Заметка «А как у вас обстоят дела с Вами? Это Вы или не вы?»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 30
Читатели: 1161 +1
Дата:
Заметка «А как у вас обстоят дела с Вами? Это Вы или не вы?» самая комментируемая(18) работа за сутки
28.02.2022
Предисловие:
Как писать правильно – вы или Вы? Где и в каких текстах обязательно пафосное Вы, а когда достаточно обычного вежливого вы?
Разбираемся.

А как у вас обстоят дела с Вами? Это Вы или не вы?

Никогда не думал, что придется писать на такую тему. Но приходится.
Несколько лет назад, гуляя по сети, я наткнулся на рассказ где в диалоге, в прямой речи два персонажа обращались друг к другу на «Вы». Непонятно? Поясняю: не на «вы», а на «Вы». В диалоге. В прямой речи!
Что-то вроде этого:
«– А не выпить ли нам с Вами, мой друг, водочки?
– Мне с Вами? А почему бы и нет? Наливайте!»
Ну или что-то в этом роде. Очень я тогда изумился такому чрезмерному и необъяснимому с грамматической точки зрения проявлению вежливости и выражению уважения. «Выражжению уважжения» – гм… звучит ужжасно! Ладно, надеюсь, читатель мне простит это жужжание.
А потом я благополучно забыл об этом случае. Но с недавних пор я как-то активнее стал посещать различные литературные площадки. И, разумеется, больше читать. И что я вижу?! Чуть ли не в каждом втором произведении в прямой речи – то есть в диалогах между персонажами – такое простое и понятное местоимение «вы» пишут с прописной (заглавной) буквы! И ладно бы так писали обычные люди, закончившие школу сто лет назад. Нет! Так пишут даже заслуженные учителя, доктора педагогических наук, преподаватели русского языка,  директора школ, заслуженные-перезаслуженные писатели и прочие академики! И я не шучу и не преувеличиваю, со многими я переписывался по этому вопросу. Многие из них ничуть не сомневаются в своей правоте, более того, заявили, что так учат и своих учеников! Когда я попросил показать правило, которым они руководствуются, меня обвинили в полной неграмотности, заявили, что этому учат еще в начальной школе и что не знать такое стыдно!
В общем, разошлись во мнениях окончательно и бесповоротно.
При этом все они настолько безапеляционно указывали мне на мою неграмотность, с таким апломбом и презрением, что я, ей-богу, чуть не засомневался. И по итогам этих диспутов решил перепроверить свои школьные знания – мало ли, а вдруг правила действительно изменились? В общем, перерыл кучу словарей и сайтов. Надо сказать, что информация на этот счет весьма скудная. Но есть. Может быть, она пригодится и вам.
Вот что говорит об этом Марина Александровна Королёва – журналист, радио- и телеведущая, писатель, драматург, кандидат филологических наук, ведущая радиопередачи о русском языке «Как правильно?»:
«Когда мы пишем местоимение Вы с прописной буквы? Единственная ситуация, которая требует от вас написания местоимения Вы с большой буквы, – это официальное письмо, обращенное к одному конкретному человеку. Уважаете вы его или нет – ваше дело, но правила речевого этикета ставят вас в безвыходную ситуацию: Вы, Вас, Вам, Вами... Во-вторых, Вы с большой буквы возникает, когда мы пишем личное письмо и опять-таки обращаемся в нем к одному конкретному лицу. Но тут – внимание! – выбор за вами, автором письма. Если хотите выразить особо уважительное отношение к адресату, проявить вежливость – пишите Вы. Нет у вас такой задачи – используйте строчную букву, пишите вы
Но я подумал, что мне могут возразить: «Да кто такая эта Королева? Ты бы еще Бузову сюда приплел! Да я сам(а) почетный писатель России и окрестностей, а она мне будет указывать?! Пусть сама почитает школьный учебник по русскому языку!». И я понял, что нужны железобетонные доказательства и очень громкие имена или источники. И пошел копать дальше. Увы, во многих (даже академических) словарях и справочниках вопрос использования «Вы/вы» в художественной литературе вообще не рассматривается. 
Например:
* «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (Под ред. В. В. Лопатина. М., 2013. § 202):
«С прописной буквы пишутся местоимения Вы, Ваш как форма выражения вежливости при обращении к одному конкретному лицу в письмах, официальных документах и т. п., напр.: Поздравляем Вас... Сообщаем Вам... В ответ на Ваш запрос..

*«Русский орфографический словарь РАН» (Под редакцией В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012. С. 70. С. 106):
«Вы, Ваш пишутся с прописной (заглавной) буквы при обращении к одному лицу в текстах следующих жанров:
а) личное письмо (адресат – одно лицо);
б) официальные документы, адресованные одному лицу;
в) анкеты, рекламные листовки (текст, адресованный неконкретному лицу).
Как видите, есть что угодно, а вот про диалоги, прямую речь и вообще о художественной литературе нет почти ничего или же говорится вскользь, косвенно: «в текстах следующих жанров». Это прямо указывает на то, что «вы» (не «Вы»!) в художественной литературе – совершенно очевидная вещь, не требующая дополнительных пояснений. Исключительно с маленькой буквы и никак иначе! Но я продолжал искать и все-таки нашел! Делюсь с вами информацией, найденной на сайте Грамота.ру:

*Вопрос: Можно ли при обращении к одному человеку писать вы, ваш с маленькой буквы?
Ответ: Употребление местоимения вы вместо ты при обращении к одному лицу само по себе уже представляет проявление уважительного отношения к этому лицу. Окончательное решение о написании Вы с прописной (для подчеркивания этого уважительного отношения) принимает автор текста.

*Вопрос: Как писать местоимения вы, ваш в интервью?
Ответ: Этот вопрос правилами правописания не регламентирован, однако на практике в средствах массовой информации местоимения вы, ваш в интервью пишут строчными (маленькими) буквами.

И ГЛАВНОЕ!
*Вопрос № 306423
Здравствуйте! Как писать в художественной литературе в диалогах «Вы» или «вы» при обращении героя к одному лицу, если это форма вежливости?
Ответ справочной службы русского языка:
В художественной литературе – с маленькой буквы (если только в тексте не приводится, например, личное письмо одного героя другому).

==========================
Ура! Все! Точка! Баста! Конец! Финита!

Напомню еще раз вкратце для тех кто еще не понял или поленился и читал этот текст по диагонали:
«Местоимения Вы, Ваш, Вами, Вашими и т. п. пишутся с прописной (т.е. заглавной) буквы при обращении к одному лицу в текстах следующих жанров:
а) личное письмо (адресат – одно лицо) – и только в том случае если вы решили подчеркнуть свое особое уважение к получателю;
б) официальные документы, адресованные одному лицу;
в) анкеты, рекламные листовки (текст, адресованный одному неконкретному лицу).»
Это полный и окончательный список в котором правила русского языка требуют написания «Вы».

Все, других случаев нет, а в художественной литературе «вы, ваш, вами» и пр. всегда(!) пишется с маленькой буквы.

Вы все еще сомневаетесь? Возьмите любое произведение классика и посмотрите диалоги. Там даже обращение к монарху: «Скорее, ваше величество, поторопитесь, вам грозит опасность!» – будет выглядеть только так и никак иначе. Никаких «Ваше Величество или Ваше Преосвященство».
И справочка:
Портал «Грамота.ру» был создан в 2000 году по рекомендации Комиссии «Русский язык в СМИ» Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации при финансовой поддержке Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и создавался в первую очередь как справочная база(!) для работников средств массовой информации, ... которые нуждаются в квалифицированной помощи и в оперативной информации о русском языке.
Надеюсь, что теперь и все вы, и конкретно Вы больше не будете писать в своих рассказах и романах нечто подобное:
«– Мадам, что с Вами?»
И что теперь и у Вас, и у вас с этим все будет в полном порядке!




Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     01:09 01.05.2023
Спасибо, Александр. Свою ошибку уразумела. 
     16:02 27.02.2022 (3)
6
Хотел бы всё-таки заметить, что словари составлялись в то время, когда иного способа письменной коммуникации, кроме как фиксации текста на бумажном носителе, не было. И определение "личное письмо", на мой взгляд, не следует понимать, как несколько листов бумаги с текстом, вложенных в почтовый конверт.
С появлением электронных средств возникла реальность, когда письменный текст, адресованный конкретному лицу, не требует бумажного носителя, по сути же оставаясь личным письмом (не в смысле его конфиденциальности, а в смысле, повторю, адресной направленности конкретному лицу). Речь идёт о комментариях. Если следовать логике конкретной персональной адресации, местоимение Вы в комментариях, в чатах и в иных случаях личного общения также должно писаться с прописной буквы.
     18:09 24.03.2022
Подчас персональная адресация преобразуется в персональную адрессию
И тому на сайте масса примеров.
Акт персональной адрессии как акт агрессии.
Гость      19:12 27.02.2022
-1
Александр! Перестаньте нудеть.
     19:11 27.02.2022 (1)
-1
Если следовать логике конкретной персональной адресации, местоимение Вы в комментариях, в чатах и в иных случаях личного общения также должно писаться с прописной буквы.
===================================================

Ну, во-первых, Александр, речь в моей заметке шла в основном о художественной прозе - о диалогах и прямой речи. И я предоставил мнение специалистов с сайта который предназначен именно для объяснения правил русского языка.
Во-вторых, сайт Грамота.ру был создан в 2000 году, то есть, уже во время Интернета, так что говорить о словарях, которые составлялись еще в допотопные времена, не приходится.
И третьих: вы утверждаете, что, цитирую: "в комментариях, в чатах и в иных случаях личного общения также должно писаться с прописной буквы."
Если это не просто ваше личное мнение, не предположение и не желание выражать таким образом свое расположение к оппоненту или адресату, то подтвердите это правилом из серьезного источника. Если не сложно. Если вы его предоставите, то и я, и все остальные читатели и писатели будут вам очень благодарны!

     20:52 27.02.2022 (1)
1
Различение местоимений вы (2 л. мн. ч.) и Вы (уважительная форма 2 л. ед.ч.) должно быть всегда, за исключением, как Вы совершенно правильно отметили, художественных текстов. Иначе теряется смыслоразличение в общении, ибо форма вы предусмотрена только для множественного числа. Для единственного числа формы вы нет. Правилами грамматики на этот случай предусмотрена только форма Вы.
     21:16 27.02.2022 (1)
-2
форма вы предусмотрена только для множественного числа. Для единственного числа формы вы нет. Правилами грамматики на этот случай предусмотрена только форма Вы.
===================================================

Это не так, Александр, вы ошибаетесь. Но спорить с вами на эту тему не вижу смысла, поскольку я уже все высказал в заметке. Но вы можете писать так как считаете нужным. По собственным правилам.

     21:20 27.02.2022 (2)
1
Мне Ваш комментарий не понравился.
Он высокомерен.
Я не люблю высокомерных людей.
Гость      23:14 31.07.2022
-1
чья бы
     21:51 27.02.2022
Вы и в этом ошибаетесь, Александр. 
Если вам не хватило смайликов, то я вам скажу следующее: я стараюсь обходиться без них. Мне кажется, что русский язык достаточно богат и разнообразен, чтобы попытаться обходиться без таких помощников. По крайней мере я пытаюсь писать так, как писал еще до их появления.
Но если вас устроят мои извинения, то примите их, хотя я совсем не понимаю в чем вы меня обвиняете или чем я перед вами провинился.


Гость      21:17 30.07.2022 (1)
Комментарий удален
     06:29 31.07.2022
Лада, обещать не значит жениться ))
     17:48 30.07.2022 (1)
В одном моём произведении используется в диалогах именно прописная форма. Чтобы усилить иронический подтекст. А читатели, видимо, думали, что просто дура безграмотная:) 
     20:40 30.07.2022 (1)
Ирина, мне сложно судить, что именно ваши читатели думали по этому поводу, но как мне кажется, эта миниатюра не проиграла бы, используй вы обычное написание этого местоимения. 
     22:00 30.07.2022 (1)
А рассказ Чехова "Письмо к учёному соседу"? Там тоже заглавное Вы присутствует. Или это другое? Кстати, перечитаю, пожалуй, на сон грядущий... 

Спасибо, Александр, за Вашу заметку. 
     22:49 30.07.2022
Вы верно заметили, Ирина, это другое. Это письменное обращение, а не устный диалог, не прямая речь. 
     15:38 30.07.2022 (1)
Пишу, как принято на сайте, во избежание непонимания. Учить кого-либо правилам правописания - порой просто до спазма в горле хочется указать на ошибку, но не могу, так как сама выпала из ткани живого языка, делаю смешные порой ошибки...
А вам спасибо. Тема интересная и поучительная, а значит нужная.
     20:34 30.07.2022
И вам, Наталья, спасибо за внимание и понимание! 
А ошибки... Кто из нас без греха?)) 
     15:31 30.07.2022 (1)
В интернет-переписке с маленькой. Правда, иногда, если мне с большой пишут, то и я, а то вдруг обидятся... Насчет деловых писем-отдельная тема,  особенно дип.переписка.
     15:36 30.07.2022 (1)
Анна, я высказывался исключительно о художественной прозе. Остальное - личная переписка и официальное обращение -  это тема отдельная)) 
     15:45 30.07.2022
Да, интересная тема, действительно
     14:07 11.04.2022 (1)
У людей сильно и богато пьющих по утрам возникает проблем узнать человека, глядящего на него из зеркала.
     14:16 11.04.2022
Мэ-нэ, вы уже в который раз ошиблись дверью. Ваша родная палата №6 дальше по коридору и направо.

     13:34 27.02.2022 (1)
Уверяю Вас, мы работаем над этим...
но опять же, стать учительницей русского языка у человека, которому за пятьдесят - это неблагодарное занятие...))
     13:54 27.02.2022 (2)
А ну-ка расставьте знаки препинания в данном предложении...

Сам Стас несколько невзрачно смотрелся на его фоне худощавый с длинными русыми лохмами и в очках с круглыми стелами это являлось данью его кумиру Джону Леннону но в отличие от него Стас был далек от лирики  таких как он в университетской среде называли «технарями».
     19:11 27.02.2022 (1)
Ну если это ОДНО предложение, то так:

Сам Стас несколько невзрачно смотрелся на его фоне: худощавый, с длинными русыми лохмами и в очках с круглыми стеКлами (это являлось данью его кумиру Джону Леннону, но в отличие от него Стас был далек от лирики),  таких как он в университетской среде называли «технарями».

     20:49 27.02.2022 (1)
Близко... вот только скобки не люблю в тексте... это ненавязчиво выдает беспомощность автора...
     18:12 01.03.2022
Так, что ли?

Сам Стас несколько невзрачно смотрелся на его фоне: худощавый, с длинными русыми лохмами и в очках с круглыми стеКлами - это являлось данью его кумиру Джону Леннону, но в отличие от него Стас был далек от лирики, таких как он в университетской среде называли «технарями».

     16:00 27.02.2022 (2)
А ну-ка...
===============================

Как-как? ))
Герман Бор, вы себя ни с кем не спутали? А заодно и меня.

     19:14 27.02.2022
Ну редактор...
Гость      19:10 27.02.2022 (1)
Комментарий удален
     20:49 27.02.2022 (1)
Я просто редактор раздела прозы...))
========================================

Ну и отлично! Но не учитель. А я не ваш ученик из младшего класса. И этой своей заметкой не нарушил никаких правил сайта или раздела "Проза". Мне так кажется.


     21:05 27.02.2022

Но не учитель.

конечно... учительница русского и литературы надеялась в душе, что Саша литератором станет...
     14:55 01.03.2022 (1)
1
Вот именно: уже само вы означает уважительное обращение к адресату,
а когда это местоимение пишут с заглавной буквы, оно приобретает повышенную,
подчёркнутую степень вежливости. 
В обычных разговорах на бытовые темы, в беседах героев художественных произведений
обращение Вы выглядит напыщенно, искусственно, а иногда и комично.
На сайте есть автор, который оскорбляя (матом) своих оппонентов,
 при этом обращается к ним на Вы. Умора!
-----
Изредка я пишу Вы, подчёркивая особое уважение к автору или восторг
от его мастерства.
     15:19 01.03.2022 (1)
1
оскорбляя (матом) своих оппонентов, при этом обращается к ним на Вы. Умора!
==================================================

Да, я такое тоже вижу часто )) И не только на Фабуле.
Выглядит совершенно нелепо.
     15:47 01.03.2022 (1)
1
Не пойму, зачем ломают копья ваши оппоненты,
когда в учебнике "Русский язык"
написано дословно:
Для выражения вежливости вместо местоимения ты
используется местоимение вы (в официальных бумагах,
письмах Вы пишется с большой буквы).

Насколько знаю, правило это не отменялось.
     15:55 01.03.2022 (1)
1
Не пойму, зачем ломают копья ваши оппоненты
============================================

Наталья, у меня нет ответа на этот вопрос, а задавать его своим оппонентам я не рискну - меня и так уже обвинили в высокомерии. Наверное, из-за приведенных в заметке правил ))

     16:58 01.03.2022
Ваше высказывание было корректным,
а обвинение - голословным.)
     00:22 28.02.2022 (1)
Мне кажется, что, как и в личном общении, мы говорим "вы" человеку либо обращаясь официально, либо тому, кого не очень хорошо знаем.

Друзей, близких родственников моего возраста или младше на "ты".
На сайте все же лучше обращаться к автору на "вы". А "Вы" это просто Выпендрёж, на мой взгляд.

Все правильно вы говорите. Я сейчас тоже буду перестраиваться - ведь это в привычку уже вошло писать Вы, но  обращение "вы" вполне уже и так характеризует себя.

Спасибо за Ваш труд и интересную тему, которую вы подняли.
     11:10 28.02.2022 (1)
На сайте все же лучше обращаться к автору на "вы".
=================================================

Марина, речь в первую и главную очередь идет о применении вы/Вы в художественной прозе. А в личной переписке и комментариях каждый волен выбирать для себя хоть "вы", хоть "Вы".

     19:26 28.02.2022 (1)
Привычка использовать "Вы" в комментариях ( а это устоявшаяся привычка), обязательно отразится и в художественных произведениях.
Гибкость языка невозможно изменить. То, как человек говорит в жизни, да и вообще всё, не может не попасть в художественное произведение.
Особенно это заметно в стихах.

Если коротко, то меняйте привычки и только тогда что-то изменится.
Но привычки менять сложно - для большинства это работает только в приказном порядке или под страхом "смерти", поэтому и данная привычка останется. Я так думаю.
     20:07 28.02.2022 (2)
Привычка использовать "Вы" в комментариях ( а это устоявшаяся привычка), обязательно отразится и в художественных произведениях.
==========================================================

Не исключаю, что такое может быть. Но для человека, не привыкшему к такому, это будет читать неприятно. Как неприятно читать ошибки вроде путаницы с тся/ться. И я, к примеру, увидев подобное в книге, тут же положу ее обратно, даже не читая. Я уже не говорю о том, что любая уважающая себя редакция потребует от автора исправления необоснованного Вы на обычное вы. Или несчастные корректоры будут всю эту "вежливость" исправлять, - плюясь, матерясь и проклиная автора.

Гость      01:43 01.03.2022

Но для человека, не привыкшему к такому, это будет читать неприятно.

для человека, не привыкшеГО
     20:38 28.02.2022 (1)
Ну на этом сайте вряд ли кто-то что-то будет исправлять, но для самого автора должно быть важно писать грамматически и стилистически правильно.

Читатель же будет читать то, что ему нравится - выбрать есть из чего.

     20:49 28.02.2022 (1)
на этом сайте вряд ли кто-то что-то будет исправлять
==================================================

Возможно. Но если автору в каждом втором комментарии будут вполне обоснованно указывать на неверное написание этого местоимения, то рано или поздно ему придется что-то менять. Согласитесь, Марина, что неприятно когда тебя постоянно тыкают носом, тем более, что это даже не подлежит обсуждению или сомнению. Как не подлежит сомнению таблица умножения.

     21:21 28.02.2022 (1)
А кто будет тыкать носом в ошибки?
У кого есть желание тратить на это время? 

Многие боятся нажить себе врагов. У них есть свой устоявшийся круг общения в котором уютно - всё всем нравится. А если укажешь на ошибку, то тебе место в ЧС.

Коллектив на сайте небольшой, так что многие приспособились, а те кто получше пишет, либо ушли, либо просто выставляют произведения, не читая других.

Есть, конечно, и те, кто хорошо пишет, но пишут на фигню лестные отзывы. 

Для меня важнее если у человека есть интересные мысли, а уж если он пишет с ошибками и ленится прозу, например, прогнать через программу коррекции ошибок (это ведь несложно, правда?), то и ладно. Я вполне это переживу.

Хорошо, конечно, когда всё прям очень, но таких идеальных мало)
     01:34 01.03.2022
А если укажешь на ошибку, то тебе место в ЧС.
=================================================

Марина, но ведь это совершенно не имеет значения если понимать, что ни похвала, ни ругань сами по себе не сделают никакое произведение ни лучше, ни хуже. Оно останется таким же - либо достойным, либо слабым, либо никаким.

Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама