«Визуал» или «аудиал»? Вопросы переобучения
Всем известно, что школа имеет собственную уникальную историю развития методов и подходов к обучению.
Всем известно, что современные программы обучения грамоте (и не только) составляются людьми, несомненно грамотными и стремящимися дать нашим детям как можно больше информации за короткий срок с целью... А вот тут, я думаю, что не только у меня, возникает некоторая заминка. Если это вызвано ростом мировых информационных потоков, которые необходимо обрабатывать, то... этим вполне продуктивно занимаются компьютерные системы. Если с целью создания специалистов для разработки новых компьютерных систем, новых производственных технологий, то... это было бы оправданным, если бы предлагаемые усложненные программы в полной мере усваивались всеми учениками. И тогда мы с вами, несомненно, могли бы говорить о японском феномене или о возможности 100% высшего образования. Но...
Хочется поделиться с вами результатами опыта работы с детьми, который просто поразил меня своими результатами.
Первый моим учеником, родители которого обратились ко мне, как к психологу с целью, разобраться в причинах плохой успеваемости, был мальчик, по имени Андрей, 9 лет (3-ий класс гимназии) - проблема была связана с запоминанием текста и безграмотность при письме. Андрей пожаловался: «Учительница читает рассказ для изложения один раз, а я не могу запомнить!» В период тестирования было выявлено, что мальчик «как слышит, так и пишет». Причем наличие у Андрюши практически идеального музыкального слуха, давало ему возможность слышать все фонтетические звуки в словах великого русского языка (щ - он четко слышал как сч и т.д.) и точно также воспроизводил их на бумаге с помощью ручки. При этом он (вполне искренне) удивлялся тому, что пишется «не так как слышится».
Вы слышали о нейролингвинстическом программировании? Именно модели (и идеи!) НЛП я решила использовать в своей работе. Результат превысил все ожидания. Уже на втором занятии Андрей записал четверостишие на русском языке «на память» и без единой ошибки. Был развеян «миф» Андрюши о том, что у него «нет памяти». На четвертом занятии Андрей убедился в том, что в подобном упражнении по белорусскому языку может делать то же самое. Это несмотря на то, что убеждение «по-белорусски я точно не смогу ничего запомнить» было сильнее первого. На пятом занятии мальчик написал контрольную работу с восьмистишьем записывая его построчно. Вначале он читал строчку «глазами», и записывал ее «по памяти». Затем весь текст бы записан еще раз, «по памяти», и, согласно заданию, сделана проверочная работа, во время которой Андреем были найдены самостоятельно две ошибки и исправлены (ранее ошибок он просто не замечал). На шестом занятии также легко бы развеян миф о «незапоминании рассказа" (приблизительно 110 слов) для пересказа близко к тексту. Предвосхищая вопросы, уточню, что одно занятия длилось от 15 до 30 минут. А, контрольная работа была выполнена в течение 7 минут!
Возможно, вас это заинтересовало?
Следующим моим учеником стал мальчик по имени Иван (11 лет, 5 класс). Те же проблемы с памятью. «У меня плохая память!» - уверенно заявил Ваня на первом занятии. Его убеждение казалось непоколебимым. Однако быстро выяснилось, что «плохая память» распространяется чаще всего на первую часть задания. К примеру, быстро запоминается примерно 50% текста, а запоминание остальных 50% может растягиваться, порой, на несколько недель! Но... На втором занятии выяснилось, что «память есть, и не плохая». Примерно две страницы печатного текста Ваня пересказывал очень близко к тексту после одного прочтения мною вслух.
На следующем этапе занятий мы с Иваном начали проводить исследование, как ему удается делать так, чтобы одно получалось, а другое нет. И что нужно сделать что бы что-то получилось. В течение этого цикла занятий мальчик начал осознавать, к примеру, возможность изменения состояния (с «плохого», когда «не получается», на «хорошее», когда получается»). Ваня приобрел опыт изменения настроения, что, согласитесь и взрослому часто кажется чем-то непосильным.
На следующем этапе, работали с постановкой и изменением целей. Благодаря этому, проблему-установку «сегодня я это стихотворение не запомню» Иван обратил в задачу: «запомню за 30 минут». Что через тридцать минут и продемонстрировал.
При этом, на занятиях, за редким исключением, использовались подходы НЛП.
Опыт работы с детьми, которые только из-за их иной организации психических процессов в частности процесса памяти попадают в разряд отстающих, показывает перспективность «переобучения» с помощью методов нейро-лингвинистического программирования.
А вы слышали об идеях, стратегиях и моделях НЛП?
Я сама в течение последних двух лет использую модели НЛП практически ежедневно. И могу с полной уверенностью сказать, что они работают!
Итак...
НЛП - искусство, наука о совершенстве, результат исследования того, как выдающиеся люди в различных областях деятельности достигали своих выдающихся результатов» [1]. НЛП возникло в начале 1970-х как плод сотрудничества Джона Гриндера, в то время ассистента профессора лингвистики в университете Калифорнии в Санта Крузе и Ричарда Бэнедлера - студента психологии в том же университете.
Всем известно, что мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств. Мы извлекаем "смысл" из информации, и затем руководствуемся им. При этом тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо.
Мы используем язык для упорядочивания наших мыслей и поведения, чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми
Мы организуем (программируем) свои идеи и действия, чтобы получить результаты.
При этом мы способны сознательно ухватить лишь очень маленький кусочек из того объема информации, который мир предлагает нам. Наше сознание весьма ограничено и оказывается способным сохранять следы максимум семи переменных (или единиц информации) в любой момент времени. Именно эта идея была подчеркнута в 1956 году американским Джорджем Миллером в классической статье "Магическое число семь, плюс-минус два?"
А как часто вы наблюдаете, особенно в старших классах, как используются способ передачи информации ученикам, учитывающий это магическое число 7+-2?
НО НЕ ЭТО ГЛАВНОЕ!
Главное в том, что мы воспринимаем мир через пять органов чувств. И каждый из нас, именно благодаря работе этих органов чувств, воспринимает мир по-своему. И каждый составляет внутри себя свою, абсолютно индивидуальную карту мира. Возможно, вы уже слышали выражение: "карта не есть территория"? Это метафора великолепно отражает различие между тем, что есть вокруг нас «на самом деле» и той моделью мира, которую мы храним внутри себя и представляем себе в своем сознании. И при этом наша модель мира, предъявляемая окружающим с помощью слов, находится еще дальше от «территории», чем та, которую представляем в сознании.
Итак, ПЯТЬ органов чувств и ПЯТЬ репрезентативных систем помогают нам принять информацию от мира и презентовать (представить) ее миру. Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы являются первичными репрезентативными системами, используемыми в западной культуре. Ощущения вкуса (вкусовая система), запаха (обонятельная система), не являются столь же важными и часто включаются в кинестетическую систему.
И именно эти Пять систем восприятия ответственны за способности ребенка к восприятию информации, и не только! Кроме способности к восприятию, то есть приему информации, они определяют способ кодирования информации в памяти и способ представления (репрезентации) ее окружающему миру. И как прекрасно, когда у ученика развиты все ТРИ системы! Неплохо, когда ДВЕ! Но...
Как у Андрея, так и у Ивана тестирование на первом занятии показали схожие результаты. Во-первых, чтение с проговариванием текста вслух (ученик шевелит губами), но...при этом этот же текст записывается «как слышится», то есть с ошибками. Во-вторых, хорошее запоминание при визуальном восприятии и кинестетическом воспроизведении, то есть, если мальчики видят буквы и слова, текст записывается практически без единой ошибки.
При работе со своими подопечными на первом занятии, я использовала тест диагностики активности «вход-выход" (по Свассинт и Барб). Цель этого подхода - определить различие в легкости запоминания и восстановления информации в разных модальностях. Есть 9 возможных комбинаций системы «вход-выход». У ученика имеются комбинации, которые значительно сильнее/слабее других.
У обоих мальчиков по результатам тестирования предпочитаемыми системами для входа и выхода информации, как это можно было предположить, оказались аудиальная и кинестетическая.
И вот, о чем пишет М. Гриндер в своей работе (во второй главе) «Исправление школьного конвейера»!
«В обычном классе из 30-и учеников в среднем у 22-х достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. На другом конце спектра находятся 2-3 ученика, испытывающие трудности обучения по причинам, не связанным с особенностями восприятия (психологическая ситуация дома и т.д.) Остальные 4-6 учащихся, так называемые «трансляторы» - это преимущественно визуалы (В) или аудиалы (А), или кинестетики (К). Опыт изучения таких детей «риска» показал, что большинство из «отсева» составляют кинестетики...».
Когда мы учим, используя ВИДЕНИЕ, СЛЫШАНИЕ, ПРИКОСНОВЕНИЕ, КЛАСС в целом получает информацию по одному или нескольким каналам восприятия. Учителя же часто используют определенный предпочитаемый ими стиль преподавания, часто односенсорный (двухсенсорный).
Что это означает?
Если внимательно прислушаться к речи преподавателя, можно понять, какой сенсорный канал воспроизведения информации он предпочитает при обучении. При визуальном канале воспроизведения мы услышим такие слова (предикаты) и словосочетания, как «посмотрите», «яркий», «красивый», «вы увидите» и т.п. При аудильном канале - «услышите», «вслушайтесь», «громко», «шумно». При кинестетическом - «прикоснуться», «привлечь (внимание)», «теплый» и т.п.
Если ученик аудиал (А), то словосочетания, отвечающие за воспроизведение информации через визуальный канал (В), ему необходимо переводить в свою, понятную ему модальность (А). При этом он не сразу отреагирует, к примеру, на призыв «посмотреть». В его сознании должно произойти преобразование призыва к действию «посмотри», в понятное ему действие. На призыв «послушать» он, скорее всего, отреагирует быстрее. Если ученик кинестетик (К), то он быстрее выполнит просьбу, если учителей прикоснется к его руке, плечу и т.д.
Итак, любая информация, идущая через нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модальность памяти, понимания. Когда инструкция учителя (информация) совпадает с ведущей модальностью (репрезентативной системой) ученика, он прекрасно справляется с заданием и хорошо запоминает эту часть урока. Если же учитель переключается с ведущей модальности ученика на другую, ученик вынужден переводить (транслировать) информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует
Сегодня российские педагоги в шоке от результатов ЕГЭ по русскому языку. Как же? Учили, учили, а результатов нет!
Конечно, нужно пересматривать систему преподавания русского языка. Нужно. Необходимо. Но, есть еще одна гипотеза. К сожалению, наше образование рассчитано на детей, так называемых "визуалов". Эти дети получают информацию в основном через зрительный канал (около всей 88% информации). Это же касается и взрослых. И таких детей среди общего количества сверстников большинство. По крайней мере, так было раньше. Появление большого количества музыкальных устройств, постоянное прослушивания музыка привело к увеличению детей-аудиалов, то есть тех, которые в основном воспринимают информацию "на слух". Это установили американские ученые в своих исследованиях. В последние лет 20 наши дети постоянно слушают музыку на различных устройствах. Поэтому тенденция может быть та же.
Русский язык всегда давался лучше тем, кто читает, то есть "видят" тексты. Аудиалы же плохо воспринимают зрительную информацию. И еще и читают мало.
У меня есть опыт работы с детьми, у которых были проблемы с русским языком. На первом же занятии я выяснила, что они являются "аудилами" и пишут "как слышат", а слышат они прекрасно. Есть возможности развить у детей визуальный канал, причем им часто достаточно несколько занятий, чтобы понять, что нужно делать. Хочу представить Вашему вниманию статью, которую я писала несколько лет назад по результатам своей работы.