«ЁЖ с пионом» | |
Предисловие: "Исповеди ГРАФОМАНКИ" предшествовали "ГРАФОМАНЫ" О графоманах слышу всю свою сознательную жизнь. Раньше это было, как клеймо, сейчас авторы часто сами себя называют графоманами, думаю, в надежде услышать: "Ну брось! Ты у нас настоящий писатель!"
А что об этом говорит "Словарь иностранных слов"?
Так: Гра-фо-ман. GRAPHO "пишу" + MANIA "страсть", влечение, болезненное
пристрастие к писанию, к бесполезному сочинительству.
Словарь у меня, конечно, старенький, но есть,так сказать, вопрос по существу. Откуда при сложении появилось это: БОЛЕЗНЕННОЕ?
Что значит, "болезненное"? Чем можно измерить эту болезнь? Термометром?
Какие анализы надо сделать, чтобы поставить точный диагноз?
Или про болезнь это просто эмоции?
Значит, ими можно пренебречь, останется "влечение к сочинительству".
И что такого? А влечение к рисованию, к музыке, к спорту,к науке и т.д.?
Это тоже болезненное пристрастие? Или это ничего?
С болезнью разобрались, ее, как бы, нет.
Там еще добавлено: "Влечение к бесполезному сочинительству".
Тоже интересно. Что значит "к бесполезному"?
Допустим, у тебя заключен контракт с издательством, аванс выплачен, сроки определены, объем в печатных листах оговорен. Начинаешь писать и писание твое в этом случае полезное? Не важно, будут тебя читать или нет, процесс пошел, ты приобщен к издательскому ресурсу, занимаешься полезным делом. Для кого полезным ?:)
Но сейчас чаще не так происходит. Основная масса того, что стоит на полках книжных магазинов, издано на средства автора,который на свое детище повлиять уже никак не может.
Но вот, что важно:аванса автор не получал, он из своего кармана заплатил задаток, это в лучшем случае, а чаще сделал предоплату полностью.
Дальше все вопросы оговорены в договоре, но они волнуют теперь только автора, это его проблемы.
Так вот, в этих двух разных ситуациях сочинительство полезное или бесполезное?
Деньги проплачены, вроде бы полезное, но будут ли они возвращены?
Если нет, это же самое сочинительство станет бесполезным? Так все хрупко?
Известные примеры. Достоевский, Некрасов, Пушкин(наше Всё),они вечно сидели в долгах, писали уже проплаченные шедевры, деньги уже истрачены, писать не хочется, настроения нет, издатели дергают, жены смотрят с укоризной.
Тут уж, как говорится, не до страстного влечения, набрать бы на уже оговоренный объем.
С большим трудом верится, что в такой ситуации писатель (или графоман?) работает с огоньком.
А другой, Толстой, например, не голодает, может себя не насиловать,написал роман - хорошо, не написал - не смертельно, имение прокормит.
Конечно, тоже есть какие-то обязательства, но они совсем другого свойства, человек может писать с удовольствием,как бы для себя.
И он пишет,потому что не может не писать, это смысл его жизни, он родился для этого. Как рождаются писать музыку, строить дома, изобретать самолеты, рисовать картины. Никто эти картины не покупает, а художник снова и снова рисует, на чердаке их уже ставить негде, а он все рисует, он не может не рисовать, таким он родился.
Когда-то великий пролетаский писатель советовал молодым авторам:
"Если можете не писать, не пишите". Как просто и как мудро.
То есть остаются только люди со "страстным влечением к писанию", графоманы, т.е.
Интересно, когда появился этот термин? Кто придал ему негативную окраску? Сами графоманы? Едва ли.
Скорее всего, писатели (назовем их так),которых по каким-то причинам печатали, в отличие от тех, кто писал "для себя", "в стол".
Теперь вот появилась возможность писать на Сайте, где,как ни крути, все графоманы, у всех "одна, но пламенная страсть" - писать.
В свободное время можно почитать коллег, но главное - писать, потому что не писать эти люди не могут.
В этом нет ничего плохого, если у тебя есть какое-то другое серьезное дело, которое не оставит тебя без куска хлеба, тогда писать можешь для души, не чувствуя себя ущербным, неудачником.
Несколько слов о себе, иллюстрация к выше изложенному.
Еще до школы я прочла "Бедные люди" Достоевского.
Это было потрясением: так все просто и так хорошо.
Конечно, до этого были какие-то сказки, ничего не помню, а эту тонюсенькую замызганную книжку помню.
Я была совершенно уверена тогда, что и я так смогу написать, хотя писать я еще не умела, но знала точно - смогу.
Потом были Гоголь, Гончаров, Толстой и много-много других, но даже мысли не было,что я смогу как они,а как Достоевский смогу. Ни больше, ни меньше...
Укаждого родившегося с "пристрастием к бесполезному сочинительству" ,был в детстве такой свой Достоевский.
Могу сказать совершенно точно,это не пройдет, это не грипп, не ветрянка, это навсегда. Это не заразно и совсем не опасно для окружающих.
С этим надо жить, как с цветом глаз или формой носа, овалом лица или разрезом глаз, которые нам дала природа.
Это не хорошо и не плохо, это так.
И если наши дети или внуки проявляют "страстное влечение" к чему-то, не надо их бить по рукам, как еще недавно переучивали левшей. Пусть у ребенка будет любимое дело, очень может получиться, что это будет единственной радостью в жизни.
Но, пока взрослые могут как-то влиять на своих детей, просто необходимо сделать все, чтобы они получили серьезную профессию или овладели каким-то востребованным ремеслом, потому что рассчитывать на писательские доходы наивно.
Все писатели - графоманы, но не все графоманы становятся писателями.
Все начинают графоманами, неизвестно,кто станет писателем, остальных ждет жестокое разочарование, если других серьёзных занятий нет.
Писателями(графоманами) рождаются, как рождаются художниками, музыкантами, архитекторами, конечно,если речь идет о Специалисте с большой буквы.
Ремеслу можно научиться, писательскому - тоже.
Но всех ли устраивает статус писателя-ремесленника???
|