Заметка «О чувстве слова»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Темы: размышлениятворчестволитература
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 17
Читатели: 225 +1
Дата:

О чувстве слова

Прочитала сегодня миниатюру Жоржа Декосье «Кое-что о психологии литературного творчества» и очень меня заинтересовало, что же на самом деле подразумевается под чувством слова.

Сейчас проще всего получить ответ у нейросети. Что я и сделала, а она, раздумывая секунду, выдала мне такой ответ:

«Чувство слова» — это способность тонко чувствовать значение, звучание и эмоциональный оттенок слов, выбирать наиболее точные выражения для передачи мысли, избегать ненужных повторений и стилистической грубости. Человек с развитым чувством слова интуитивно чувствует красоту и гармонию языка, осознаёт разницу между уместностью и неуместностью употребления определённых выражений в конкретных ситуациях. Оно позволяет подбирать слова таким образом, чтобы создать ясную, выразительную и точную речь, как устную, так и письменную».

Далее следовало перечисление составляющих этого понятия и советы, как развить у себя такое чувство. Ну и, как положено, в конце ответа выдано заключение:

«Таким образом, чувство слова — это неотъемлемый элемент творческого потенциала писателя, журналиста, оратора или любого другого специалиста, чья деятельность связана с использованием языка. Его развитие способствует созданию качественных и привлекательных текстов, способствующих эффективному общению и пониманию».
 
Интересно, согласился ли бы с таким мнением оппонент ЛГ Сергей Сергеевич?
 
Лично я согласна, и миниатюра мне очень понравилась уже хотя бы потому, что подняла довольно серьёзную тему.
 
Пришлось по душе сравнение чувства слова с абракадаброй. Это для ИИ всё ясно, а вот для ЛГ такое понятие сложно, даже загадочно и поэтому стало предметом исследования. Независимо от результата, ценность этого исследования высока, и зря автор умаляет её, пусть даже с присущим ему остроумием.  


И ещё понравилось умение автора держать интригу. А тексту в конце, специально написанному маленьким шрифтом, я не поверила. Думаю, что всё так и было ).
Обсуждение
Гость19:57 23.07.2025(1)
Смысл, значение, эмоциональная окраска, которую слово несет человеку – это и есть чувство слова и при живом общении проще понять посыл слов, а вот при чтении не каждый на это способен, не у каждого развито это чувство.
20:51 23.07.2025(1)
2
Елена Саульченко
Я не могу полностью согласиться с Вами, уважаемый Гость, так как думаю, что такое чувство дано каждому, но не у всех оно одинаково развито. И у каждого восприятие прочитанного связано как с общепринятым значением слова, так и с личными ассоциациями, с личным опытом.
12:20 30.08.2025(1)
1
Мириам Хагалас
Соглашусь с Вами. Чувством слова обладает каждый. Ведь слово —  это образ. И у каждого этот образ рождает свои ассоциации. Так работает наш мозг.
Теперь о пишущем…Передать точно свои мысли в письменной речи — это   филологическая грамотность, которой  может овладеть каждый. Передать словами не только смысл, но и чувства, эмоции — это творчество. Недаром литературу называют искусством. В художественной литературе сочетания слов приобретают такие оттенки, которых не найдешь в самых лучших словарях русского языка.
 
И все торчит.

В дверях торчит сосед,
Торчат за ним разбуженные тетки,
Торчат слова.
Торчит бутылка водки,
Торчит в окне бессмысленный рассвет!
Опять стекло оконное в дожде.
Опять туманом тянет и ознобом…


 (Н. Рубцов)


Можно ли одною филологией постичь это стихотворение? Можно ли одною филологией постичь Пушкина? И всякий ли филолог сможет заниматься литературным творчеством? Мне кажется, что помимо чувства слова  нужен дар.
16:03 10.09.2025
Елена Саульченко
Спасибо за интересный комментарий, Мириам! 
Мне очень понравилась фраза
Передать точно свои мысли в письменной речи — это   филологическая грамотность, которой  может овладеть каждый. Передать словами не только смысл, но и чувства, эмоции — это творчество.

Это очень важные для меня слова.

Конечно, творчество немыслимо без дара. Но может ли человек развить в себе дар? Или это даётся только свыше?
17:36 23.07.2025
Очень интересная тема! И подана тоже интересно. Чувствуется, что автор хорошо в ней разбирается.
А еще я восхищен Вашим умением ладить со всеми. Всегда можете сказать человеку доброе слово, независимо от того, приятен он Вам или нет! У меня вот такая способность отсутствует начисто.
21:04 18.07.2025(1)
1
Моряна (Галина Димитрова)
Очень тонкое определение - чувство слова. Каждый может чувствовать слово по-своему. Есть тут автор, который слово чувствует чисто по значению, не обращая внимание на переносные смыслы. И он никогда не поймёт, о чём хотел сказать автор. И даже те, кого я уважаю как критика и как автора иногда не сходятся со мной в чувстве слова (сегодня аж два раза была удивлена, читая гостем стихи уважаемых мною авторов и критика). И только когда кто-то совсем не чувствует слова, он не сможет написать что-то путное. Умеешь ты, Лена, поднять такую тему, которая заставляет задуматься.
22:10 18.07.2025
1
Елена Саульченко
Галина, эту тему поднял в своей миниатюре Жорж Декосье. Я её лишь продолжила, потому что и сама не раз думала об этом. Особенно о силе слова. Прихожу в восторг, когда вижу у кого-то силу слов в краткости.
11:42 18.07.2025(1)
1
Валерий Свидерский
правильно нейросеть все изложила.Со сказаннм ею согласен.Пишите и обрящете!
12:30 18.07.2025
Елена Саульченко
Благодарю за доброе пожелание!
20:54 17.07.2025(1)
1
Жорж Декосье
Когда я писал миниатюру ещё не было возможности общения с ИИ. И думаю, это хорошо, что не было. А то, что не поверили послесловию, тоже хорошо, ибо нет большей похвалы писателю, чем доверие читателя.
12:28 18.07.2025
1
Елена Саульченко
То, что тогда не было возможности обратиться за помощью к ИИ, я оценила высоко. В то время всё, что писал  или анализировал человек, исходило от его ума, таланта и стремления к познаниям.
И да, Вы вызываете у меня доверие.
14:39 17.07.2025(1)
1
Борис Костинский
"Чувство слова" - это квинтэссенция из всего, прочитанного автором и того, что он слышал в его ближайшем окружении с самого раннего детства. Хорошо родиться в семье писателя или филолога! Тогда всё, связанное со словом, будет даваться быстро и легко. На автомате, как сейчас принято говорить.  Но бывают, ИНОГДА, и примеры, когда это чувство приходит свыше. Тогда мы получаем Есенина и Шукшина.
12:24 18.07.2025
1
Елена Саульченко
С этим нельзя не согласиться.
Гость13:25 17.07.2025(1)
ИИ правильно объяснил. \у вас есть чувство слова. Вы прекрасный человек.
12:22 18.07.2025
Елена Саульченко
Уважаемый Гость! Не знаю, кто Вы, но, кажется, начинаю привыкать к Вашим комплиментам, ведь, если не ошибаюсь, именно Вы уже не первый раз так щедро меня хвалите. Когда Вы разочаруетесь во мне и перестанете это делать, мне будет не хватать Вас ).
12:43 17.07.2025(1)
Георгий Тригубенко
12:14 18.07.2025
Елена Саульченко