Заметка «Песенная цензура в СССР.»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Баллы: 1
Читатели: 524 +1
Дата:
Предисловие:
В любом государстве существует цензура, то есть, запрет на некоторые виды  деятельности представителей ее творческой интеллигенции. Без цензуры государств не бывает.

Песенная цензура в СССР.

Или
Несколько слов про фильм «Список Лапина», показанный на ТВ-3  12 марта 2021 года.

Вступление.

Артист и общество.

Артисты и актеры являются неотъемлемой частью творческой интеллигенции общества.  А интеллигенция, это    социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным трудом,  развитием и распространением образования, культуры,  развлечений, зрелищ  и отличающихся высотой духовно-нравственных устремлений, обостренным чувством долга,  чести и патриотизма… И так далее и тому подобное. Потому что дальше следует известная фраза Ленина: интеллигенция, это не мозг нации, а ее го…но.
Сами же актеры и артисты государства относятся к творческим людям, занимающиеся организацией досуга, развлечения и зрелищ в данном обществе. Могут ли они быть свободными от законов общества или же обязаны подчиняться некоторым обязательным  его нормам?
В государствах  с сильной верховной властью  обязаны. Здесь никаких альтернатив быть не может. В СССР  жизнь и «работа»  актеров и артистов находились  под сильным контролем власти.  В США – тоже! Без цензуры для творческой деятельности интеллигенции в нынешнем мире государств нет. Причем,  самая мощная цензура находится в нынешнем демократическом государстве под названием США.

Творческая цензура в СССР.

Был в  СССР госчиновник высокого ранга по фамилии Лапин. Он заведовал Гостелерадио и лично сам  определял, кого из артистов допускать до экрана ТВ и до радиомикрофона, а кого – нет.  То есть, Лапин являлся своеобразным окном государственной цензуры для артистов развлекательного жанра.
Но известно, что выступление на  радио и ТВ  страны  давало актеру, артисту популярность, возможность выступать на сцене и конечно же  -  зарплату .

Поэтому, глава Гостелерадио Сергей Лапин был действительно всемогущ, ибо он являлся в государстве тем самым  лицом, который  самолично, по собственному  пониманию задач, стоящих перед развлекательной системой  СССР,  определял, кому из артистов и артистических коллективов страны можно выступать на сцене, на ТВ  и в радиоэфире, а кому – нет!

Именно  этими  своими действиями он лично приговаривал некоторых артистов к славе и известности, а некоторых к безвестности и, без преувеличения, ломал их судьбы.  По сути, отстранение от эфира было наказанием и даже «казнью» певца или певицы. И по словам авторов фильма, Лапин изменил облик, характер, мелодику и всю атмосферу советской эстрады тех лет. С их точки зрения  Лапин буквально  выдавил из эфира СССР  практически всё лирическое, задушевное, человеческое, оставив одну лишь патетику и славословие советской власти.

С моей точки зрения,  с точки зрения человека, родившегося и выросшего в Советские время, это вранье. И сам фильм «Список Лапина», в котором рассказывается  о том, как сложились судьбы тех артистов, которые попали в «Лапинскую машину» и который был  показан на ТВ-3 10-го марта текущего года, является очередным  антисоветским пасквилем под названием «Список Лапина».

В этом фильме  рассказывалось о судьбах советских певцов и певиц, сбежавших в 60-80-е годы из СССР под  «маркой» того, что им хотелось петь про любовь мужчины и женщины друг к другу, а их, этот Лапин заставлял петь только про любовь к СССР.

Всемогущий глава Гостелерадио Сергей Лапин по мнению создателей фильма  самолично делил артистов на хороших и плохих, своих и не своих, приговаривая одних артистов к почету и славе, а других же - к полной  их  безвестности, отстраняя от эфира и, тем самым,  ломая их судьбы и жизни.  Ведь в те времена  отстранение от эфира было настоящей  «казнью» певца или певицы. И  певцы вынуждены были уезжать для заработка из Москвы, Киева  и Ленинграда  на гастроли, мотаясь по городам и сёлям громадной страны без цивилизованных удобств и комфорта.

Лапин, по мысли  создателей фильма,  изменил облик, характер, мелодику и всю атмосферу той, советской эстрады,  выдавил из эфира практически всё лирическое, задушевное, теплое и истинно человеческое. Что надо было тогда  советскому зрителю, по мнению создателей фильма,  знал  лишь один человек в стране,  «товарищ» Лапин.

