Заметка «Рецензия на произведения Ирины Гасниковой»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 4
Читатели: 369
Дата:

Рецензия на произведения Ирины Гасниковой

Ирина Гасникова.Рассказы.

Прочитав однажды, я удивилась. Прочитав ещё раз. Перечитав несколько раз (а рецензент всегда перечитывает, чтобы понять и уловить полностью), я испытала другое чувство.
Ирина не может просто рассказывать. Она не может описывать явления и предметы так, чтобы они были видимы и осязаемы читателем.
Она может удивлять, придумывая риторические фигуры и загромождая ими помещение.
Есть замечательная поговорка: "Всё хорошо - в меру".
Уже пятый день рассказы Ирины Гасниковой на первой странице сайта в рубрике "самая читаемая", "самая оцениваемая" и самая комментируемая".

Рассказ "Марафон без старта"
первый абзац
"Я не спортсмен и точно не гуру мотивации. Просто мужчина, достигший диванного расцвета, с собственной философией и правом на утреннюю отложенность великих дел. Бег — это прекрасно. Особенно, когда он происходит в моём воображении. Там я — стремительная мысль, летящая к просветлению. В реальности же — сомнение, которое заблудилось между диваном и ковриком для йоги. Я не бегаю, потому что не хочу убегать от себя. А себя я люблю."
В одном абзаце шесть риторических фигур.
Автор не руководствуется поговоркой "всё хорошо в меру", она не знает меры и её рассказы битком забиты риторическими фигурами.
Представьте себе квартиру, заставленную красивой мебелью. Но жить там нельзя, там нет места, там невозможно даже пройти, всё заставлено.
Хорошо, когда в квартире есть красивая мебель и при этом там просторно, можно ходить, можно прыгать и бегать. То есть, можно и жить, и смотреть на красивую мебель.
Такие рассказы создаёт Ирина Гасникова, которые заставлены "красивыми" риторическими фигурами.
"Красивыми", в кавычках, потому что красота есть там, где есть для неё место и при этом просторно.
Рассказ "Хозяйка горы"
"На мне ветровка оттенка «оптимизм, переживший три подъёма и одно моральное падение», под ней — розовый свитер, идеальный для селфи и совершенно бессмысленный в битве с горным ветром. Светлые волосы, когда-то аккуратно заплетённые в косу, спустя два часа похода, превратились в художественный хаос, достойный экспозиции «Экспрессия паники».
Маленький абзац, а в нём четыре яркие риторические фигуры. Зачем?
Можно же просто рассказать, что я в горах, на мне розовый свитер и старая ветровка...
Нет, нельзя, нужно удивить читателя яркой риторикой.

"А вокруг — страшно красиво. Красота такая, что хочется извиниться перед каждым камнем, каждым деревом и небом лично за то, что внизу, в цивилизации, я когда-то называла «красиво» фотозону возле торгового центра. Горы громоздятся, как древние исполины. Ели стоят неподвижно и грациозно, так и хочется им прошептать: «Простите, что в городе я вас игнорировала ради бетона».

Автор говорит: "А вокруг — страшно красиво. Красота такая, что хочется извиниться перед каждым камнем,".  - Но я, читатель, только слышу, что автор говорит о красоте, но не вижу, где же обещанная автором красота? Автор не показала, где же эта красота.


"я когда-то называла «красиво» фотозону возле торгового цетра" - автор сожалеет об этом.
А почему же фотозона возле торгового центра не может быть красивой?
По-видимому, автор не знает, что такое красота.
Красота - гармония, соразмерность, координация, симметрия.
Дизайнеры интерьера и вообще дизайнеры как раз и занимаются созданием красоты в разных местах, используя метод соразмерности, пропорциональности и симметрии.


