Часто можно услышать призывы: "Критикуйте не автора, а его произведения". Такое, вполне резонное замечание внесено в правила многих литпорталов, и это прекрасно. И действительно - к чему обсуждать личные достоинства автора, если это не сайт знакомств и не биржа труда?
Но можно ли полностью отделить автора от его творений? Не лицемерны ли призывы, всегда этому следовать? Разве говоря, что чьи-то стихи нудны и корявы, мы не подразумеваем, что их автор глуп и бездарен? Или хотя бы, что его ум и талант не развились пока в должной мере. Можно выразить это более деликатно или менее, но суть останется той же.
Что вообще нас больше обижает: форма или содержание негативного отзыва? Скажите молодой девушке: "Машенька, ты прекрасная, милая, умная, но не красавица, сама ведь понимаешь". А Машенька, может быть, вовсе и не понимает, и напротив надеется на обратное. И брошенное в сердцах "Уродина!" - расстроило бы её куда меньше. Ну, хам и дурак (хамка и дура) - чего с него (неё) взять? Лично меня спокойные доброжелательные, но негативные отзывы расстраивают больше, чем откровенно издевательские. Зато они заставляют задуматься не о том "что плохого я сделала рецензенту?", или "откуда, интересно, такие козлы на свете берутся?", или, на худой конец, "куда катится мир и мой любимый ресурс, и куда смотрят модераторы?", а непосредственно о качестве моего шедевра. Что, в общем-то, всегда полезно.
Вы думаете, начинающего автора устроит утверждение, что он прекрасный человек, но пишет дурные стихи? Ничего подобного! Поэзия жжёт его душу, она завладела всеми его помыслами. Он согласен, чтобы его признали аморальным типом, опасным для общества маньяком, только не неумелым стихотворцем.
Я никогда (находясь в достаточно адекватном состоянии
) не говорю никому, что он бездарен. Не из соображений политкорректности, а потому, что я этого не знаю и не могу знать. Все начинающие литераторы выглядят бледно, откуда я знаю, кто из них гений, а кто посредственность (да и судьи кто?). Может быть, и первые творения Пушкина были ужасны, но по счастью, они до нас не дошли. Вы думаете, поэта успокоит предположение, что лучшие его творения у него впереди? По моим наблюдениям, нет. Независимо от возраста и литераторского стажа, каждый поэт в глубине души уверен в своей творческой зрелости.
В общем, как-то так.
Рассуждения на эту тему стары, как мир (или как сетература). Копий на этом поле сломано - не сосчитать. Правил написано - не перечитать. Но никакие правила не сделают лицемера честным человеком, а злобного доброжелательным.
Ведь подлеца нельзя назвать подлецом!