В жизни всегда есть место творчеству
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 289
Внесено на сайт:

Предисловие:
Это глава из моей книги "Мир после 2012 года"

В жизни всегда есть место творчеству

Строители Будущего
(по материалам History Channel «Мировые сокровища культуры». Серия № 257
«Баухауз. Мифы и заблуждения»)

В 1919 году в Веймаре родился миф. В бывшей школе прикладных искусств учредили заведение, целью которого было изменить и существенно модернизировать жизнь людей. Эта школа искусств провозглашала прорыв в будущее, обеспечивая эту идею обращением к старым, традиционным ценностям. На первый взгляд подобные устремления весьма противоречивы. Но, как ни странно, они дали замечательный результат.  Даже сегодня, почти 100 лет спустя, наиболее продвинутые дизайнеры и архитекторы основываются на принципах, выработанных в этой школе.

Энциклопедия Кирилла и Мефодия:
«БАУХАУЗ» (Bauhaus), высшая школа строительства и художественного конструирования, основана в 1919 в Веймаре (Германия), в 1925 переведена в Дессау, в 1933 упразднена фашистами. Руководители (В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роэ) разрабатывали эстетику функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирования материально-бытовой среды средствами пластических искусств.

Создатель Баухауза, архитектор Вальтер Гропиус, видел целью деятельности своей школы созидание будущего.
Нет, никакой политики. В Веймаре мыслили исключительно эстетическими категориями. Каким должно было стать рабочее и бытовое  пространство нового человека? Очевидно, светлым, прозрачным и функциональным. Так давайте сделаем его таким!

Идеи Гропиуса привлекли множество талантливых людей. Среди них - художники Лайонел, Файнингер, и Пол Кли,  Георг Мухе, Иоханнес Итон и … Василий Кандинский.

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866-1944), русский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий («Смутное», 1917). Участвовал в организации общества «Синий всадник» и Института художественной культуры (Инхука). В 1900-14 и с 1921 жил за границей.

Причем все вышеназванные таланты не просто творили под объединяющим руководством Гропиуса. Нет, они работали там преподавателями, то есть передавали знания, идеи и мастерство множеству учеников.
Фактически, Баухауз являлся мощным ростком будущего. И хотя эта школа в настоящее время объявлена объектом мирового культурного наследия, находящимся под защитой ЮНЕСКО, думается, что ее значение в полной мере еще не оценено.

Мастера и подмастерья Баухауза (так в веймарской школе называли преподавателей и учеников) не ограничивали себя каким-либо одним видом искусства. Здесь проводили множественные фестивали, манифестации, практиковали хоровое исполнение произведений мировой классики, джазовые импровизации, экспериментировали с формой, цветом…
Для творцов из Баухауза не существовало такого понятия как обыденность. Любой предмет, будь то живописное полотно или повседневный предмет мебели, рассматривали как произведение искусства, выполнение которого необходимо довести до совершенства.
Не удивительно поэтому, что образцы работ учеников (!) Баухауза пользуются в настоящее время огромным спросом у коллекционеров. Они воспринимаются, как музейные экспонаты, реликвии в почти религиозном смысле этого слова.
Ван дер Роэ, последний директор Баухауза, высказался по этому поводу так:  «Баухауз был идеей, фантазией. И я полагаю, что причину того колоссального влияния, которое Баухауз оказал на все прогрессивные школы, следует искать именно в этом факте».  

Разумеется, сильному государству такой взлет творчества и свободомыслия был ни к чему. Сначала Баухаузу отказали в финансировании. Затем предложили переехать из Веймара в Дессау. В 1928 году вынудили Гропиуса оставить пост директора, а его преемника сместили по политическим мотивам два года спустя. В последние годы Баухаузом руководил архитектор Ван дер Роэ, известный уже не демократичностью, а жестким авторитаризмом. Воссоединение всех направлений искусства было теперь отменено, учреждение стало исключительно архитектурным учебным заведением.
Но даже в таком урезанном, почти полностью лишенном свободы самовыражения, виде Баухауз был ненавистен чиновникам. И в 1932 году разыгралась финальная драма - учреждение закрыли.
Как видите, все свершилось еще до того, как канцлером новой Германии стал Адольф Гитлер.

Вывод довольно прост:
Сильному государству творческие, свободные люди не нужны.
Для государства необходимо, чтобы все его подданные были стандартизированы. Винтик только тогда хорош, когда соответствует ГОСТу. Им легко управлять, а при необходимости можно без проблем заменить на аналогичный.
А творческий человек - постоянная головная боль для государства. Сегодня он вроде бы согласился работать на конвейере, а завтра вдруг неудержимо захотел писать, например, стихи… Подрывая тем самым общегосударственное могущество.
В общем, «Сегодня он играет джаз, а завтра - родину продаст».

Оценка произведения:
Разное:
Обсуждение
     06:58 27.06.2014 (1)
1
эту проблему легко решили... ввели Егэ... и решают... им проще творческую личность не заметить... по наблюдениям последних 10 лет, я вообще не пойму с каким разумом государство собирается жить в будущем...
     10:43 27.06.2014 (1)
Краем глаза прочла где-то в Интернете, что в МФТИ им. Баумана решили создать свой научный городок. Не по типу Сколково, где сплошное воровство и бюрократия, а... наверное, по типу Баухауза. Это частная инициатива, спонсируется не государством.
Возможно, что-то получится.
     10:56 27.06.2014 (2)
искусство, творчество как вода, всегда найдёт лазейку... необходимо отпочковываться, чтобы сохранить "букет" допустим литературы... кому надо, тот всё равно придет напиться... необходимо поддерживать "своих" на всех уровнях... у нас тоже что-то делается в подобном направление, только в жюри и на главных местах там всё те же знакомые лица - похоронщики, рейдеры литературы...
     12:01 27.06.2014
Это точно. На любой конкурс можно послать свое произведение. Но рассматривать его будут только в том случае, если кто-то подтолкнет. Иначе спихнут в отвал без рассмотрения.
В результате в победители проходят одни и те же. А те, кто их проводят, стенают, что нет новых талантов, свежей крови в литературе.
     11:21 27.06.2014 (2)
А главное место - это какое? Которое с деньгами?
     12:05 27.06.2014 (1)
1
эть, Красилов позавтракафши!.. Здравствуйте, Александр... когда же вы научитесь здороваться?
конечно с дЕньгами... смех смехом, но мало кто знает, что правительство направляет на места хорошие деньги... а вот там уже сидят упырьки, типа нашего... приходит такой упырёк, который на похмелье пару четверостиший сочинил и теперь он енераль от литературы, и к губеру, "хихи"... а тот ему, "конечно дам, литература, искусство это для нас главное.... только ты вот на этот счётик, третью часть возверни обратно и будет у нас полный грибоедов с тобой"... но найдётся такой-сякой поэтишко, борец с несправедливостью, да ляпнет о всех махинациях, а ему "тишшше, глупый, ну чё-ты кричишь... тебе ваще чё надо, книжку?..получишь книжку...давай завтра тексты мне на стол..."...и поэт, голова садовая, подумает раз несколько да и согласиться, "когда ещё у меня будет такая возможность" не догадываясь, что и тут его обманут... заявят в 1000 экз. книженцию, 250 как и положено автору, а остальное... да кто же вам признается, остальное тоже денег стоит, и нафига издавать когда можно на эту сумму в кабаке с дэучёнками "правильно" время провести... но поэт этого не знает... он свято верит что оставшиеся 750 буков радуют душу его читателям... теперь он и сам иной раз вступится за главного... и так незаметно главный упырь окружает себя упырьками... и к святому корыту, допуск очень строгий... главное  чтобы душёнка твоя была похожая на упыринную, да работки пографоманистей...
вот такая грустная схема нынче в моде... и везде, не только у нас... потому и клюём в эту сеть, на сайтах кучкуемся...
Красилов, вы на обед не опоздаете?
     13:05 27.06.2014 (1)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Я вернулся с обеда.

Ну, в общем, примерно так дело и обстоит. Но не всё так плохо.
Вот в областном центре у нас выходит "Антология вятской литературы". Вышло уже томов пятнадцать. Есть как именные сборники (Н. Перминова, В. Ситников (это руководитель областной писорганизации), П.Маракулин, В.Фокин, В.Пересторонин и др.), так и два именно антологических - "Вятский рассказ" и "Антология вятской поэзии". Там есть неплохие вещи. Выходил ещё несколько лет назад сборник молодых авторов. Кажется "Зелёная улица" или как-то так называется.
     14:14 27.06.2014
приятно было аппетитствовать...
да у вас, насколько я знаю вообще с этим делом всегда обстояло замечательно, в любой области искусств... потому что традиции сильные...
"я бы купил антологию вятских рассказов", - заложив руки в карманы и глядя в небо чуть подсвистывая сказал задумчиво я....  
     12:02 27.06.2014
В том числе и с деньгами. Без денег ничего не делается.
Гость      07:11 27.06.2014 (1)
Комментарий удален
     10:41 27.06.2014
Согласна. Но те, кто у власти, пытаются именно стандартизировать подданных. Потому что роботами легче управлять.
А то, что будущего нет... Так они рассчитывают вовремя спрыгнуть. Не даром же недвижимость, счета держат за границей. И детей стараются учить там же
     07:48 27.06.2014 (1)
-1
"Сильному государству творческие, свободные люди не нужны." - а нужны холопы, челядь...
СССР с такой политикой проиграл соревнование Западу и развалился.
     10:40 27.06.2014
Верно. Так же развалился и тысячелетний Рейх.
Дело в том, что когда правит номенклатура, это всегда приводит к разрушению управляемого объекта.
А она и до сих пор правит. Поэтому проигрываем информационные войны.
Можно ли что-то исправить?
Все можно.
Как говорится: "Все можно наладить, если достаточно долго вертеть в руках"
     09:34 27.06.2014 (1)
1
Делать вывод из сложившейся закономерности с одной стороны - верно. С другой стороны государство не может стать и быть сильным без развития творческих людей. Это не только люди т.н. "творческих профессий". Это еще и инженеры -изобретатели, архитекторы, ученые и др. Без них страна не станет сильной и развитой. Немного про это в статье на моем сайте
Век информации  вызвал к жизни...

При этом всегда сложен вопрос организации рабочего пространства и рабочего времени для таких людей. С этой целью необходимо строить предприятия в виде Парков творческих технологий с опытными производствами. Интересен в этом смысле опыт "офиса" Фейсбука. Это целый город, в котором все подчинено работе творческого человека.
     10:38 27.06.2014
Классный комментарий! Спасибо за понимание и новую информацию
     09:29 27.06.2014
За то, что вспомнили Баухауз - спасибо.
Реклама