Заметка «Применение фразеологизмов»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 22
Читатели: 943 +2
Дата:

Применение фразеологизмов

  Хотелось бы в данной заметке поднять вопрос о применении в литературном творчестве вообще,
и в поэзии, в частности, фразеологизмов - выражений устойчивых по составу и структуре, лексически
неделимых и целостных по значению словосочетаний или предложений, выполняющих функцию отдельной  
словарной единицы. Сегодня рассмотрим фразеологизм, который часто бывает на слуху у людей,
особенно у политиков, которые хотят вогнать жизнь простого народа в "Прокрустово ложе" своих
интересов, законов и декретов.
  Тем более, что на днях в творческом багаже одного из авторов Фабулы я нашёл характерный
пример того, как неправильно применяются фразеологизмы...
Итак, пример -

Приму я Ад, отвергнув Рай..
Жизнь без любви - Прокруста ложе.
Любви к нему не отнимай!
Я все приму.. Послушай Боже...


  Теперь, собственно, обратимся к литературе словарной, в которой можно найти объяснение значения
фразеологизма, который так неудачно применён автором, имя которого по этическим соображениям,
называть здесь не стану!
  "Давным давно, когда боги вершили судьбы людей на Олимпе, в Аттике орудовал злой разбойник Прокруст.
Он был известен также под именами Полипембн, Дамаст, Прокопт. Разбойник подстерегал путников на дороге
между Афинами и Мегарой и путем обмана заманивал к себе домой. Для гостей у него дома было изготовлено
два ложа. Одно большое ложе, второе маленькое. На большое ложе Прокруст укладывал небольших ростом
людей и, чтобы путник точно соответствовал размеру кровати, бил их молотом и растягивал суставы.
А на маленькое ложе  укладывал высоких ростом людей. Не помещающиеся части тела он обрубал топором.
Вскоре, за свои злодеяния Прокрусту пришлось лечь на свое ложе самому.
Греческий герой Тесей, победив разбойника, поступил с ним также, как тот поступал со своими пленными.
Выражение "прокрустово ложе" означает желание подогнать что-либо под жесткие рамки
или искусственную мерку, иногда жертвуя ради этого чем-нибудь существенным.
Иносказательно: искусственная мерка, формальный шаблон, под который насильственно
подгоняют реальную жизнь, творчество, идеи и пр."


  Исходя из вышеизложенного, сразу бросается в глаза, что и сам автор ввёл этот образ в стих
безответственно, к тому же авторы, высоко оценившие произведение, мягко говоря, "лопухнулись",
так как никто из них не обратил внимание на лексическую ошибку, ибо любой фразеологизм называют
отдельно стоящей лексемой в любом словаре. Про остальные ошибки плохо прописанной мысли в этом
катрене я уже молчу. И так уже "обиженных да оскорблённых" на батальон набралось...

 А теперь в качестве примера покажем строфу иного автора Фабулы, где тоже применён смысл того же
фразеологизма, только со знанием дела и ответственным подходом к стихосложению и уважением к
настоящему читателю, а не заангажированному клакеру из стана графоманов -

...услышал плоти треск и хруст,..
увидел... студень имплантанта...
- "Дурёха! Ты играешь в фанты
с недоучившимся вагантом?
Он - прохиндей, садист Прокруст!


  Кто внимательно прочёл заметку, надеюсь, понял, что фразеологизмы, коль возникает необходимость,
применять нужно не в угоду рифме, не для красного словца, а исключительно во имя смысла, во имя
раскрытия образа... Оговорюсь - если этот смысл и образ вообще был в планах автора! Ведь очень
часто пишут просто ни о чём, да так ни о чём, что не только читать, смотреть в ту сторону не
хочется. Особливо, когда автор Ляпсусов ходит гоголем по сайту, норовя плюнуть в сторону тех, кто
по уровню авторскому стоит намного выше...
Послесловие:
P.S. А теперь попросил бы всех обратить внимание на выражение "заангажированному клакеру",
написанное иным шрифтом. Я вставил эту тавтологию в текст с целью узнать, как внимательно
и вдумчиво читают у нас тексты! И только два автора Фабулы - Лейда Цехиева и Татьяна Лоза
обратили моё внимание на данный факт! Спасибо им за то, что читают не просто ради визита,
не ради ожидания ответной оценки... И да простят меня те, кто не заметил этого и наступил
в очередной раз на "грабли", которых так много разбросано по сайту!
Реклама
Обсуждение
Гость      14:54 08.01.2012 (2)
Комментарий удален
     02:42 10.01.2012 (1)
Хотел я тебе что-то ответить, пока в "бане" сидел...
да запамятовал что...
Чё уж теперя? Молчу!
     02:47 10.01.2012
значит, ничего важного, а то  - телеграфировал бы..
     15:12 08.01.2012 (1)
1
это же элементарно, Ватсон :)
в эпоху востребованости клакеров разумеется идёт и оценка их способностей, наиболее порывистые, энергичные, изобретательные, харизматичные, будут и востребованы более  

