«Вышка» | |
Вначале я увидела огромный букет не самых моих любимых гладиолусов и только потом обратила внимание на высокую женщину с копной по-настоящему золотых волос.
Я узнала ее сразу.
Мы изредка встречаемся вот так, как сегодня, в электричке, а когда-то,почти четверть века назад, работали вместе, общались, никогда не дружили, мне она была очень симпатична. Наталья. Не путать с "наташЯ".
Она нашла место, тоже увидела меня, поздоровались взглядами. Ей уже за 60
должно быть, она на десять лет младше меня, значит мне...
В нашем ящике не слонялись по служебным помещениям,не распивали кофе на рабочем месте и не проявляли интереса к тому, что делается в соседней комнате,излишне любознательные могли иметь серьезные проблемы.
Мы встречались каждый день утром на планерке у начальника.
От общих вопросов переходили к главному, что случилось накануне.
Я всегда сидела напротив Натальи, любовалась: надо же было природе так щедро одарить одного человека.
Очень высокая прямая стройная с непослушной копной длинных золотых волос, с замечательным цветом всегда серьезного немного надменного лица и - умница.
В маленьком кабинете начальника нас собиралось примерно двенадцать человек, из них две женщины, мы, то есть.
Надо отдать должное, относились к нам очень уважительно, насколько это вообще возможно в жесткой заводской среде.
Почти сразу перешли к основному вопросу - подписке на партийную прессу.
Дело уже было при Горбачеве, гласность и перестройка шагали по стране, но подписку на печатный орган ЦК КПСС никто не отменял, имелась в виду газета "Правда". Сколько помню, у нашего парторга с этим были вечные проблемы, всегда удивлялась - совсем это не дорого, почему не подписаться? Ведь никто не может заставить тебя читать ее, все главное, что делалось в стране, можно узнать из других газет, радио и ТВ,где все повторят слово в слово.
Обстановку доложил наш цеховой парторг, тихий невыразительный очень безобидный человек, он просто сказал, что до плана не хватает 7-8 подписчиков, это всего по цеху, разнарядка давалась только на членов партии.
Перед начальником лежит список всех коммунистов цеха, там указано, кто что выписал, но сейчас его интересуем только мы, руководители подразделений, сидящие на планерке.
Один мастер сказал, что сегодня же подпишется, просто на работе закрутился; это было принято с пониманием.
Диспетчер сказал, что его жена, тоже член, подписалась уже и два экземпляра на одну семью как бы многовато, даже и "Правды"; родственные связи не были приняты в расчет, получено обещание исправиться...
- Наталья Сергеевна, а у вас кто подписался на вашу газету? Может быть бабушка или дедушка? Объясните нам, очень интересно, - начальник явно был доволен собственной шутке.
Очень интересный это был человек,он всего года три как возглавил наш цех и был полной противоположностью предыдущему начальнику. Когда он у нас появился откуда-то, все смотрели на него с восхищением: огромного роста, что всегда так нравится женщинам, очень симпатичное серьезное мужское лицо, одет как с обложки сегодняшнего глянцевого журнала. Когда он, возвышаясь над всеми, быстро шел по коридору,народ невольно подтягивался, на него смотрели с восхищением.
Но длилось это восхищение недолго, что называется, до первого раскрытия рта, когда вдруг становилось ясно, что природа поскупилась, создавая интеллектуальный мир этого такого яркого внешне человека.
- Что же вы молчите,мы внимательно слушаем вас, Наталья Сергеевна.
- Я уже подписалась на несколько центральных газет: на "Известия", на "Советскую Россию", на "Социалистическую индустрию"...
Она еще хотела что-то добавить, но достаточно было одного последнего издания, чтобы вывести начальника из равновесия. Не стоило называть эту газету, это была ошибка, руководящие работники очень не любили ее, хотя читали, конечно; тогда все ее читали, не всю, естественно, а только ее последнюю страницу, точнее, ее "подвал".
Тогда много печатали разоблачений высшего партийного руководства, кому ж это не интересно?
Начальник наш и так был настроен решительно, теперь завелся серьезно:
- Вы что не понимаете, о чем я говорю? Или прикидываетесь?!! Вы прекрасно знаете, что каждый коммунист обязан подписаться на газету ЦК "Правда", может быть, вы об этом не слышали?!!
- Господи! Да меня уже воротит от этой вашей "Правды"!..
В кабинете повисло такое молчание, что было слышно наше сдавленное дыхание. Начальник, опешивший от услышанного, покрылся красными пятнами,он, вообще ненаходчивый, просто потерял дар речи.
Я поразилась опрометчивому заявлению Натальи, конечно,гласность перестройка, но не до такой же степени расслабляться.
И она уже все поняла, но, как тогда говорили,процесс пошел и начальник просто не мог пропустить вылетевшие слова мимо ушей:
- Вы хоть понимаете,ЧТО вы такое сказали?!!
Молчим. Все всё поняли. Начальник берет себя в руки: - Почему Марья Ивановна (это, как бы, я) регулярно без напоминаний подписывается на "Правду", хоть и не является членом партии? А вы какой пример показываете рядовым коммунистам?!!
Я сочла нужным прореагировать:
- Надо сказать, что газета эта за последнее время очень изменилась, это уже совсем другая "Правда"...
Мои слова еще звучат, а я уже поняла, какую глупость сморозила: это что же в партии разные правды? Вчера одна, сегодня другая? А генеральная линия? Она тоже меняется каждый день?
Мой прокол поняли все, кроме начальника, он смотрит на меня почти с благодарностью: наконец-то от вас мы слышим серьезные слова.
Я ловлю этот сигнал и отвечаю преданным взглядом: всегда можете рассчитывать на мою поддержку.
Под конец взял слово наш парторг, он сказал, что на переломном этапе партийного строительства как никогда важна сплоченность коммунистов, поддержка каждого своим активным участием и достойным примером для подражания.
Я, как единственная беспартийная, слушала с утроенным вниманием, всем своим существом говоря парторгу, что он тоже может опереться на мое плечо в трудную минуту...
Тогда Наталья отделалась легким испугом, все-таки гласность и перестройка внесли в нашу жизнь какие-то изменения, хотя нашего ящика они не коснулись.
Конечно, этот из ряда вон выходящий инцидент разбирался на закрытом партсобрании, виновница была строго предупреждена, но обошлось без крови, что еще совсем недавно было бы неизбежно...
|