Заметка «Что же такое патриотизм?»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 8
Читатели: 298 +1
Дата:

Что же такое патриотизм?

Как-то я поднимал эту тему, хочу для себя понять сейчас.
Википедия:
Патриоти́зм (от греч. — «родина», «отечество») — политический принцип и социальное чувство, осоз­нан­ная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими представителями своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Ро́дина (от "род" и др.-рус. "родъ") — место рождения человека, его происхождения; родная страна, Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Моё замечание: в этих определениях ничего не сказано о государстве.
Сегодня была передача по Радио России "Наше время" с гостем - писателем Юрием Михайловичем Поляковым, в ней обсуждался вопрос патриотизма и его воспитания с малых лет.
Было сказано, что зря из школьной программы изъяли произведения Твардовского, Полевого, Фадеева, поэтов-лейтенантов.
Согласен, что зря.
Правильно, по-моему, добавили Гроссмана, Довлатова и других не принимавшихся авторов.
Были звонки слушателей, вопросов было много.
Но никто - ни Поляков, ни ведущие, ни слушатели не задали вопрос, почему нынешняя "элита" - олигархи, пропагандисты и находящиеся во власти (депутаты, чиновники), не показывает пример патриотизма.
Ни в стремлении развития России - экономики, науки, культуры, образования, медицины, повышения уровня жизни, ни в разрешении нынешней военной ситуации.
В частности, не видно среди мобилизованных ни их самих, ни их детей, ни их родственников.
Помните в ВОВ "Райком закрыт, все ушли на фронт"?
Это было социалистическое воспитание.
Но также при вступлении вермахта во Францию большинство французов приняло оккупацию, только бы не тронули их жизнь и собственность.
Это уже капиталистическая реальность.
Тема, конечно, очень большая, охватить я её не претендую, а кратко вывод мой такой: пока власть России не будет сама примером реального патриотизма, на деле, а не только на словах, воспитание граждан патриотами не будет эффективно, а скорее воспримется как очередное лицемерие власти.
Послесловие:
В целом, патриотизм, либерализм, эгоизм - как они соотносятся?
Уважаемые коллеги, кто может это разъяснить?

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:28 16.10.2022 (3)
3
Здесь не хватает кое-каких цитат:

Патриотизм — это изумительное чувство, которого не существует у людей, которые вслух произносят это слово.
Игорь Губерман

Мой патриотизм — это не замыкание на одной нации, он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других.
Махатма Ганди

Патриотизм определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершённые от имени его народа.
Адам Михник

Нам был предписан патриотизм, и мы стали патриотами, ибо мы делаем все, что нам приказывают наши государи.
Генрих Гейне

Мы прежде всего джентльмены, а уж потом – патриоты.
Эдмунд Берк

Политик – это человек, который пожертвует вашей жизнью за свою родину.
Тексас Гинен

Патриот — это мужик, живущий в избе с соломенной крышей, но истово гордящийся тем, что у его барина самый высокий дом во всей волости.
Лев Рубинштейн

Душа и суть того, что обычно понимают под патриотизмом, есть и всегда была моральная трусость.
Марк Твен

Патриотизм — это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.
Джордж Бернард Шоу

Мне кажется ужасным унижением иметь душу, контролируемую географией.
Джордж Сантаяна

     19:44 17.10.2022 (2)
Но к тем, кто любит Россию, эти высказывания относятся, в лучшем случае, лишь на 10%. Limpapo и Александр, вы со мной согласны?
     08:56 18.10.2022 (1)
Да, Вы правы, тёзка (если это Вы меня спрашивали).
Я к понятию родины отношусь серьёзно, это чувство где-то в крови и мне не подчиняется.
Я родился на Кузбассе, но мы уехали оттуда после реабилитации, когда мне было всего 3 года, в Кущёвку, Кубань, на родину матери.
Поэтому Кузбасс я не помню и родиной считаю Кущёвку.
Когда уехал учиться и жить в Ленинград, часто бывал у родственников Эстонии, на родине отца.
Это тоже для меня родина, кровь, тоже независимо от моих мыслей.
Да, я люблю свою родину (обе) и уважаю свою Большую Родину.
Но я не уважаю наше государство в лице его представителей власти, ответно за их отношение к нам и к своим обязанностям.
Поэтому меня более всего затронуло высказывание "Политик – это человек, который пожертвует вашей жизнью за свою родину".
Это про наших.
Извините за длинный ответ.
     09:11 18.10.2022 (1)
Александр, я всегда сравниваю Родину с родителями, с роднёй. Слова-то эти однокоренные.
Ведь нельзя любить родителей наполовину. Мол я люблю отца, когда он мне деньги дает, а когда не даёт - не люблю. Не люблю отца, когда он принимает решения, которые мне не нравятся. Ты или любишь своих родителей или не любишь. Так и с Родиной.
Не пойму, причём здесь государство и политики, когда речь идёт о Родине?
     17:48 18.10.2022 (1)
Всё верно Вы говорите, Родина и Государство - это разное, но что делать с этими, засевшими во власть, живём-то мы в государстве, под их понятиями и законами?
     18:05 18.10.2022 (1)
А разве в какие-то времена было по другому??? Всегда было только хуже? При Владимире - хуже, при Иване Грозном - хуже, при Петре Первом - хуже, при Сталине - хуже! И при всех остальных - хуже.
     15:04 19.10.2022
Получается, что какое государство мы в России ни строим, всегда получается власть непрофессионалов-карьеристов?
Богом убитые мы, что ли, или наверх вылезают слишком умные?
Хотим, наоборот, осчастливиться в мечтах и идеалах, а получается банальное дерьмо.
Ладно, это отдельный диспут, не для этой заметки.
     20:15 17.10.2022
     22:05 16.10.2022
Всё сказано умно и тонко, а больше всего мне понравились высказывания Адама Михника, Генриха Гейне и Тексаса Гинена.
     16:27 16.10.2022
1
Все формулировки точные. Формулировка Шоу - гениальная. Ни прибавить ни убавить! 
     10:30 18.10.2022
"Это было социалистическое воспитание", - социалистическое воспитание заключалось в том, что граждан СССР обманывали и внушали им противоестественные принцыпы поведения.
Те, кто в 1941 были военнообязанными рождены были ещё до революции и образования СССР. Самые молодые призывники, родились 18 лет назад в 1923 году, а СССР образовался в 1922 году.
То есть, советским поколением того времени, строго говоря, можно признать только поколение околовосемнадцатилетних, молодеж. Но в Красную Армию призывались и более старшее поколение, выросшее и воспитаное ещё при царе батюшке.
Главное даже не в том что молодеж родилась в СССР, а в том, что эти советские дети росли ещё в семьях досоветского периода. Родители и учителя их были воспитаны при царе.
Какое советские дети получили воспитание от не советских учителей и в несоветской семье.
Вы, гомосоветикус, любите так просто, без фантазии рассуждать на любые темы. Вам внушили коммунисты правила и вы им слепо пользуется. Жизнь изучаете по рекламным роликам коммунистической морали.
Не так всё было просто как вам кажется сейчас.
Вы и о нынешней жизни ничего не знаете и сравниваете то, чего не знаете из прошлого века с тем чего не знаете в настоящем времени.
Потому и не можите сложить два плюс два...
     23:06 15.10.2022 (1)
1

Но никто - ни Поляков, ни ведущие, ни слушатели не задали вопрос, почему нынешние люди - олигархи, пропагандисты и находящиеся во власти (депутаты, чиновники), не показывают сами пример патриотизма.

Так тут всё просто, как угол: у этих людей нет никакой родины. Они, не побоюсь позаимствовать у упыря-Сталина его формулировку, - БЕЗРОДНЫЕ КОСМОПОЛИТЫ! Россия для всех этих людей - "ПРОЕКТ"! Их интересы - на Западе, где у них тотально всё: деньги, надежды, дети и внуки. Русский люд эти твари ГЛУБОЧАЙШЕ презирают. Всё, что говорят эти манкурты - ложь в кубе! В России было много тяжких периодов, но ТАКОГО кошмара не было ещё ни разу за всю её многовековую историю! События текущего года чётко показывают любому, способному мыслить человеку, что властные структуры РФ однозначно переводят ситуацию из гнилой в погибельную! Грядёт тяжелейшая катастрофа, последствия которой будут сказываться на русских ещё многие десятилетия!

     12:30 16.10.2022 (1)
Отношение к нашей власти у меня такое же.
Это банальные временщики, набивающие карманы и плюющие на страну.
"Азиатская" психология "вождизма" у нас доминирует веками.
Западная реализация тоже не тот идеал, к которому мыслители стремились.
Потому что делать и что будет дальше - это открытый вопрос.
     01:51 17.10.2022
1
Для меня сейчас идеал - скандинавский социализм. Но тут - скандинавы. Выдержанные, хорошо образованные и вышколенные веками протестантизма. С таким материалом можно строить ОБЩЕСТВО ГАРМОНИИ И БЛАГОДЕНСТВИЯ. Реальным чудом можно считать и Израиль. Тут просто трудно понять, как в условиях перманентной войны и с таким разношерстным людом удалось достичь такого уровня жизни. Недавно узнал, что в Израиле обычный отпуск у работников - 5 недель в год. Такого никогда не было у рабочих в СССР. Плюс в Израиле - куча долгих праздников. В США республиканцы говняют социализм на каждом углу и вот - три недели отпуска в Америке - СЧАСТЬЕ! В обществе насаждается идея, что нужно работать до полной потери пульса. Мол, иначе страна скатится в латиноамериканскую нищету. Наглая ложь! На самом деле работа до упада  - это рудимент капитализма прошлого. Общество будущего - это люди с очень большим по времени досугом и без пахоты на износ.
В России же построили ДИКИЙ капитализм с элементами мафиозности. Тут комментировать нет смысла - всем всё и так понятно. 

     23:39 16.10.2022
Наверное, чтобы понять понятие патриотизма, нужно задать еще один вопрос - а кто такой человек без Родины? Кто он? В чем его корни? Откуда он взялся таким? Какова история происхождения? Вот что интересно знать. К примеру, человека изгнали против его воли, он начинает скитаться по всему миру в поисках новой жизни, но в какой бы стране он не поселился ему везде будет казаться, что он чужой. Он будет знать, что он живет на Родине итальянца, или француза, или немца, или китайца… Ему захочется стать своим, но не получится. Потому что у каждого народа есть свое происхождение, культура, родословная. Даже тогда, когда этот народ совсем маленький… Родина - это наследие земель. И стыдится этого не нужно. 
     22:05 16.10.2022
Википедя:
Либерали́зм (от лат. liberalis «свободный») — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее непоколебимость прав и свобод человека и гражданина.
Либерализм провозглашает права и свободу каждого человека высшей ценностью и устанавливает их основой общественного и экономического порядка. Либерализм — стремление к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т. д., и к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими составляющими в современном либерализме признаются свобода слова (свобода публичного высказывания), свобода совести (отделение религии от государства, светское общество), право на легальное участие в политической борьбе. В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства. В юридическом отношении принципами либерализма являются верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния.

По-моему, это очень ценное создание человеческой мысли.
Жаль, у нас в России его нет в полном объёме.
Однако в теории существует коллизия между либерализмом и патриотизмом, потому что в пределе либерализм приходит к эгоизму, а это уже прямо противоречит патриотизму.
     22:05 16.10.2022
Поэт сказал: Люблю отчизну я, но странною любовью!
     23:48 15.10.2022 (1)
3
Если же говорить о теме, а не о частностях (см. другой мой комментарий), то патриотизм - это, на мой взгляд, не принцип и не чувство. Это ценность. А её искусственно всучить человеку нельзя. Он её (эту ценность) или принимает или нет. Решая это самостоятельно.
Так же, как другие ценности. Ценность здоровья, например, или семьи.
     14:39 16.10.2022
Браво!
Александр, чуть ли не первый раз я с вами согласен на все 100.
     14:14 16.10.2022
1
Как вам выражение М. М. Жванецкого о том, что патриотизм
«… чёткое, ясное, хорошо аргументированное объяснение того, почему мы должны жить хуже других… Вначале мы полюбим, потом оно должно полюбить нас. Обязательно полюбить нас в ответ.  Когда полюбят нас – тогда это будет Родина».
     02:18 16.10.2022 (1)
Вопрос правильно поставлен о разнице между Родиной и государством. История зафиксировала немало случаев, когда власть имущие, прикрываясь государственными интересами, манипулировали чувством патриотизма широких масс в своих интересах. Надеюсь, примеров предостаточно, чтобы их упоминать.
     12:31 16.10.2022 (1)
Я опять задумался, что Родина (родина) - совсем не государство (в смысле, не машина управления).
Да, Вы правы, - и на кой тогда нужны описанные Вами государственные деятели?
Ещё одна мысль: разительное отличие в поведении элиты России в войне 1812 года (по Толстому) от поведения нынешней "элиты" (последнее уже ближе к поведению в 1914 году).
     13:53 16.10.2022
1
разительное отличие в поведении элиты России в войне 1812 года (по Толстому) от поведения нынешней "элиты"
==========================================================

Ничего удивительного, Александр. Почти вся мужская часть дворянского сословия была военнослужащими, их нередко приписывали к полкам еще в детстве. Обязанностью, правом и привилегией дворянства была защита Отечества. Именно это в первую очередь являлось их отличием от других сословий. А вот в обязанности мещанства и простолюдинов это никогда не входило. 
     10:17 16.10.2022 (2)
Патриотизм - это любовь к Родине, без всяких "но" и без всяких пояснений.
Проведем параллель. Между Родиной и родителями. По существу - это одно и то же.
Вот скажите автор: вы увидели, что бьют вашего отца. Вы броситесь его защищать или начнёте разбираться, прав отец или виноват.
Что-то мне подсказывает, что для вас и для некоторых комментаторов, правильнее второе.
Александр, только не кривите душой, не говорите, что я не правильно понял суть вашей статьи!

     12:31 16.10.2022 (1)
Уважаемый тёзка, коллега по шахматным задачам, Вы правильно поняли суть моей статьи.
Если будут бить жену, отца, мать, брата-сестру, детей, внуков, рушить мой дом, я плюну на моё презрение моего государства и буду давать по зубам напавшему.
Поэтому я и спрашиваю: почему наша т.н. "элита" (власть, олигархи, СМИ, пропагандисты) со-товарищи-детишки-родственники массово уклоняются от мобилизации, к тому же прикрываясь своими спец-законами?
Следствие: глядя на них, так же массово уклоняются и простые граждане.
Я и пишу потому, что такая "элита" - обычные лицемеры, а патриоты только на словах.
Это не только о России, но, к сожалению, и об Украине.
     13:12 16.10.2022
Александр, меня совершенно не волнуют "наша т.н. "элита" (власть, олигархи, СМИ, пропагандисты) со-товарищи-детишки-родственники массово уклоняются от мобилизации, к тому же прикрываясь своими спец-законами?"
     12:22 16.10.2022 (1)
1
Патриотизм - это любовь к Родине, без всяких "но" и без всяких пояснений.
==============================================================

Увы, без пояснений никак не обойтись. Возьмем нашу жизнь. Есть тысячи и тысячи еще живых и вполне здоровых людей,  родившихся в Германии и Венгрии, Польше и Чехословакии, Румынии и Болгарии, в других странах СЭВ и Варшавского договора. Они там выросли, ходили в местные сады и школы. В какой-то момент отца перевели, скажем, в Ригу. Здесь условные дети сначала отслужили в армии, затем закончили ВУЗ и были отправлены по распределению в Туркмению и Литву, Молдавию и Украину, Азербайджан и Армению, в Якутию или Тбилиси. Там, уже 25-30-летние специалисты познакомились с местными или с такими же распределенными, но из других республик Союза, нашли свою любовь, сочетались браком, завели детей, построили дом и дачу. А потом вдруг СССР распался. И через некоторое время отовсюду понеслись лозунги о патриотизме, о любви и преданности к Родине. И наступили времена когда человеку надо выбирать: между Арменией и Азербайджаном, Туркменией и Таджикистаном, Киргизией и Казахстаном, и всем им от Украины, Молдовы, Эстонии до Беларуси с Латвией между ними и Россией. А потом между этими странами стали возникать конфликты и даже войны. Ну и где его Родина - в Германии где родился и прожил 17 лет? Может быть, в Латвии, откуда он ушел в армию, где учился и где окончательно сформировался как личность? Или же его родина там где он создал семью, где его дом и сад, где учатся его дети и где он сам жил последние 15-20 лет?


     13:09 16.10.2022 (1)
Патриотизм - это любовь к Родине, без всяких "но" и без всяких пояснений.
     13:23 16.10.2022 (1)
Патриотизм - это любовь к Родине, без всяких "но" и без всяких пояснений.
===============================================

Ответил как отрезал.
Поясните, пожалуйста, что вы подразумеваете под словом Родина? Место рождения, место становления или место жительства?

     13:34 16.10.2022 (1)
Тоже самое, что и под словом родители. Не важно, кого я считаю родителями, кто меня родил или кто меня воспитал. И к Родине отношусь так же, как и к родителям.
На все остальные вопроса относительно понятие "Родина", я отвечу так же.
     13:46 16.10.2022
1
Понятно. То есть вы с этим не разобрались и даже не попытались. "Я сказал люминий, значит, люминий!"
И при этом,  Александр Паршин, вы обвиняете в демагогии меня.

Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама