О благих намерениях, которыми вымощена дорога в Ад.
Классическая восточная философия и учения объясняют вредность подобных благих намерений тем, что всякие попытки изменить мир в лучшую сторону несут в себе не просто бесполезную трату времени, но и негативные последствия. Объяснение причин того, почему происходит именно так, а не иначе исходя из восточных учений весьма непростое и требует недюжинного ума для понимания. Я же подойду к объяснению данного библейского высказывания с другой стороны. попроще, а именно со стороны разъяснения разницы между понятиями идеи и идеологии. Какими бы благие намерения не несла в себе любая идея, как только она превращается в идеологию масс она становится отрицательной, иными словами нет положительных идеологий, есть положительные идеи. Почему так происходит?
Идея, как проявление мысленной деятельности отдельного человека является продуктом индивидуального, личного характера, а идеология - общественного. Всякая идея, как только она перестаёт быть личной и становится общественной начинает требовать от своих сторонников не просто личного подчинения, но и некоторых жертв, величина которых напрямую зависит от идеологических целей - чем значительнее цели, тем значительнее жертвы. Так личная идея всеобщего равенства К. Маркса не несла в себе казалось бы ничего плохого, пока она не стала общественным достоянием русского большевизма, который собственно и превратил её в идеологию положившую на алтарь достижения величайшей цели всеобщего равенства миллионы русских жизней. Поэтому каждый человек может лелеять какую угодно идею, но до того момента, пока она не завладевает умами других людей и не превращается в идеологию требующую от людей определённых жертв оправдывающих любые средства соразмерные поставленным целям. Так, каким бы ни было зло от идеологий - большим или маленьким, оно не перестаёт быть тем самым библейским злом, которое выстраивается на основе тех самых благих намерений отдельного человека, независимо от того какими благими по содержанию они не казались бы нам на первый взгляд..
|