Заметка «Такая маленькая жизнь... О Борисе Рыжем» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: #ТриумфРемесленника_эссе
Автор:
Баллы: 28
Читатели: 815 +1
Дата:

Такая маленькая жизнь... О Борисе Рыжем





О поэзии Бориса Рыжего


...Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем... /Александр Блок, 1921
...Я умираю тоже, здравствуй, товарищ Блок.../Борис Рыжий 1997

Я жил как все —
во сне, в кошмаре —
и лучшей доли не желал.
В дублёнке серой на базаре
ботинками не торговал,
но не божественные лики,
а лица урок, продавщиц
давали повод для музы'ки
моей, для шелеста страниц.
Ни славы, милые, ни денег
я не хотел из ваших рук...
Любой собаке — современник,
последней падле — брат и друг.

......................................Борис Рыжий

Перед тем, как уйти из жизни, Борис Рыжий оставил предсмертную записку. В ней было всего несколько слов: «Я всех любил. Без дураков»

Имя Бориса Рыжего вспыхнуло и погасло на небосклоне поэзии девяностых годов прошлого века в тот момент, когда известность и признание стояли, что называется, на пороге. Короткая, неблагополучная судьба, самовольный уход из жизни незадолго до наступления успеха – сюжет, ставший для поэтов «лихих девяностых» не то что типичным, но – распространённым.

Трагический сюжет ранней смерти талантливого человека неотделим от искусства того времени, это один из магистральных сюжетов литературы той поры и маркер для многих биографий.

Не все выжили в катастрофе крушения большой страны, где родились и впитали в себя идеалы, обесценившиеся в течение считанных месяцев. Не все устояли перед искушениями, перед назойливыми соблазнами, которыми нас буквально пичкали, постепенно разрушая границы дозволенного и недозволенного, стирая различия между добром и злом. 

Не каждый оказался способным преодолеть отчаяние, так хорошо знакомое самым тонким, чутким художественным натурам тех лет. Отчаяние не зависело от материального благополучия, социальной устроенности. Настигало спонтанно, и казалось, было разлито в воздухе, как невидимый яд. Въедалось в душу и имело, скорее, метафизическую природу, нежели было спровоцировано конкретными обстоятельствами. 

Фигуры преждевременно ушедших из жизни поэтов, музыкантов, художников, и просто – лихих парней, ярких девчонок, персонажей тех лет, олицетворяли собой «героев того времени». Трагический ореол сломанной судьбы привлекал читателей и зрителей, расцвечивался, подкрашивался в средствах массовой информации, вызывал благосклонную реакцию издателей и прочих представителей структур, так или иначе связанных с искусством. На именах безвременно ушедших всегда было легко делать бизнес, это всегда был тренд, хайп, смерть была самой эффективной рекламой для любого, даже далеко не не совершенного, творчества. Если вдуматься в их короткие жизни, то кажется, они сами создавали для себя обстоятельства, выйти из которых, оставаясь живым человеком, было не просто. Но они были властителями умов, как будто кто-то специально устраивал из их смертей шоу, формировал моду на неестественную смерть, саморазрушение, сумасшествие.

Борис Рыжий тонко и точно уловил и отразил атмосферу того шизофренического, по сути, недоброго времени. Увековечил её в поэтической речи, которая порой кажется слишком откровенной, даже грубой. Его стихи как будто беззащитны перед лавиной собственной лексики – порывистой, неровной, импульсивной, где вульгарное забористое словечко запросто может соседствовать с нежным признанием или образом непреходящей красоты – женщиной, цветком, птицей, щемящим родным пейзажем…

В литературе того времени царила смерть. Она формировала романы, рассказы, стихи, исторические исследования. Казалось, тема смерти проникла во все закоулки интеллектуальной деятельности. Как будто в пику времени, пытаясь придать времени и пространству собственного бытия хрупкое равновесие, поэт в каждом стихотворении говорит о любви, но не о той, оранжерейной, герметически замкнутой в личном пространстве счастья или несчастья. Его любовь похожа на черно-белое кино Германа, она помещена в жёсткий, подчас гротескный, контекст эпохи, где букет цветов для любимой женщины запросто совмещается с обрезом в бардачке автомобиля, где от дружбы до вражды – лишь несколько неосторожных слов, от дружеского застолья до драки - всего несколько лишних рюмок.. Где жизнь могла оборваться в любой момент – от несчастного случая, от водки, от одиночества, от самоубийства или в результате криминального беспредела.

