Заметка «Ищу бета-ридера!»
Тип: Заметка
Раздел: О сайте
Автор:
Баллы: 5
Читатели: 187 +1
Дата:

Ищу бета-ридера!

Уважаемые фабуляне!
К вам обращаюсь я! ))
Мне кажется, что у нас на сайте нет одной очень важной и нужной функции – бета- и гамма-ридерства.
Справка:
Бета-ридер — человек, который по просьбе автора первым читает его текст и по необходимости редактирует орфографию, пунктуацию и стилистику. По сути, бета — это редактор, который добровольно помогает вам сделать ваше произведение лучше, исправляет ошибки и опечатки.
Гамма-ридер — добровольный редактор, ответственный за смысловое содержание текста. Он выискивает фактические и смысловые ошибки, алогичность и противоречия в сюжете.
Иногда эти две ипостаси совмещаются.
Наверное, этим в какой-то степени занимаются наши редакторы и их помощники. Но я об этом толком ничего не знаю. Да, еще есть рецензенты. Но у них не всегда есть время, да и рецензия это все же несколько иное – оценивается и рецензируется уже полностью готовое произведение. А мне кажется, что 90% авторов хотели бы получить оценку и правку своих работ еще до того, как выложить их на всеобщее обозрение. Желательно ответственную, пусть и субъективную. Под ответственностью я понимаю не условные очпоны и похвальбушки (не дай бог обидеть автора!), а внимательное прочтение и четко выраженное мнение о прочитанном:
- интересно или не очень;
- есть ли затянутости и провалы;
- не нарушена ли логика повествования и причинно-следственные связи;
- что и где следует исправить-поправить и/или на что обратить внимание;
- помощь в исправлении ошибок – орфографических, пунктуационных, смысловых и стилистических. Либо если их очень много – указание на них. Например, выделять цветом сомнительные места.
Для более полной и объективной картины лучше иметь отзывы от двух-трех человек, квалификации, вкусу и мнению которых вы доверяете. Бета-ридером не обязательно должен быть профессионал, достаточно просто квалифицированного, ответственного, внимательного, честного и придирчивого читателя. Замечу, что с ним совершенно не обязательно соглашаться и оценка бета-гамма-ридеров ни к чему автора не обязывает – это всего лишь мнение одного читателя. Думаю, что так может сформироваться группа фабулян, готовых и умеющих помогать другим за разумное вознаграждение, а сарафанное радио разнесет информацию о качестве и полезности их работы. Кстати, эта функция может помочь тем кто собирается участвовать в конкурсах. Просто их ридеры по идее не должны голосовать в анонимных конкурсах.

Это была прелюдия.
А теперь о себе, любимом:
Я ищу гамма-ридера для небольшой повести (66 страниц) – это примерно полтора часа внимательного чтения. Может быть, меньше. Часть ее уже выложена на фабуле. Разумеется, я готов за это заплатить фабулонами. 70-100 фабулонов. 70 – гарантировано, еще до 30 как премию за отзыв, который поможет сделать работу лучше – убрать затянутости и провалы, скучные или ненужные места, ошибки в логике и стилистике. Могу сказать сразу, что с орфографией там все в порядке, и меня главным образом и в первую очередь интересует впечатление от прочитанного.
Если желающих наберется больше требуемого, я оставляю за собой право выбора. Прошу остальных не обижаться. И во избежание обид лучше писать в личку.
А дальше все просто: оговариваются сроки исполнения и если они устраивают обе стороны, текст высылается б-г-ридеру на почту.
Со своей стороны могу выступать таким же бета-гамма-ридером (но уже бесплатным) для желающих проверить свои произведения. Но только разумного объема - романы смотреть не буду, в лучшем случае несколько глав.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:48 26.12.2023
Выражаю признательность Вере Штерн за помощь в качестве гамма-ридера.
Спасибо, Вера!
     15:19 17.12.2023 (1)
Как-то эта тема заглохла... Никто не заинтересовался? Никому "первый читатель" не нужен? Не думаю. Скорее причины другие - стеснительность (не скромность!), недоверие, излишняя самоуверенность (я сам(а) все знаю!), нерешительность (я первым не буду, только после кого-то), расчетливость (а вдруг продешевлю?), неуверенность в своих силах (отругают, засмеют и что тогда делать?), страх и т. д.
И все это можно объяснить. Проблема в том, что произведение само по себе лучше не станет, а автор уже устал и эмоционально вывернулся наизнанку. Он опустошен.  И глаз у него замылен - он бревна у себя не заметит, не то что соринку. А бета-ридер (первый читатель) может показать ему большинство ошибок - орфографических, пунктуационных, стилистических, логических. Это проверенный опытом и временем факт.
А завтра начинается новогодний конкурс, организованный Златогоркой. И я готов "безводмездно, то есть даром" (с) помочь тем у кого с этим периодически возникают проблемы. Согласитесь, обидно когда произведение проигрывает из-за неаккуратной орфографии. 
Итак, что я предлагаю первым трем откликнувшимся:
- исправление орфографических ошибок (100%)
- исправление пунктуационных ошибок (80%)
- покажу стилистические ошибки (если они есть)

По желанию автора:
- Укажу на логические несоответствия, нарушение причинно-следственных связей, штампы и канцеляризмы.
Разумеется, если все вышеперечисленное присутствует в тексте. Все это относится к прозе объемом не более 15 тыс знаков. Стихи тоже можно, но там только орфография.
Чтобы не расстраивать авторов, могу не говорить говорить о своем впечатлении и о "нравится-не нравится". Не буду заниматься и вкусовой правкой - могу только показать места, вызвавшие у меня вопросы и сомнения. 
Старт этого моего предложения с момента опубликования этого комментария. Прием заявок от желающих - до 18.00. Срок исполнения - 22.00. И напоминаю - всего не более 3-х работ. От одного автора одна работа.
Рискните, вдруг понравится? )) 
Кому это будет интересно - прошу в мою личку.
Кстати, о вознаграждении: я готов сам приплатить автору хорошего рассказа за удовольствие, полученное от его прочтения.
     15:28 17.12.2023 (2)
Исправление чужих ошибок инициатива конечно, похвальная. Но вот понравится ли авторам чтобы их работы препарировали точно лягушку на медицинском столе? Вот в чём соль.
Тут обычный, поверхностный анализ не все выдерживают, сразу шум поднимают...
Ну да ладно. Я хочу писать лучше. Согласна. 
     15:46 17.12.2023
Нет, немного не так. Я не занимаюсь обучением. Я готов исправить ошибки в произведении. Не более того, что написал чуть выше. Если вас это устраивает, пришлите мне ссылку на материал в личку или вышлите по адресу djuga@mail.ru 
С пояснениями что хотите получить в итоге.
     15:30 17.12.2023 (1)
Но вот понравится ли авторам чтобы их работы препарировали точно лягушку на медицинском столе?
=======================================================

Разумеется, гораздо лучше публиковать сырой "полуфабрикат". И ждать похвалы с надеждой, что он в таком виде понравится всем читателям без исключения.
     15:36 17.12.2023
Я дополнила комментарий, прочитайте до конца.
     17:39 09.12.2023 (1)
-1
По форме сильно смахивает на заявку в ЛГБТ сообществе. "Ищу альфа-лидера. Готов оплатить. За хороший отзыв - премия. Могу сказать заранее, что с базой всё в прядке, интересуют впечатления.
Если желающих наберется больше требуемого, я оставляю за собой право выбора. Прошу остальных не обижаться.
Со своей стороны могу выступать таким же альфа-лидером для желающих..."

Сорри за казарменный юмор ) 
     18:09 09.12.2023 (1)
Эх, Михаил, как же вы меня расстроили!..
Три десятка прочтений и лишь один отзыв, да и тот о ...  Гм. О непристойном и запрещенном ))
Честно, не могу понять. Я не думаю, что идея глупая и ненужная. И убежден, что многим такой "читальщик" остро необходим и они тайно мечтают о нем.
Но молчат! Черт возьми, они молчат! Стесняются, что ли? Но в самом деле, это же не приглашение в ЛГБТ-клуб! )))
Или я по своей наивности ошибаюсь, и никому это не нужно?
     18:31 09.12.2023 (1)
Я указал выше, что ассоциации сии касаются только формы, да и то предположительно, ибо подобных групп не читаю. 
Что же до сути заметки, то сам я не уделяю столь серьёзного внимания собственным произведениям, ибо не имею в достаточном количестве читателя. Был бы читатель - был бы смысл что-то совершенствовать, приглашать редакторов, корректоров и т.п. Какой смысл привлекать к оценке произведения дополнительных людей, когда то априори не станет сколько-нибудь популярным. Это я выражаю личное отношение к поднятой вами проблеме. Возможно, у вас иное отношение к собственному творчеству, нежели у меня - к своему ) 
     18:43 09.12.2023 (1)
Я тоже не читал и не писал подобных заявлений, поэтому ничего сказать не могу ))
Что касается ридеров, то это ведь лишь метод, инструмент. С ним ли, без него, но каждый автор хочет, чтобы его творение было интересным для читателя. И в этом-то и проблема нечтения - если я начинаю читать и всю первую страницу вижу только сплошные ошибки и стилистические косяки, если на второй странице к этому добавляется дилетантские размышления и я вижу, что автор абсолютный профан в раскрываемой теме, если на третьей ко всему перечисленному добавляются еще и нарушение причинно-следственных связей и отсутствие логики, то на четвертую страницу я уже точно не пойду. А скорее закрою книгу уже на второй. И вот чтобы этого не было - нужен грамотный и честный читальщик. Не профессионал с высшим литературным образованием, а простой читатель. Который укажет на большинство ошибок - а они ведь видны. И тогда после внесенных поправок при интересном сюжете уже обычный читатель не закроет страницу даже на пятой странице.
     18:55 09.12.2023 (1)
Можно написать сколь угодно приличную вещь, но лишь это не поспособствует её популярности. Необходимо продвижение. 
     19:00 09.12.2023 (1)
1
Если и продвигать, то качественный товар, а не фикцию. Чтобы стыдно не было.
     09:10 10.12.2023 (1)
Честь и хвала вам, коль скоро вы ставите перед собой такую цель.
Я пишу только для личного развлечения. Обладая достаточным литературным вкусом, в силах объективно оценить художественную ценность моих произведений. Да, они лучше многих и мгогих, но, недостаточно хороши, чтобы навязывать их широкому числу читателей ) 
     09:42 10.12.2023 (1)
они недостаточно хороши, чтобы навязывать их широкому числу читателей )
========================================================

А вот это-то как раз вам и неизвестно, Михаил! Я не говорю о гениальности, но хорошая, мастеровитая проза должна быть представлена максимальному кругу читателей. 
"Нам не дано предугадать чем наше слово отзовется" (с)
     13:48 10.12.2023 (1)
Дерзайте, Александр. Дело хорошее. 
     13:52 10.12.2023 (1)
Посмотрим, что получится. Может быть, удастся создать сообщество )
     14:01 10.12.2023 (1)
Сообщество?
На каких принципах? 
     14:05 10.12.2023
Я видел тут выражение "Комментарии к сообществам". Почему бы и нет? Возможно кто-то из фабулян любит читать и у них много времени, но мало денег... И есть читательская квалификация.
Почему бы им не войти в некое сообщество и сказать: уважаемые авторы, мы можем и готовы. За долю малую ))
     09:18 10.12.2023 (1)
Это достаточно серьезный труд. Вы просто мало предлагаете, Александр. Вот и вся разгадка.
     09:45 10.12.2023
Вы просто мало предлагаете, Александр.
================================================

Лена, так это же вопрос взаимных договоренностей! )) 
Можно поторговаться, можно часть оплатить фабулонами, а часть бартером (ты мне, я тебе), можно организовать что-то вроде бета-ридерской биржи.
В конце концов можно платить живыми деньгами! Некоторым они очень бы не помешали. Было бы о чем и с кем договариваться.
     01:19 10.12.2023 (1)
Поддерживаю полностью.
"А вшивый про баню" (это я о себе): первый бета-ридер нужен для исправления грамматических ошибок.
     08:06 10.12.2023
бета-ридер нужен для исправления грамматических ошибок.
=-===========================================

Да, как минимум для тех у кого с этим есть проблемы.
     22:23 09.12.2023 (2)
1
Да, это интересно. А вот интерес - не очень. Фабулоны - валюта так себе. В рублях и юанях тоже не очень этично. А если применить формулу нашу родную: ты - мне, я - тебе?
     23:33 09.12.2023 (2)
Занимаясь в советское время советской журналистикой, Галина,  в редакциях флотских газет "Боевая вахта", "Страж Балтики" с которыми я близко сотрудничал, было такое правило - как можно большему количеству коллег по редакции дать почитать свою статью перед публикацией. Бесплатно, то есть даром-солнцедаром.
     23:44 09.12.2023 (1)
1
В "Стражухе" читали 2 профессиональных корректора, редактор и "свежая голова". У меня подруга там работала корректором, а я иногда была на подмене.
     00:01 10.12.2023 (2)
Может и меня корректировали в 88-94 годах?
Не зря же в 1990 году был награжден, как лучший внештаный военкор  Дипломом им.П.И.Звонкова, фронтового корреспондента  газеты "Красный Балтийский флот" (Страж Балтики), погибшего во время Великой Отечественной войны при выполнении редакционного задания.
     00:31 10.12.2023
1
Вполне возможно в эти годы. В начале нулевых подруга ушла в другую газету, которая только начиналась. Тогда-то меня и попросили написать детективный рассказик, чтобы привлечь читателей в новую газету. Я даже гонорары получала. Так и подсела на этот наркотик творчества - раньше-то только в стол писала.
     00:03 10.12.2023 (1)
1
Может и меня корректировали в 88-94 годах?
========================================

Разумеется, тексты статей и заметок подвергались правке.
     00:22 10.12.2023 (1)
Александр, Вы не понял.
Галина в те времена в "Страж Балтике" подменяла подругу корректора,  фраза относится  лично к ней, а не о вопросах корректировки.
Конечно всех корректировали и корректируют по размерам места и стилистически. Мне ли Вам об этом писать.
     08:05 10.12.2023
1
Понятно )
     23:35 09.12.2023 (1)
1
было такое правило - как можно большему количеству коллег по редакции дать почитать свою статью перед публикацией
======================================================

Именно, Леонид! ))
Только это называется сегодня гамма-ридерством.
     23:44 09.12.2023
Александр, я за любой кипишь, кроме голодовки!
     22:35 09.12.2023 (1)
1
А если применить формулу нашу родную: ты - мне, я - тебе?
===================================================

Разумеется, Моряна, это тоже имеет право на жизнь. Но иногда произведения явно неравноценны - прочитать короткую миниатюру или рассказ для конкурса в 5000 знаков это не то, что вычитать несколько глав из романа. Такая вычитка требует немало времени, сил и эмоций. Но вычитать мало - надо еще и написать отчет! )) А иногда объяснение гораздо длиннее стилистической ошибки или неудачного эпизода. Поэтому я считаю, что это уже вопрос договоренностей между людьми. И если это сделано хорошо и помогло автору, то я не вижу ничего дурного в том, что автор отблагодарит старательного помощника.
     22:44 09.12.2023 (1)
1
Я предлагаю так: допустим, я берусь прочитать и отозваться на Ваши 66 страниц. Но взамен Вы обязуетесь откомментить моё прои, но не более 66 страниц. Как Вы на такое смотрите?
     22:46 09.12.2023
1
Разумеется, так можно ))
     22:31 09.12.2023 (2)
1
Александр, а это не идея ли фикс?
Зачем все эти альфа-бета-гамма ридеры? Не дай Бог облучитесь.
Вся фишка и есть в том - кто, как пишет САМ, а не его редакторы, корректоры или рецензенты.
Это о прелюдии, а о  "сути", думаю Вы сами всегда можете найти себе конкретного  редактора.
Чужой глаз хорош, но не исказит ли он Ваш стиль?
     22:42 09.12.2023 (1)
1
Чужой глаз хорош, но не исказит ли он Ваш стиль?
===============================================

Нет, Леонид, немного не так. Исправление явных грамматических ошибок сделает текст только чище. А остальное - это все же не редактура, а лишь выявление ошибок. Например, имя героя было Ваня, а потом он вдруг стал Петей. Или рассказывается о семье с двумя мальчиками, а потом вдруг откуда-то появляется их сестра. И т. д. Сам автор часто не замечает даже такого )) 
Ну или просто интересно или неинтересно, скучно и тоскливо или динамично и ярко. Это всего лишь мнение, а не переделка текста.
     23:00 09.12.2023 (2)
Извиняюсь, Александр, но все равно не пойму идею.
Сейчас в инете такие сильные редакторы по исправлению простых орфографических ошибок, что мама не горюй.
При издании книги тоже нет проблем - в издательстве кто нужен есть.
Ну а про просто читку, так это тоже просто. Интересно, на Фабуле читают, делают замечания. Мы на их реагируем.
Можно договорится просто с друзьями на прочтение, чтобы узнать их мнение.
Многим друзьям по работе дарю, потом спрашиваю их мнение, реагирую/не реагирую, как когда.
Проблема, на мой взгляд, выдумана или что-то такого глубинного я не понял.

     23:08 09.12.2023 (1)
2
Проблема, на мой взгляд, выдумана
=======================================

Леонид, а нет никакой проблемы ))
Но вы читали, к примеру, конкурсные работы? Вас там ничего не смущало - в чистоте текста, в сюжете...
И вот какая интересная деталь: как только текст авторизован - тут же масса ахов-охов, оваций, ответных сердечек-поцелуйчиков, уси-пуси, все дела... Как только конкурс анонимный - сплошная жесткая критика. И очень редко хвалят (значит, действительно есть за что). Вам не кажется, что налицо какое-то противоречие - ведь авторы одни и те же.
И повторю: это всего лишь добровольная помощь для тех кому она нужна. Мне, например, сейчас она нужна.
     23:25 09.12.2023 (1)
Александр, проблема, постановочный вопрос, предложение - это можно назвать как угодно, но если смотреть в корень, то нужны ли эти "излучатели" обчестству (это не опечатка)?
Как простой читатель я вижу огрехи или их отсутствие у писателей, которых читаю, поэтому и читаю интересных, грамотно пишущих Авторов, а мимо болтологов, пустых работ  прохожу мимо.
Интересно, грамотно  писать никто не научит и не поможет.
     23:32 09.12.2023 (1)
1
Интересно, грамотно  писать никто не научит и не поможет.
===================================

У меня несколько иной взгляд на это. Гениально писать не научат. А вот писать читабельно и мастеровито научить можно. Или по крайней мере помочь в этом автору, желающему научиться делать это лучше, чем он делал до этого. Литература такое же творчество, что и музыка, рисование, танец. В ней есть базовые вещи - структура, дебют, завязка, развитие, ключевая сцена, финал, сюжетная арка... Но здесь предлагается даже не все это. А просто: высказать свое впечатление от прочитанного.
     23:50 09.12.2023 (1)
Повторю слова, написанные Галине:
Хорошее средство от "замыливания" глаза - это свою работу распечатать и читать себя с печатного листа.
Наш глаз привык к книжному формату, видит все сам.
     23:53 09.12.2023
Я видел и уже уже откликнулся на это, Леонид.
     23:06 09.12.2023
1
Есть огромная разница, когда читает профессиональный редактор или просто читатель. Я все детективы сначала пропускаю через читателя, а потом уже отдаю на публикацию. Иногда стереотипы в голове мешают увидеть ляп, который увидишь у другого, но не у себя.
     22:41 09.12.2023 (1)
1
Леонид, тут фишка как раз в том, что нужен глаз не профессионального редактора, а именно первого читателя. Иногда сам не увидишь ляп у себя, а читатель заметит.
     23:03 09.12.2023 (1)
Галина, так наши публикации на Фабуле и решают эту проблему.
Люди читают, реагируют.
Зачем придумывать "излучатели"?
     23:08 09.12.2023 (1)
1
Кто? Кто укажет на ляпы? Или очпон поставят, или мимо пройдут.
     23:28 09.12.2023 (1)
Галина, Вы считаете, что Ваши глаза, чувство стиля, грамотность  хуже глаз обычного Читателя?
Сомневаюсь.
     23:35 09.12.2023 (1)
1
На своём глаз замыливается. Бывает десять раз прочитаешь, а какой-то ляп не заметишь. Кто-то мимо пройдёт - либо не заметит, либо не посчитает нужным сказать. А ведь знаете, что дьявол кроется в деталях.
     23:47 09.12.2023 (1)
Хорошее средство от "замыливания" глаза - это свою работу распечатать и читать себя с печатного листа.
Наш глаз привык к книжному формату, видит все сам.
     23:49 09.12.2023
1
Да, это хороший метод. Но не у всех есть доступ к принтеру. А иногда достаточно просто поменять шрифт.
     19:06 09.12.2023 (1)
1
Идея хорошая, но вероятность еë воплощения в жизнь мала.
     19:10 09.12.2023
Как сказал главный герой в фильме "Пролетая над гнездом кукушки": 
Но я хотя бы попробовал!
Можно добавить наше, родное:
Делай что должно и будь что будет!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама