Согласно исламским представлениям, текст Корана был услышан пророком Мухаммедом как речь самого Бога, избравшего его для пророческой миссии. Впервые он услышал эту речь в 610 году, в пещере горы Хира, и сразу же начал передавать ее людям. Эти, самые первые его проповеди, произнесенные в Мекке, поэтичны, эмоциональны, образны — пророк хотел увлечь людей идеей «единого Бога», «истинной религии». Откровения приходили к Мухаммеду вплоть до его смерти в 632 году.
В Коране 114 глав — сур («сура» по-арабски означает «наиглавнейшее»), каждая из которых имеет название и состоит из стихов. Отметим, что суры в Коране расположены не в порядке их ниспослания. Главы или отдельные аяты (строки, предложения) ниспосылались заключительному Божьему посланнику постепенно на протяжении почти двадцати четырех лет. Последовательность же глав Писания была определена Самим Творцом и Его волею передана пророку Мухаммеду через ангела Джабраила (Гавриила), который всегда был своего рода Божьим гонцом к пророкам и посланникам Аллаха. По различным подсчетам в Коране от 6204 до 6236 аятов и более 320 тысяч букв. Самая известная сура «аль-Фатиха» («Открывающая Книгу»):
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров,
Милостивому, Милосердному,
Властелину Дня воздаяния!
Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.
Веди нас прямым путем,
Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.
Амин.
(Перевод Кулиева)
Обязательный в выполнении религиозной практики мусульманин совершает в сутки пять молитв. В этих молитвах он по нескольку раз читает суру «аль-Фатиха». А действительно ли стоит многократно просить об одном и том же? Если внимательно посмотреть на свою жизнь и алгоритм того, что в ней происходит, то понимаешь — стоит, еще как стоит! Время и окружающие нас обстоятельства неустанно и быстро движутся вперед. Нам только кажется, что, останавливаясь мысленно или бездействуя, мы приостанавливаем ход событий и время идет медленнее. Это — иллюзия, на самом же деле бег времени не зависит от нас, и он быстротечен. Так вот, на этом оживленном скоростном автобане жизни, где нет возможности остановиться, крайне важна корректировка нашего движения Свыше, ведь мы постоянно отвлекаемся, теряем внимание и бдительность в жизненно важных обстоятельствах, а погрешность в траектории движения может привести к потере управления и серьезному ДТП. Посмотрите на людей, потерявших смысл мирского бытия, не чувствующих его ритма, приглядитесь к тем, кто превратился, к примеру, в смрадных пассажиров кольцевой ветки метро или в социальных паразитов. Они — люди, но какие? Да, это тоже жизнь, но не та, что была определена для человека по Божьему замыслу. Иметь человеческое обличье еще не значит «быть человеком». Умный понимает это, а вот мудрый не только понимает, но и, осознав, проецирует на себя и использует в своей личной жизни.
Системообразующая и воодушевляющая роль Корана чрезвычайно велика. За короткий промежуток времени в двенадцать лет, после смерти Мухаммеда, арабы, объединенные исламом и воодушевленные верой в учение Пророка, нанесли поражение Восточно-Римской империи, захватили Иерусалим, а Сирия, Ирак и Персия стали частью новой Арабской империи.
Не ослабляется эта роль и в наше время. Более того, количество людей, исповедующих ислам, неуклонно возрастает. Сегодня ислам — вторая по численности религия мира (около 1,6 млрд верующих). По данным 2009 г. 18% мусульман живет в арабских странах, а крупные мусульманские общины есть более чем в 120 странах мира, причем в 46 странах мусульмане составляют большинство. В России численность мусульман оценивается в 16-20 млн человек. Крупнейшие регионы компактного проживания мусульман: Дагестан (1-е место по количеству верующих), Башкортостан (2-е место), Татарстан (3-е место), Москва (4-е место), Чеченская Республика (5-е место).
Убедительность и сила воздействия Корана во многом заключена в том, что суры не имеют логической связи, и в совокупности не являют собой логически стройного текста или повествования. Поскольку известно, что можно доказать противоречивость любой самой изощренной логической конструкции или, проще: любая логика может быть опровергнута другой логикой. В этом смысле текст Корана каноничен, то есть содержащиеся в сурах утверждения недоказуемы, и в доказательстве не нуждаются. Их можно либо принять, как отвечающие мировоззрению данного индивида, либо отвергнуть, например, на том основании, что они не соответствуют его убеждениям. Вместе с тем, если вникнуть в смысл сур, то перед нами вырисовывается четкая и стройная система правил, следование которым позволяет человеку выжить и даже процветать в чрезвычайно конфликтном мире, коим наш мир и является. Причем здесь имеется в виду вся палитра конфликтов: с природой, в социуме, внутри отдельно взятой личности.
В Коране убийство невинного человека по пагубности и степени греховности приравнивается к убийству всего человечества. Господь в Священном Писании обращается к уверовавшим со следующими словами: «А если кто-то из многобожников [людей иной культуры, веры] просит у тебя убежища, то приюти его, пока не услышит он Слово Господне. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они — люди, не знающие» . Связывание терроризма, насилия и экстремизма с канонами Ислама — абсурд и глубокое заблуждение. Но если ангажированные средства массовой информации будут в один голос твердить об этом, то непросвещенный может и поверить. А если твердить об этом будут на протяжении нескольких лет, причем, находя «обоснования» и снимая именно в этом контексте документальные и художественные фильмы, то поверит и любой, кто не читал, а листал Коран.
* * *
Читая Коран, и восхищаясь мудростью того, кто его написал, невольно сопоставляешь содержащиеся в нем мысли с мыслями священных книг буддизма и христианства. И с неизбежностью приходишь к выводу, что это и есть лучшие учебники по конфликтологии, выстраиваемые в следующий ряд. Первый учебник — Библия, повествующая о том, как вести себя в конфликтном мире. Второй — это Учение Будды, в котором говорится, как через познание самого себя, избавиться от страданий и найти некую гармонию с окружающим миром. Третий учебник — Коран, в котором рассказывается, как вести себя в очень конфликтном мире. Причем, все три «учебника» не противоречат, а дополняют друг друга. Именно в этой взаимодополняемости и кроется потенциал мирного сосуществования мировых религий и содружества людей, исповедующих ислам, христианство и буддизм. Нельзя разделять Библию, Учение Будды и Коран. Все они исходят от единого Бога, просто посланные в разное время, разным народам и через разных пророков. Все священные писания имеют одинаковую силу и не могут служить источником ненависти к иноверцам, а наблюдаемые межконфессиальные конфликты не имеют ничего общего с истинной религией.
Хвала Создателю, Господу миров,
Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.
Да светится в веках имя Твоё,
Отче наш! Ты велик на небесах!