Этот грубоватый, слегка застенчивый, но умеющий за себя постоять в драке и словесной перепалке, человек обладал большим состраданием и любовью ко всему, что его окружало. В его стихах трудно найти мотивы ненависти или осуждения, презрения или высокомерия, ехидства, сарказма. Только боль и любовь, дружба и верность – до конца. В некотором смысле Борис навсегда остался ребёнком – доверчивым, уязвимым. Не смог стать циником, не был способен на сознательную, расчётливую подлость. Как и положено настоящему поэту.

А тем временем люди вокруг менялись. Кто-то, чувствуя опасные вызовы времени, резко взрослел. Расставался с впитанными с детства «предрассудками» – совестью, жалостью к людям, бескорыстием, моральными запретами, с человечностью, наконец. Те, кто не смог перекроить себя на потребу времени – оставались за бортом благополучия, в нищете, с инфантильной картиной давно изменившегося мира.

Он не прятался от жизни в уютном интерьере благополучной семьи, в которой вырос. Не закрывал глаза при виде чужого горя. Его друзья гибли в уличных драках, спивались, умирали от тоски и наркоты, уезжали навсегда, опускались на дно и взлетали вверх по социальной лестнице. Он одинаково любил и жалел всех, и себя в том числе. Не потому, что был нытиком. Наоборот. Просто не отделял себя от других: ни от бандитов и алкоголиков, ни от успешных дельцов или бедняков, ни от соседей или собратьев по литературному ремеслу. Не считал себя лучше, порядочнее кого-то. Никому не завидовал. Никого не осуждал.

Ему было подвластно редкое нынче искусство - быть и ощущать себя, как все... Но хрупкая, жизнелюбивая, подвижная психика, защищённая бронёй «пацанской» бравады, не смогла приспособиться к новой жизни, к агрессивной среде. Срыв был неизбежен. Теперь невозможно понять, когда наступил окончательный слом. Борис не любил откровенничать.

Какова ни была жизнь, она не вытравила из Бориса Рыжего главное: то, что делает его грубоватые стихи притягательными – острую жалость к людям, и любовь к ним. То, без чего ни один стихотворец не может состояться как поэт. Его стихи пронизаны тревожной, сумрачной атмосферой «времени перемен», которое он так и не смог принять и пережить. Поэтическая речь отличается достоверностью живого разговора, исповедальной интонацией, невидимой игрой смыслов, понятной каждому, кто выжил в лихолетье. Именно этим они интересны – документальностью, какой-то горькой, упрямой правдой, и обезоруживающей искренностью.

Может, поэтому современный читатель с такой жадностью вернулся к стихам Бориса Рыжего после большого перерыва. Его стихи желанны, рассыпаны по виртуальным дневникам, тематическим виртуальным сообществам, форумам, они украшают незатейливые рукотворные музыкальные открытки – плейкасты, звучат на концертных сценах, в песнях бардов и рок-н-ролльщиков – на фестивалях и в кухнях, в декламациях известных артистов и простых читателей. Его стихи любят разные люди, независимо от образования или социального слоя. Возможно, в них нет той лакированной безупречности, которая привлекает литературных гурманов. Наоборот, стихам Рыжего присущи, казалось бы, не самые изысканные черты: уличная грубоватость лексикона, бесшабашный, порой даже слегка развязный, тон, хулиганская простота и физически ощутимая, детская брошенность, духовное сиротство, беспризорность. Но в каждом слове этих этих шершавых, ёмких стихов ощущается глубина и неразрывная связь с историей, искусством, жизнью и смертью огромной страны. С русской душой, ранимой и в то же время – беспощадно себя судящей за несовершенство всего мира.

В этих пронзительных стихах есть главное: они вызывают доверие.

2.

...Ибо я не надеюсь вернуться…
Т.С. Элиот

Я скажу тебе тихо так, чтоб не услышали львы,
ибо знаю их норов, над обсидианом Невы.
Ибо шпиль-перописец выводит на небе “прощай”,
я скажу тебе нежно, мой ангел, шепну невзначай.
Все темней и темней и страшней и прохладней вокруг.
И туда, где теплей, — скоро статуи двинут на юг.
Потому и скажу, что мы вместе останемся здесь:
вся останешься ты, и твой спутник встревоженный — весь.
Они грузно пройдут, на снегу оставляя следы,
мимо нас навсегда, покидая фасады, сады.
Они жутко пройдут, наши смертные лица презрев.
Снисходительней будь, не к лицу нам, любимая, гнев.
Мы проводим их молча и после не вымолвим слов,
ибо с ними уйдет наше счастье и наша любовь.
Отвернемся, заплачем, махнув им холодной рукой
в Ленинграде — скажу — в Петербурге над черной рекой.
..............................................................................Борис Рыжий. 1994

Неприкаянность маленького человека, с его тихой любовью, нежностью, душой — в холодных, тёмных временах «святых девяностых» получило в творчестве Бориса Рыжего, пожалуй, самое убедительное поэтическое воплощение. Время жуткой разрухи, ощущение катастрофичности бытия, невозвратности какой-то, и неизбывности — в стихах поэта лишено глянцевой ретуши, кокетливости, дешевой романтизации. Всё как есть: гибельно, остро, жестко. Иногда жестоко. Резко, реалистично, как на чёрно-белой фотографии. Предельно искренне. Но— никакой чернухи.

За мягким флёром почти безукоризненной романсовой любовной лирики — осколки огромной страны, где ещё вчера было безопасно, и впереди было будущее. Но вдруг всё дрогнуло, сдвинулось, нелогично, против правил, сошло с места, как страшные каменные львы с почерневшей набережной. Изменились люди и отношения, стали незнакомыми имена улиц, городов, названия книг и вывески на магазинах и кафе… Это петербургское стихотворение — расползающийся шов между безоблачным «вчера», тревожным «сегодня», пугающим «завтра». Написанное на небесах «Адмиралтейской иглой» слово «прощай» — печальное пророчество и прощание с Ленинградом, со счастьем и любовью, со страной, в которую уже не вернуться никогда, как нельзя возвратиться в детство. Впереди — чужой, зловещий, бандитский Петербург, где «черная река» — символ фатального исхода, образ смерти для поэтов. . Тёмная Лета мистического Петербурга. Чёрная речка, где прозвучал роковой выстрел Дантеса. Отражение ужаса мёртвых вод Стикса — в глазах Орфея.

Безысходность и горе этих строк заставляет внутренне содрогнуться. Борису Рыжему было всего 20 лет, когда были написаны эти невероятные, слишком ёмкие, для двадцатилетнего поэта, стихи. Через 6 лет его не станет.

Кому были посвящены эти петербургские строчки? Этого не знает, кажется, никто. Борис Рыжий не был болтлив, и пикантными событиями из личной жизни никогда ни с кем не делился. Впрочем, не так уж и важно… Призрак Элизиума мерещится за этими удивительно зрелыми, горькими и нежными, словами


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:10 02.10.2020 (2)
Его жизнь и судьба оставляют в душе горчайшее сожаление и боль.
Почему такие звезды сгорают так быстро!
Что то у нас в государстве неблагополучно что это стало почти массовым явлением.
     18:17 02.10.2020
Я бы не сказал. Наоборот, намного здоровее стала обстановка. 
А вот в 90х-начале 2000х была просто эпидемия. И среди музыкантов, и среди пишущих.
То с многоэтажек прыгали, то вешались...  Я уже молчу сколько было смертей от водки и передоза.
Сейчас нет такой атмосферы. Она конечно не райская сейчас, но все-таки не такой кошмар как в то время.
     18:14 02.10.2020 (1)

Почему такие звезды сгорают так быстро!

Потому что: "кто кончил жизнь трагически, тот истинный Поэт".
     18:30 02.10.2020 (1)
Александр, ну эта мысль глубоко порочна, это пошлая мысль, ее нарочно прививали и до сих пор втюхивают в глупые головы - тщеславием или еще чем-то заражают людей. А чтоб губили себя.
Борис тоже повелся на эти премии. Видимо информационный фон поспособствовал.
Истинный поэт тот кто умеет любить и пишет мастерски, и умеет создавать гармонию. Это не обязательно "красиво". И то что по молодости пишут - это одно, а то что мудрецами уже - другое. И то и это ценно.
Да только отравляют им жизнь частенько, и не доживают до мудрецов. Не успевают раскрыться полностью.

     19:57 02.10.2020 (1)
Мысли не бывают порочными.
Порочными бывают деяния.
Высоцкий констатирует факт. Призыва - "кончайте жизнь трагически!" - в его мысли нет.
И пошлости в этой мысли тоже нет. Пошлость - это несоответствие формы и содержания.
Трагическое содержание поэзии и трагический финал автора - тут полное соответствие. О какой же пошлости можно говорить?
     23:15 02.10.2020 (1)
Деяния - следствия мыслей. 
Порочными бывают именно мысли, деяния же могут быть злыми после этого. т.е. осуществлять злой замысел.
Зло выходит наружу только тогда, когда оно уже оформилось в голове как мотив, импульс к действию, когда мысли диктуют действие. как смысл действия.
А то у вас получается странно: немотивированные действия. мы ж не умственно отсталые идиоты вроде, чтоб совершать бессмысленные действия.
Удивительно - это же очевидные вещи.

У Высоцкого эта фраза - горькая ирония. насчет пошлости согласен - пошлой эту ироническую горькую мысль делают те кто ее выдает за истину, за чистую монету. и те, кто на этом зарабатывает. и дурачье, которое это делает мотивом для действий.

     23:23 02.10.2020 (1)
А почему Вы дали название "Маленькая жизнь", а не короткая, как полагалось бы...
     03:10 03.10.2020 (1)
1
Потому что стихи - о мире маленького человека. Потому что сам Борис себя маленьким ощущал. в прямом смысле.
Потому что большой жизни у Бориса не вышло. даже Антибукер получился маленький. просто поощрительный приз вместо премии. единственное что ему удалось - это стихи. 
из 1300 ок. 300 гениально написанные.
Ну еще потому что сам поэт это слово употреблял часто - маленький. маленькая жизнь. и т д. не боялся суффиксов)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
СОЦРЕАЛИЗМ

1

Важно украшен мой школьный альбом –
молотом тяжким и острым серпом.
Спрячь его, друг, не показывай мне,
снова я вижу как будто во сне:

восьмидесятый, весь в лозунгах, год
с грозным лицом олимпийца встаёт.
Маленький, сонный, по чёрному льду
в школу вот-вот упаду, но иду.

2

Мрачно идёт вдоль квартала народ.
Мрачно гудит за кварталом завод.
Песня лихая звучит надо мной.
Начался, граждане, день трудовой.
Всё, что я знаю, я понял тогда –
нет никого, ничего, никогда.
Где бы я ни был – на чёрном ветру
в чёрном снегу упаду и умру.
3

"…личико, личико, личико, ли...
будет, мой ангел, чернее земли.
Рученьки, рученьки, рученьки, ру...
будут дрожать на холодном ветру.
Маленький, маленький, маленький, ма... –
в ватный рукав выдыхает зима:
Аленький галстук на тоненькой ше...
греет ли, мальчик, тепло ли душе?"

4

Всё, что я понял, я понял тогда —
нет никого, ничего, никогда.
Где бы я ни был – на чёрном ветру
в чёрном снегу – упаду и умру.
Будет завод надо мною гудеть.
Будет звезда надо мною гореть.
Ржавая, в чёрных прожилках, звезда.
И – никого. Ничего. Никогда.