И из страны, по мнению создателей фильма, из-за диктата Лапина уехали лучшие певцы и певицы СССР. Остались, по современным  словам Собчак, одни лишь  «задворки и  отребье» мировой песенной  эстрады, никому до сих пор не нужные.

Кто уехал в те годы из страны? Вот список тех, о которых шел разговор в фильме.  Он не большой. Это Лариса Мондрус, Аида Ведищева, Нина Бродская и единственный мужчина Вадим Мулерман. Немного поговорили об Алле Йошпе, которую не выпустили  за границу в Израиль для операции на тазобедренном суставе  и певице Галине Ненашевой. Но очень даже немного. И мало существенное.

И почему-то ничего не было сказано о Высоцком, единственном  из всех артистов СССР, имевшем по разрешению КГБ, свободный  выезд в любую страну Европы. Не было ничего сказано об Эмиле Горовце и о Михаиле  Александровиче, великолепных эстрадных тенорах СССР, имевшие звания народных артистов СССР, уехавших из страны, но прекрасно устроившихся за рубежом, без труда вписавшись в вокальную жизнь Европы и США благодаря своим выдающимся вокальным данным.

Почему?

Да потому, что они продолжали успешно петь на сценах Европы и Америки  и  не говорили ничего плохого об  СССР даже после своего бегства из страны.

А эти, с пеной у рта доказывающие, как их жестоко преследовал и как их не допускал до эфира проклятый Лапин, за рубежом певицами  устроиться не смогли, как они не поливали грязью СССР и петь после своего бегства из страны им пришлось бросить. Вот именно  за это свое «невписание» в музыкальную жизнь Европы и США они и стали люто ненавидеть СССР и начали на него лить грязь.

Даже такое уникальное явление советской эстрады, как Мулерман  с  неповторимо  изумительной    бархатистостью  своего голоса, который  хотелось слушать бесконечно, и тот не  нашел себя в США, потому что там ему надо было не петь, а участвовать в идиотских развлекательных шоу, на которые он был «не мастак». Даже организация детской музыкальной школы для детей русских эмигрантов  в Нью Йорке не спасла его от депрессии и от инсультов.

Именно потому он вынужден был в девяностые годы вернуться в Россию, точнее, не  в Россию, а на Украину, в родной Харьков.

Но  вернулся  уже  не известным  когда-то  певцом  великой страны СССР,  а всего лишь бывшим  ее гражданином  с унизительной маркой диссидента.  Что для него оказалось несостоятельным  и стыдным. И  он  не  долго прожил после своего возвращения из Америки.  Умер от инфаркта.

PS Если посмотреть на положение эстрадных певцов в нынешней  России, то  времена Лапина покажутся сказкой. Где финалисты шоу  «Голос»? Нет их нигде. А ведь там были уникальные  певцы с неподражаемыми  голосами, как, к примеру,  Гела Гуралиа. Где они? Нет их!  А ведь в нынешней России нет Лапиных.  Так почему же их нет на нашей эстраде?!

Где неповторимый Сумищевский, где неповторимый Подболотов с миллионными просмотрами в интернете своих  выступлений? Их нет! А кто есть? Одни и те же опротивевшие до тошноты, до  жути, компьютерные «Киркрово-Басковы» с Пугачёвой и ее дочерью, на которых уже смотреть невозможно и  слушать их давно уже  не хочется.

Но они все же есть! А вы говорите, что Лапин во всем виноват. Жаль, что его сейчас нет и нам суют по всем каналам радио и ТВ одну и ту же серую чепуху.

PPS На нынешнее шоу по Евровидению выдвинули какую-то девушку под «кликухой»  Маняша или Маниша, точно не помню. Но ее «пение» в точности  соответствует ее кличкам – сплошное  «блеянье» под физкультурные упражнения на сцене! Кто ее выбирал и кто ее послал на Евровидение – неизвестно. А ведь она едет представлять Россию. Стыдоба жутчайшая! А вы все твердите про Лапина, Лапина!

При Лапине была Великая Советская эстрада с Великими Советскими песнями. Без него ее нет! Так что пора бы уже и вернуть в нашу эстраду нового Лапина. Без него у нас  - помойка!

***



Послесловие:
Когда искусство превращается в пустую развлекаловку, в такое же пустое "зрелище" для перенасыщенных "желудков", то само искусство исчезает и о нем становится говорить бессмысленно.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:07 14.03.2021 (3)
2
Цензура родная сестра диктатуры.   
     11:08 15.03.2021
Ю.!
Цензура является обязательной составляющей любой власти, если она власть. А власть - это сила,  диктат в руках правителя. и никакой правитель в мире не потерпит надругательство над собой, в какой бы оно форме не выражалось. Поэтому сильная власть  синонимом диктатуры, а слабая власть - синонимом демократии.
     18:03 14.03.2021 (1)
Государственная власть и есть воплощенная в жизнь диктатура. на то она и власть. Если же нет власти, то это бардак, анархия, дикие джунгли, называемые по малограмотности демократией. А что такое демократия в современном смысле слова, мы видели в США, когда законно избранного президента страны его противники разом отключили от всех видов СМИ, включая его ядерный чемоданчик.
     18:13 14.03.2021 (1)
3
Какой же Вы дурак, прости господи.
Не хотел комментировать, но...
Макар! У Вас полный бардак в области логики. Диктатура  есть одна из форм осуществления государственной власти. Но не наоборот.
Подобно тому, как всякая женщина - человек. Но не всякий человек - женщина.

Трампа не отключали от всех видов средств массовой информации. Откуда Вы это взяли? Ему, что, газеты запретили читать?.. Или телевизор забрали у него? 
И уж "ядерный чемоданчик" средством массовой информации никак не является.
     18:27 14.03.2021
А.К.!
Господи-и-и-и, как же трудно с вами, демократами!!!!!!!!!
Еще раз повторяю для непонятливых: власть была, есть и будет диктатурой,  которая  заставляет себе подчиняться силой. Если по другому - то это уже не власть.  Весь вопрос в другом - на что направлена власть? Либо на обогащение своих представителей, либо на развитие страны. 
А Трампа отключили от всех видов  современных СМИ Америки.  Об этом твердили все наши СМИ и  СМИ Европы. Даже мобильники у него вырубили и он совсем потерял возможность "общаться" со своей женой и своим ядерным чемоданчиком.
Вы этого не знали, хотя об этом твердил весь мир? Ну, это ваши проблемы. Значит, правильно говорят, что нет более глухого человека чем то, кто не хочет или не  умеет слушать.
     17:52 14.03.2021 (1)
1
Краткость - сестра таланта, как сказал известный умный человек.
Юки, я с Вами полностью согласен.
     18:08 14.03.2021
1
Если встать на эту точку зрения, то самый талантливый человек на свете, это тот, который научился ставить точки.
     15:10 14.03.2021 (1)
Интересная тема. Правда обозначена узко, только советским периодом и жанром песни.
А нужна ли нам вообще Цензура? В любой форме и с благими намерениями?
Ответ на этот вопрос люди ищут еще с античных времен.
Мое мнение - Цензура не нужна!
По большому счету Цензура нужна только для Власти, для продвижения ее узко направленных задач.
Для простых людей достаточно простых элементарных правил, как например на Фабуле, что можно публиковать, а что общество, людей  оскорбляет.
Насчет "развлекательности "или "нужности" того или иного вида творчества - это дело вкуса, а не Правил.
В обществе все люди разные и проявление их творчества запрещать нельзя, независимо, нравится мне, Лапину или кому-нибудь другому.
     16:30 14.03.2021 (1)
1
Л.Л.!
Мое мнение противоположное. Цензура является фундаментом любой государственной власти. Без цензуры государств не бывает.  Потому что любое государство проводит свою политику во всех отраслях хозяйства и культуры. И все, ненужное или вредное для государства, оно обязано вычищать  каленым железом.  Иначе государство просто погибнет. Поэтому песни, фильмы, литература, изобразительное искусство, наука, техника, технологии и так далее, должны быть нужными для государства, для ее развития. А принцип, что, мол, толпе (народу) нужны лишь хлеб и зрелища, это для идиотов. Народу нужна мудрая государственная политика в искусстве, развивающая государство и помогающее ему жить. И здесь всякие там "квадраты", "кровати с неубранным бельем", холсты, заляпанные краской и груды ржавого железа в виде "образцов",  так называемого, современного искусства должны быть запрещены в государстве законодательно  и не выставляться в государственных музеях. И петь певцы должны и обязаны то, что является основой народной музыки у государства и нести в народ положительные эмоции и гуманитарные составляющие.
Если этого в государстве нет, тогда надо отказаться от своей истории, своей культуры и отдать свою территорию другим государствам, которые "штыками и картечью" будут уже навязывать населению этого жизненного пространства свою культуру и свои ценности.,
     18:09 14.03.2021 (1)
Макар, Вы, я и многие на нас похожие являются яркими примерами продукта советской власти, где девиз (да и жизнь) был один: Государство - это я!
Сейчас государство - это конкретные живые люди (элита), которые  ничего общего с нами не имеют и отстаивают свои (не Ваши и мои) интересы.
Им  глубоко наплевать на "всякие там "квадраты", "кровати с неубранным бельем", холсты, заляпанные краской и груды ржавого железа в виде "образцов",  так называемого, современного искусства".
Само определение слова Цезура гласит: "Это признание права государства на ограничение распространения любой информации, которую государство считает вредной или нежелательной".
Что такое цензура Вы поймете, тогда, когда за Ваш патриотичный (с моей стороны) ответ на мой комментарий, Вас возьмут и привлекут (со стороны государства)  за... то что Вы противник свободы слова.
Просто современному "Лапину" так покажется. И кирдык!
Что будите делать?
Каяться в грехах, как это делали истинные революционеры в 1937 году?
     18:43 14.03.2021 (1)
1
Видите ли, но, если государство не хочет стать выразителем моих интересов, как основной части трудового ее населения, то зачем мне такое государство? Я его пошлю на три буквы, как это сделали мои деды в 1917 году.
И я не хочу, чтобы МОЕ государство, если оно МОЕ, размещало в своих государственных музеях расчлененные трупы под видом современных скульптур, как это сделало правительство Москвы. Пусть оно размещает их в музее современного искусства госпожи Свибловой вместе с унитазами, заполненными экскрементами. У Свибловой могут размещать все, что угодно, но в государственных музеях - НЕ ИМЕЮТ ПРАВО, потому что государство - это я, его трудовой народ. 
А цензура, это право государство выбрасывать за свои пределы все то, что не соответствует нормам и правилам самого государства.
И последнее - Лапин, это не самодур чиновник, это воля государства под названием СССР в вопросах песенного искусства. И этой воле надо подчиняться. Не хочешь подчиняться - уезжай на свой родной запад где, неожиданно оказывается, что цензура в те времена была на много сильнее советской. Именно поэтому эти сбежавшие из СССР певицы на западе не нашли спроса на себя.
     19:36 14.03.2021 (1)
Макар, извините, вы меня не внимательно читаете.
Забудьте тезис: Государство - это я!
Никакое мы не государство.
Государство -это владельцы газпрома, роснефти, рослеса. ростеха и т.д.
Воля у них одна - получать больше и больше прибыли. А что идет там на ТВ, в кино, музеях, как говорил мой друг "это проблема индейцев".
Свобода и Цензура - это вечный спор между Добром и Злом.
Я за Добро!
     20:31 14.03.2021 (1)
1
В СССР государством был я, гражданин этого государства. Сейчас, в нынешней России, государство - это миллиардеры России, которые пока еще терпят над собой Путина. И в СМИ России они творят все, что захотят.  То же самое было и в Царской России перед Первой мировой. Именно тогда начали появляться в музеях страны квадраты, круги и другая мазня под маркой современного искусства.  Именно тогда на сценах Москвы шел спектакль Андреева под названием "Да здравствует Иуда" . А сейчас в Художественном идет спектакль под названием "Правда Вагины".  То есть. история России повторяется. 
А миллиардеров на свою шею посадил я, поддавшись предательству правящей верхушки страны.  В развале СССР виноват именно я, бывший гражданин былого государства под названием СССР. И мне жалко моих внуков, живущих в этой "клоаке"
Да, еще по поводу свободы на все и вся.. 
Со школьных времен помню слова Фонвизина:
-- Свобода в безнравственном человеке, это его право делать   в жизни зло.
     20:38 14.03.2021
Макар, мы говорим одно и тоже, заходя по второму кругу.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама