Заметка «Культура, её мейнстримы и досуг»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 119 +2
Дата:

Культура, её мейнстримы и досуг

    Многие думающие люди сегодня задаются вопросами, почему интернет, ТВ, радио, кинематограф, книжный рынок и т.д заполонены столь низкопробной продукцией и почему произведения людей действительно талантливых имеют столь низкие шансы пробиться на эти площадки и получить широкую известность и заслуженное признание?

    В одном из диалогов романа М.Рейнолдса - Божественная сила объясняется это следующим образом:
    -Средний человек не способен к самопрограммированию. По крайней мере, такой средний человек, каков он сейчас. Он не может придумать, чем себя занять. Ему никогда не приходилось над этим задумываться.
    Человек развивался в таких условиях, в которых приложение имеющихся у него времени и энергии было заранее запрограммировано. Он работал и работал от двенадцати до восемнадцати часов в день. Весь день, и так каждый день. Иначе он умирал от голода.
      Как ему использовать свое время, определяли за него другие. Если и был какой-то отдых, то очень редко. В качестве отдыха и развлечения существовали только традиционные игры (ритуалы) и танцы.  Средний человек никогда не получал такой возможности, чтобы они ему прискучили — ему слишком редко удавалось ими заняться. Такое положение существовало на протяжении 99,99 процентов истории нашего вида.
    То, что для творчества необходим досуг, свободное время, - это правда. Пока не существует класса лентяев, группы, у которой есть время заниматься чем-либо еще, кроме добывания средств к существованию, существует очень мало возможностей развития культуры. Тем не менее, наличие досуга не влечет за собой творческую деятельность автоматически.
    Возникает вопрос: что происходит с культурой, имеющей изобилие всего — за исключением заранее определенной деятельности для нетворческого среднего человека? Другими словами, что станет с этим благополучным обществом, с нашим Процветающим Государством, если отнять у него радио, кино и, в особенности, телевидение - телевидение, средство усмирения массового человека?
    Рим погиб из-за невероятно разросшегося праздного класса. Рим больше не был культурой, борющейся за выживание, его обеспечивали колонии. Население получало пищу даром. У них было свободное время, но не было самопрограммирующейся творческой способности.
    Человек хочет чем-нибудь заниматься. Но если он неспособен самостоятельно придумать, чем заняться, что произойдет, если у него отнять его телевидение, его радио, его кино?
    Вопрос последний в воздухе повис. Но вывод – вполне очевиден. Люди, пресыщенные досугом, но не имеющие привычных и доступных каналов для рассеяния избытка своей энергии обычно пускаются во все тяжкие и цивилизация рушится вместе с государством ее создавшим.
    Вот почему, а не благодаря чьему-то злому умыслу, наши ТВ, радио, кинематограф, интернет, книжный рынок и пр. переполнены разнообразной чепухой и пошлятиной, - потому, что основной их задачей является заполнение избыточного досуга и поглощение избыточной энергии среднего  человека, а вовсе не наполнение его сознания образцами высокой культуры.
    Канализация и рассеяние энергии людей среднего и более низких уровней, в массе своей средствами, способными их развлечь, заполнить их избыточный досуг с целью сохранить status quo во избежание распада общества потребления и утраты достижений, накопленных им – вот основная причина и двигатель господствующего ныне культурного убожества.
    Вот еще один отрывок из М.Рейнолдса:
    -Люди в большинстве своем идиоты и всегда ими были. Не было такого периода в истории, когда человек с улицы, если у него появлялась такая возможность, не продемонстрировал бы себя с худшей стороны. Если им обеспечить свободу и безнаказанность, они погрязнут в садизме, распутстве, пьянстве, обжорстве, разрушениях.
    Взгляните на римлян с их играми. Взгляните на немцев, когда нацисты их подтолкнули к уничтожению низших рас, неарийцев. Взгляните на любых солдат в сражении, любой национальности.
    А потому - заполнение их сознания потоком разнообразных развлечений, доступных этому сознанию и хоть чем-то привлекательных для него, для общества потребления  является сегодня основным средством защиты от грозящего хаоса.
    Высокая культура на подобном фоне не исчезла и не исчезнет, сохраняясь и воспроизводясь в относительно небольшой прослойке людей, привычных использовать свой досуг для размышлений и творчества.
    Они, эти люди, постоянно появляются и присутствуют как среди плебса, так и в элитах, являясь драгоценным резервуаром идей и смыслов, дающих шанс на спасение от всеобщего оскотинивания каждому из способных воспринять эти идеи и смыслы и воспользоваться ими.
    В общем, спасение утопающих - дело рук самих утопающих и, очевидно, не стоит уповать на то, что некое волевое решение сверху будет способно резко изменить в лучшую сторону информационно-развлекательные программы, предлагаемые для всеобщего потребления сегодня.







Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     16:52 07.02.2023 (1)
Многие думающие люди сегодня задаются вопросами, почему интернет, ТВ, радио, кинематограф, книжный рынок и т.д заполонены столь низкопробной продукцией и почему произведения людей действительно талантливых имеют столь низкие шансы пробиться на эти площадки и получить широкую известность и заслуженное признание?

Думающим людям такие вопросы и на ум не придут )

От века искусство было для избранных. В число избранных входили граждане обеспеченные и просвещённые, либо просто обеспеченные, косящие под просвещённых. Для них писались музыкальные произведения и картины, строились театры и концертные залы, возводились прекрасные здания. Остальные пахали и пели частушки. Нынешние технологии сильно упростили доступ к искусству. Можно прогуляться по виртуальным залам мировых музеев, послушать классику, посмотреть театральные постановки, но... душа просит частушек. А спрос рождает предложение. Это уже закон маркетинга, ибо дерьмище прекрасно продаётся. Вы продайте, подите Баха или Микеланджело. Плебс вас освищет, рейтинги упадут, а владелец канала выгонит в шею. Дайте Малахова, экстрасенсов или сношение блох под микроскопом и вы богач. Чайковского идите продайте в записях. А вот "Воровайки" пойдут. Каков потребитель, таков и контент. Весь секрет.
И на счёт "волевого решения сверху". Там средний уровень даже ещё ниже среднего. Именно они этих скакунов эскадронных, да родимую в зад и пригрели на эстраде, ибо те вполне отвечают их культурным запросам. 
     17:01 07.02.2023 (1)
То, что Вы написали - действительно, общеизвестно. Но - заметка отвечает не на вопрос - "почему?, а на вопрос - "зачем, с какой целью" все это барахло типа Малахова и пр. активно всем предлагается. Только в этом контексте ее имеет смысл рассматривать и критиковать.
     17:23 07.02.2023 (1)
Я ответил на этот вопрос выше. Сфера развлечений и досуга - серьёзный бизнес и живёт по законам бизнеса. Спрос рождает предложение. И телевидение и печать и интернет ориентируются на спрос. Они его не формируют. Ибо, формирование спроса - вопрос воспитания. Они только удовлетворяют потребности. Знаете какой процент в интернет запросах имеет порно контент. Я сейчас не припомню цифр, но речь шла что-то о девяноста процентах. Правда, это было ещё до повального увлечения онлайн торговлей. Сейчас процент меньше. Культура сегодня элементарно не продаваема, ибо не имеет покупателя, а значит и спроса. Продаётся низкопробная хрень, но... хрень близкая по духу и понятная потребителю )
Чтобы продать дорогой красивый костюм на стройного человека, надо сперва загнать этого человека в спортзал и отобрать у него полторашку девятки и послать учиться, а потом работать. Если нет, то он удовлетворится растянутыми трениками и майкой. То же и с культурой. Потребителя для неё нужно готовить загодя ) 
     19:50 07.02.2023 (1)
Опять же, понятно, что это все ориентировано на продажу!)) Но продается - то - зачем?! Отнюдь не только для получения прибыли, но и для того преимущественно, чтобы пиплу его избыточный досуг заполнить, чтоб он, от безделья и пустоты, не занимался незнамо чем, опасным и предосудительным.

Вот какому вопросу посвящена заметка.

По аналогии, в одной из предыдущих заметок поднимался вопрос: почему все дети обязаны ходить в школу в течение 11 лет, хотя многие из них к обучению в заданном объеме явно малоспособны или вовсе неспособны? 

Возможный ответ - а для того, что б они под присмотром были и не болтались без дела на улице, занимаясь бог знает чем!

Проблемы заполняемости досуга детей и взрослых не идентичны, но одинаково важны  Хотя бы для сохранения общественного спокойствия в том или ином виде.))
     04:22 08.02.2023
Чернь в Риме, во время выступлений против власти, требовала "хлеба и зрелищ". А какого сорта зрелища были в империи - помните? Всё логично и традиционно ) 
     21:13 07.02.2023
Толково. Мне понравилось.
 
С уважением Н.А.
Реклама