Заметка «Первый нос»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 16
Читатели: 821
Дата:
Заметка «Первый нос» самая читаемая(12) работа за сутки
02.09.2024
Заметка «Первый нос» самая комментируемая(50) работа за сутки
02.09.2024
Предисловие:

Первый нос

В виноделии или, точнее, в дегустации вин, есть такой термин. До того, как сделать глоток, вино 🍷 следует налить в специальный бокал, потом этак аккуратно запустить движение по кругу и, боясь спугнуть, почувствовать запах. Он может быть очень сложным и потому его называют букет. В нём можно ощутить всё что угодно: и пар, поднимающийся от земли, когда её после дождя прогревает солнце, и навоз, как непременный атрибут сельской жизни, и мягкость соломенного настила, сгнившего за зиму, и кислоту чёрной смородины, и сладость малины, и вязкость хурмы, и распаренность бочки, и дух горящей серы, и разлапистость лопуха, и медовую нотку пчелы, пролетавшей мимо... 
Первый нос – это как первый поцелуй или первая брачная ночь 🌙⏰💤💤 😃 как первый выход в космос или первый шаг по дикой земле, которую потом назовут твоим именем, это как первая страница твоей новой книги...
Обсуждение
20:33 04.08.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Марта, Вы так описали «первый нос», что мне захотелось налить бокал, даже если в нём будет просто компот из вишни, лишь бы почувствовать ту самую распаренность бочки и дух пчелы, пролетавшей мимо в поисках смысла жизни. Философски говоря, первый нос — это момент до момента. 

21:12 04.08.2025(1)
1
Марта Матвеева
Ирина, обязательно налейте и сделайте вдох носом. В общем, понюхайте. Дегустаторы, насколько помню, описывают запах вина. То есть это первый тест, который проходит вино. Можно пойти дальше: сделать глоток. 
У компота из вишни наверняка тоже есть тонкие, едва уловимые нотки. 
07:04 05.08.2025(1)
1
Ирина Гасникова
☀️🍷🍷🍒 Доброе утро, Марта. Я налила и вдохнула, как положено по компотному и винному протоколу. И Вы абсолютно правы: дегустация начинается с аромата. Мой компот из вишни пахнет… вишней. Не дерзкой вишнёвой наливкой, а такой, знаете, интеллигентной вишней, которая скромная, но на самом деле — звезда компотного бала. Тонкие нотки тоже имеются: кокетливый намёк на лето, щепотка ностальгии и отголоски бабушкиной кухни, где всё кипело, бурлило и пахло счастьем, вареньем и слегка подгоревшими пирожками.
Следующий этап — глоток. Но тут главное не увлечься и не начать описывать вкус как «бархатный с оттенком философской грусти». Хотя… почему бы и нет? 
09:11 05.08.2025
1
Марта Матвеева
Доброе утро, дорогая Ирина. 
Мой компот из вишни пахнет... (как строчка стихов) 
Тоже варю компот с вишней и пеку пироги. Запахи – особое ощущение, данное нам природой, но, как говорят, в урезанном, по сравнению с животными, объëме. Видимо, чтобы не "тревожить" и позволить включить другие органы чувств, а иначе, мне кажется, мы бы только нюхали и нюхали  (Вспоминаю ковидное время и "отключение" обоняния – сама не испытала, но знакомым было реально плохо без него.)
Запах и вкус могут очень различаться. Наверное, только у солёных огурцов они совпадают  (но не у малосольных)... Ну, вот, оседлала любимого конька... 
22:52 31.08.2024(1)
1
Валерий Свидерский
Иногда лучше не нюхать.
09:10 01.09.2024(1)
Марта Матвеева
В том смысле, что вызывает привыкание? 
09:43 01.09.2024(1)
1
Валерий Свидерский
именно!
09:54 01.09.2024(3)
Марта Матвеева
У меня получился такой расчёт (дальше самоцитата отсюда):
– Один образец вина составляет около 20 мл – это немного, как ты понимаешь, но у профессиональных дегустаторов таких образцов может быть до 50!
Я ахнула.
– ...и это в первой половине дня! – окончательно сразила меня подруга, – прибавь 30 после обеда, в сумме получается 80 порций по 20 мл, это будет... 1600 мл! Если крепость вина в среднем 14 % об., то, по всем расчетам, получается чуть больше стакана чистого спирта.

Значит ли это, что профессиональная деформация дегустаторов вина – алкоголизм? Не знаю, если честно. 
19:42 01.09.2024(1)
Анатолий Комогоров
Дегустаторы не глотают вино. Они его держат во рту и выплëвывают.
Наверняка в инете есть видео, как дегустируют вина, посмотрите.

Алкоголизм возник от того, что стали употреблять спирт разбавленный водой - водку.
Аналогична проблема наркоманини. Первые наркоманы появились после появления синтетических наркотиков.
19:58 01.09.2024(2)
Марта Матвеева
Не знаю, не буду отстаивать неизвестно чью точку зрения. Статьи были заказные, информацию брала в интернете, делала рерайт. 
21:16 01.09.2024
Анатолий Комогоров
"На профессиональных дегустациях и тем более — на работе (когда, например, нужно продегустировать вино, перед тем, как подать его гостю ресторана) сомелье сплёвывают вина, а не глотают их. Смысл профессиональной дегустации — оценивать вина, а не выпивать. Кроме того, проглатывать каждую дегустационную дозу вина и закончить дегустацию в невменяемом состоянии как минимум считается непрофессиональным, даже осуждается".
21:14 01.09.2024(1)
Анатолий Комогоров
Не знаю, не буду отстаивать неизвестно чью точку зрения.


О какай "неизвестно чьей" точки зрения вы пишете?
23:34 01.09.2024(1)
Марта Матвеева
Не знаю, кто писал статью о работе дегустаторов (но не сомелье), которую я переделала в 2017 году, когда писала заказанный мне материал о виноделии в Испании. 
21:09 02.09.2024
Анатолий Комогоров
Запутался окончательно...
13:48 01.09.2024
1
Валерий Свидерский
Мой покойный дедушка.винодел из Абрау Дюрсо,в год изготовлял из домашнего виногрда 5 тн вина и 3 тн выпивал сам.И с помощью бабушки и внука.Никто из них не стал алкоголиком.
От хорошего вина плохо не бывает.После новых законов качество вина сильно улчшилось.так что и среди отечественных вин можно найти просто прекрасные образцы.Пейте на здоровье!
10:31 01.09.2024(2)
1
Likin M
Дегустационный набор представляет собой поднос с бокалом и чашей. В бокал наливают вино, толко чтобы хватило ополоснуть его стенки. Потом надо понюхать, набрать в рот и выплюнуть в чашу. Выглядит это совершенно не эстетично. Зато, в желудок алкоголь почти совсем не попадает. Но, это в идеале. В реале же дегустация нередко оборачивается пьянкой. 
19:04 01.09.2024(1)
 Профессионалы не пьют. Иначе "нюх" пропадет, а это профессия.

 Правильно Вы написали: вино не глотают, сплевывают. И прополаскивают рот водой. У профессионалов есть свои секреты нейтрализации вкуса после пробы.
08:08 03.09.2024
1
Likin M
Точно! Ещё и чашка с водой на подносе ) 
10:44 01.09.2024(1)
Марта Матвеева
Помню рассказы коллег о дегустации в Абрау-Дюрсо (правильно написала?). Да, примерно так, как вы и сказали. 
Неэстетично? Вот тема любопытная! Процесс откусывания, отпивания, пережëвывания и пр. вообще не воплощение мечты о красоте, если подходить строго. Особенно, знаете, сцены в кино о жадно поглощающем еду голодном человеке. И, думаю, не зря вокруг еды столько накручено этикета. Подписана на канал некой Елены Францевны. Она начала записывать свои видео для внучки, поэтому обращается к своим подписчикам на "ты" и даёт массу рекомендаций. Пожалуй, у неё получается не только глотать красиво но и выплëвывать косточки от вишни. 
18:09 01.09.2024(1)
1
Likin M
В английском даже употреблять слова "есть" и "пить" от первого лица считается неприличным. Слишком натуралистично. Я имел обед. Могу я иметь чашечку кофе? Не съел обед, не могу я выпить кофе. Эти фразы подразумевают визуализацию процесса. 
18:59 01.09.2024
1
Марта Матвеева
Вооот! Язык много о чëм сообщает. Разумеется, интерпретировать эти факты можно по-разному. 
21:55 31.08.2024(2)
1
Длина носа играет роль в оценке ароматов или есть, что другое?
Гость11:28 01.09.2024(1)
1
Длинна смычка, не влияет на качество извлечения звуков из скрипки
15:29 01.09.2024(1)
1
Конечно не влияет длина смычка на качество звука скрипки - 10-ти сантиметровый смычок, или в 2 метра, какая разница? 
15:45 01.09.2024(1)
Марта Матвеева
Сохраняйте спокойствие пропорции. 
Мне было интуитивно понятно, чтó имел в виду Гость. Хотя, конечно, конструкция музыкальных инструментов менялась, как и размеры. В итоге нашли оптимальный размер. И разумеется, качество игры зависит от качества инструмента (не случайно так ценятся скрипки Страдивари), а также, при всех равных условиях, от мастерства исполнителя. 
21:37 01.09.2024(1)
Да все понятно, но как я мог отреагировать, если Гость не понял моей шутки про нос?
23:46 01.09.2024(1)
Марта Матвеева
Реагировать можно по-разному. 
Например, для меня важна однозначность. 
23:58 01.09.2024
1
А я люблю пошутить. Как и предположить: Буратино был известным сомелье, но от нас это скрыли
09:14 01.09.2024(1)
Марта Матвеева
Не уверена, что важна длина. Хотя, ни одного дегустатора ни разу не видела. 
Тем не менее:

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Утащила откуда-то:

Дегустаторы оценивают качество вин, коньяков, чая, табака и других пищевых продуктов. Хорошо известны «нюхачи» в парфюмерном деле, есть специалисты по дегустации кофе и сыра.

Плюсы профессии:
Правила проведения дегустации довольно жесткие: сюда не допускаются посторонние, исключены резкие запахи (сигаретный дым, типографская краска, дезодорант, одеколон) . Сам дегустатор в день работы не использует никакого парфюма, не пьет кофе, не ест сладкого, острого, соленого.

Личные качества:
сосредоточенность
проницательность
хорошая память
живое воображение

Образование:
Институты не выпускают дегустаторов. Зато здесь можно освоить профессию инженера-технолога — специалиста по производству пищевых продуктов. Навыки дегустатора вы обязательно получите в процессе обучения.

Место работы:
Сегодня без сенсорного анализа (так называют дегустацию) невозможно обойтись ни на одном производстве.


09:44 01.09.2024(1)
1
Пошутил я про нос. У "нюхача" должны быть другие достоинства, заложенные природой.
09:50 01.09.2024(1)
Марта Матвеева
Дегустатор вино не только нюхает, но и пьёт. Значит, и рот должен быть большим? 
10:49 01.09.2024(1)
1
Лишь бы не желудок...........
У меня нет знакомых сомелье, но думаю, что это редкий талант или божий дар, слышать запахи и понимать вкусовой аромат напитков.
10:57 01.09.2024(1)
Марта Матвеева
О, верно про желудок! 
Наверняка это редкая одарëнность. Кстати, любая одарëнность, если она не востребована обществом, может и не проявиться. И только в единичных случаях человек следует своему предназначению (или тому, что у него заложено) и занимается тем делом, которое у него получается лучше всего и лучше/быстрее всех. В этом случае говорят, что человек опередил своё время. Наверное, не время он опередил, а всех современников. Однако люди этого не признáют. Например, Леонардо да Винчи. 
15:23 01.09.2024(1)
Про общество............... Это что-то необъяснимое для меня, не могу понять любое общество, как и другие слова, например, государство. Что это такое, если не по книжному? Или общество, что это?
Потому не понимаю, как можно не видеть одаренного человека?
Вы не обращайте внимания на мои вопросы, иначе они могут завести в тупик любого.............
15:33 01.09.2024(1)
Марта Матвеева
В моём примере всё просто. Когда-то уровень развития общества (цивилизации) был таким, что люди не пользовались духами – значит не требовались и специалисты в этой области. Возможно, кто-то, живший в то время, обладал выдающимся носом  точнее, тонким обонянием, но нигде свой талант применить не мог. 
Да, вопросы нужно уметь задавать. У вас прекрасно получается! 
23:56 01.09.2024(1)
Понимаю про развитие общества, но не понимаю, что такое общество? Зачем оно и для кого, если могут пропасть таланты, школы, медицина и даже автодороги.........
00:09 02.09.2024(1)
Марта Матвеева
Когда кто-то задаёт подобные вашему вопросы, мне вспоминается парадокс брадобрея. 
На границе веков Бертран Рассел сформулировал парадокс Рассела, который известен большинству под названием «парадокс брадобрея». Он звучит так: есть брадобрей, который бреет всех, кто не бреет себя. Бреет ли брадобрей себя? И соответственно, если он бреет, тогда получается, что он бреет того, кто бреет себя.

00:15 02.09.2024(1)
Что-то знакомое. Помню, что-то похожее писал года три назад, как нас бреют. И мы готовы подставлять себя под лезвие, с надеждой - пусть отбреют по полной программе! Чтоб цвести и пахнуть "Шипром"
07:53 02.09.2024(1)
Марта Матвеева
Собственно, модель общества. 
Ха-ха... Шипр! 
08:59 02.09.2024(1)
Это был вполне понятный шипр, честный и зеленый на цвет, но дезинфекцию бритого лица делал отменно.
Сегодня, к сожалению, нашего брата не бреют в парикмахерских. Со времен СПИДА началось, а вот презервативы можно найти в продаже на стойке с конфетами у кассы в любом магазине. И у меня помутнение сознания от этого. Поэтому, я бессознательный элемент.
10:27 02.09.2024(1)
Марта Матвеева
Мужские стрижки и бритье в барбершопе "Хит" по адресу Гусь-Хрустальный, Россия, Владимирская область, Гусь-Хрустальный

Так вот же! 
Ой, не брюзж... не возмущайтесь, уважаемый Никита Федоров (что-то представила, что вы у меня в классе ). Мир разнообразен не только кассами с презервативами (которые помогают во многих случаях), но и красотой. 
11:27 02.09.2024(1)
1
Согласен!
Это не брюзжание, милейшая Марта, а воспоминание о том, когда презервативы продавались в аптеках, а шипр выполнял ему отведенное - дезинфицировал лицо после бриться.
Сегодня все по другому и я ни слова не сказал, что это скверно. Прошу заметить...........
13:40 02.09.2024(1)
Марта Матвеева
Вы не представляете, как мне нравится, когда всё по полочкам, когда хвостик под лавочку, а скалка за печку. Тоже выстраиваю идеальную картину мира. И плохо, если только в воспоминаниях – моя идеальная картина мира должна быть здесь и сейчас. 
Мы с вами немного отошли от темы заметки, но кто нам посмеет помешать? 
14:50 02.09.2024
1
А я о чем? Любая заметка пробуждает воспоминания или ассоциации, поэтому каждый из нас думает о своем и раскладывает необходимое по личным полкам.
18:44 01.09.2024(2)
1
Ирина Омежина
"Первый нос" как-то прозаично звучит, выбиваясь из общего поэтического ряда: букет, глоток, ощущение, поцелуй... :) Захотела узнать, как звучит нос на других языках (Тут), чтобы позаимствовать красоту чужого звучания (временно), но, по-моему, у всех остальных он тоже прозаичен. Первый дегонс, первый бурун, первый хана... 

Спасибо за "расшифровку" букета. Передача запахов (описание словами) - - это целое искусство... 
19:13 01.09.2024(1)
1
Марта Матвеева
19:52 01.09.2024(1)
Ирина Омежина
Эх, целая культура пития... 
Как это всё далеко от привычной жизни. 
Сразу вспоминаю свою юность, когда впервые пришла на подработку в биохимическую лабораторию. Нам выдавали спирт 96 - - нечасто, но выдавали. Ещё молоко за вредность. И там меня, соплюшку, медики приучали его пить. Кошмар:) 
19:59 01.09.2024(1)
Марта Матвеева
Хех... Не будем о грустном. Это я про "приучали".
20:04 01.09.2024(1)
Ирина Омежина
Да всё в порядке:)
20:10 01.09.2024(1)
1
Марта Матвеева
Ура! Время в этом случае работает на нас? 
21:00 01.09.2024
1
Ирина Омежина
Возможно. 
Время научило: чтобы разбираться в хорошем вине, нужны особые условия жизни и чувство вкуса. 
18:53 01.09.2024(1)
1
Марта Матвеева
Ирина, чудный комментарий. Спасибо! 
Да, верно вы подметили: есть некий контраст, но именно нос чувствует запах, в том числе и букета (цветов или винного). Мне это выражение показалось забавным. Чувствуется в нём простота, приправленная грубоватой крестьянской шуткой. А уж дальше "накрутить" было не сложно 
19:31 01.09.2024(1)
Ирина Омежина

нос чувствует запах

На самом деле - - мозг. Что ещё более натуралистично. А хочется изыска:)

"Роза пахнет розой, хоть розой назови, хоть нет".
И нос. Хоть первый он, хоть последний. А по сути, вырост с дырочками. Вдыхающий и выдыхающий. Это нам уже мозг "подсказывает" благоуханную (или наоборот) картину мира. 
Кстати, есть одна знакомая. Она заточена на неприятные запахи. Постоянно ищет их и находит, отчего всегда пребывает в дурном расположении духа:) 

Парфюмеры и сомелье — художники вдоха — показывают всю обширную палитру запахов. Колдуя над букетом ароматических нот. Без них мир был бы совсем другим:) 
19:56 01.09.2024(1)
1
Марта Матвеева
Да, разумеется, мозг важен как анализатор, но чувствует, улавливает запахи всё же нос. И устроен нос сложно и наружу вынесен, не совсем красивый порой и, пардон, сопливый. 
От знакомых знаю, что, когда у них во время ковида пропадало обоняние, им было реально скверно. И ваша знакомая постоянно ищущая плохие запахи... Печалька! 
О, запахи – это отдельный мир. 
21:07 01.09.2024(1)
1
Ирина Омежина
О, захотела сразу эту книгу (под воздействием Вашего комментария)! 

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Аннотация к книге "Философия запаха. О чем нос рассказывает мозгу"
Запахи по сравнению с визуальными образами часто непостоянны и безграничны. Они не совпадают с четко определенными нейронными областями головного мозга, загадывая непростые загадки нейробиологам, химикам и парфюмерам. Нос в паре с мозгом работает не только как "карта", но и как измерительное устройство. Это создает каждому человеку собственную картину мира.
Книга "Философия запаха" популяризатора науки и ученого когнитивиста Энн-Софи Барви - итог тщательного изучения материалов и десятков интервью с экспертами в области нейробиологии, психологии, химии и парфюмерии. Автор предлагает интересный взгляд на роль обоняния в нашей жизни и показывает, как оно влияет на наше поведение и восприятие окружающего мира. Книга будет полезна тем, кто изучает психологию, нейробиологию и химию, а любители парфюмерии и виноделия узнают из нее о механизмах создания ароматов и вкусов.


23:29 01.09.2024
1
Марта Матвеева
Спасибо за такой подарок, дорогая Ирина! 
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Думала, что я, старый поисковик, вечно нахожу то статьи, то книги, но тут вы меня превзошли 

А ведь у меня тоже есть своя маленькая "Обонятельная историйка"
16:33 01.09.2024(1)
1
Марго
Об первом носе я слышала в парфюмерной в Париже. Видимо, там туристам постоянно о них рассказывают
Так же узнала, что духи гонятся , как самогон))
Виноводочный завод не дал мне узнать о нём....напробовалась ликёру))
19:00 01.09.2024
Марта Матвеева
Марго, это лучший комментарий! 
Насмешили! 
10:22 01.09.2024(1)
1
Likin M
Доводилось ли вам присутствовать на профессиональной дегустации? О, это настоящая брачная ночь... Напиток номер три ))) 
10:32 01.09.2024(1)
Марта Матвеева
Написала комментарии. Хорошо у вас получилось, остро. 
Нет, на профессиональной дегустации не была. Довелось пробовать вкус вина на Кипрской винодельне. Было атмосферно, чисто и прозрачно. Сын выбрал только белые вина, числом 5. Закусок, кстати, не было. Мне понравилось. 
10:40 01.09.2024(1)
1
Likin M
Да, в туристические маршруты во всём мире часто включают дегустацию на винодельнях и просто в погребках. Только, там люди не дегустируют, а пробуют. Есть разница. Потом, им там втюхивают вино по хорошей цене "в память о дегустации". Гид имеет с того процент ) 
10:50 01.09.2024(1)
Марта Матвеева
Погребок в Испании называется бодега. Есть там, я думаю, и древние, что весьма красиво. 
Окружающая обстановка влияет... 
18:01 01.09.2024
1
Likin M
Ох, и были же погребки в Ялте (есть ли такие сейчас - не ведаю), пивные только. Гамбринус очень понравился. Такая там окружающая обстановка, словно в кино про пиратов попал. Я тогда ещё и мелкий был, впечатлительный ) 
00:03 01.09.2024(2)
1
Афанасий Сальери
До ковидов я был если не первым носом, но точно - вторым. 
А сейчас я просто нос.  Могу пить любое вино.
13:50 01.09.2024
1
Валерий Свидерский
Гадость не пейте.Особенно то, что выдают за якобы домашне вино на юге на кавказе и особенно в Абхазии.
09:06 01.09.2024
Марта Матвеева
Какое-то время назад, году этак в 2017, я писала тексты для одного испанского сайта. Здесь есть несколько "кусочков", называются они "Джинн испанского происхождения". И что-то потянуло меня на винную тему, с историей, особенностями виноделия, дегустацией, закусками... 
И в памяти засел этот самый "Первый нос" 
А ковид... Да, многое поменял. 
23:28 31.08.2024(1)
1
Марина Кнутова
Мой нос вряд ли имеет в этом деле какой-то вес. Обоняние так себе. Посему букет могу и не узреть( унюхать)
09:09 01.09.2024
Марта Матвеева
О, Мариночка, это тоже тренируется  потому что в носу только рецепторы, а центр управления – в мозге)))