| Заметка «Об осуждении» |
Опасен грех осуждения.
И не только потому, что сами будем судимы от Бога тем же судом, каким ближнего судим ["ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить" (Мф. 7, 2)], но и тем, что грехи ближнего берем на себя. Бог может нам попустить согрешить тем же самым грехом, за какой осудили, да познаем немощь ближнего, чтобы впредь не осуждать...
Почти мир заражен злословием и осуждением. Страсть эта — поистине бич человечества. Люди, кажется, только и делают, что злословят и осуждают друг друга: в научных трудах, литературе, театре, кино, в гостях, на базаре, на службе, дома, в бане. Не изъяты из общего правила — если можно здесь употребить это слово — даже монастыри...
Преп. Синклитикия Александрийская обличала этот порок: "Не слушай речей злословия, чтобы не быть вместилищем чужих пороков. Наслушавшись дурных отзывов, на всех будешь смотреть косо и ненавидеть без всякой причины"...
Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов являл современникам пример мудрого поведения. "На одном литературном обеде, — вспоминает М.Е. Лобанов, — на который был зван Иван Андреевич и который начался залпами эпиграмм некоторых людей против некоторых лиц, Иван Андреевич, не кончивши супу, исчез. Я взглянул — место его пусто!.. Резкие выходки прекратились, обед продолжался мирно". Потом Лобанов спросил Крылова, почему он ушел. Оказалось — не хотел слышать злословия! "Все-таки лучше быть подальше от зла, — сказал Иван Андреевич. — Ведь могут подумать: он там был, стало быть, делит их образ мыслей"...
"И слушать дурное о ближнем нехорошо, а распускать самому дурные сплетни еще хуже. Нечего и говорить о том, что в обоих случаях это недуг души, неспособной к любви. Я хочу здесь указать на практическую невыгоду этого порока. Доводы о пользе или вреде чего-либо всегда производят на нас большее впечатление, чем идейные соображения.
Слушать сплетни невыгодно в том отношении, что они незаметно оседают в душе в виде ржавчины и разъедают наше доброе устроение. Редкая душа — и едва ли существует такая, если она не очистилась от страстей, — может не изменить своего отношения даже к другу или любимому близкому человеку, после того как выслушает о нем нечто худое. Ведь ко злу мы восприимчивы с младых лет (Быт. 8,21), все нехорошее (пусть даже незначительное) сейчас же находит в душе нашей отклик, потому что мы сами страстны. Ты-то не хочешь верить дурному о ближнем и, может быть, долго не веришь, но нажитые навыки в конце концов возьмут над тобой верх. Нельзя около огня не обжечься, стоя в воде — не замочиться. Так расстраивались и великая дружба, и страстная любовь. Самому же осуждать иных — значит предвосхищать суд Божий и рыть себе яму погибели (Мф. 7, 1)" (Еп. Варнава (Беляев). Малая аскетика).
Чтобы избавиться от этого поистине вселенского зла — осуждения — надо обращать внимание на себя самого, глядеть внутрь себя, осуждая себя за свои грехи, пороки и немощи. Когда же начнем познавать свои грехи, тогда начнем смиряться, и ближний нам покажется праведником в сравнении с нами.
Святые Отцы говорят: блажен человек, который видит не Ангелов, а грехи свои. И еще: когда увидишь грехи свои, как песок морской, значит, положил начало спасению своему. А для этого нужно просить у Бога покаяние... "даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего"...
|
| |