Заметка «Элементы наблюдений и немного статистики»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Публицистика, интервью, дискурс
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 277 +1
Дата:
«Дураки 1»

Предисловие:
 Опять про всеобщее образование. Кому было нужно, чтобы варвары научились читать.

Элементы наблюдений и немного статистики

Судя по всему, большинство россиян не понимают или слабо понимают прочитанное, причём даже простые, а не какие-то научные тексты.
В журнале «Научный результат. Социология и управление», №1, 2023, увидел данные социологов:

«По результатам проекта «Общественное мнение», реализованном в 1969- 1974 гг. под руководством известного российского социолога Б.А.Грушина, оказалось, что «в 7 случаях из 10 предъявленные читателям газетные тексты интерпретировались ими неадекватно цели сообщения; адекватно понять смысловые особенности предложенного им газетного текста сумели только 14% респондентов».
Т.е. в советское время 70% людей не понимали смысла прочитанного в газетах.

В новое время проводились аналогичные эксперименты. Но задачу респондентам упростили. Им давали читать не газеты, а сказки, или любимые произведения, которые они (вроде бы) должны ещё и хорошо понимать. Результаты были такими:

«В 2010 г. адекватное понимание мотивационно-целевой направленности любимой в детстве сказки и понравившегося произведения (по собственному выбору) обнаружили 26% респондентов; частично адекватное понимание – 49%; неадекватное – 25%. В 2013 г. адекватное понимание при интерпретировании произведения, повлиявшего на мировидение (по собственному выбору), обнаружили 17% респондентов; частично адекватное – 45%; неадекватное – 37%».
Результаты мало отличаются от советского времени: смысл прочитанной любимой сказки и книжки понимали только 17-26%. Если бы людям дали почитать газету, то, думаю, смысл прочитанного тоже бы поняли 10-15%.

А в 2017 году социологи по той же схеме опрашивали уже студентов-гуманитариев – т.е. вроде бы почти высшую страту в умении понимать прочитанное. Но и задание им дали посложнее – читать не газеты и сказки, а стихотворения «Незнакомка» А.Блока и «Послушайте!» В.Маяковского. Адекватное понимание прочитанного (напомню, у студентов-гуманитариев!) было только у 17%, частично адекватное – 34%, неадекватное – 49%. Половина этой молодёжи совсем не поняла, что прочитала. Адекватно поняли – всё те же 17% (видимо, это какая-то константа в обществе – лишь около 20% россиян понимает смысл прочитанных простых текстов).

Потом социологи помогли студентам - «студенты получили небольшой комплекс сведений об общих принципах структурой организации любых целостных, завершенных коммуникативных актов, знакомство с которыми позволяет «выстроить» в уме виртуальную мотивационно-целевой структуру, аналогичную той, что содержится в воспринятом произведении». Но даже подсказка не сильно помогла респондентам: показатели адекватного понимания выросли с 17% только до 25%.

Так что и сегодня подавляющая часть россиян (вероятно, 70-80%) слабо понимает суть прочитанных даже простых текстов. Ну вот вроде постов в Телеграм. Только если не писать их в виде листовки – «да здравствует!», «долой!», «расстрелять!», «на кол!» и т.п. Или тексты должны заменять мемы.
Многим, как показывают другие исследования, для понимания нужна подсказка в виде визуала – где суть уже услышанного помогает понять эмоция, настроение рассказчика, музыка, инфографика. Примерно как простолюдинам в немом кино помогала понять увиденное на экране музыка тапёра.

Так что если у вас стоит задача по максимум донести смысл написанного (сказанного) подавляющему большинству людей, то надо упрощать до уровня лозунгов, мемов, наскальной живописи. Ну или согласиться с тем, что вы работает только на группу адекватов величиной около 20%.
 
Вообще же все эти особенности архаических, крестьянских обществ ещё в 1950-60-е описывал великий социальный антрополог и медиааналитик Маршалл Маклюэн. Например, африканские общества, которые он изучал, не понимали кино. Так, если курица исчезала с экрана, то зрители срывались с мест и бежали посмотреть, нет ли её за экраном.
Потому Маклюэн советовал африканским правительствам готовить штат комментаторов фильма, кто сразу бы объяснял зрителям, что происходит на экране.

В чуть более образованных обществах, уже прошедших обработку в городах, в т.ч. и на Западе, вместо комментатора в «прямом эфире» появлялась фигура «кинокритика», когда специально обученный человек разжёвывает людям, что они на самом деле увидели в фильме. Т.е. предполагается, что почти никто, кроме «кинокритика», не может разобраться в увиденном на экране. Та же суть была и у «книжного критика». По мере усложнения общества надобность в таких «критиках» исчезала (и почти исчезла сегодня).

Зато, как пишет Маклюэн, ««африканцы очень хорошо воспринимают мультфильмы. Поначалу это нас озадачило, но разгадка быстро отыскалась. Дело в том, что кукольные представления являются обычной формой их досуга. Мультипликационный рисунок, как и пещерная живопись, ведёт нас в область взаимодействия чувств, то есть имеет скорее осязательный, тактильный характер».

Философ Глебкин в книге «Ритуал в советской культуре» замечает, что русское крестьянство в начале ХХ века не могло использовать абстрактные критерии для классификации предметов, «у них было отсутствие интереса ко всему, что находится за пределами повседневного существования». Так же они воспринимали и искусство.

Далее Глебкин пишет:
«Мы сошлёмся на на анкетирование, проведённое среди солдат Западного фронта группой артистов Передвижного театра им. П.Гайдебурова и Н.Склярской в сентябре-октябре 1917 года. Артисты показывали солдатам три спектакля («Не всё коту масленица», «Женитьба» и «Тель»). После этого солдатам предлагались анкеты с вопросами по поводу увиденного и услышанного. Ответы позволяют зафиксировать несколько важных закономерностей. Зрители вводили происходящее на сцене в повседневный контекст и воспринимали его, исходя из этого контекста. Так на вопрос, понравилась ли им героиня «Женитьбы», отвечали, например, так: «Невеста и мне нравится, я бы хотел на ней жениться», «Я бы женился – пусть напишет посурьезней в действующий флот», причём автор последней реплики дополнил анкету своим адресом.

А так как главной реальностью, заменившей бывшим крестьянам повседневный труд на земле, стала реальность политическая, то и значимость спектаклей и оценка их содержания мыслились в понятиях, выработанных политическим контекстом. Например, по поводу спектакля «Не всё коту масленица» в одной из анкет говорилось: «Я попросил бы товарищей артистов, чтобы побольше разыгрывали такие сцены, где было ясно представлено, как нас уничтожают буржуи, и чтоб можно было пролетариату свергнуть это иго буржуазии и силу капитализма, и чтобы наш класс увидел, как нас раньше обманывали буржуи. Пусть они будут прокляты, как на сцене буржуй проклинал бедную семью». По поводу «Женитьбы» один из солдат написал: «Это нас не интересует. Товарищи, нужно это выяснить, к чему эта «Женитьба» нас приведёт? Неужели ещё Учредительное собрание отложат? Тогда мы все обратимся к нашему правительству другим способом!»

Стоит заметить, что эти реплики солдат из крестьян были ещё и литературно обработаны или записаны со слов неграмотных. Те, кто умел писать, дословно в анкетах писали так:
«Товарищи. Я признаю, что нам на фронте пиясы и тиатры не нужны. Мы ждём весёлых и радостных дней. Товарищи: нельзя ли нам соединица и достич этих радосных дни»; «Мы получили одну тоску и грусть, нам нужно заботица необтанцах и не о песнях, а об деле; каком деле -я вам укажу: например, долой войну. Долой войну, да здравствует мир! Долой керенского, да здравствуют большевики!»
Послесловие:
Вот такая печальная картина ...

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:04 09.04.2023 (1)
* * *
Власть нехватку извилин числа
Восполняет рецептом тирана:
Человека низводят в осла,
А затем превращают в барана.

* * *
Не критикуй верха, пока
Не припаяли преступленья:
Заставишь думать дурака -
И он сгорит от напряженья.

     07:10 10.04.2023 (1)
 Здравствуйте!
 Честно говоря, осёл - это умное животное, которое человек оскорбляет не по делу, когда возводит его упрямство в разряд тупости. Это заблуждение.
 Бараны тупые - это факт.
 Как припаяют преступления критика растворится в застенках ... Так же её кто-то ещё слышит.  
 Всё одно, отсидеться не удастся, если не случатся перемены к лучшему ...
     22:11 10.04.2023 (1)
1
Самому тяжело писать такие стихотворения.
     08:38 11.04.2023
 Здравствуйте! Какое время на дворе - таков Мессия ... В России пророков подменяют на бесов, Воланда, если хотите ... или Вия ...
Гость      19:59 08.04.2023 (1)
-3
Ержан к чему Вы написали этот текст? Вы критикуете власть и образовательную систему? Что Вы вообще хотели донести, собрав воедино эту информацию?

Я вижу следующую цепочку: дураки с бутылками → варвары, которых кто-то научил читать ради своей выгоды → советские люди не понимающие смысла газет → россияне непонимающие смысла сказок → студенты гуманитарии, непонимающие смысла стихотворений Блока и Маяковского → африканцы, не отличающие информацию на экране от реальности → солдаты непонимающие смысла спектаклей.

Т.е другими словами Вы хотите сказать, что 80% россиян это дураки, подобные африканским племенам впервые увидевшим кино. Хотите сказать, что 80% населения страны сегодня не умнее солдат из крестьян во время 1 мировой.. И Вас сильно печалит эта ситуация?
Я Вам скажу следующие, деление людей на умных и глупых это древнейшее когнитивное искажение. Нет ничего зазорного или печального, в том, что большинство не понимает смысла стихотворения Блока. Допускаете, что у студентов нет никакой мотивации и желания в этом разбираться, в отличие от Вас? Зато у них есть другие интересы и в этих областях они на голову превосходят, таких печальных умников как Вы)
Проведем следующий мысленный эксперимент, возьмем такого умного Маклюэна и такого тупого африканца и представим, что они вместе охотятся в африканских лесах с луками. Кто будет бесполезным балластом в этой паре?)

Давайте другой эксперимент, возьмем Ержана и посадим в компьютерный клуб и предложим сыграть в любую игру с глупеньким студентом. В 80% случаев Ержан проиграет.

На основании этих двух экспериментов мы сделаем вывод, что Маклюэн и Ержан в определенных областях бесполезное создания и им нужны подсказки. Но вот незадача, даже получив подсказки Ержан ни научится играть в компьютерные игры на уровне среднего студента, а  Маклюэн не научится стрелять из лука также хорошо, как среднестатистический африканец.
     20:36 08.04.2023 (1)
 На всякий случай, дорогой инкогнито, я по образованию математик. Так что мой проигрыш не настолько очевиден, как представляете вы.
 Более того, в юности я совершал долгие походы на лошадях, охотился, даже доил коров ... Уже не вспомню как.
 Мой друг, Мишка Валиев, стрелял из лука, а я к нему часто заходил ...
 Так что я не уверен, что тупой африканец (впрочем, тупыми чаще всего в моей жизни были отнюдь не африканцы, а казахи, но это не важно) в степи сможет выжить лучше меня. Быть может, берберы ...
 Н.Гумилёв, к слову, хотел вообще остаться жить в Африке ...
 Ну, а людям с высшим образованием в России (в том числе Маклюэну, только у него скорее всего есть свои англоязычные поэты) стыдно не знать Блока, Маяковского, Бальмонта, Гумилёва,  Окуджаву, Высоцкого, Бродского, ...

 Зачем человеку из маски-шоу писать тут комментарии?
 Много лет назад К.Прутков писал "Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя".
 Учитесь дорогой.
Гость      22:04 09.04.2023 (1)
Меня зовут Андрей Мудрицкий, я по образованию никто. И, извините, но я просто не догоняю, что вы хотите донести массам? Вашу статью репостнули частично на других ресурсах и я решил ознакомится с оригиналом. В чем суть, дорогой Ержан, вы просто ушли от ответа)? 
Не унижайте себя попытками меня принизить, если я решил написать коммент, значит таково мое слово и желание, я понятно излагаю? О каком макси-шоу вы говорите, мне 34 года, я не смотрю телевизор уже 10 лет... Ваш текст ничто иное как рефлексия и нытье образованного бесполезного старца. Если все вокруг такие глупые, а вы такой умный, почему вы не звезда?
     07:29 10.04.2023
 Если звёзды зажигают, то это кому-нибудь нужно.., дорогой.
 В своём кругу я звезда. Среди булгаковедов я тоже звезда. Вот только признают это массы не скоро, да и признают ли? Гоголя же они по сей день в патриотах числят, судя по отношению к повести о Тарасе Бульбе.
 Старец, говорите? Наверное. Но пока я ещё могу проехать на лыжах по лесу зимой или пробежать летом километров 20 ... Это мой ответ Вам. Думайте, господин хороший.

 Про остальное попробуйте задуматься сами. Не важно, что Вы смотрите или нет, важно как и зачем Вы потребляете информацию.
 И последнее, с чего Вы решили устраивать мне тут допрос? Привычка?..
 Почитайте К.Пруткова. Хочется верить, что он Вас просветит лучше меня.
 За сим прощевайте. Спасибо за внимание.

 P.S.  Надеюсь Вы слышали про Мудреватого Кудрейку?
     15:46 08.04.2023 (1)
Невероятно интересно! Просто ошеломляюще! Очень давно начал размышлять о массовом тупоголовии, окружающих меня.  Написал, начиная с юности, кучу стихов на эту тему. Вот один из подобных: https://fabulae.ru/poems_b.php?id=246587  А вот и ещё один: https://fabulae.ru/poems_b.php?id=401236
     16:59 08.04.2023
Так красивше 😊 мне кажется: https://fabulae.ru/note.php?id=33786
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама