Ирина Гасникова.Рассказы.
Прочитав однажды, я удивилась. Прочитав ещё раз. Перечитав несколько раз (а рецензент всегда перечитывает, чтобы понять и уловить полностью), я испытала другое чувство.
Ирина не может просто рассказывать. Она не может описывать явления и предметы так, чтобы они были видимы и осязаемы читателем.
Она может удивлять, придумывая риторические фигуры и загромождая ими помещение.
Есть замечательная поговорка: "Всё хорошо - в меру".
Уже пятый день рассказы Ирины Гасниковой на первой странице сайта в рубрике "самая читаемая", "самая оцениваемая" и самая комментируемая".
Рассказ "Марафон без старта"
первый абзац
"Я не спортсмен и точно не гуру мотивации. Просто мужчина, достигший диванного расцвета, с собственной философией и правом на утреннюю отложенность великих дел. Бег — это прекрасно. Особенно, когда он происходит в моём воображении. Там я — стремительная мысль, летящая к просветлению. В реальности же — сомнение, которое заблудилось между диваном и ковриком для йоги. Я не бегаю, потому что не хочу убегать от себя. А себя я люблю."
В одном абзаце шесть риторических фигур.
Автор не руководствуется поговоркой "всё хорошо в меру", она не знает меры и её рассказы битком забиты риторическими фигурами.
Представьте себе квартиру, заставленную красивой мебелью. Но жить там нельзя, там нет места, там невозможно даже пройти, всё заставлено.
Хорошо, когда в квартире есть красивая мебель и при этом там просторно, можно ходить, можно прыгать и бегать. То есть, можно и жить, и смотреть на красивую мебель.
Такие рассказы создаёт Ирина Гасникова, которые заставлены "красивыми" риторическими фигурами.
"Красивыми", в кавычках, потому что красота есть там, где есть для неё место и при этом просторно.
Рассказ "Хозяйка горы"
"На мне ветровка оттенка «оптимизм, переживший три подъёма и одно моральное падение», под ней — розовый свитер, идеальный для селфи и совершенно бессмысленный в битве с горным ветром. Светлые волосы, когда-то аккуратно заплетённые в косу, спустя два часа похода, превратились в художественный хаос, достойный экспозиции «Экспрессия паники».
Маленький абзац, а в нём четыре яркие риторические фигуры. Зачем?
Можно же просто рассказать, что я в горах, на мне розовый свитер и старая ветровка...
Нет, нельзя, нужно удивить читателя яркой риторикой.
"А вокруг — страшно красиво. Красота такая, что хочется извиниться перед каждым камнем, каждым деревом и небом лично за то, что внизу, в цивилизации, я когда-то называла «красиво» фотозону возле торгового центра. Горы громоздятся, как древние исполины. Ели стоят неподвижно и грациозно, так и хочется им прошептать: «Простите, что в городе я вас игнорировала ради бетона».
Автор говорит: "А вокруг — страшно красиво. Красота такая, что хочется извиниться перед каждым камнем,". - Но я, читатель, только слышу, что автор говорит о красоте, но не вижу, где же обещанная автором красота? Автор не показала, где же эта красота.
"я когда-то называла «красиво» фотозону возле торгового цетра" - автор сожалеет об этом.
А почему же фотозона возле торгового центра не может быть красивой?
По-видимому, автор не знает, что такое красота.
Красота - гармония, соразмерность, координация, симметрия.
Дизайнеры интерьера и вообще дизайнеры как раз и занимаются созданием красоты в разных местах, используя метод соразмерности, пропорциональности и симметрии.
"Горы громоздятся, как древние исполины. Ели стоят неподвижно и грациозно," - Но я не вижу в этом красоты. Горы громоздятся, а ели стоят - и что в этом красивого?
Красота возникнет только в том случае, если горы будут громоздиться соразмерно и симметрично, а ели будут стоять, соблюдая баланс.
Когда читаешь литературное произведение и видишь там нарушение координации, дисгармонию, асимметрию, дисбаланс - тогда понимаешь, что автор сего произведения неуклюж.
Интересно и то, что Ирина применяет не разные риторические фигуры, а однообразные, то есть, риторические фигуры одного плана, с одной полки.
Так делают стендаперы из камеди клаб. Они понятия не имеют, что такое риторические фигуры и как применять их. Они знают, что слушателя надо чем-то удивить. Представляя сценку, они используют гиперболу или гротеск.
Ирина применяет полуметафоры и полусравнение, то есть, ни то, ни сё.
Она стабильно выдаёт гиперболу (преувеличение) и гротеск (в этом контексте - эксцентричность и комичность).
Да, это ярко, да, это удивляет. Один раз. Во второй раз это уже не интересно.
Всё познаётся в сравнении.
Вот рассказ Алексии Зубовой "Прачка"
"Живописный пригород В-ска. Шоссе пустовало. Только два беззаботных велосипедиста крутили педали. Один выписывал, а второй рисовал зигзаги на плоскости.
К берёзовой роще вела тропинка. Деревья не стеснялись и занимались показухой. В конце концов, зачем тогда расти.
Гостиница, построенная в прошлом веке, прошедшая через капитальный ремонт, старалась обратить на себя внимание всеми углами.
Неподалёку находилось озерцо. Вода похожа на прозрачный пластик. Вдоль берега покрыта листьями кувшинок. И медленные облака в него отбрасывали тень."
Алексия просто рассказывает о том, что она видит. Риторические фигуры имеются, но в меру.
Рассказ "Уборщица".
"Поднявшись из-за стола и воспроизведя болоньевый шелест, человек неторопливо удалился"
"Она переночевала в поселковом отеле и утром, посмотрев в незашторенное окно, увидела часть двора, заляпанного солнцем и трёх серых персонажей, которые почему-то напомнили ей об иллюзорности бытия.
По крутой заасфальтированной дороге она добралась до многополосной автомагистрали, и, придав машине ускорение, доехала до областного центра, где в кафе "Осень" её ожидал неприметный человек в шляпе и плаще."
Алексия просто рассказывает, да, необычно, не как все. Но не гротескно и без преувеличений. Риторические фигуры присутствуют - в меру.
От этого повествование выглядит красивым, ведь соблюдены симметрия и пропорциональность.
Рассказ "Изменение формы"
"Никому не известный писатель прибыл в Тр-ск на междугороднем автобусе. С автовокзала он на заляпанной грязью маршрутке отправился куда-то ещё.
Был тот период, когда нежная слякоть связалась с распутным ветром."
Это написано аккуратно и красиво. Вербальная и риторическая координация не нарушены.
Николай Гоголь "Невский проспект"
"В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернеры всех наций с своими питомцами в батистовых воротничках. Английские Джонсы и французские Коки идут под руку с вверенными их родительскому попечению питомцами и с приличною солидностию изъясняют им, что вывески над магазинами делаются для того, чтобы можно было посредством их узнать, что находится в самых магазинах. Гувернантки, бледные миссы и розовые славянки, идут величаво позади своих легеньких, вертлявых девчонок, приказывая им поднимать несколько выше плечо и держаться прямее; короче сказать, в это время Невский проспект — педагогический Невский проспект."
Как мы видим, автор рассказывает необычно, и риторические фигуры есть - столько, сколько нужно, чтобы не был нарушен баланс.
Спасибо за внимание.
постскриптум
О плюсах рассказов Ирины Гасниковой
Несомненно, она - остроумный писатель.
Оригинально пишет - несомненно.
У неё много читателей - это плюс.
И всё же, с точки зрения литературоведения, нагромождение риторических фигур - не есть красиво.
| Помогли сайту Праздники |






Шесть риторических фигур в одном абзаце? Ужас! Как я посмела?! Ведь, как известно, настоящий литературный стиль — это когда автор говорит «я пошёл» и не дай бог добавит «в задумчивости». А если ещё и «в задумчивости, как осенний лист, мечущийся между лужами» — всё, вызывайте литературную полицию))
Сравнение рассказа с квартирой, заставленной мебелью, — это, конечно, треш. Особенно если представить, что рецензент — тот самый гость, который пришёл в гости, увидел бархатный диван и сказал: «Фу, слишком красиво, где же тут можно страдать?» Видимо, эстетика, по её мнению, это когда всё серо, ровно и желательно без метафор.
Я написала о своих эмоциях и любимых горах, а рецензент требует симметрии. Видимо природа должна пройти курс «Основы композиции» и выстроить деревья в шахматном порядке? А фотозона у торгового центра — эталон красоты, потому что там всё по ГОСТу? Горы не прошли проверку, ели — не сертифицированы. Ясно, что человек никогда не был в горах. «Страшно красиво» — это не термин, а состояние души, недоступное тем, кто ищет истинную красоту по банальному штампу в общественном месте.
Сравнение с камеди клаб — это вообще класс. Видимо, если в тексте есть юмор, то это уже не литература, а стендап, да? А если автор смеет использовать гиперболу, то всё, вон из литературного клуба! Настоящий писатель должен быть скучным, страдающим и желательно писать так, чтобы никто не понял, но все уважали?))
Рецензент, похоже, не столько читает, сколько ищет повод для интеллектуального превосходства. Он не воспринимает текст с юмором, он его препарирует, как лягушку на уроке биологии, надеясь найти там «меру», «симметрию» и «гармонию». А если вместо этого есть живой язык, ирония и образность, то это уже плохо.