Предисловие: Советская власть активно развивала все виды творчества у молодежи СССР. И одним из способов такого развития были школьные стенгазеты. Сейчас их нет. А жаль!
Стенгазета - вид изобразительного народного творчеств в СССР. Делалась, в основном, на листе формата А1. Обычно посвящалась праздникам или текущим событиям жизни коллектива. Основывались на полной самодеятельности в живописи, поэзии и текстах, как художественных, сатирических, так и поздравительных. Особенно популярны были стенгазеты в школах и в профессиональных образовательных заведениях, как высших, так и в средних. В Вооружённых Силах СССР и России стенные газеты назывались «Боевыми листками».
Все бывшие советские люди хорошо помнят школьные стенные газеты или просто стенгазеты. Каждый класс советской школы имел свою стенгазету, которую оформлял по собственному желанию. И по собственному умению. Для чего в пионерской и комсомольский организации класса из числа лучших учеников активистов выбиралась редколлегия газеты, сочинялось её название и делались все выпуски классной стенгазеты. Естественно, что под руководством классного руководителя. В каждой школе были свои «творческие единицы», которым «прощалось» по многим предметам, когда они трудились над созданием очередного стенгазетного шедевра.
И сколько себя я помню, в школе я постоянно занимался стенгазетами. Писал заметки, рисовал, оформлял и первые мои стихи появились именно в классной стенгазете. Заметки мы обычно писали на отдельных листочках, которые затем приклеивались к листу ватмана обычным бумажным клеем. А затем каждый написанный листочек по контуру обводился цветными карандашами. Причём, члены актива класса в обязательном порядке писали тематические заметки. А переписывать заметки начисто поручали ученицам с красивым почерком.
Заметки стенгазеты, если она не было праздничной, обычно отражали жизнь класса. В них писались про общественную и культурную жизнь класса, про лучших и про худших учеников, про дисциплину на уроках и на переменах, едко проходились про оболтусов и нарушителей дисциплины, а также про личные достижения учеников класса в олимпиадах или физкультурных соревнованиях.
И никто из учеников класса никогда не отказывался от заданий редколлегии. Наоборот, все поручения актива считались почётными и делались с нескрываемым удовольствием. Заголовок газеты задумывался всегда необычным, красочным и вырисовывался, чаще всего, непосредственно на ватмане кем-нибудь из классных художественных умельцев. Причём, по предварительно обсуждённым в классе вариантам.
И равнодушных к своей классной стенгазете в классе я не помню. И все ученики класса старались помочь редколлегии сделать свою стенгазету лучшей в школе, потому что среди классов шло соревнование на оформление своей газеты. И соревновались между собой младшие классы, средние классы и старшие классы.
Призёры соревнований школьных стенгазет вывешивались в красном уголке школы, если он был, а при его отсутствии - в коридоре школы в специально отведённом для того месте.
Стенгазеты школы были в Советское время своеобразным вариантом школьной прессы. Они выпускались к праздникам, в них приводились отчёты о выполненных классами делах, о проведённых школьных мероприятиях, а также различного рода поздравления и бюллетени. Занимались стенгазетами не только отдельные классы, но порой и вся школа. Тогда статьи и заметки могли печататься уже на машинке в директорском кабинете.
Советская стенгазета была важнейшее средство самовыражения советского ребёнка. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои мысли, свои идеи, свою точку зрения на происходящие в школе и в стране события, помогают познать себя, открыть для себя окружающий нас мир.
Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между членами редколлегии и коллективом своего класса, а также коллективами других классов, формируются межвозрастные школьные отношения, воспитывалось межвозрастное взаимопонимания. Таким образом, мир школьной прессы являлся очень значимой частью жизни коллектива любого школьного учебного заведения.
А стенгазеты, выпускаемые к Советским праздникам, к таким, как День Учителя, Первое Мая, День Победы, День 7 ноября, День 8 марта, День 23 февраля, уже становились своеобразным образцами эстетики и культурного украшения самой школы и размещались не только в классах, но и в коридорах школы.
Чаще всего инициатива о создания школьной стенгазеты исходила от учеников, точнее, от школьных молодёжных организаций в виде «Совета пионеров и октябрят», «Комитета комсомола», но руководили процессом создания стенгазет конечно же взрослые, то есть, учителя в лице классного руководителя и педсовета школы.
Стенгазеты были обязательной составляющей жизни не только школьного учебного заведения, но также и значимым явлением жизни каждого вуза страны. Каждый курс, каждый факультет ВУЗа выпускали свои стенгазеты, но уже не в письменном виде, как было в школе, а напечатанным на факультетской пишущей машинке. И вузовские стенгазеты были уже больше похожи на капустники, потому что были переполнены сатирическими и «юморными» материалами из жизни студентов.
Школьная и вузовская стенгазета являлись в СССР самым простым и доступным молодёжным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинали свою издательскую деятельность именно со стенгазеты, осваивая затем и более сложные формы в виде тематических журналов из школьной жизни.
Стенгазета являлась своеобразным продолжением «Боевых листков» в Красной Армии, появившихся во время Гражданской воны, в которых отражалась жизнь и боевые действия подразделений Красной Армии. Мало кто сейчас знает, что полководцы Гражданской войны, такие как Тухачевский, Егоров, Уборевич, Якир, Шапошников, Триандафилов, Корк и многие другие, активно писали в воинских боевых листках.
И далее уже стенгазета стала переходить и в производственные коллективы Советских промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отображая их производственную, культурные и профсоюзную жизнь, превратившись в заводские «малотиражки». Советская стенгазета стала частью советского образа жизни Советского человека, частью советского образца истинно народной демократии. И никуда от этого явления советской жизни не денешься – она уже записана в анналах советского периода истории России.
Послесловие: Нынешняя власть России предложила своей молодежи развивать у молодежи лишь потребительские ее способности. К сожалению. |