Многие думающие люди сегодня задаются вопросами, почему интернет, ТВ, радио, кинематограф, книжный рынок и т.д заполонены столь низкопробной продукцией и почему произведения людей действительно талантливых имеют столь низкие шансы пробиться на эти площадки и получить широкую известность и заслуженное признание?
В одном из диалогов романа М.Рейнолдса - Божественная сила объясняется это следующим образом:
-Средний человек не способен к самопрограммированию. По крайней мере, такой средний человек, каков он сейчас. Он не может придумать, чем себя занять. Ему никогда не приходилось над этим задумываться.
Человек развивался в таких условиях, в которых приложение имеющихся у него времени и энергии было заранее запрограммировано. Он работал и работал от двенадцати до восемнадцати часов в день. Весь день, и так каждый день. Иначе он умирал от голода.
Как ему использовать свое время, определяли за него другие. Если и был какой-то отдых, то очень редко. В качестве отдыха и развлечения существовали только традиционные игры (ритуалы) и танцы. Средний человек никогда не получал такой возможности, чтобы они ему прискучили — ему слишком редко удавалось ими заняться. Такое положение существовало на протяжении 99,99 процентов истории нашего вида.
То, что для творчества необходим досуг, свободное время, - это правда. Пока не существует класса лентяев, группы, у которой есть время заниматься чем-либо еще, кроме добывания средств к существованию, существует очень мало возможностей развития культуры. Тем не менее, наличие досуга не влечет за собой творческую деятельность автоматически.
Возникает вопрос: что происходит с культурой, имеющей изобилие всего — за исключением заранее определенной деятельности для нетворческого среднего человека? Другими словами, что станет с этим благополучным обществом, с нашим Процветающим Государством, если отнять у него радио, кино и, в особенности, телевидение - телевидение, средство усмирения массового человека?
Рим погиб из-за невероятно разросшегося праздного класса. Рим больше не был культурой, борющейся за выживание, его обеспечивали колонии. Население получало пищу даром. У них было свободное время, но не было самопрограммирующейся творческой способности.
Человек хочет чем-нибудь заниматься. Но если он неспособен самостоятельно придумать, чем заняться, что произойдет, если у него отнять его телевидение, его радио, его кино?
Вопрос последний в воздухе повис. Но вывод – вполне очевиден. Люди, пресыщенные досугом, но не имеющие привычных и доступных каналов для рассеяния избытка своей энергии обычно пускаются во все тяжкие и цивилизация рушится вместе с государством ее создавшим.
Вот почему, а не благодаря чьему-то злому умыслу, наши ТВ, радио, кинематограф, интернет, книжный рынок и пр. переполнены разнообразной чепухой и пошлятиной, - потому, что основной их задачей является заполнение избыточного досуга и поглощение избыточной энергии среднего человека, а вовсе не наполнение его сознания образцами высокой культуры.
Канализация и рассеяние энергии людей среднего и более низких уровней, в массе своей средствами, способными их развлечь, заполнить их избыточный досуг с целью сохранить status quo во избежание распада общества потребления и утраты достижений, накопленных им – вот основная причина и двигатель господствующего ныне культурного убожества.
Вот еще один отрывок из М.Рейнолдса:
-Люди в большинстве своем идиоты и всегда ими были. Не было такого периода в истории, когда человек с улицы, если у него появлялась такая возможность, не продемонстрировал бы себя с худшей стороны. Если им обеспечить свободу и безнаказанность, они погрязнут в садизме, распутстве, пьянстве, обжорстве, разрушениях.
Взгляните на римлян с их играми. Взгляните на немцев, когда нацисты их подтолкнули к уничтожению низших рас, неарийцев. Взгляните на любых солдат в сражении, любой национальности.
А потому - заполнение их сознания потоком разнообразных развлечений, доступных этому сознанию и хоть чем-то привлекательных для него, для общества потребления является сегодня основным средством защиты от грозящего хаоса.
Высокая культура на подобном фоне не исчезла и не исчезнет, сохраняясь и воспроизводясь в относительно небольшой прослойке людей, привычных использовать свой досуг для размышлений и творчества.
Они, эти люди, постоянно появляются и присутствуют как среди плебса, так и в элитах, являясь драгоценным резервуаром идей и смыслов, дающих шанс на спасение от всеобщего оскотинивания каждому из способных воспринять эти идеи и смыслы и воспользоваться ими.
В общем, спасение утопающих - дело рук самих утопающих и, очевидно, не стоит уповать на то, что некое волевое решение сверху будет способно резко изменить в лучшую сторону информационно-развлекательные программы, предлагаемые для всеобщего потребления сегодня.
Думающим людям такие вопросы и на ум не придут )
От века искусство было для избранных. В число избранных входили граждане обеспеченные и просвещённые, либо просто обеспеченные, косящие под просвещённых. Для них писались музыкальные произведения и картины, строились театры и концертные залы, возводились прекрасные здания. Остальные пахали и пели частушки. Нынешние технологии сильно упростили доступ к искусству. Можно прогуляться по виртуальным залам мировых музеев, послушать классику, посмотреть театральные постановки, но... душа просит частушек. А спрос рождает предложение. Это уже закон маркетинга, ибо дерьмище прекрасно продаётся. Вы продайте, подите Баха или Микеланджело. Плебс вас освищет, рейтинги упадут, а владелец канала выгонит в шею. Дайте Малахова, экстрасенсов или сношение блох под микроскопом и вы богач. Чайковского идите продайте в записях. А вот "Воровайки" пойдут. Каков потребитель, таков и контент. Весь секрет.
И на счёт "волевого решения сверху". Там средний уровень даже ещё ниже среднего. Именно они этих скакунов эскадронных, да родимую в зад и пригрели на эстраде, ибо те вполне отвечают их культурным запросам.