День Святого Угодника Божьего Николая
В русском народе нет более почитаемого Святого, чем Николай Угодник. А чем же так угодил ближним и Богу Святитель Николай, Мир Ликийских Чудотворец?
Вот поём мы Тропарь Угоднику Николаю, а задумываемся ли мы о смысле слов сего Тропаря?
Тропарь святителю Николаю , Глас 4-й:
Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / яже вещей истина; / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче священноначальниче Николае, / моли Христа Бога, / спастися душам нашим.
Разве мы веруем Богу по правилам? Искрення ли такая вера?
Самое ли главное в жизни Великого Святителя было воздержание? Это же всё характерно и для других святых, которые кроме воздержания ни в чём другом не преуспели?
О "стаде" учеников так вообще в житии Николая Угодника не сказано практически ничего. Называть ближних "стадом" так вообще неприлично. А то, что Николай Угодник явил Истину вещей - это основное. И это говорит о том, что забывая о себе, Святитель обращался к земле и ближним. Потому что "Истина от земли возсияет, и Правда с Небес приникнет" (Пс.84). Вот именно за эту обращённость к Миру Божьему так любят Святителя Николая.
"Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая" - замечательные слова и совершенно ясно, что речь идёт не о земном материальном богатстве, но о богатых духовных дарах.
А стоит ли Святителя Николая "начальником" величать? В этом ли суть Его Святости?
"Спастися душам нашим" - Григорий Распутин как-то сказал, что тело Его принадлежит ближним и Родине России, а душа - Богу! А Виктор Цой в песне "Живи сегодняшним днём!" нашёл такие слова: "Тело в земле, а Душа среди нас".
Так что же важнее, спасти свою личную индивидуальную душу, или "полюбить ближнего, как самого себя"?
Николай Угодник был как раз тем Святым, кто всегда ЖЕРТВОВАЛ собою ради ближних. Святитель мог отдать все своё состояние, чтобы спасти от разврата двух несчастных девиц. Николай никому не угождал в низком смысле этого слова. Он мог встать за народ, когда царь был неправ, остановить руку палача прямо на площади, в момент совершения казни. Помните знаменитую картину И.Е. Репина на эту тему. Илья Ефимович создал много антиклерикальных шедевров, но Николая Угодника чтил.
Мог Святитель и смело выйти вперёд и стать на защиту царя против несправедливо бунтующего, разъярённого народа.
Недаром Святителя Николая называют "Мокрым", потому что Он помогал всем терпящим бедствия на воде.
Однажды он спас тонущего ребёнка и положил его у стен Храма. В другой раз направил купцов по морю в голодающий город.
Вода символизирует отношения между людьми и всё связывает воедино. Наверное Святитель знал эти свойства Водной Стихии, и потому ему так легко удавалось помогать страждущим на воде.
Я живу в Красном Холме, и у нас рядом на реке Могоче, в бассейне притока Волги, Мологи есть Николаевский Антониев монастырь. Появился он потому, что монах Антоний ночью на рассвете увидел на Древе у своей келии Чудотворную Икону Святителя Николая.
Такую же Икону и примерно в то же время в конце XV века обрёл другой монах и на реке Мологе, ниже по течению и построил Никольскую Теребенскую Пустынь, а ещё ниже по течению, уже в районе города Пестово был третий монастырь в бассейне Мологи , Николо-Моденский.
Николай Угодник помогает всем, и верующим и неверующим. Всем, кто страждет. Мой крёстный отец, живописец Анатолий Крисоченко не ходил в церковь и не причащался. Читал Блаватскую, Безант, Рерихов, Тухолку, Лидбиттера, Штайнера, Ницше, Шопенгауэра. Анатолий Петрович готовился к операции. У него были камни в мочевом пузыре и опухоль предстательной железы. Я отправился в Храм к Николаю Угоднику.
Когда я увидел в больнице Анатолия Петровича, меня поразила его жизнерадостность. Врач, делавший операцию был удивлён, когда сделав разрез, сразу одним движением удалил и камни и опухоль. Это была самая короткая операция в его практике.
И последнее, что мне хотелось бы сказать о Николае Угоднике. Никакого Ария Святитель не заушал. Вот свидетельство из книги проф. А.В.Карташёва "Вселенские соборы", Москва, 1994, стр. 32-33:
"Нигде в исторических источниках не находится никакого следа и никакого отражения того рассказа, с которым встречаемся в житии святителя Николая Чудотворца. Как объяснить появление на ткани его жития рассказа об его богословском споре с Арием, которого святитель заушил?" - На мой взгляд, это типичное преувеличение и использование авторитета Великого Святого. |