Ksantipa написала: "Сегодня расскажу о правописании суффиксов: ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, С - и всем известной приставки ( префикса) - КОЕ".
Превращение частиц в суффиксы, тем более по воле руководящих органов Министерства образования, тема, конечно, интересная. Предупреждая возможные возражения, хочу сказать, что какое-НИБУДЬ "ТО", добавленное куда-ЛИБО в предложении, новое слово-ТАКИ образует, как и положено суффиксу, но придает ему дополнительный оттенок.
Любимое выражение моего сына "без фанатизма". Оно мне нравится. Если Министерство образования положит свою душу (у министерства есть душа?) на произведение частиц в ранг суффиксов, то чёрт с ним! Моим внукам через год в школу. Пусть они на здоровье называют частицу ТО суффиксом. Но в школе. А дома они должны понимать и чувствовать язык, знать, как он живет. К.Чуковский неспроста назвал свою работу о языке "Живой как жизнь".
Заметка Ksantip’ы - работа полезная и нужная. Несомненно, она пригодилась бы тем авторам, цитаты из произведений которых вошли в мою "Частную коллекцию". Разумеется, таких авторов нет на нашем сайте.
Тема преобразований, которую Ksantipa затронула, очень интересная. В связи с этим хочу поделиться с пользователями Фабулы нововведением, которое хочет обрушить на наши творческие головы, один из авторов сайта, пишущий, между прочим, весьма грамотно.
Нововведение это таково: нарисуйте на листе бумаги кружочек размером с монетку. Разделите его пополам на верхнюю и нижнюю части. А теперь в каждой половинке поставьте точки (это будут ориентиры). Автор изобретения предлагает от восьми до шестнадцати. Мы возьмем минимум, восемь точек вверху и столько же внизу, шестнадцать. Теперь на месте каждой точки нарисуйте запятую. Хвостик запятой может быть направлен и вверх, и направо-налево... Таким образом, шестнадцать, помноженные на четыре (хвостики запятых), дают шестьдесят четыре. (Правда, моя математическая школа и техническое образование кричат, что число перестановок будет немного отличаться от шестидесяти четырех, но это между нами.) Теперь внимание: фонемы (изобретатель очень любит это слово) русского языка плюс знаки препинания плюс пробелы плюс резервные позиции ... Видите, как много уместилось в маленьком кружочке. Таким образом, мы получаем букву/звук в зависимости от того, куда указывает хвостик запятой. Такова будет графика Нового Русского Языка.
Те, у кого есть проблемы с русским, признайтесь, вы вздохнули с облегчением, правда? Теперь всё будет хорошо! А как роскошно будут выглядеть стихи, записанные такой графикой! М-м! О других языках и о переводах стараюсь не думать.
Если кто-то полагает, что я смеюсь, так это не так. Я просто рыдаю.
Предыстория возникновения данной заметки.
Автор Ksantipa написала эссе о правописании. Пока я сочиняла комментарий, заметка Ksantip’ы исчезла, она борется с невидимостью.
Победит ли Ksantipa в этой борьбе, неизвестно, а мне нужно уехать.
Стрельцовица кириллическая: 1) - визуально – зрительный тип графики, подобный азбуке Морзе, созданный автором ЕАСТ БТРЯ и состоящий всего из одного графического символа, с помощью которого можно всю текущую русскую графику, включая буквы, цифры и знаки препинания трансформировать в принципиально новый код. 2) – Система графических знаков, проявляющая способность перекодирования текущих значений вербальных элементов языка в форму, когда для отражения всех вербальных элементов. можно использовать лишь один – единственный символ, известный как «запятая».
В основу стрельцовицы кириллической положен принципиально новый тип кодирования, созданный на базе трансформированного из знака препинания, называемого двоеточием, принципиально ранее неизвестного средства кодирования, графически оформленного в особую комбинацию из двух абсолютно одинаковых знака, который назван автором И.А. Стрельцовым «двоезапятие», т.е. знак, внешне похожий на знак препинания «двоеточие», где вместо точек требуется использовать запятые. Принцип кодировки может иметь достаточно много степеней свободы, и основываться, скажем, на 8-ричном, 12-ричном, 16-ричном кодах, вплоть до бесконечности , ограничиваемой степенью оптической различимости и дискретности направлений. Условием кодирования по стрельцовице является обязательное использование «двоезапятия», т.е. одновременной использование как верхней запятой, так и нижней запятой, без чего теряется общий смысл кодирования.
В основе сути кодирования стрельцовицы лежит мысленное разбиение окружающего пространства запятых , имеющее вид круга, на своеобразные циферблаты, которые, соответственно, можно делить на 8, 12, 16 частей, т.е. на сколько хочется.
При этом верхний мысленный циферблат отсчитывается , как и в восьмиричном компьютерном коде цифрами, а нижний циферблат - в виде букв. Иными словами говоря, если использовать 8- ричный код, то циферблат будет напоминать шкалу компаса, с расположенными на нём 8 частями света , начиная от севера, переходя к северо- востоку, далее к востоку, ну и так далее. При 12-ричном шкала будет подобной современному циферблату от механических часов, разделённому на 12 равных частей.
Своего рода аналогом «стрельцовицы» является ранее использовавшаяся на флоте система передачи сообщений, которая называется «флаговой азбукой», однако по сравнению с нею стрельцовица имеет целый ряд преимуществ, в том числе, что её можно аппаратно использовать (для флаговой азбуки требовались специально обученные люди, котоым надо было уметь создавать символы, а также уместь считывать эти символы) - в данном случае считывать, трансформировать и ретранслировать может специально обученная для этого программа декодировки.
Что касается «объёма вмещаемых элементов, то в 8-ричном коде можно разместить 64 символа, т.е. 8 *8 = 64 (притом, что в русском языке всего 33 буквы, 10 цифр и 18 знаков препинания, т.е. 61 знак, - 3 выступают в качестве резерва.
В 12 – ричном «объём вмещаемых символов « составляет 12*12 = 144 символа, в 16-ричном -16*16 = 196 символов, в 24-ричном -24*24 = 576 символов.
Принцип кодировки для разных размерностей кодов совершенно одинакова, поэтому я продемонстрирую её на 8-ричном коде:
Вначале 33 знакоместа из общего числа знакомест кода, скажем, 8-ричной стрельцовицы, отданы буквам, следующие 10 – цифрам, и следующие 18 – знакам препинания (включая знак пробела).
Начальный символ , представляющий собою символ буквы А кодируется направлением окончаний в обеих запятых в направлении «север». Символ Б кодируется окончанием верхней запятой в положение «северо – восток», в то время как на нижней шкале направление острия запятой остаётся прежним, т.е. находится в положении «север».
Таким образом, не изменяя направления запятой нижней шкалы, а лишь ориентируя остриё запятой на 8-ми имеющихся направлений (с, св, в, вю, ю, юз,з, сз) , можно закодировать целых 8 символов букв, начиная от А и заканчивая Ж.
После заполнения первого круга верхней шкалы, острие нижней запятой с направления север требуется сместить на направление «северо – восток», где тоже можно снова закодировать новые буквы русского алфавита, начиная от З и заканчивая О.
Ещё сдвинув острие нижней запятой на следующее деление, т.е. на направление «восток», можно закодировать ещё порцию символов русского алфавита в диапазоне от буквы П до буквы Ц.
После того, как будут закодированы буквы, можно перейти к кодировке цифр и знаков препинания.
Преимущества подобной кодировки символов в данной системе кодирования различны :
А). – это самая минимальная по количеству используемых символов система кодирования (в азбуке Морзе для кодировки использовались не один, как в стрельцовице, а два символа – точка и тире).
Б). При существующей степени чёткости оптоволоконных связей аналоговая идентификация кода абсолютно легка для последующего декодирования
В). Сама по себе конкретная запись в наглядное, естественном виде на бумажном носителе, либо на экране монитора позволяет использовать минимальные графические ресурсы, ограничиваясь двумя спаренными друг с другом запятыми, ориентированными в соответствии с закодированным в них контентом, что гораздо компактнее чем пиксельная запись буквами, когда одна буква может занимать три ряда, например, буквы Ж или Ш, или даже 4 – как буква Щ ( в стрельцовице любой символ всегда умещается только в один ряд).
Г). Преимущества возникают и при передаче этим кодом в помощью оптоволоконной связи, поскольку при абсолютно правильной юстировке для кодирования всей гаммы символов требуется всего один (один) графический элемент, исполненный в виде запятой (либо некоего аналога , имеющего тело и подходящий к телу жгут, ориентированный соответствующим образом.
Д). Причём, аппаратные средства позволяют центральное тело кодирующего символа , т.е. в данном случае, точку, принять по умолчанию лишённой «реального тела», а индикатором может стать сам жгутик, который можно выражать с помощью всего лишь одного пикселя - т.е. один пиксель будет находиться на «строгой траектории орбиты, подобно, скажем, Земле, вращающейся вокруг Солнца, но при этом само Солнце не учитывать, застолбив за ним по умолчанию значение «некоего центра», вокруг которого размещаются «ориентированные пиксели-жгутики».
Е). Стрельцовица позволяет принимать любые условные значения , т.е. использовать шифр какой вздумается любой общности, общающейся в рамках этого кода, приняв в качестве изначального положения любое первичное установление.
Ж). Стрельцовица имеет довольно легкую степень трансформации в любую другую форму кодирования, учитывая наиболее быструю возможность передачи сигналов, основных на передаче сигналов при помощи света.