„Русский дух не знает середины: либо все, либо ничего — вот его девиз».
„Русский нигилизм вовсе не простое неверие, он есть вера в неверие, религия отрицания.“
„Никакие злодеи и преступники не натворили в мире столько зла, не пролили столько человеческой крови, как люди, хотевшие быть спасителями человечества.“
Семён Франк (1877-1950) родился в Москве, в детстве получил домашнее образование у своего деда, Моисея Россиянского, занятого чаеторговлей, от которого воспринял его интерес к философским проблемам религии. В 1886-1892 годах учился в Лазаревском институте восточных языков, потом поступил в Московский университет, где примкнул к марксистскому движению, сблизился с группой революционеров. И так продолжалось до поры, когда он не сделал вывод о научной несостоятельности марксизма и отказался от революционной деятельности. Негативно относясь к коллективизму, который давит личность, стал последователем русского религиозного мыслителя Владимира Соловьева*. В 1917 году Франк возглавил историко-филологический факультет Саратовского университета, а в 1921 году занял кафедру философии в Московском университете, но в 1922 году вместе с другими русскими философами, публицистами, писателями был выслан из Советской России на печально известном "философском пароходе".
Жил в Берлине, вошёл в состав Религиозно-философской академии, организованной Н. А. Бердяевым*, читал лекции в Русском научном институте, где приезжие из России проходили обучение по университетской программе. В 30-х годах, с приходом к власти Гитлера, многие евреи остались без работы и он, предвидя опасность, спешно с семьёй уехал из нацистской Германии во Францию.
Свои лучшие работы Семён Франк создал в эмиграции и на написание трактатов его толкало полное духовное одиночество и боль, которую испытывал на чужбине.
В своих трудах философ аргументирует мнение о бессмысленности жизни как таковой, а минимальным условием для достижения смысла является наличие свободы. Но в то же время каждый член общества должен быть окутан долгом, необходимостью, традициями, обычаями, ответственностью перед Родиной.
Франк воспринимает историю как попытку представления гуманистических идеалов, а технический прогресс лишь как иллюзию успеха. Прогресс не привел к счастливой жизни людей, а обернулся изобретением убийственного оружия и страшными войнами. По мнению автора, человечество не эволюционирует, а напротив, возвращается назад и уже стоит еще дальше от цели, чем тысячелетия назад. Таким образом, жизнь каждого человека лишь кажется счастливой на фоне существования и развития всего человечества.
Смысл жизни невозможно найти раз и навсегда, - он находится внутри каждого из нас и должен быть выработан усилиями, что является своего рода оправданием собственного существования. В качестве примера Франк приводит ситуацию с войной, которая - дело греховное, и верующий человек, воздерживающийся от участия в войне, вроде бы делает правильно, но всё же не принимающий участия в сражениях, но пользующийся плодами победы, является более грешным.
Добро создается только добром и по мнению Франка настоящее благо незаметно, оно всегда тихо таится в душах людей, скрыто от шума, суеты и смысл жизни в том, чтобы ограничивать зло и проявлять добро.
«В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена на будущее, есть творчество того, чего еще нет».
„Мы хотим знать, чтобы жить; а жить значит, с другой стороны, жить не в слепоте и тьме, а в свете знания… И в последней глубине нашего существа мы чувствуем, что свет знания и искомое нами высшее благо жизни суть две стороны одного и того же начала.“
«Существует общественная память и общественное предвидение, выходящие за пределы сверхвременности отдельной личности. В сознании членов общества живет память о давно прошедшем, о предках, об историческом прошлом, и устремленность на цели, достижимые, быть может, лишь отдаленными потомками».
„Смысл жизни не дан - он задан. Всё - «готовое», всё, существующее вне и независимо от нашей воли и от нашей жизни вообще, есть либо мертвое, либо чуждое нам и пригодное разве в качестве вспомогательного средства для нашей жизни. Но смысл жизни должен быть смыслом самой НАШЕЙ жизни, он должен быть в ней, он сам должен быть ЖИВЫМ.“
«Только вера объединяет, неверие же распыляет, атомизирует человеческие силы.“
*Владимир Соловьёв (1853-1900) - русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик.
*Николай Бердяев (1874-1948) - религиозный и политический философ.
Не знаю, что нас ждёт за далью лет
На самой человечной из планет.
Боюсь предвидеть страшно, как Кассандра:
Похоже, что и будущего нет.
Нет у войны оправдательных слов.
Хочешь знать истину "без дураков"?
Послушай германца-изгоя Ремарка,
Он будет жить через девять веков.