О СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 212
Внесено на сайт:
«Теоретические основы системного анализа»

О СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ

Всем объектам нашего мира, несмотря на их многочисленные и существенные различия, присуща одна общая, но чрезвычайно противоречивая,  целевая стратегия – тяготение к сохранению и, одновременно, склонность к развитию.

В физике тяготение к сохранению выражается в виде законов сохранения вещества и энергии. В кибернетике – это гомеостазис, способность динамических объектов сохранять своих функций, свойства и структуры после отклоняющих воздействий. У животных тяготение к сохранению заложено в генах и реализуется в виде инстинкта самосохранения.

Если бы в нашем мире действовала только тенденция к сохранению, то он представлял собой нечто застывшее и неизменное. Все то, что появилось в нем однажды, сохранялось бы вечно. Это был бы мир целостного и нерасчленимого, в котором нет ни времени – ни пространства, ни смерти – ни бессмертия, ни движения – ни покоя.
О таком мире в Ригведе сказано:

Тогда не было ни сущего, ни не-сущего;
Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним.
Что в движении было? Где? Под чьим покровом?
Чем были воды, непроницаемые, глубокие?
Тогда не было ни смерти, ни бессмертия.
Не было различия между ночью и днем.
Без дуновения само собой дышало Единое,
И ничего, кроме него, не было.


Однако такого не наблюдается: наш мир – это сфера дифференцированного, динамичного и проходящего. Все, что проявлено в нем, движется и развивается.

Кто и зачем сделал так, что в нашем мире все не только сохраняется, но и развивается, мы не знаем. Вместе с тем совершенно точно установлено, что без внутренней активности никакое развитие невозможно. Признать иное – значит постулировать, что все мы (люди, животные, растения и др.) всего лишь марионетки в руках неких эгрегоров – мистических существ, проживающих в иных мирах и управляющих нашим поведением.

Конечно, развитие объектов нашего мира управляемо извне. Но это управление носит не абсолютный, а координируемый и ограничительный характер, предполагающий «свободу воли» у тех, кем управляют, и ответную реакцию того, кто управляет. Закономерное стремление к развитию и «свобода воли» могут зажечь в каждом из нас, хотим мы того или нет, тот самый внутренний свет, о котором говорил Будда: «Вы – соль Земли». Почему в своем подавляющем большинстве люди не внемлют совету Будды, как и не следуют заповеди Иисуса Христа: «Вы – свет мира»? Внутренняя активность всегда опасна, поскольку чревата разрушением и гибелью. Поэтому она подавляется инстинктом самосохранения. Инстинкт порождает логику самосохранения, а уже совместно они (инстинкт и логика) формируют стратегию сохраняющегося поведения. Вместе с тем внутренняя активность в человеке никогда не затухает полностью. Внутри и вокруг нас все время происходит борьба двух начал – сохранения и развития. Эта борьба составляет основное содержание динамики социального бытия. Человек, который только сохраняется или только развивается, обречен. По законам нашего мира ему нет в нем места. Поэтому даже в самом осторожном из нас периодически вспыхивает этот опасный «свет», необходимый для развития, но угрожающий сохранению.

Человек существует только потому, что в ходе эволюции научился совмещать способность к самосохранению со способностью к саморазвитию. Это же относится и ко всем иным объектам нашего мира. Речь идет о динамическом совмещении тенденций к самосохранению и к саморазвитию, совместно формирующим практически не предсказуемую траекторию нашей жизни.

Поддержка автора:Если Вам нравится творчество Автора, то Вы можете оказать ему материальную поддержку
Оценка произведения:
Разное:
Реклама