у меня была знакомая девчонка, жила этим грешным делом :)
выстаивала в очередях, скупала билеты, сдавала своей крыше, этим кормилась, попутно имела возможность посещать все спектаткли представления, выполняя непосредственную свою работу
Отличалась крайне высокомерной и однозначно предвзятой точкой зрения, присвоив себе, на праве балетомана, театрала и прочего, право судить высокомерно обо всём и всех, впрочем, слабо в этом разбираясь, но так как причастность возвышает, это не особо мешало ей, с одним но - все разговоры были не о просмотренном, а о слухах, сплетнях и взаимоотношениях актёров - тусовочка такая и приобщённость к высокому
     15:29 08.01.2012 (1)
открыл Америку...
Слушай, а местные кВакеры за что работают? Денег не дают, "признание" - на один день?
Хотя, глупый вопрос, ответ я сама знаю.
     15:38 08.01.2012 (2)
эмммм, Солнце, так ты просто пообщаться вопрос задавала? ну так бы сразу и сказала б, мы бы уже тут обчмокались бы друг с дружкой по полной, на зависть Валерию   обцветочились бы, обсмайличались и уже патоку друг с дружки слизывали бы  
     02:45 10.01.2012
1
А губы у Вас бы не потрескались??? Броненоссссцы...
     16:31 08.01.2012 (1)
1
не, обцеловаться и так можно, я про тавтологию спрашивала. А ВЦ, шельма, уже послесловие добавил.
Значит, я была права.
     16:59 08.01.2012 (1)
а патоку слизывать?!  

мммм, чичас погляну
поглянул :) и что ? мне влом искать, но Серёга мне не раз говорил, что я порой вижу больше автора   тогда речь шла о его текстах  
моё мнение не изменилось ничуть - приведу суть, чтобы не плутать по вариантам
[Ангажемент (франц. engagement — обязательство, наём) (устаревшее), приглашение] к совместному танцу   то бишь взаимодействию
Клакёр (фр. claqueur, от фр. claque «хлопок ладонью») — профессия человека, который занимается созданием искусственного успеха либо провала артиста

итак, наиболее востребованный создатель видимого успеха или провала
     17:08 08.01.2012 (1)
могу и развернуть
когда товаром становится само видимое или воспринимаемая иначе видимость успеха, то точно таким же товаром становятся и те кто создаёт эту видимость, будь то многочисленные паблишеры, дилеры, пиарщики, клакеры, тфу нечисть на зубах навязла, короче делатели этой самой видимости,
но точно также товаром становятся и они сами :)

система эта вечна и работает уже давно, например, в пространстве денег, когда деньги, став товаром, превратили в товар и сам "воздух" - востребованость этих денег, а зачастую и востребованность не этих неденег, а других неденег, собственно из-за чего сейчас и все кризисы, они не из-за перепроизводства- давно всё ушло в виртуал - в вымысел, сейчас кризис из-за пустоты потому, что кто-то наживается на этой пустоте, а так как пустоты нет, то и кризис возникает не в ней, а в умах покупателей, от переживаний и эмоций, что эта пустота лопнет, надеюсь не слишком путанно ;) ну это лирика, просто для понимания глобальности происходящего и закономерности из-за всеобщности

так вот, заангажированный клакер, это наиболее успешный и всё такое, что писал в первом посту, создатель видимого успеха :)
так сказать, наиболее клакерастый клакер  

не забудь, ты обещалась друг с дружки патоку послизывать  
     17:16 08.01.2012 (1)
У тебя, Юра, мозг гениально устроен. Умеешь проводить параллели между мизерным и глобальным.
Пойду бороться с вакуумным пространством, с мыльными пузыриками...

(как видишь, держу слово. Ты уже аки пряник медовый )
     17:32 08.01.2012 (1)
спасибо, Солнце, пошёл завтракать - люблю сладкое к зелёному чаю  
приятной борьбы  
     20:46 08.01.2012
ну хватит уже жр.. кушать-то.. Время - ночь на дворе!
поборолась успешно, кстати.
Гость      19:15 08.01.2012 (1)
Комментарий удален
     19:18 08.01.2012 (1)
а с чего Вы взяли, что Вы хоть что-то смыслите в этом процессе?  
     19:19 08.01.2012 (1)
тьфу ты, опять клон!  
     19:26 08.01.2012 (2)
думаешь Мона? вроде по грамотности похоже  
хотя, с другой стороны, на стихире подобные посты стадами ходят  
     19:29 08.01.2012 (1)
1
какая Мона.
это чипполиновая революция.
     19:34 08.01.2012
а-ааа - "Каждый... способен руководить государством" ? и то верно  
вообще, я сегодня расширил для себя список вариантов развития сайта, всё больше начинает превалировать вариант размещения по какому-либо случаю наиболее понравившихся стихов от других авторов и ответный елей разместителю сего, что нашли такую душку  
     19:29 08.01.2012
1
да какая разница, Арджун? посмотри на список его "произведений" и ты всё поймёшь  
     01:35 08.01.2012 (1)
2
Да нет, я думаю корни в другом, люди просто большую часть слов применяют не задумываясь об их смысле вообще. Они не пытаются подобрать слова, соответствующие по смыслу тому, что они выразить хотят, а вычленяют подходящую своему текущему состоянию эмоцию, и выбирают из всплывшего в сознании набора слов то, которое у них ассоциируется с этой эмоцией наиболее, сообразно их личному житейскому опыту.
То есть идёт подмена содержания слова эмоцией, довольно часто не связанной с ним вообще, а и прямо противоположной.
Не секрет, что у каждого личный опыт сильно различен и у некоторых добрые хорошие слова, например, могут связаться с прямо обратным по смыслу и наоборот.

У начинающих же поэтов, в силу очарования новым инструментом и непонимания его, формируется ложное представление о поэзии, как об эмоциональной свистульке. Когда же это неверное видение ещё и складывается с неверными представлениями об инструментах поэзии, не как об изменяющих содержание стиха и изменяющих силу слов в нём, а как об украшающих стихи, то и получаются подобные ситуации, когда вместо анализа и поиска точного смысла понравившихся оборотов, происходит просто подстановка симпатичного, пордразумевая размытое нечто, отпечатавшееся когда-то субъективным переживанием.
Ну а у непритязательных читателей осмысление также, зачастую, подменяется восприятием не содержания стихов, а эмоциональной частью, также связанной со своими переживаниями, о смысле в таких случаях забывают нередко...
     07:00 08.01.2012 (1)
начинающие поэты, Арджун, после одной-двух оплеух от критиков от этой болезни излечиваются, конченные графоманы - никогда
     13:09 08.01.2012 (1)
ну верно, как можно излечиться от того, чего и алчут :)
это как на горло своей пестне наступать
     13:41 08.01.2012 (1)
Эвакуация, эвакуация и еще раз эвакуация. И через четыре года здесь будет город-сад. Всеобщей любви, периодически принимающей форму свального греха.
     13:59 08.01.2012
     10:22 08.01.2012 (1)
2
Солидная статья, по существу.
"Лопухнулись" - скорее, промолчали. Пару раз нарывалась на грубость, теперь осторожничаю. Да и время нужно, чтобы автор смог посмотреть на свое творение свежим вглядом.  А ляпами и профессионалы страдают. "Заангажированный клакер из стана графоманов" - прозу могу оценить "хладнокровно": идея, мысли оригинальны - значит "понравилось" или отлично", несмотря на технику. Ее, за некоторым исключением, на сайте нет. Оно и понятно, сайт для новичков и любителей, а их надо поддерживать, чтобы не отбить желание творить. Технику при желании можно наработать (согласна: есть неисправимые).
С поэзией сложнее: воздействие на психику, особенно женскую, глубже. Если стихи созвучны настроению, жизненному опыту и философскому мировоззрению, если вызывают добрые улыбку или слезы, то несмотря на стилистические ошибки, оцениваю положительно и еще вернусь к этому автору. Ведь для эмоций я трачу время, а не для профессионального анализа. Я много читаю на сайте и не только для обратного визита (это тоже, разумеется, есть), но из внутренней потребности. Объективно оценивать в интернете произведение нереально, не найдены еще эффективные критерии.
Сайт литературный, и очень хочется, чтобы авторы не только пребывали на нем, но и творчески росли, и Ваша заметка, надеюсь, этому будет способствовать.
     13:01 08.01.2012 (1)
1
Простите, что встреваю, но пост на всеобщем обозрении по умолчанию подразумевает совместное обсуждение? :) А автор временно изволит силы набираться, справляя праздники :)
Конечно, Валерий сказал бы по другому, но в основной мысли, полагаю, со мною согласится.
Надеюсь, Вы понимаете, что ради одной фразы, затерявшейся среди сонма произведений не стоит городить заметку.
Заметки рождаются, когда какое-либо явление приобретает характер устоявшийся и распространённый.
Если бы речь шла о технике, то не беда - дело наживное... разумеется, при наличии желаниия это дело наживать   , что тоже есть проблема
В данном случае, речь о совершенно другой проблеме. Речь о, зачастую, нежелании вникать в создаваемое, написанное: чуть-чуть мазнуть, там вставить что-нить из инета, там втыкнуть пришедшее на ум, там красок накидать толстенным слоем, и ждать гостей с цветами, ёлками, салатом, пирогами.
Вот проблема в чём.
А сайт литературный, то правильно сказали  
Гость      13:27 08.01.2012 (1)
Комментарий удален
     13:29 08.01.2012 (1)
нет членения какого либо-ограничения, оно действует на всё
запрет на коменты - запрет на любые коментарии
но, Вас, не лишат, мадам  
     13:44 08.01.2012 (1)
Понятно. Тогда я удалю пост, я думала ответит автор заметки.
     13:57 08.01.2012
ну зачем же :))) его же не пожизненно   после 2 часов 10-го числа и ответит :)
Вы только хвостик с вопросом про запреты подрежте, удалив свой пост, где Вы об этом меня спросили
Гость      05:26 08.01.2012 (1)
Комментарий удален
     06:57 08.01.2012
1
слышь, ты, цитатник ходячий, кто хотел, тот понял
     00:29 08.01.2012
2
Все понятно и доходчиво, спасибо за пояснения.
Реклама