"Горы громоздятся, как древние исполины. Ели стоят неподвижно и грациозно,"  - Но я не вижу в этом красоты. Горы громоздятся, а ели стоят - и что в этом красивого?
Красота возникнет только в том случае, если горы будут громоздиться соразмерно и симметрично, а ели будут стоять, соблюдая баланс.
Когда читаешь литературное произведение и видишь там нарушение координации, дисгармонию, асимметрию, дисбаланс - тогда понимаешь, что автор сего произведения неуклюж.
Интересно и то, что Ирина применяет не разные риторические фигуры, а однообразные, то есть, риторические фигуры одного плана, с одной полки.
Так делают стендаперы из камеди клаб. Они понятия не имеют, что такое риторические фигуры и как применять их. Они знают, что слушателя надо чем-то удивить. Представляя сценку, они используют  гиперболу или гротеск.
Ирина применяет полуметафоры и полусравнение, то есть, ни то, ни сё.
Она стабильно выдаёт гиперболу (преувеличение) и гротеск (в этом контексте - эксцентричность и комичность).
Да, это ярко, да, это удивляет. Один раз. Во второй раз это уже не интересно.
Всё познаётся в сравнении.
Вот рассказ Алексии Зубовой "Прачка"
"Живописный пригород В-ска. Шоссе пустовало. Только два беззаботных велосипедиста крутили педали. Один выписывал, а второй рисовал зигзаги на плоскости.
К берёзовой роще вела тропинка. Деревья не стеснялись и занимались показухой. В конце концов, зачем тогда расти.
Гостиница, построенная в прошлом веке, прошедшая через капитальный ремонт, старалась обратить на себя внимание всеми углами.
Неподалёку находилось озерцо. Вода похожа на прозрачный пластик. Вдоль берега покрыта листьями кувшинок. И медленные облака в него отбрасывали тень."
Алексия просто рассказывает о том, что она видит. Риторические фигуры имеются, но в меру.
Рассказ "Уборщица".
"Поднявшись из-за стола и воспроизведя болоньевый шелест, человек неторопливо удалился"
"Она переночевала в поселковом отеле и утром, посмотрев в незашторенное окно, увидела часть двора, заляпанного солнцем и трёх серых персонажей, которые почему-то напомнили ей об иллюзорности бытия.
По крутой заасфальтированной дороге она добралась до многополосной автомагистрали, и, придав машине ускорение, доехала до областного центра, где в кафе "Осень" её ожидал неприметный человек в шляпе и плаще."
Алексия просто рассказывает, да, необычно, не как все. Но не гротескно и без преувеличений. Риторические фигуры присутствуют - в меру.
От этого повествование выглядит красивым, ведь соблюдены симметрия и пропорциональность.
Рассказ "Изменение формы"
"Никому не известный писатель прибыл в Тр-ск на междугороднем автобусе. С автовокзала он на заляпанной грязью маршрутке отправился куда-то ещё.
Был тот период, когда нежная слякоть связалась с распутным ветром."
Это написано аккуратно и красиво. Вербальная и риторическая координация не нарушены.

Николай Гоголь "Невский проспект"
"В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернеры всех наций с своими питомцами в батистовых воротничках. Английские Джонсы и французские Коки идут под руку с вверенными их родительскому попечению питомцами и с приличною солидностию изъясняют им, что вывески над магазинами делаются для того, чтобы можно было посредством их узнать, что находится в самых магазинах. Гувернантки, бледные миссы и розовые славянки, идут величаво позади своих легеньких, вертлявых девчонок, приказывая им поднимать несколько выше плечо и держаться прямее; короче сказать, в это время Невский проспект — педагогический Невский проспект."
Как мы видим, автор рассказывает необычно, и риторические фигуры есть - столько, сколько нужно, чтобы не был нарушен баланс.
Спасибо за внимание.

постскриптум
О плюсах рассказов Ирины Гасниковой

Несомненно, она - остроумный писатель.
Оригинально пишет - несомненно.
У неё много читателей - это плюс.
И всё же, с точки зрения литературоведения, нагромождение риторических фигур - не есть красиво.
Обсуждение
07:35 17.07.2025(3)
Ирина Гасникова
Прочитав так называемую «рецензию», я почувствовала, что попала на заседание литературного трибунала, где каждое сравнение — это повод для допроса, а метафора — улика в деле о «преступной избыточности». Автор рецензии, похоже, вооружился линейкой, калькулятором и словарём терминов по интерьерному дизайну, чтобы измерить, насколько «соразмерно» громоздятся горы.
Шесть риторических фигур в одном абзаце? Ужас! Как я посмела?! Ведь, как известно, настоящий литературный стиль — это когда автор говорит «я пошёл» и не дай бог добавит «в задумчивости». А если ещё и «в задумчивости, как осенний лист, мечущийся между лужами» — всё, вызывайте литературную полицию))
Сравнение рассказа с квартирой, заставленной мебелью, — это, конечно, треш. Особенно если представить, что рецензент — тот самый гость, который пришёл в гости, увидел бархатный диван и сказал: «Фу, слишком красиво, где же тут можно страдать?» Видимо, эстетика, по её мнению, это когда всё серо, ровно и желательно без метафор.
Я написала о своих эмоциях и любимых горах, а рецензент требует симметрии. Видимо природа должна пройти курс «Основы композиции» и выстроить деревья в шахматном порядке? А фотозона у торгового центра — эталон красоты, потому что там всё по ГОСТу? Горы не прошли проверку, ели — не сертифицированы. Ясно, что человек никогда не был в горах. «Страшно красиво» — это не термин, а состояние души, недоступное тем, кто ищет истинную красоту по банальному штампу в общественном месте.
Сравнение с камеди клаб — это вообще класс. Видимо, если в тексте есть юмор, то это уже не литература, а стендап, да? А если автор смеет использовать гиперболу, то всё, вон из литературного клуба! Настоящий писатель должен быть скучным, страдающим и желательно писать так, чтобы никто не понял, но все уважали?))
Рецензент, похоже, не столько читает, сколько ищет повод для интеллектуального превосходства. Он не воспринимает текст с юмором, он его препарирует, как лягушку на уроке биологии, надеясь найти там «меру», «симметрию» и «гармонию». А если вместо этого есть живой язык, ирония и образность, то это уже плохо. 
06:28 18.07.2025(2)
1
Ирина, поддерживаю Вас! Литературоведение, как "точная наука", с какими-то своими "законами" - такой же абсурд, как "литературные институты", обучающие писательскому "ремеслу".
09:09 18.07.2025(1)
Miroslava the Enlightened
Вы можете поддерживать Ирину. И ещё тысяча человек её могут при желании поддержать. Но это ничего не изменит.
Вы пишете, что литературоведение - точная наука. Это ваша отсебятина. Если вы не в состоянии правильно прочитать мои записи, о чём мне с вами разговаривать?
Точных наук вообще не существует. Даже математика не является точной наукой.
Я сказала, что литературоведение - строгая наука и принцип красоты нельзя отменить.
09:20 18.07.2025
Miroslava the Enlightened
Настоящий литературовед является также и философом. Невозможно быть литературоведом, не будучи образованным философом.
Литературоведение - наука о литературе, которая имеет представление о законах красоты.
В государственной думе каждый день меняют законы, вносят поправки и дополнения.
Но закон красоты является абсолютным законом, который нельзя изменить, нельзя внести в него поправки и дополнения.
Писатель, который понимает творческий процесс, должен исходить из абсолютного творчества. Создатель создал мир и всё, что нам известно. В созданном мире имеются законы - абсолютные. Закон красоты - один из них.
Любой нормальный писатель, понимающий процесс творчества, соблюдает законы Творца.

Эта информация вас может повергнуть в шок. Ведь вы никакого понятия не имеете о творческом процессе.
08:53 18.07.2025
Ирина Гасникова
Большое спасибо, Игорь, за поддержку и мнение.
Гость20:12 17.07.2025(2)
Комментарий удален
09:29 18.07.2025(3)
Miroslava the Enlightened
Я являюсь экспертом по литературе, философии, живописи, музыке.
А вы - кто такая? чем вы занимались, скажем, последние пять лет своей жизни. Кто вы вообще по жизни?
Вы так смело пишите комментарии на моей странице. Может быть, вы - литературовед? Философ? Музыковед?
Сдаётся мне, что в литературе вы - случайный человек. Такие как вы занимаются профанацией литературы, будучи необразованными профанами.
Гость20:59 18.07.2025(1)
Комментарий удален
Гость09:59 19.07.2025(1)
Комментарий удален
10:56 19.07.2025(1)
Алёна Шаламина
Мирослава, ваш комментарий заслуживает отдельного разбора как образец комического морализаторства и ошибочной логики.

Фото. Вы увидели пожилую женщину с сигаретой — и этого оказалось достаточно, чтобы сделать выводы обо всей её личности, творчестве и моральном облике. Интересно, судили бы вы столь же строго о Сартре, Булгакове или Симоне де Бовуар по тем же критериям?

Голос. Вы услышали «прокуренный голос» и решили, что такие голоса не имеют права звучать в искусстве. Позвольте напомнить: Марлен Дитрих, Земфира, Марианна Фейтфулл — все обладали голосами с хрипотцой. Это не мешало им быть выразительными и значимыми.

Питание и литература. Удивительно смелая гипотеза: якобы творческое качество текста определяется диетой автора. Тогда уж уточните: что именно нужно съесть, чтобы написать «Анну Каренину»?

Моральная чистота. Аргумент «я никогда не курила и не пила» подаётся как последняя инстанция. Однако моральность не измеряется отсутствием вредных привычек. Скорее уж — способностью видеть в другом человека, а не объект для презрения.

Чёрный список. Добавлять кого-то туда из-за несимпатичного вам фото — довольно точно иллюстрирует вашу собственную готовность к диалогу и открытость миру.

И в завершение: «Гюльчатай, открой личико» — фраза, с которой вы начали, по духу ближе к герою, который разглядывает, но не видит. Лицо автора вы как будто и увидели, но вот человека — нет.
11:53 19.07.2025(1)
Miroslava the Enlightened
У кждого человека есть своя мораль и свои убеждения - и с точки зрения своей морали он разглагольствует. Как и вы в данном случае.
Вы настолько невнимательны, что хочется спросить, как вы читаете?
«Гюльчатай, открой личико» - это выражение Джины Блек.

Есть хорошая пословица - По плодам их узнаете их.
Это великое высказывание. Вы станете оспаривать это?
Я следовала этому мудрому выражению и по плодам определила и мораль, и интеллект, и мировоззрение. Я умею это делать. Какая разница, это Джина блек, Сартр или кто-то ещё? Люди сами показывают свои плоды. По внешним признакам я лично могу увидеть внутреннее.
 
Ваша невнимательность очевидна. " Удивительно смелая гипотеза: якобы творческое качество текста определяется диетой автора".
Я же не так написала. результаты труда напрямую зависят от того, что человек употребляет. Употребляет, то есть, что он ест, пьёт, читает, смотрит, слушает, о чём думает...
Есть ещё прекрасная пословица. Трудящийся достоин пропитания. Бубновский перефразировал это так: Еду надо заработать и еду надо отработать.
Человек пообедал, затем прикурил сигарету (все курящие так делают после еды) и таким образом отработал еду.
Ещё одно великое высказывание - тело человека - храм духа святого.
Следовательно, у того, кто сосёт сигареты, тело - не храм духа святого.
С чего вы решили, что я кого-то презираю? Ко всем людям я отношусь одинаково. Та информация, которую выдаёт Джина и ей подобные - не представляет для меня интереса.
Я написала рецензию, и вскоре приходят какие-то люди со своими нравоучениями, замечаниями,  со своими проблемами - со своими плодами. Почему я должна это видеть и слушать? Поэтому я в таких случаях говорю им - общайтесь с себе подобными. В обычной жизни у меня не бывает встреч с такими людьми.
Я с радостью пообщаюсь с человеком ведущим чистый образ жизни, интеллектуально развитым, религиозным, посещающим тренажёрный зал и тому подобное.
Не надоедайте мне своими нравоучениями. У меня своих достаточно.
Спасибо за внимание.
12:30 19.07.2025(1)
Алёна Шаламина
Мирослава, благодарю за развёрнутое объяснение ваших взглядов. Это почти философское кредо — правда, напоминающее антиутопии, где люди делятся на «чистых» и «нечистых», «достойных» и «недостойных». Только вместо тоталитарного режима — суд по фото, голосу и диете.
Позвольте уточнить:
— Вы пишете, что не презираете, а просто «не интересуетесь» людьми, у которых неправильный тембр голоса, внешность, выбор питания, хобби и, возможно, форма ушей. И при этом добавляете: «общайтесь с себе подобными». Любопытно: как бы вы отнеслись к тому, если бы по вашим «плодам» кто-то сделал вывод, что вы недостойны общения?
— Ваше право — общаться только с теми, кто посещает тренажёрный зал. (Хотя, признаться, я впервые вижу, чтобы это было частью определения «интеллектуально развитого человека»).

Не думаю, что Джинна нуждается в защите. Но иногда просто хочется сказать: да, есть и такие плоды — горькие, дикие, неожиданные. И именно в них — жизнь.

12:40 19.07.2025(1)
Miroslava the Enlightened
Вы можете делать свои выводы. Каждый может делать выводы, какие может и больше того, что он может, он не может. Это абсолютный закон.
Написанное вами в комментариях ко мне  никакого отношения не имеет. Это ваши домыслы.
Повторяю, не надоедайте своими нравоучениями. Это не красиво.
Спасибо. Всех благ.
12:45 19.07.2025(1)
Алёна Шаламина
Мирослава, благодарю за ваши уточнения.
Мы действительно делаем выводы по мере своих возможностей — как вы справедливо заметили. Я же исходила из текста ваших комментариев, не из домыслов. Простая логика: если вы пишете о внешности, голосе и привычках другого человека с таким количеством негативных эпитетов, — это вполне читается как осуждение, даже если вы называете его иначе.
Что касается нравоучений — заметьте, я не учила вас жить, не ставила диагнозов и не раздавала ярлыков. Я лишь отстаивала право другого человека быть собой — без необходимости соответствовать вашим стандартам «достойного».
Вы вправе остаться при своём. Я — при своём.
Всех благ и вам. Пусть ваш взгляд на мир приносит вам ту ясность и мир, которых вы, возможно, искренне ищете.
13:04 19.07.2025
Miroslava the Enlightened
Алёна, благодарю за ваши уточнения. Действительно, мы приходим к выводам, исходя из доступной информации, как вы и отметили. Мой анализ основывался исключительно на тексте ваших комментариев, а не на каких-либо предположениях. Простое наблюдение: обилие негативных характеристик, применимых к внешности, манере речи и привычкам другого человека, создаёт ощущение осуждения, даже если оно выражено в завуалированной форме.

Что касается моих реплик, которые могли быть восприняты как нравоучения, позволю себе заметить, что я не стремилась давать советы или ставить диагнозы. Моя позиция заключалась в защите права каждого на самовыражение, на существование вне рамок навязанных стандартов «достойности».

Мы имеем право придерживаться собственных убеждений. Я останусь верна своей точке зрения.

Всего наилучшего и вам. Надеюсь, ваш взгляд на мир принесет вам ту ясность и внутреннюю гармонию, к которым вы стремитесь.
11:05 18.07.2025(1)
2
Ольга Панчишкина
Тоже мне эксперт. Пишущий корявые стихи, типа этого:

Ночное рандеву луны и снега
закончилось на утренней заре.
Над горизонтом яркая омега.
Дорога вся в серебряной икре.
В степи неторопливая метель
встряхнула необъятную постель.
Зрачком фотографируя посёлок,
водитель на своём грузовике
большой ассортимент зелёных ёлок
привёз, дабы убраться налегке.
Смотря в окно, опять читаем мы
направо слева белый текст зимы.

Омега - что сие значит в данном тексте? Букву, группу полиненасыщенных жирных кислот? А, поняла, это начало и конец всего сущего. Ладно! А метель неторопливая, это как? ))) Эксперту лень было зайти хотя бы в Википедию и узнать, что
"Мете́ль (буран, вьюга, снежная буря, пурга) — перенос сильным приземным ветром падающего и/или выпавшего ранее снега" (с)
Дальше вообще отпад! У Метели эксперт усмотрела фотографирующий зрачок. )))
И читает она направо слева! Всё! Нет слов! Занавес!

Ирине Гасниковой:
Наплюйте вы на "рецензию" этого "эксперта". Она таковым является только в своём воображении.
12:31 18.07.2025
Miroslava the Enlightened
Я являюсь экспертом по литературе. А кто вы такая?
Я - практикующий литературовед, практикующий философ. Я ежедневно занимаюсь этим.
Чем вы занимаетесь - я не знаю.
Вы высказали своё мнение. Как вежливый человек, я благодарю вас за ваше мнение.
Разговаривать с вами или с вам подобными о литературе и искусстве? Это всё равно, что опытный прораб будет разговаривать о строительстве дома со своим трёхлетним внуком.
09:53 18.07.2025
Miroslava the Enlightened
На мои рецензии и комментарии будет обращать внимание тот человек, который желает научиться правильно писать.
А тот, кого похвалили друзья и родственники и он обалдел от этого - ничего путного не приобретёт.
Нормальным людям надоела похвала знакомых, друзей и родственников. И они хотят услышать мнение настоящего эксперта. Только настоящий эксперт может дать объективную характеристику и оценку. И его советы - правильные.
20:26 17.07.2025
Ирина Гасникова
Jinna, благодарю от всей души за поддержку.
08:01 17.07.2025(1)
Miroslava the Enlightened
Всем нравится, когда хвалят.
Что касается природы. Уверяю вас, в природе всё симметрично, пропорционально и потому красиво. Ваша задача, как писателя, ннайти слова для того, чтобы показать симметрию и, следовательно, красоту.
А так вообще вы неплохо справляетесь со своими историями. Они нравятся кому-то наверняка.
Но литературоведение - строгая наука.  Принцип красоты нельзя отменить.
Нагромождение риторических фигур - не есть красиво. Тем более, риторических фигур одного плана.
я не хочу вас обидеть. То, что я сказала - объективная информация. Что не означает, что вы бездарны. У вас несомненно имеется талант.
08:11 17.07.2025(1)
Ирина Гасникова
Благодарю за столь «объективную» информацию, и особенно за уверенность в том, что природа обязана быть симметричной, как чертёж. Видимо, Вы ещё не встречали дерево, выросшее под углом, или горный хребет, который не удосужился выстроиться по золотому сечению. Природа, к счастью, не сдаёт Вам экзамен по литературоведению, она просто живёт, и в этом её сила.
Что касается «нагромождения риторических фигур одного плана», позвольте не согласиться. Это как обвинить художника в том, что он использует слишком много оттенков одного цвета. Иногда именно повторение придаёт стилю ритм, узнаваемость и характер. А если читатель смеётся, грустит или чувствует, что его сердце откликнулось, значит, фигуры сработали. Даже если они не прошли Вашу строгую проверку.
И да, Вы правы: всем нравится, когда хвалят. Но ещё больше нравится, когда критикуют конструктивно, с чувством юмора, уважением и хотя бы лёгкой попыткой понять, что проза и стихи — это не формула, а живой организм. Спасибо за признание таланта, я его обязательно сохраню. А симметрию оставлю для архитекторов 
08:17 17.07.2025
Miroslava the Enlightened
Природа не обязана быть симметричной. Она симметрична по своей сути.
Дерево, выросшее под углом, обязательно находися в координации с окружением и само по себе содержит симметрию. Но вы этого не видите.
21:05 18.07.2025(1)
Панин
Прочел некоторые тексты автора. Вы правы - перебор "оригинальностей " слишком мягкое выражение для этого зашкаливания. Позволю себе мнение ИИ процитировать по поводу стишка, опубликованного в параллельной ветке в рубрике "заметки".Мне кажется, что здесь есть что-то общее, хотя у Ирины образы и приемы наоборот СУПЕР оригинальные. Но эффект тот же:

  стихотворение представляет собой набор стандартных образов, собранных вместе, чтобы создать видимость глубины. Это клишированная и прямолинейная «романтика», которая является аллюзией на отсутствие оригинальности.

PS. С приписывание к понятию Риторика не согласен. Риторика - нечто иное, нмв.
10:04 19.07.2025
Miroslava the Enlightened
Интересный комментарий. Спасибо.