У Николая Клюева есть одно интересное (на мой взгляд) стихотворение (из цикла «Избяные песни»), в котором, как в застывшей янтарной капле, сохранились для будущих поколений старинные приметы и поверья русского народа. Далеко отстоит то время от нынешнего (причём дальность расстояния ощущается скорее не в смысле календарного летоисчисления, а в смысле резко изменившегося стиля жизни), а начнёшь читать — и сразу оживает картинка повседневной жизни пращуров наших: их верования, сама душа их — то неуловимое, о чём другой знаменитый поэт сказал: «там русский дух, там Русью пахнет».
Ворон грает к теплу, а сорока — к гостям,
Ель на полдень шумит — к звероловным вестям.
Если полоз скрипит, конь ушами прядёт —
Будет в торге урон и в кисе недочёт.
Если прыскает кот и зачешется нос —
У зазнобы рукав полиняет от слёз.
А над рябью озёр прокричит дребезда —
Полонит рыбака душегубка вода.
Дятел угол долбит — загорится изба,
Доведёт до разбоя детину гульба.
Если девичий лапоть ветшает с пяты —
Не доесть и блина, как наедут сваты.
При запалке ружья в уши кинется шум —
Не выглаживай лыж, будешь лешему кум.
Семь примет к мертвецу, но про них не теперь —
У лесного жилья зааминена дверь,
Под порогом зарыт «богородицын сон», —
От беды-худобы нас помилует он.
1914-1916
Примечания:
Дребезда — местное название мелкой птицы, гнездящейся на берегах Олонецких озёр.
(В.П. Сомов "Словарь редких и забытых слов")
КисА — кожаный или суконный мешок (котомка), затягивающийся шнурками.
"богородицын сон" — Тимьян ползучий, или чабрец (Thymus serpyllum L.).
Во многих русских говорах наделяется именем Богородицы:
богородицына трава, богородичная травка, богородная травка и др.
Вероятно, такой статус растение получило благодаря своему душистому запаху,
что отражено и в названиях земляной ладан, земной ладан...
(В. Б. Колосова "Богородичные травы в русской культуре")
| Помогли сайту Реклама Праздники |