или это:



    Пробуждение

Неужели жить? Как это странно —
      за ночь жить так просто разучиться.
Отдалённо слышу и туманно
      чью-то речь красивую. Укрыться,
поджимая ноги, с головою,
      в уголок забиться. Что хотите,
дорогие, делайте со мною.
      Стойте над душою, говорите.
Я и сам могу себе два слова
     нашептать в горячую ладошку:
«Я не вижу ничего плохого
      в том, что полежу ещё немножко —
ах, укрой от жизни, одеялко,
разреши несложную задачу».
Боже, как себя порою жалко —
надо жить, а я лежу и плачу.
                                            1995


http://znamlit.ru/publication.php?id=2238
жена видимо отбирала. специфический конечно отбор)


     19:44 04.10.2020 (1)

Нет.
Большая жизнь была.
Большая.
Но стремительная.
     22:07 04.10.2020
Спорить не буду. Угол зрения - такое дело.
     19:15 04.10.2020 (1)
Какой удивительно чуткий, подробный анализ творчества Бориса Рыжего у Вас получился, Юрий! Читала с огромным интересом.
Побольше бы таких статей.
Спасибо Вам!
     19:28 04.10.2020
И Вам спасибо. 
     22:25 03.10.2020 (1)
Печально  узнавать  об этом!
     23:01 03.10.2020 (1)
1
Ничего, это полезно современному человеку слегка загрустить о человеке. А то в основном грустят что денег хочется, и того, и сего... 
Рад что заглянули, Валентин.
     23:33 03.10.2020
     13:16 02.10.2020 (1)
Спасибо, Птицелов. Хорошее дело сделали, написав это эссе.
     15:27 02.10.2020
1
Привет, Алиса. Спасибо)
     14:22 02.10.2020 (1)
Написано искренне, внятно, горестно...
Бывает, иной автор навязывает свои убеждения,
на свой лад истолковывая (искажая) те или или иные
события, высказывания или творчество изестной личности.
В этом эссе, к счастью, этого нет.
Вот же и интервью с Б. Рыжим приведено.

Спасибо, Юрий, за интересную работу.
     15:27 02.10.2020
Не люблю я когда истолковывают и искажают. Спасибо.
     09:14 02.10.2020 (1)
Есть ещё одно издание:
В кварталах дальних и печальных: Избранная лирика. Роттердамский дневник. - - М.: Искусство - - XXI век, 2014.

Спасибо за Ваше эссе.
Есть спорные моменты, но в целом мне понравилось.
Наконец-то появилась литературная тема на литературном сайте (в заметках). 
Как бальзам на душу. 
     11:53 02.10.2020
Приходите, спасибо.
     01:04 02.10.2020 (1)
Почему тон воспоминаний Кушнера Вам показался покровительственным?
     01:14 02.10.2020 (1)
А почему именно Кушнера? О Борисе писал не только Кушнер. О нем кто только не писал.
     01:24 02.10.2020 (1)
Вот поэтому (я намеренно задал вопрос опосредованно) и надо называть имена.
А то что это за кокетство: "вот есть такой негодяй, но только имени я не скажу..."
     02:04 02.10.2020
2
А зачем? Тем более и не негодяй это. Так устроены многие люди. Поэтому я не люблю читать мемуары. В них нет никакой достоверности.
А имена ни к чему. Это не "кокетство", а простое нежелание обвинять кого-то лично. Мало ли было людей, которые пили-ели, наливали, а потом вспоминали "весь процесс", да еще и с нескрываемым чувством удовольствия и превосходства, типа с сочувствием, шутками и прибаутками. Сами от себя в восторге от того что можно сказать, "как он пил, а мы смотрели" и т.д. 
Этот грешок многим присущ. 
Я же верующий. Нам пальцами тыкать в людей запрещено. Нехорошо это.
Оставим это тем, кому нравится хайповать на чужих негативных эмоциях, и изводить людей. Паразитам)
Каждый сам себя осудит. Если захочет. А нам это не надо.



Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама