Заметка «Кто поэты?»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 10
Читатели: 311 +1
Дата:

Кто поэты?


Как часто  приходится сталкиваться с разными людьми и разными мнениями на те или иные вещи. Однако, мы все настроены на определённые шаблоны поведения в обществе и придерживаемся приемлемым для всех взглядам. Такая позиция тяжело воспринимается творческими людьми. Это вяжет их полёт мыслей «по рукам и ногам». Но раз они пишут или просто творят для других, то значит вынуждены подстраиваться под потребности общества, иначе могут потерять читателей, зрителей, слушателей и т. п.  Как трудно порой само реализовываться, быть понятыми и принятыми. Казалось, пиши и делай то, что от тебя ждут.

Но нет. Вопреки устоявшимся правилам поэзии, читатели, цензоры, рецензенты, редакция ждут от авторов необычное, оригинальное творчество, ломающее сложившиеся стереотипы. Ну, а когда автор выдает это самое новое, его встречают в штыки, обрушивается шквал критики и осуждения.

Если вспомнить историю любого известного на сегодня поэта вспоминается, что далеко не сразу его творчество принимали на «Ура!» Почему и отчего это происходит? Почему нового всегда ждут и в то же время свежие веяния вызывают революцию в умах, переворот в сознании, споры и даже отторжение. Первопричина - принятие на веру положений, высказанных авторитетными людьми.

Разновидностью этого вида психологического восприятия информации - инерция мышления, упорное отстаивание общепринятой точки зрения. Такая форма проявления психологической инерции мышления характерна для всех времен, не исключая наши дни.

Мы привыкли жить определенным образом и поступаем изо дня в день одинаково, держимся подальше от неизведанного. В прошлом, когда жизнь человека не стоила ничего, а реальность была полна смертельных опасностей, такое поведение имело в себе много рационального.

Времена изменились, но человеческая психика осталась прежней. И сейчас мы остаёмся  заложниками эффекта статуса-кво. Потенциальный ущерб от потери статуса-кво для нас важнее, чем потенциальная выгода от новизны или альтернативного варианта развития событий. А ведь познание неизвестного - это и есть прогресс во всех сферах жизнедеятельности человека.
О положении современной поэзии сейчас, как впрочем, и всегда много пишут и спорят.

**

Виктор Кирюшин - Председатель Совета по поэзии СП России «Плач о гибели литературы в целом и поэзии в частности, очевидно, начался с самого их возникновения. Вот не самый давний, отстоящий от нас всего на 180 лет: «Подломились ходульки наших литературных атлетов, рухнули соломенные подмостки, на кои, бывало, карабкалась золотая посредственность, вместе с тем умолкли, заснули, исчезли и те немногие небольшие дарования, которыми мы так обольщались во время оно».

Виссарион Белинский, цитата из статьи «Литературные мечтания», опубликованной в газете «Молва». «И так век за веком, год за годом, даже и в те времена, когда творили Лермонтов, Тютчев, Боратынский, Некрасов, Фет… А что же сегодня? Да то же самое. Непрекращающийся стон: литературы нет, поэзия погибла, вокруг одни графоманы. И невдомёк плакальщикам, что погибнуть национальная литература может только в случае гибели самого народа. Ну, а что касается поэзии, впору вспомнить  Маяковского: «…существует и ни в зуб ногой!».

Да, существует! И сегодня много поэтов хороших и разных. Ещё больше людей, считающих себя поэтами, но по сути ими не являющихся. Благо сейчас не проблема в интернете свои произведения публиковать и книжку издать, а то и не одну. Возьмёшь такую в руки, прочтёшь несколько опусов и поневоле вспомнишь Бунина: «Тот, кто называется «поэт», должен быть, как человек редкий по уму, вкусу, стремлениям и т.д. Только в этом случае я могу слушать его интимное, любовное и проч. На что же мне нужны излияния души дурака, плебея, лакея?»

Нина Ягодинцева, поэт, критик (Челябинск):
«Слава Богу, поэзия есть. И она выполняет свою задачу. Все споры вокруг неё носят характер сиюминутный и не затрагивают главного. Отсюда время от времени и вспыхивает паника: где поэзия? Что с ней? Кто поэт? Ах, это поэт?! Да вы что! Как можно! Если говорить сурово прагматически, сфера деятельности поэзии – созидание, преобразование, поддержание образа мира, целостного представления, исходя из которого, разворачиваются все остальные действия человека. Мы ищем одного поэта, самого-самого, который бы сказал нам…

Так называемые «либералы от поэзии» всё настойчивее превращают творчество в «самовыражение» – а это тупик, потому что, самовыражаясь, поэт перестаёт выполнять поэтическую функцию. Он не творит, а описывает себя, изменяя поэзии в сущности, и переставая быть интересным кому-либо кроме жены и парочки близких знакомых. Но шуму от этих ребят на всю современную поэзию.

Разведка и строительство смыслов по-настоящему мало кого сегодня привлекают – это ведь сложность и новизна, тут надо трудиться думать и чувствовать… Но вот именно сюда толпами и рвутся поэтические самозванцы и разнообразные мессии – их легко опознать по ярким рекламным наклейкам, чётко затверженным слоганам и неплохо организованному сопровождающему гулу поклонников. Здесь идут основные битвы за поэзию и против неё».

Виктор Тихомиров-Тихвинский редактор страниц поэзии российской газеты "Слово": «Редакции литературно-художественных изданий так вот сразу не кидались публиковать новичков: авторов всегда хватало в ближайшем окружении.  Очереди на публикации  произведений простых смертных литераторов растягивались на год-два, потому лишние «чужие»  таланты в большинстве своем были обречены на «похоронки».

С появлением возможности издания книг за свой счет, положение авторов улучшилось, однако хлынувший на голову читателю поток неконтролируемой редакторами  поэзии  сделал свое подлое дело: истинный читатель  стал  тратить  много времени, на то, чтобы   в буреломе бездарной  литературы найти истинный талант. А когда у него, у этого таланта нет денег на издание книги, когда редакции газет и журналов шлют в ответ  отписки под копирку – есть ли шанс встретиться читателю с настоящей поэзией?»

**

Давайте не будем забывать, что творческий человек по своей сути – ранимый, требующий особенного бережного подхода. А такое в писательской среде не практиковалось и  не практикуется. Исключения бывают лишь для избранных. В поэзии, как и в творчестве в целом немало сломанных судеб из-за непризнания и неприятия.

Причина современного наплыва разнообразных поэтов не только в доступности публиковать свои вирши. Компьютерная революция смела все границы и заборы в литературные круги. Это веяние времени своего рода демократия в умах, свобода высказывания своих мыслей в пределах, конечно, общепринятых норм и правил поведения в обществе. На Стихи. ру даже непристойные произведения имеют свою аудиторию, правда, они востребованы такими же по уровню воспитания, как автор, читателями, что, несомненно, засоряет поэзию, о чём было написано мною ранее в «Воззвании к поэтам».

И не зря авторы сайта называют Стихи. ру - стихирой. Это слово ассоциируется со словом «стихийный».  Стихи. ру - это действительно стихийное явление в поэзии, её новый этап, обогащенный или засорённый (время покажет)  массовым народным творчеством. Наши классики были бы немало удивлены таким возросшим интересом к поэзии как таковой и поэзии широких масс, практикующих себя в этом виде творчества.

Жёсткая цензура ушла в прошлое, теперь читатели определяют то, что им нравится. Возможно, всё это меняет и само понятие о поэзии и её предназначении. Поиск нового диктует само время - время компьютерных технологий. То, что поэзию мало читают, виноваты не поэты, а сам социум, отвлечённый от себя и внутреннего «я» избытком ненужной и лишней информации, которую он пока не в состоянии отсеивать.

Задача поэтов - современников не дать читателю уйти в холодный и бездушный мир этих технологий. Искать новое в поэзии - означает привлечь внимание к ней наибольшего числа молодых читателей и «сеять разумное доброе, вечное» на  языке понятном для молодого поколения.

Сейчас на поэтических сайтах отсутствует общение с читателями. Сами же авторы не активны. Они заходят на страницы других авторов больше из любопытства. В большинстве своём молча просматривают скучающим взглядом чьё-то стихотворение. За редким исключением какой-нибудь автор лестно отзовётся о другом или напишет ободряющую рецензию.

Находятся и безжалостные критики с отсутствием чувства такта и понимания. Есть поэты, которые болезненно воспринимают молчание по поводу опубликованного им стихотворения. Ведь поэты пишут для людей и ждут признания, либо конструктивной критики, особенно важной для начинающих. Есть поэты благосклонно принимающие рецензии на свой счёт, а сами не желают принимать участия в обсуждениях, писать отзывы и даже отвечать рецензентам. Создаётся впечатление, что они пришли сюда подарить себя людям.

Сайт скучен без обсуждения, без отзывов обычных читателей, которые словно призраки посещают нас под грифом «неизвестного читателя». Не понятно, почему они не могут общаться с нами? Ведь мы пишем для них? Разве не так? Читатели нуждаются в поэзии и читают стихи не меньше, чем статьи популярных издательских платформ. Их живое участие дало бы толчок к развитию поэтического творчества и привлекло бы внимание широких народных масс к поэзии.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     01:04 14.02.2021 (1)
1
как это мне напомнило советские учебники обществоведения. Сказано много, складно и не о чём. Я не понял ничего, но мне понравилось.
     06:25 14.02.2021
Спасибо,Анатолий!
     16:29 13.02.2021
Слова, слова... Т.н жажда творчества - есть неуёмное стремление самовыражения, помноженное на нарциссизм. Тонкие натуры? Нарциссы - они тонкие...
Если жизнедеятельность организма сопровождается физическими отправлениями, то деятельность мозга - психическими. В нём идут мыслительные процессы креативного плана. Но, когда вмешивается искусство... Это, что солёные огурчики принять с молоком. Разум начинает пучить и поэт спешит облегчиться стихами. 
     15:31 13.02.2021
И всех  поэтов наградят посмертно...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама