Предисловие: В любом государстве существует цензура, то есть, запрет на некоторые виды деятельности представителей ее творческой интеллигенции. Без цензуры государств не бывает. Или
Несколько слов про фильм «Список Лапина», показанный на ТВ-3 12 марта 2021 года.
Вступление.
Артист и общество.
Артисты и актеры являются неотъемлемой частью творческой интеллигенции общества. А интеллигенция, это социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением образования, культуры, развлечений, зрелищ и отличающихся высотой духовно-нравственных устремлений, обостренным чувством долга, чести и патриотизма… И так далее и тому подобное. Потому что дальше следует известная фраза Ленина: интеллигенция, это не мозг нации, а ее го…но.
Сами же актеры и артисты государства относятся к творческим людям, занимающиеся организацией досуга, развлечения и зрелищ в данном обществе. Могут ли они быть свободными от законов общества или же обязаны подчиняться некоторым обязательным его нормам?
В государствах с сильной верховной властью обязаны. Здесь никаких альтернатив быть не может. В СССР жизнь и «работа» актеров и артистов находились под сильным контролем власти. В США – тоже! Без цензуры для творческой деятельности интеллигенции в нынешнем мире государств нет. Причем, самая мощная цензура находится в нынешнем демократическом государстве под названием США.
Творческая цензура в СССР.
Был в СССР госчиновник высокого ранга по фамилии Лапин. Он заведовал Гостелерадио и лично сам определял, кого из артистов допускать до экрана ТВ и до радиомикрофона, а кого – нет. То есть, Лапин являлся своеобразным окном государственной цензуры для артистов развлекательного жанра.
Но известно, что выступление на радио и ТВ страны давало актеру, артисту популярность, возможность выступать на сцене и конечно же - зарплату .
Поэтому, глава Гостелерадио Сергей Лапин был действительно всемогущ, ибо он являлся в государстве тем самым лицом, который самолично, по собственному пониманию задач, стоящих перед развлекательной системой СССР, определял, кому из артистов и артистических коллективов страны можно выступать на сцене, на ТВ и в радиоэфире, а кому – нет!
Именно этими своими действиями он лично приговаривал некоторых артистов к славе и известности, а некоторых к безвестности и, без преувеличения, ломал их судьбы. По сути, отстранение от эфира было наказанием и даже «казнью» певца или певицы. И по словам авторов фильма, Лапин изменил облик, характер, мелодику и всю атмосферу советской эстрады тех лет. С их точки зрения Лапин буквально выдавил из эфира СССР практически всё лирическое, задушевное, человеческое, оставив одну лишь патетику и славословие советской власти.
С моей точки зрения, с точки зрения человека, родившегося и выросшего в Советские время, это вранье. И сам фильм «Список Лапина», в котором рассказывается о том, как сложились судьбы тех артистов, которые попали в «Лапинскую машину» и который был показан на ТВ-3 10-го марта текущего года, является очередным антисоветским пасквилем под названием «Список Лапина».
В этом фильме рассказывалось о судьбах советских певцов и певиц, сбежавших в 60-80-е годы из СССР под «маркой» того, что им хотелось петь про любовь мужчины и женщины друг к другу, а их, этот Лапин заставлял петь только про любовь к СССР.
Всемогущий глава Гостелерадио Сергей Лапин по мнению создателей фильма самолично делил артистов на хороших и плохих, своих и не своих, приговаривая одних артистов к почету и славе, а других же - к полной их безвестности, отстраняя от эфира и, тем самым, ломая их судьбы и жизни. Ведь в те времена отстранение от эфира было настоящей «казнью» певца или певицы. И певцы вынуждены были уезжать для заработка из Москвы, Киева и Ленинграда на гастроли, мотаясь по городам и сёлям громадной страны без цивилизованных удобств и комфорта.
Лапин, по мысли создателей фильма, изменил облик, характер, мелодику и всю атмосферу той, советской эстрады, выдавил из эфира практически всё лирическое, задушевное, теплое и истинно человеческое. Что надо было тогда советскому зрителю, по мнению создателей фильма, знал лишь один человек в стране, «товарищ» Лапин.
И из страны, по мнению создателей фильма, из-за диктата Лапина уехали лучшие певцы и певицы СССР. Остались, по современным словам Собчак, одни лишь «задворки и отребье» мировой песенной эстрады, никому до сих пор не нужные.
Кто уехал в те годы из страны? Вот список тех, о которых шел разговор в фильме. Он не большой. Это Лариса Мондрус, Аида Ведищева, Нина Бродская и единственный мужчина Вадим Мулерман. Немного поговорили об Алле Йошпе, которую не выпустили за границу в Израиль для операции на тазобедренном суставе и певице Галине Ненашевой. Но очень даже немного. И мало существенное.
И почему-то ничего не было сказано о Высоцком, единственном из всех артистов СССР, имевшем по разрешению КГБ, свободный выезд в любую страну Европы. Не было ничего сказано об Эмиле Горовце и о Михаиле Александровиче, великолепных эстрадных тенорах СССР, имевшие звания народных артистов СССР, уехавших из страны, но прекрасно устроившихся за рубежом, без труда вписавшись в вокальную жизнь Европы и США благодаря своим выдающимся вокальным данным.
Почему?
Да потому, что они продолжали успешно петь на сценах Европы и Америки и не говорили ничего плохого об СССР даже после своего бегства из страны.
А эти, с пеной у рта доказывающие, как их жестоко преследовал и как их не допускал до эфира проклятый Лапин, за рубежом певицами устроиться не смогли, как они не поливали грязью СССР и петь после своего бегства из страны им пришлось бросить. Вот именно за это свое «невписание» в музыкальную жизнь Европы и США они и стали люто ненавидеть СССР и начали на него лить грязь.
Даже такое уникальное явление советской эстрады, как Мулерман с неповторимо изумительной бархатистостью своего голоса, который хотелось слушать бесконечно, и тот не нашел себя в США, потому что там ему надо было не петь, а участвовать в идиотских развлекательных шоу, на которые он был «не мастак». Даже организация детской музыкальной школы для детей русских эмигрантов в Нью Йорке не спасла его от депрессии и от инсультов.
Именно потому он вынужден был в девяностые годы вернуться в Россию, точнее, не в Россию, а на Украину, в родной Харьков.
Но вернулся уже не известным когда-то певцом великой страны СССР, а всего лишь бывшим ее гражданином с унизительной маркой диссидента. Что для него оказалось несостоятельным и стыдным. И он не долго прожил после своего возвращения из Америки. Умер от инфаркта.
PS Если посмотреть на положение эстрадных певцов в нынешней России, то времена Лапина покажутся сказкой. Где финалисты шоу «Голос»? Нет их нигде. А ведь там были уникальные певцы с неподражаемыми голосами, как, к примеру, Гела Гуралиа. Где они? Нет их! А ведь в нынешней России нет Лапиных. Так почему же их нет на нашей эстраде?!
Где неповторимый Сумищевский, где неповторимый Подболотов с миллионными просмотрами в интернете своих выступлений? Их нет! А кто есть? Одни и те же опротивевшие до тошноты, до жути, компьютерные «Киркрово-Басковы» с Пугачёвой и ее дочерью, на которых уже смотреть невозможно и слушать их давно уже не хочется.
Но они все же есть! А вы говорите, что Лапин во всем виноват. Жаль, что его сейчас нет и нам суют по всем каналам радио и ТВ одну и ту же серую чепуху.
PPS На нынешнее шоу по Евровидению выдвинули какую-то девушку под «кликухой» Маняша или Маниша, точно не помню. Но ее «пение» в точности соответствует ее кличкам – сплошное «блеянье» под физкультурные упражнения на сцене! Кто ее выбирал и кто ее послал на Евровидение – неизвестно. А ведь она едет представлять Россию. Стыдоба жутчайшая! А вы все твердите про Лапина, Лапина!
При Лапине была Великая Советская эстрада с Великими Советскими песнями. Без него ее нет! Так что пора бы уже и вернуть в нашу эстраду нового Лапина. Без него у нас - помойка!
***
Послесловие: Когда искусство превращается в пустую развлекаловку, в такое же пустое "зрелище" для перенасыщенных "желудков", то само искусство исчезает и о нем становится говорить бессмысленно. |