Заметка «О любителях, профессионалах и жареной картошке»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 446 +2
Дата:

О любителях, профессионалах и жареной картошке

Эх, картошечка, картошка, до чего ж ты хороша!
Перефразировав Гоголя, хочется воскликнуть: - Да какой же русский не любит жареной картошки! Её родимую любят все. Но… прежде чем полакомиться этой самой вкуснятиной, нужно выполнить несколько нехитрых правил: почистить, помыть, порезать, ну и на сковородочку, в маслице.  И будь то повар элитного ресторана, завзятый профессионал, или неискушённая в делах домохозяйка, они выполнят одни и те же действия, то есть почистят, помоют, порежут… и домохозяйке в голову не придёт сказать:
  - Ну и что, что картошка грязная. Что вы от меня хотите? Я же любитель.
На мой взгляд, любитель и есть тот самый настоящий профессионал, ибо только человек любящий, преданный делу, которое он выбрал, сможет достичь мастерства.
Почему же в литературе слово любитель приобрело уничижительное значение? Никто не скажет о себе:
  - Я дилетант, - или, - я профан. Нет! Все изящно говорят: - я любитель, и при этом идут в писательскую организацию, считая себя самыми, что ни на есть, профессиональными профессионалами.
Давайте заглянем в словарь Даля. Что же обозначает это слово – любить?
Любить – чувствовать привязанность, сильное желанье, хотенье; избранье и предпочтенье, иногда и вовсе безотчётно и безрассудно.
А теперь посмотрим, что такое профессия.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности (универсальный словарь по русскому языку).
То есть профессионализм – это совокупность знаний и умений, – это опыт, и никакого отношения к таланту он не имеет.
Нигде в мире нет делёжки пишущих людей на любителей и профессионалов. Есть хорошие писатели и плохие, талантливые и бездарные.
Так что, в литературе, скорее смешно звучит профессионал, нежели любитель. Ибо под прикрытием «профессиональный писатель», или «член союза писателей», как раз часто оказываются профаны и графоманы.
В союз писателей часто попадают отнюдь не самые талантливые, но зато  обладающие мощной пробивной способностью люди. Пару лет поухаживать за престарелым членом писательской организации, помыть полы, сбегать за продуктами: лет десять-пятнадцать приходить в писательскую, как на работу, (ну и что, что гонят взашей). «Стерпится-слюбится» - как говорится. Подарочки дарить, лекарствами снабжать – глядишь и стал профессиональным писателем. И можно выдавать «на гора» чушь несусветную. Член союза писателей – не хухры-мухры, не какой-то там любитель. Произошла странная подмена понятий. Гордое слово любитель уровняли со словом дилетант. А ведь любителями были Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Крылов.
Во всём мире издательское дело – это частное дело. Естественно издатель, чтобы безбедно существовать, ищет талантливого автора и, соответственно, поддерживает его материально. Заключается договор, по которому издатель ищет спонсора, издаёт, рекламирует, распространяет литературное произведение, а автор получает гонорар.  Значит и автору и издателю выгодно, чтобы произведение было читаемым.
У нас же издатель, стараясь сорвать хоть немного денежек с автора, может издать любое бездарное произведение, а посему издаются не даровитые, а денежные люди, и часто вместо интересной, талантливой литературы, в свет выходит та же самая макулатура, что и при социализме. Правда, теперь залежи этой самой макулатуры находятся в квартирах авторов, а не в книжных магазинах.
Словосочетание «профессиональный писатель», появилось в Советском Союзе. Это чисто русское детище, точнее детище социализма, которое, как ни странно, ухитряется существовать и сейчас.
Организованных писателей держать в узде сподручнее. Поэтому появился союз писателей, и, как следствие, профессиональные писатели. Возникшая ещё в царское время цензура, расцвела махровым цветом. Произведение автора проверялось и перепроверялось. Всё ненужное и опасное для советского народа, (по мнению чиновников), отсеивалось. И сколько же кануло в безвестность талантливых, но неудобных для власти писателей. Но надо отдать должное, редактура при социализме была на высоте.
Теперь ситуация изменилась. Теперь каждый автор «сам с усам». Теперь можно писать всё обо всём и как угодно плохо. Нет института редактуры, хотя, номинально, редакторы есть в каждом журнале и издательстве. Часто вместо отредактированного произведения автор получает откорректированное. То есть некоторые «редакторы» полагают, что их дело заключается именно в исправлении грамматических ошибок. Возникает вопрос:
- А почему?
Ответ очевиден. Редактор должен обладать не только знаниями, но и талантом писателя. А поскольку редакторы, в основном, люди либо слабо талантливые, либо вовсе бесталанные, да ещё и страдающие косноязычием, но, при этом, мнящие себя великими знатоками русского языка, (ибо они закончили лит. институт), они и правят грамматику, не замечая хромающей логики писателя, или стилистических ошибок, а зачастую добавляя ещё и свои.
Все мы, пишущие люди, в большей, или меньшей степени талантливы, но у большинства катастрофический дефицит знаний. Мы не умеем работать со словом. А главное, мы не хотим этого. Мы мним себя гениальными поэтами и не знаем элементарных правил стихосложения. А зачем? Мы же платим собственные деньги. Ну а читатель? Что он вообще может понимать, этот читатель? Он должен хвалить, или, как минимум, помалкивать. Автор натура тонкой организации. Его обижать нельзя.
Дорогие мои друзья, давайте же перестанем любить себя в литературе и полюбим, наконец, её самоё. Давайте станем настоящими любителями, а мастерство обязательно придёт, если мы научимся работать со словом. Ну и самое главное – давайте полюбим читателя, для которого, в сущности, все мы и пишем.
Послесловие:
Каюсь, с грамматикой у меня не всё в порядке.
Реклама
Обсуждение
     09:15 13.02.2021 (1)
Поддерживаю двумя руками ! Правильные мысли!
     14:31 13.02.2021 (1)
Спасибо. Рада, что наши мысли совпадают. Это так редко случается.
     16:56 13.02.2021
Правда редко, но то , что вы пишите мне понятно  и близко по духу.
     14:43 13.02.2021 (1)
"Есть хорошие писатели и плохие, талантливые и бездарные".
И такого разделения нет.
У нас на Фабуле все хорошие талантливые писатели.
Виктория, если не верите, попробуйте найти из 4000 авторов Фабулы, хотя бы 4-х плохих и бездарных писателей.
     16:44 13.02.2021
Как скажете.
     12:26 10.12.2020 (1)
1
Думаю, под профессионалом и любителем в данном случае понимается не плохой и хороший писатель, а писатель зарабатывающий и незарабатывающий на своей писательской деятельности. Поэтому,  Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Крылов - профессионалы.
Например: чем отличается водитель профессионал от любителя. Тем, что профессионал работает водителем, а любитель катается
А с тем, что как и любитель, так и профессионал могут быть плохими или хорошими писателями не поспоришь...

Есть ещё понятие профессионал и любитель в спорте. Там профессионалы занимаются спортом за деньги, а любители сами платят за посещение спортивных площадок.

Логики в Ваших рассуждениях нет.
     13:51 10.12.2020
Профессиональные писатели - это детище социализма. В Бытность Пушкина, Лермонтова и т. д. никаких союзов писателей не существовало, а значит все были просто любителями. То, что они были великими талантами и достигли высочайшего мастерства не делает их профессионалами. Не было такой профессии. И сейчас, кстати, в трудовом кодексе её тоже нет. Сейчас все Союзы писателей - сборище любителей и чаще всего дилетантов потому, что пишущих много, а талантов единицы.
     21:54 02.12.2020 (1)
Ничего криминального в слове "любитель" не вижу. Любитель - это человек, которого тянет к какому-то делу, ремеслу, занятию, но дело это - не его профессия, это его хобби. И мы все здесь - авторы-любители.  Вначале читала с большим интересом, но когда автор статьи ударился в критику литературы советского периода, интерес к статье пропал. А призывы в конце заметки показались нарочитыми.
     02:10 03.12.2020 (1)
1
Вы не внимательно читали. Я критиковала не литературу, а чиновников от литературы, а вот издательское дело тогда было на высоте. Попробуйте найти ошибку в книгах того времени. Ну а по поводу концовки... Все мы пишем для себя, но, почему-то, хотим чтобы нас читали. Иначе мы бы не издавали книг, и не выставлялись на всяческих сайтах. И когда я вижу, "Мы с этим Богом всё же разберёмся. Не зря же мы страдаем и живёмся." (Виктор Граков), или, "А вот теперь, в безумии презрений, Бездарности рождаются на свет. (Максим Урлик), или братьЯ, в Вашем стихотворении, становится очень жаль читателя, ведь ему приходится переваривать всю эту ахинею.
Ну и "любитель". Вы просто повторили мои слова. Зачем?
     09:15 03.12.2020
-1
Ничего не поняла, кто на ком стоял: какие братья, какие "кода?" Я вам про то, что зря в  статье о любительстве вы прошлись по литературе советского периода, а вы мне про мои "заслуги". Аж скучно, до чего предсказуемо. Например, мне после этого вашего выпада и в голову не придёт побежать к вам, зачитать по самое не хочу и рассказывать о том, кто и что вы есть. )))) Поэтому я и говорю: как всё предсказуемо, "чуйства" - двигатель наших поступков. В вашем случае горькая обидка, что вам посмели возразить.)))))
Гость      23:33 02.12.2020 (1)
Комментарий удален
     02:29 03.12.2020
Ну не всем же быть профанами
     20:37 02.12.2020 (1)
Мне понравилась статья. Интересно. Спасибо.
     01:39 03.12.2020
1
И Вам спасибо.
     19:26 02.12.2020 (1)
Очень понравилось. В основном за заключительную часть.)
А профессионалов и любителей разделяет то, что первые,
в отличии от вторых, получают гонорары.
Здесь же можно и аналогию со спортом провести.
Можно очень любить то, чем занимаешься и очень
стараться, но выше своей головы не прыгнешь.
     01:38 03.12.2020
Только раскрученные писатели получают гонорары, все остальные профессионалы, так же как и любители ищут деньги на издание своих книг.
     14:16 02.12.2020
А я не боюсь слова дилетант.. У меня даже псевдоним был dilettante.
     12:24 02.12.2020 (1)
В дополнение. Сейчас навырастали как грибы "союзы писателей". Мало-мальски раскрученный литсайт старается институциализировать литературные амбиции тщеславных графоманов. В "писатели" принимают за донаты и членские взносы, одаривают виртуальными корочками члена, издают книжки за их же немалые деньги. Замечено, что с удовольствием клюют на эту замануху люди, профессионально не состоявшиеся, которые, находясь в приличном обществе, на вопрос " а Вы чем занимаетесь?" отвечают, не моргнув глазом: "Я... писатель".
     13:00 02.12.2020
Спасибо. Хочу добавить. Я, как-то на досуге, подсчитала сколько у нас "союзов писателей", сколько в них членов, и сколько эти члены платят за вступление, плюс ежемесячные взносы, плюс издательство книг за деньги самих же членов, - не хило получается. Мало того, часть членов с периферии, получивших корочки и мнящих себя писателями, в головных организациях не числятся. Я собрала интересную подборочку высказываний членов, можно сказать даже многочленов, потому, как многие вступают в несколько союзов. Надо будет выставить на Фабуле.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама