не способствует духовному развитию веру-
ющего, как ошибочно полагают сторонники монашества.
Отказ от брака формирует слабых и неполноценных лю-
дей, борющихся с естественным желанием семейного сча-
стья и гармонии. Отказ от брака увеличивает количество
холостяков и старых дев, подверженных различным ду-
шевным недугам. Я не говорю уже о педофилии и гомосексуализме.
– Не хотите ли вы сказать, что вне монастырей, в соци-
уме, нет вышеупомянутых пороков? — язвительно спросила
Беатрис.
– Конечно, есть, человек всю жизнь борется со своими
слабостями и пороками. Но ведь речь о вере и служении Го-
споду, отречение от всего мирского и соблазнов человече-
ских. Кто взвалил на себя этот крест, должен или нести его,
или признать, что ноша непосильна, иначе это еще больший
грех. Но что мы видим на самом деле — погрязли в грехах,
как в шелках. Монастыри превратились в настоящие ком-
мерческие структуры, да еще и не платят налоги. Неплохо
устроились. Это государство внутри государства.
– К сожалению, многие благородные идеи опошляются
от прикосновения рук человеческих, ибо несовершенна
природа их.
– Особенно этим страдают слуги божьи, — вставил
Олег. — Извини, дружище, вырвалось.
– Наш монастырь живет на пожертвования мирян.
О какой коммерции речь? — спросила Беатрис.
– О пожертвованиях и благотворительности вашей
патронессы
мы наслышаны, не будем затрагивать эту тему
снова. Я говорю об этом не понаслышке, а из уст первоисточника.
– Коллеги?
– Не совсем. Если вам интересно, могу более подробно
остановиться. Речь об уникальном монастыре, единствен-
ном в своем роде, потому что он не подчиняется структурам
ни Киевского, ни Московского патриархатов. Это
монастырь зарубежного подчинения, раскольничий, по
сути. Как он возник? После революции в России с первой
волной эмиграции возникла РПЦ в Канаде, в которой
сильным оставался культ монархизма — царская семья ка-
нонизирована. Приблизительно в начале XXI столетия
произошло объединение РПЦ с зарубежной РПЦ, и вот
противники этого объединения и стали раскольниками,
оставшись в РПЦ зарубежной. Один из таких монастырей
и возник под Киевом, причем не на деньги из Канады либо
из других источников, а на деньги пожертвований, доля
которых составляет 80% доходов монастыря и поставлена
на серьезную бизнес-основу. Это своего рода програм-
ный продукт, который на монастырском языке называется
«окормление». Служба поиска жертвователей
и составляет
основной до-
ход. Причем делается все на профессиональном
уровне. Создаются кол-
центры и серверная, оборудованные по
последнему слову техники. Там рабо-
тают молодые ребята, которые держат
на контроле наиболее успешные биз-
нес-структуры, сановников, олигархов,
то есть тех, кто является
потенциаль-
ным жертвователем.
Банк данных по-
купается в налоговой без проблем.
Один монастырь может иметь до 3000–
4000 таких клиентов, приблизительно
100 из которых супер-, а десяток — вип-
жертвователи.
Работают по накатанной
схеме: изучается конъюнктура, проблемы семьи, здоровье
и все такое прочее. В праздники, дни ангела, дни рождения,
рождения детей, внуков, посылаются
поздравления, по-
дарки — иконы, ювелирные изделия, поделки ручной рабо-
ты — это своего рода затравка, напоминание о себе. И вот
клиент умилен, проникся святыми мыслями, укрепился
в вере и готов к пожертвованиям. Все тщательно фиксируется,
учитывается и держится на контроле. Если ответ-
ной реакции нет, то подарки просто забирают обратно.
Есть и другая статься доходов — это производство: цехи
по изготовлению мебели, икон, ювелирных украшений;
полиграфия,
кузнечный цех, швейная мастерская, изготовление
свечей и прочее производство — от кустарного до
машинного, как, например, цех по переработке сока. Все это
в основном работает для обслуживания жертвователей и не
облагается налогами. В среднем один такой монастырь
зарабатывает
таким образом от 25 до 50 тысяч долларов.
А если монастырь имеет и историческую ценность, являясь
памятником истории и культуры, как Лавра, например,
то тут еще дополнительная статья доходов — туризм.
Куда идут деньги? В основном, как видите, шальные —
на строительство, погашение кредитов, зарплаты рабочим,
на иные нужды, в том числе и личные, на судебные тяжбы,
которые проходят беспрерывно. Пожертвования могут
быть не только деньгами, а, например, продуктами, строй-
материалами, бесплатным интернетом и т. д. Чтобы избе-
жать конкуренции, монастыри и приходы строго делят тер-
риторию влияния — метят, так сказать. Не забывают
| Праздники 6 Мая 2024День святого Георгия Победоносца 1 Января 2025Новый год 7 Января 2025Рождество Христово Все праздникиРеклама |