Рецензия «От тюрьмы и красоты… не зарекайся! (Рецензия на произведение «Бабочка». Автор Юрий Демихов)»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Batafurai (Бабочка)
Баллы: 14
Читатели: 376 +2
Дата:

От тюрьмы и красоты… не зарекайся! (Рецензия на произведение «Бабочка». Автор Юрий Демихов)

Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=109199

Мне жить в застенке суждено. О да — застенок мой прекрасен.

Я понял всё. Мне всё равно. Я не боюсь. Мой разум ясен.

Андрей Белый


Зона… Для одних это слово поистине страшное. Страшное настолько, что стóит его услышать – по спине пробегает неприятный холодок: не дай Бог там оказаться! 
Других одолевает любопытство: «А что там? А как там?» Пожалуй, чаще всего такие мысли приходят на ум тем, кто подсознательно думает, что уж он-то никогда и ни при каких обстоятельствах… При этом про поговорку «от сумы да от тюрьмы не зарекайся» как-то само собой забывается.
Третьи… Третья категория – это «сидельцы». Кто-то, «встав на путь исправления», потом отходит от жизни по понятиям, кто-то, превратившись в «блатного», продолжает заниматься темными делишками.
Непререкаемой истиной остаётся только то, что слово «зона» не оставляет равнодушным никого. Нет таких людей.

Что можно сказать о произведении «Бабочка»? Рассказ читается с интересом, и, несмотря на то, что  он достаточно длинный – практически на одном дыхании. Изложение не затянуто, лишней информацией не перегружено.  В тексте много простых предложений, которые фиксируют то или иное явление или построены на фактах. Это положительно сказывается на восприятии. Сложные предложения, в которых содержатся сведения, при чтении воспринимаются так же легко. Имеется много деталей и пояснений, характеризующих настроение главного героя, что тоже немаловажно, т.к. помогает лучше понять рассказ.
Автор до конца выдерживает интригу. Предположений, чем закончится эта история, много. Однако главным остается то, что главный герой всё-таки сумел остаться с той, кого он так (вроде бы опрометчиво) полюбил.
Повествование от первого лица в данном случае очень кстати, поскольку именно такой вид подачи более легко воспринимается читателем. Рассказ, написанный от третьего лица, часто рассматривается как простое изложение событий. Первое лицо хорошо тем, что с его помощью отражается  эмоциональная составляющая,  что при выбранной автором теме, особенно важно. Язык очень ёмкий и меткий, что позволяет прочесть рассказ практически без остановки.

Сам по себе этот рассказ условно можно рассматривать как отдельные зарисовки из жизни человека, попавшего в места не столь отдаленные. При этом автор показывает, что самое главное в жизни, независимо от того, где человек оказывается – это действительно остаться личностью, которую, как ни пытайся сломать – она устоит. Читателю предлагается посмотреть на жизнь по обе стороны решётки, но – что самое главное – иногда эта жизнь имеет что-то общее. После прочтения любого рассказа (романа, новеллы) сам собой напрашивается вопрос: «Так о чём же это произведение?» Ответ в данном случае прост: «О противоположностях жизни».  Слово «зона» у большинства обывателей всё же ассоциируется с чем-то мрачным. Любовь, наоборот, светлое и согревающее чувство. На одну линию их не поставить, поэтому «мрачное» и «светлое» будут как бы перевешивать друг друга. Поэтому всё-таки о противоположностях.
При всём том, что главный герой вызывает симпатии – человек он непростой. Трудно оставаться самим собой там, где за тобой постоянно наблюдают.  Следят. В конце концов, находящиеся на зоне осужденные начинают следить уже сами за собой: чтобы не сказать, а тем более не сделать, лишнего. Для этого нужна очень большая сила воли. Твердость характера состоит для них в том, чтобы в первую очередь суметь отдать приказ самому себе. И чтобы этот приказ выполнить.
Он довольно быстро понял, что выжить здесь можно, только сохранив в неприкосновенности свой собственный мир. В этом автор прав. Замыкаться в себе – дело бесполезное. Замкнутых в местах не столь отдаленных не любят: такое поведение сразу настораживает. Остается один выход: быть вроде как со всеми, но в то же время жить собственным мирком. «В стороне и в людях», ‒ сказали бы раньше. Именно такой стиль поведения и выбирает главный герой. Он бережно хранит воспоминания, лелеет прошлое, но никого туда не впускает. Это и помогает человеку выжить.
В обычной зоне, как правило, мало интеллигентных людей. Чаще всего они, как в школе, попадают в категорию «ботаников», людей, становящихся объектом непонимания и даже насмешек. В произведении образованность играет на руку главному герою. Благодаря правильно составленной кассационной жалобе, один из осужденных освобождается быстрее. И снова читатель видит, что мужчина не задирает нос, не пытается выбить себе «льготы» среди своих же. Единственное, что он ценит и чего добивается – это возможность быть ближе к книгам, к библиотеке, без которой он уже не мыслил своей жизни. Брал в руки книгу – и видел себя первооткрывателем. Открывал для себя страницы истории, новые земли, вчитывался в людские характеры. Даже за колючей проволокой можно найти себе то, что будет согревать изнутри. Для главного героя рассказа этим теплом  сначала обладали книги, затем их незаметно сменили письма, и, наконец, ожидание встречи, которая к концу рассказа переворачивает жизнь.

Произведение называется «Бабочка». Лёгкая, невесомая, почти воздушная бабочка и тяжелая жизнь в застенке. Таких противопоставлений в рассказе много. Считаю, что именно наличие этих диаметрально противоположных описаний сделало произведение не угрюмо-тяжёлым, таким, которые тяжелы для понимания, а – наоборот – достаточно лёгким.
В тексте содержится небольшое количество пунктуационных ошибок, которые не влияют на восприятие. Стилистические и лексикологические ошибки отсутствуют.
Рассказ может показаться немного затянутым, однако учитывая то, что главному герою приходится постоянно рассуждать, оставаясь наедине с собой, философия воспринимается не как недостаток, а как вполне логичная составляющая данного произведения.  При этом стоит обратить внимание на то, что тавтология как повторение собственных слов, являя логически эквивалентную исходную форму, в размышлениях главного героя отсутствует.

На основании вышеизложенного, считаю, что рассказ заслуживает высокой оценки.




Оценка произведения: 9


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:30 12.07.2023
Добрый день, Магдалина! Благодаря Вашей рецензии, мне захотелось прочитать этот рассказ. И я его конечно же прочитаю!
Спасибо!
     22:53 11.07.2023 (1)
Ничего не скажу о качестве рецензии, полагаясь на ваше мастерство, наверно все изложено правильно.
Дочитал "Бабочку", не буду врать, с трудом - на одном дыхании не получилось, понимая специфику рассказа.
Писал профессионал и это чувствуется, как и чувствуется другое(возможно я ошибаюсь) - автор ТАМ не был, а если и был, много вымышленного написал или с чужих слов, к которым присовокупил то, что могло быть.
Я не хочу углубляться в подробности текста и отдельных его моментов, но меня ничего не тронуло - я не почувствовал того, чем действительно живут заключенные. Это другой мир, уважаемая Магдалина, и просто так о нем нельзя написать рассказ - это боль прежде всего, а не мечты о чем-то или взаимоотношения.  
Но вам я благодарен, что взялись за непростую работу.

С уважением Н.А.
     22:59 11.07.2023 (1)
Никита Антонович, спасибо Вам за развернутый комментарий.
Что такое зона - я знаю не понаслышке. Наверное, поэтому всё-таки решилась написать на столь сложную тему.
Специфика, обстановка осужденных, стиль поведения - всё это знакомо. 
Да, мне тоже так показалось, что автор ТАМ не был, но данное обстоятельство никак не повлияло на качество рассказа.

Это другой мир, уважаемая Магдалина, и просто так о нем нельзя написать рассказ - это боль прежде всего, а не мечты о чем-то или взаимоотношения.

Мне это известно. 
     23:39 11.07.2023
     08:18 11.07.2023 (1)
Да, это достойно.
Очень достойно.

И произведение прекрасно. Настоящая  выдержанная профессиональная проза.
     09:25 11.07.2023
Спасибо, Ляман. 
Постаралась сделать так, чтобы рецензия получилась как бы в одном стиле с произведением. 
Видимо получилось. 
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама