Заметка «Борис Бергин. Суламита. Видеопоэзия»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: #ПесниВидеопоэзия
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 286 +1
Дата:
Предисловие:
Давно хотел эту вещь Бориса Бергина экранизировать. Песни пока нет — зато есть великолепная декламация.
Очень люблю книгу царя Соломона из Ветхого Завета. Удивительный текст, и он продолжает завораживать,  читателя спустя  тысячи лет...
И очень люблю это стихотворение у Бориса Бергина. Оно так современно звучит — любовь и смерть, жизнь и война... И мы опять под прицелом — цыгане мы, или славяне, или кто-то другой. Индейцы... Очередные индейцы мы сегодня. Текст стиха удивительный. Соткан из библейских реминисценций — но звучит так лично и современно. Перечитал на днях «Песнь Песней» в Ветхом Завете. Все семь стихов Соломона. Так искусно вплетены эти строки сюда. Вплоть до прямого цитирования. Талантливо. Это никогда не устареет, потому что это длится тысячи лет.

Борис Бергин — поэт, стихи которого можно смело рекомендовать читать, время зря потеряно точно не будет. Мощный поэт, великолепный переводчик... Жил на Донбассе, потом дом был разрушен там, теперь он в России.
Бергин — один из лучших современных поэтов. Вообще, как это ни странно — но хороших поэтов, настоящих, не так уж и мало сегодня, если учесть что творится в сфере культуры, образования, и вообще — в геополитике. Вот Борис один из тех авторов, которых читаешь и понимаешь: классика возникает сегодня. То, что мы считаем само собой разумеющимся — лет через 50 будет бесценным.



>>> Статья о поэзии Бориса Бергина - Тонкая нить, а также подборка стихов и несколько песен Игоря Костина из репертуара группы "Гоша и Птицелов" (видео и аудиотреки) <<<

Борис Бергин. Суламита. Видеопоэзия




Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Положи Меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный.
Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют её.

(Песнь Песней Царя Соломона. Ветхий Завет)

Суламита

Оглянись, оглянись, Суламита, хочу увидеть,
Как прекрасна ты в жарких лучах июньского солнца.
Дольче, дольче, сладкая, и сама ты вита -
Только жизнь так сверкает очами и так смеётся.

И когда проходишь долиною смертной тени,
Видишь кровь и руины, и боли вместить не можешь...
Что останется после - не памятники, не стены,
Только блеск этот солнечный на загорелой коже.

Только теплое, только живое, сбегают кудри,
Словно стадо коз с горы Галаадской, вечной.
И глупеешь от счастья...а разве и был ты мудрым?
И весь мир золотым и зеленым светло расцвечен.

Виноградник цветет, и возлюбленная прекрасна,
Половинки граната - вспомнишь древнее слово ланиты.
Золотая пыльца, виноградник, как старые распри,
Как старинная битва, курчавые всадники биты...

Там, где кровь глубоко пропитала черную землю,
Виноградник цветет, и вино будет жарким, алым,
Обнимай меня, милая, крыльями сразу всеми -
Мне любви не хватает, любимая, мне так мало.

Чем заполнить мне эту темень, пустоты, дыры,
На каких волнах, чем отчаянье укачает.
На груди твоей лечь, как пишут там, веткой мирры,
В винограднике у тебя кистью кипера, иван-чая.

Два сосца твоих, словно серны, что между лилий,
Виноградными гроздьями груди твои так дразнят.

Убивать к нам приходят те, кого не любили.
Кто ни разу не видел, что милая их прекрасна.

Твоя шея как столп Давидов - щиты всех сильных
Украшали её, и есть ли сильнее сила,
Чем биение жизни в пульсации венок синих,
Ожерельем из ягод сухих ты меня пленила.

Положи как печать на сердце, на руку перстень,
Хоть лежать мне придется, может, одно мгновенье,
Потому, что любовь крепка, даже если смертен,
Её сладкий огонь негасимо течёт по венам.

Пусть проходит война и боль, и беда стороною.
Только знаю я, что написано там иначе.
Сосчитаешь губами родинки...всё родное?
Чем заплатишь ты, Соломон, за возможность счастья?

Очи карие, ожерелье или намисто,
Молодильного яблока свежесть, вино с корицей.
Суламита, конечно, не хоровод Манаимский,
Но мелькнет вот так же и больше не повторится.

Я всё знаю, проходит всё, но кольцо запрячу.
Пусть голубка, девочка, чудо сквозных симметрий.
Здесь в степи бывает только шальная удача.
Оглянешься...и смерть не заметит.

2019
Борис Бергин

#видеопоэзия #БорисБергин #Суламита
СУЛАМИТА

Стихи - Борис Бергин
Текст читает - Рустем Галич
Видеомонтаж - П. Фрагорийский

Музыка

Дживан Гаспарян
«Золотой дудук»

Эдуард Артемьев
«Любовь на берегу Красного моря»

Графика

Стасис Красаускас
иллюстрации к книге
«Песнь Песней Соломона»

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:32 15.03.2023 (1)
Ролик и стихи захватывают... Я сперва прослушала, потом прочла, слушается на одном дыхании. 
     21:48 15.03.2023 (1)
1
Да, мне самому понравилось когда ролик делал)
     22:04 15.03.2023 (1)
Очень гармонично...
     22:07 15.03.2023 (1)
1
Ну так основа же библейская. Не в смысле древняя, а в смысле вечно актуальная. 
     22:09 15.03.2023 (1)

Чем заплатишь ты, Соломон, за возможность счастья?

Образ Соломона вообще очень интересен сам по себе, единственный царь, который попросил не богатства и не власти, а мудрости - а получил всё остальное в придачу, и еще любовь. Но даже царям счастье не доставалось даром... 
     22:15 15.03.2023 (1)
1
Я б сказал по полной программе платил Соломон. Мудрость просто так не дается. Что пережили люди, которые считаются мудрыми, через какие искушения прошли... Даже представить трудно. 
     22:19 15.03.2023 (1)

Убивать к нам приходят те, кого не любили.
Кто ни разу не видел, что милая их прекрасна.

И вот это очень сильно... 
     00:16 16.03.2023
1
Борис могёт) Мощный поэт. Люблю его стихи. 
     12:51 05.07.2022 (1)
Юра, ты спрашивал....
Жизнь и смерть, любовь, страсть,  любимая... Суламита и, конечно же, виноградники,
напитанные солнцем, олицетворяющие сладость жизни и любви - всё это есть в стихотворении,
но оно не очень зацепило. Есть отдельные яркие метафоры, но в целом не хватило чёткости, 
монолитности, что ли.
К тому же, я помню образ Суламифи у Куприна. Первое сильное впечатление, как первая любовь)
Чтец понравился. Видео...
     13:03 05.07.2022 (2)
При чем тут Куприн? И "нежное большеглазое создание"?
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Бегемота с дирижаблем не сравнивай - это, как мне показалось, совсем разные жанры. Не?
Суламифь это Ветхий Завет.
С точки зрения связи с первоисточником эта работа виртуозна.
Это я говорю как человек отлично разбирающийся в вопросах стихов.
Знаешь, я могу эстетически чего-то не принимать - но объективность должна быть.
Когда её нет - это беда.
Текст тут не просто монолитный. Он - органически связан с источником, но при этом звучит как личный монолог современного человека, воспитанного на духовных ценностях человеческих, а не каких-то иных. 

Ладно, проехали.
У литераторов хроническая неприязнь к хорошим стихам - это давно не новость.
Чего это я, чесслово)
Чего мелочиться. Мелковат рис для меня)
Шутка.

     13:13 05.07.2022 (1)
Знаю, что Суламифь образ библейский. И что? И у Брегина, и у Куприна Суламифь - это
нежное большеглазое создание - почти девочка. Отсюда и ассоциация... 
Скорей всего,  ты в своём клипе отдалился от описания главной героини.
Нет, я не предлагаю снимать её оголённую грудь.) Но в видео, в основном, возникает 
женщина в тяжёлом (казахском?) облачении в паре со своим мужчиной. 
Её сложно назвать Суламитой, на которой, кстати, автор акцентирует внимание.
Всё остальное - рядом и вокруг неё. Имхо. Но ты снял клип так, как хотел.
Это - твоё видение.  
Знаешь, я могу эстетически чего-то не принимать - но объективность должна быть. -

объективно - это прежде всего честно и непредвзято. Так я и высказалась.
А ты иронизируешь над моим мнением, которым  сам же поинтересовался: 
мол, " у литераторов хроническая неприязньк хорошим стихам" и т. д.
Можно доказывать свою правоту в орфографии, синтаксисе - они подчинены общим правилам.
Эмоциональное, чувственное, духовное восприятие произведения не подчинятеся никаким 
правилам и рассуждениям.
Оно - свое, неповторимое, у каждого человека, в том числе и у меня. Гневаться на это бессмысленно.
Предвижу новый поток иронических стрел. 
Всё, пошла стреляться
     17:43 05.07.2022 (1)
Наташа. Стих не о библейской Суламифи, и не пересказ, и не изложение библейской истории. И кстати: где там "описание героини"? Не припомню что-то. 
Это о любви. Мы все на этой войне - кого сегрегации подвергают который век -  цыгане, славяне, евреи - просто индейцы.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Я в шоке.
У Бергина не про царя Соломона - а о себе. О трагедии войны. Это донбасские стихи.
Суламита - распространенное цыганское имя. Арамейское. И в Армении оно распространено. И не только.
В моём окружении до войны ещё был цыган, который знал Песнь Песней наизусть.  А цыганок видела? А метисов? А вообще какой разрез глаз ДОЛЖЕН быть? Заодно и уши бы измерить)))
Словарь: Суламита, Суламифь (ивр. ‏שולמית‏‎, шулам(м)и́т) — так по месту происхождения называется в библейской книге «Песнь песней» возлюбленная царя Соломона.

Вечный образ - это когда ты можешь сказать о себе устами вечных образов, библейских персонажей. При чем тут "глаза"? Где там глаза? Вы вообще первоисточники читаете? Или только кино смотрите))) Не "Барби", да) Красота в глазах смотрящего)))
Не удивлюсь если завтра люди не смогут читать ни Достоевского, ни Борхеса, ни Павича, ни Бродского, и будут в состоянии воспринимать только комиксы и инструкции по варке пельменей.
Ну, чтоб не забыть, как варить пельмени. 
Какие "суламиты/суламифи". Какое там ещё "духовное" восприятие. О чем ты))) Курочку рябу дай Бог прочесть и понять о чем песТня. Духовное тут ни при чём вообще.

Это большая печаль. Скоро если так будет и дальше мы, люди, деградируем и отупеем окончательно. Нужно срочно вводить в обязанность каждого гражданина страны чтение литературных памятников. А то память потеряем совсем.
Ё-моё... Мистика какая-то. Какая атмосфера сайта... Мы сами - атмосфера сайта. Какие есть. Такая и атмосфера. Но что радует - среди читателей такое бывает редко. Я имею в виду людей, которые еще читают толстые книги.

А вообще-то жутковато мне смотреть на то что происходит с людьми. Как будто разум уходит из мира людей. и гнев здесь ни при чем. Просто жутко смотреть на это.

     19:47 05.07.2022 (1)
Бог мой, да поняла, что это не пересказ. И про войну как таковую 
поняла. 
Есть перед глазами текст, есть его разное понимание и восприятие.
Потому что мы -разные, со своим опытом, знаниями, своими ассоциациями
и воображением. И я - лишь одна из этих разных. И высказалась, как чувствую.
     20:15 05.07.2022 (1)
Есть объективные вещи. Восприятие это субъективные вещи.
Да ладно, проехали, это всё текущие процессы. Общие тенденции.
Деградируем, Наташа, незаметно - но факт.
Так и быть, допишу кусочек из очерка. Вставлю сюда. 
     20:34 05.07.2022 (1)
Восприятие это субъективные вещи.-

верно. О том и толкую с робкой надеждой на то,
чтоб меня не обвинили в деградации.
А кусочек из очерка - это познавательная информация,
на художественную ценность произведения не влияющая.
     20:41 05.07.2022 (1)
Поэтому я и сказал, что есть объективные вещи. Это если честно подходить с оценками ко всему (особенно к определению "художественной ценности") 
А есть "субъективные восприятия", которые определяются случайным набором обстоятельств и эмоций:
- неприязнью к автору
- узким кругозором
- отсутствием вкуса
- плохим настроением
- плохим самочувствием...

И так далее...
Но все это ерунда, капризы и временные помрачения. Кроме узкого кругозора. Вот узкий кругозор и неспособность воспринимать художественный язык - это реально тяжелый случай. 
Хотя и кругозор можно исправить. Но для этого нужно много много усилий и времени, люди постепенно теряют способность работать в этом направлении. Не знаю с чем это связано. Но вижу это в людях. И страшно становится. Фильм ужасов.
     20:57 05.07.2022 (1)

--неприязнью к автору
- узким кругозором
- отсутствием вкуса
- плохим настроением
- плохим самочувствием...-

нуууу ! ты меня убил!))

Сюда бы ещё добавила
-  косой взгляд на жизнь,
- патологическое воображение,
 - неправильные ассоциации,
 - недолюбленность
 - пресыщенность
 - ...
Юр, может, хватит?
Или мне стереть свои комментарии?
Только скажи - я мигом.

     21:15 05.07.2022 (1)
Всё так. И такое может быть. Разные причины бывают субъективные - и люди разные. Но есть объективные вещи. Как есть заповеди - которые никаким обухом не перешибить. Они объективны и всё. 
Библейский сюжет - это не пересказ про выдуманный внешний облик и прочее.
     22:18 05.07.2022 (1)
Ты повторяешься...
Нравится тебе моё мнение или нет, а оно искреннее.
И не пытайся склонить меня к лицемерию
     22:40 05.07.2022 (1)
Боже упаси. Я просто считаю твоё мнение совершенно необоснованным. То есть - всё равно что его нет. Вот и всё.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Мнение не может нравится или не нравится. Оно или обосновано, или нет. И само по себе мнение ничего не значит. Мнение интересно когда оно аргументированно. Но тут просто -  ты не в теме. Ничего страшного в этом не вижу)
Вот если бы мне мнение высказал человек знающий тему и разбирающийся в предмете (а их тут как минимум - несколько если тезисно) - то это мнение было бы интересным. 
Я же сказал уже что думаю. Деградируем мы, со страшной скоростью. Как будто людей отключают от системы жизнеобеспечения. И это печалька. Да забей, мне очень жаль что ты не получила удовольствия от материала - просто видимо он тебе чужой, незнакомые смыслы, война, Библия... это всё просто или понимаешь - или нет... )


     22:54 05.07.2022 (1)
Я просто считаю твоё мнение совершенно необоснованным. То есть - всё равно что его нет.

-  спасибо за мнение. Постараюсь в следующий раз не оставлять комментариев на твоей страничке:
сберегу душевную энергию и время.


     23:11 05.07.2022 (1)
Это будет что-то новенькое? Ты и раньше-то не заходила почти))))
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Атмосфера сайта, о которой вы так печетесь - на том и строится. Поэтому хорошие авторы уходят.
Мне по барабану - я тут практически ни с кем не завязан, для меня это удобная площадка и всё.
Я просто делюсь тем, что имею. Не барахлом, замечу.
А кому-то, возможно, хочется обсудить свои нетленки. Я в этом не нуждаюсь - слава Богу. Поэтому отсюда уходят хорошие авторы. Пока вы тут переживаете что кто-то де "развлекается" и Творчество не пишет))))
Есть хорошие авторы - читайте. А не гоняйтесь за теми кто развлекается.
Сами делаете такую атмосферу.
За вас никто другой атмосферы - здоровой - не создаст.
Но для этого нужно любить литературу - честно себя вести.
Так что о лицемерии я просто - промолчу.
Куда уж дальше.
     23:27 05.07.2022 (1)
Какие обвинения в мой адрес -и лишь за мнение, которое ты и мнением не считаешь!

---------
Да читаю я твои стихи (но хочется почитать и других авторов).И ценю как поэта, чтобы ты ни
приписывал мне.
И ни оправдываться и ни обвинять тебя не буду. Не надейся. Ненавижу разборки,
когда оппоненты облаивают друг дружку, как базарные бабы.
     02:35 06.07.2022
Какие разборки? Ку-ку.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Это всего лишь мое откровенное (искреннее) мнение о том что происходит.
Обвиняют обычно те кому что-то надо. Мне - ничего не надо. Ни от кого. И никогда не было надо.
Претензий ни к кому не излагал вроде бы. Объяснил об чём песТня))
Оценил "ценность субъективного мнения" про "художественную ценность"этих стихов, и про "большеглазое создание")
Такие дела)
На досуге перечитай Песнь Песней. Или ознакомься - если не читала. Это литература. Нет там никаких "большеглазых созданий" Классика, так сказать, цивилизационного уровня. Куприн читал)
А пара - так это ж цыгане. Господи, что с вами, друзья?)) Казахи... Да какая разница. Индейцы это. Все мы индейцы.

     13:05 05.07.2022
А... и еще - я считаю эту работу одной из творч. удач. Во как. Скромно, прикинь)
Иначе не пригласил бы. Ну, бывает.
     22:43 04.07.2022 (1)
Не хочу наспех, зайду попозже
     12:28 05.07.2022
Ок)
Реклама